Рейтинг
Порталус

Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор(ы): Г.Батурина
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191498733


Г.Батурина, (c)

В Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания РАО и Министерства труда и социального развития Российской Федерации состоялась международная научно-практическая конференция "Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: поиск и решения". В ее работе приняли участие представители многих регионов России, стран СНГ, дальнего зарубежья. Основную цель организаторы конференции видели в том, чтобы обобщить результаты исследований по этнопедагогике, проводимых в различных регионах, проанализировать и оценить накопленный опыт использования традиционных народных культур в педагогическом процессе, определить наиболее актуальные проблемы, выявить эффективные пути и способы их решения.

На пленарном заседании было заслушано восемь докладов, рассматривающих развитие этнопедагогики в современных условиях, ее методологические основы, воспитательный потенциал различных составляющих, взаимосвязи с другими областями психолого- педагогического знания. Так. действительный член РАО Г. Н. В о л к о в сформулировал принципиально важную методологическую позицию. заключающуюся в том, что педагогика в практике обучения и воспитания "может функционировать только как этнопедагогика". Почему же, ставит он вопрос, на этнопедагогику. на ее конструктивные, созидательные функции возлагаются особые надежды по возрождению менталитета народов не только России, но и мира в целом? И отвечает: "Потому что по-настоящему понять народы и нации, иметь о них объективное мнение можно, лишь основательно, профессионально изучив этнические системы воспитания в их паритетно- диалогическом взаимодействии. Следует возвратиться к концептуальным положениям К.Д.Ушинского, воистину провидческим, о том, что каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания, в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих. только народное воспитание является живым органом в историческом процессе". Сделав краткий обзор исследований по теории и практике этнопедагогики, докладчик показал, что все они направлены на поиски способов успешного приобщения детей, других групп населения к сокровищам народных культур, чтобы возродить, сохранить и дать возможность развиваться дальше этому неиссякаемому источнику мудрости и исторического опыта народов.

Г. И.Батурина (Москва) полагает, что этнопедагогическая теория, должна строится на основе народной культуры и, соответственно, традиционной практики воспитания. Это целостные образования, и такими они и должны сегодня функционировать. Регионально-национальные культуры и конфессии имеют инвариантные компоненты, объединяющие их в единую мировую культуру на основе представлений о всечеловеческих идеалах.

стр. 106


--------------------------------------------------------------------------------

К.Х.Кожахметов (Алма-Ата) развил тезис о том, что этнопедагогика сформировалась на стыке этнографии, философии, этнической культуры и психологии. Ее методологическую основу составляют теоретические положения названных отраслей научного знания. Она исследует то специфичное, что характерно именно для казахского этноса. В основу структурно-логической модели казахской этнопедагогики положен структурно-аналитический метод.

О. Д. М у к а е в а (г. Элиста) отметила, что на рубеже XX-XXI вв. в связи с актуализацией проблемы межнациональных отношений обозначилось явление, которое докладчик предлагает назвать "этническим ренессансом". Оно проявляется в реализации концепций и программ национально-культурного возрождения. обращении к традиционным духовным ценностям. в стремлении наций и этносов к их сохранению и приумножению в контексте современности. И в этом процессе на первое место следует поставить формирование социально-нравственных ценностей. Так, ведущую идею народной педагогики калмыков можно сформулировать следующим образом: "Высшая ценность - это мудрость, знание, дарование; средняя ценность - это дети; малая ценность - это материальное богатство". Особое место занимает буддизм, утверждающий, что человек - владыка мира. центр Вселенной и его, самосовершенствованию нет предела.

Познанию воспитательной системы каждого народа, полагает Л. А. Бугаева (Москва), способствует прежде всего выделение особенностей видения картины мира этим народом. Они являются мощным воспитательным фактором, ибо включают пространство и время, историю, право, восприятие смерти, трактовку личности, детства, семьи, секса, оценку богатства, бедности, другие подобные характеристики.

Далее были обсуждены принцип природосообразности как высший этнопедагогический принцип (П. П. К о з л о в а, г. Стерлитамак), универсалии в этнопедагогике (Я. В. Ч е с н о в, Москва), другие категории и понятия, раскрывающие сущность рассматриваемого научного направления. Особое место на пленарном заседании занял доклад Т. И. Рудневой (Самара) "Городская программа "Возрождение"", посвященный практической деятельности Центра развития образования по возрождению русской школы.

Обсудив на пленарном заседании и на пяти секциях теоретико- методологические проблемы, прикладные и научно-практические задачи этнопедагогики, участники конференции отметили, что во всех регионах Российской Федерации, странах СНГ актуализируются исследования, направленные на поиски способов эффективного приобщения детей и взрослых к сокровищам народных культур. В числе наиболее значимых тенденций было отмечено все возрастающее внимание к методологии этнопедагогики, к осмыслению ее места в системе гуманитарных и общественных наук. уточнению категориально-понятийного аппарата, обобщению накопленного в различных регионах и государствах эмпирического материала, к сравнительному анализу традиционных культур воспитания различных этносов и наций, что и позволило поставить в качестве ведущей на конференции проблему этнопедагогизации учебно- воспитательного процесса.

Проблемами воспитания подрастающего поколения на народных традициях сегодня занимаются самые различные социальные институты: семья, школа, дошкольные и дополнительного образования учреждения, социальные педагоги, средства массовой информации. Здесь много интересных практических находок, заслуживающих научного осмысления.

Исследования проблем воспитания и обучения на идеях традиционных культур пока в основном осуществляются на прикладном уровне и развиваются в следующих направлениях: выявление воспитательных возможностей одного или нескольких компонентов традиционной культуры и внедрение их в учебно- воспитательный процесс (имеются в виду празднично-игровая культура, фольклор, народные промыслы и др.); использование традиционных культур в формировании определенного качества личности (нравственности, трудолюбия, эстетического отношения к миру и др.); подготовка педагогических кадров в средних и высших учебных заведениях. Участники конференции отметили, что пока нет должной координации научных поисков по проблемам этнопедагогики.

Конференция единодушно приняла следующие рекомендации: организовать при Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания РАО и Министерства труда и социального развития РФ постоянно действующий методологический семинар по этнопедагогике; ежегодно силами регионов РФ проводить конференции по этнопедагогическим проблемам современного учебно-воспитательного процесса: просить Министерство общего и профессионального образования и Министерство по делам федераций и национальностей финансировать издание ежегодника "Этнопедагогический вестник"; создать межрегиональную группу ведущих специалистов для разработки комплекса методических пособий по научному обеспечению исследований проблем этнопедагогики, с тем чтобы подготовить условия для организации в будущем Международного научно-исследовательского центра.

стр. 107

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама