Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ есть новые публикации за сегодня \\ 21.11.18


Проектный метод обучения в системе технологического образования

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор: Н.В.Матяш
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191499111 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н.В.Матяш, (c)

найти другие работы автора

К методам технологического образования мы относим целенаправленные и организованные способы формирования у школьников технологической культуры и их подготовки к будущей творческой и гармоничной преобразовательной деятельности на научной основе.

В педагогической литературе обсуждаются следующие методы технологической подготовки:

* исторический: описание этапов возникновения и развития технологических систем и объектов;

* непосредственное наблюдение за объектом, включающее манипулирование с ним с целью изучения его устройства, принципов действия, функционального назначения и т.д.;

* экспериментальная проверка определенных гипотез и предположений;

* метод проектов, под которым понимается возможность повторного изобретения (Дидактика технологического образования / Под ред. П.Р.Атутова. Ч. II. М., 1998. С. 110-115).

Предметная область проектирования постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных систем, организаций, трудовых, экологических, социальных, генетических, психолого-педагогических процессов.

Сравнительный анализ истории становления теории и практики проектного обучения показал, что в отечественной педагогике этот метод рассматривался прежде всего как средство:

* всестороннего упражнения ума и развития мышления (П.Ф.Каптерев);

* формирования творческих способностей (П.П.Блонский);

* развития самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни (С.Т.Шацкий);

* подготовки воспитанников к профессиональной деятельности (А.С.Макаренко);

* слияния теории и практики в обучении (Е.Г.Каганов, М.В.Крупенина, В.В.Игнатьев, В.Н.Шульгин).

Русские ученые связывали методы обучения (в том числе и проектный) прежде всего с развитием личности, подготовкой человека к жизни и труду. В зарубежной педагогике проекты рассматривались с позиции целей обучения, связанных с утилитарной задачей выполнения учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке (У.Х.Килпатрик).

Итак, в нашем понимании метод проектов (в пер. с греч. "путь исследования") - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.

На протяжении пяти лет коллектив ученых Брянского госпедуниверситета под руководством члена-корреспондента РАО В.Д.Симоненко ведет исследования в школах Брянска, Новокузнецка, Армавира и других городов, выявляя эффективность внедрения метода творческих проектов в процессе изучения учащимися образовательной области "Технология" и других естественнонаучных дисциплин. Полученные результаты подтверждают преимущества данного метода перед другими. В то же время мы понимаем, что его надо использовать в сочетании с различными методами обучения. Неоспоримо то, что применение названного метода способствует укреплению здоровья и психики школьников. Почему так происходит? Известно, что личность может освоить лишь то, что осознается как способ деятельности,

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

т.е. распредмеченный, говоря словами К.Маркса, мир. Среди средств обучения, способствующих эффективному опредмечиванию и распредмечиванию знаний, выделяется метод творческих проектов, под которым мы подразумеваем такую деятельность учащегося, в процессе которой под руководством учителя создаются материальные или духовные ценности, обладающие субъективной, а возможно, и объективной новизной, если иметь в виду, что проект выполняется от идеи до ее полной реализации.

Наблюдения за процессом учебной проектной деятельности показывают, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения для выполнения проекта, производят необходимые расчеты. Учитель при этом превращается из лектора-рассказчика в консультанта-помощника. Он, естественно, руководит творческой деятельностью учащихся, но делает это ненавязчиво.

Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения. Внедрение метода творческих проектов в учебный процесс школы позволяет сохранить, по выражению Н.И.Пирогова, "самость ребенка". Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам (на первых порах при участии учителя) анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются общие и специальные способности.

К характерным особенностям проектного метода отнесем интегративность, проблемность и контекстность обучения. Первая означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения школьников. По поводу второй заметим: неслучайно проектирование вначале называлось методом проблем или методом целевого акта. Проектное обучение основано во многом на контекстном подходе. Остановимся на нем подробнее.

В психолого-педагогической литературе понятие "контекст" используется все чаще. В языкознании и логике оно определяется как относительно законченный в смысловом отношении отрывок речи или текста, в котором выявляются смысл и значение входящих в него слов или предложений, выступающих в качестве лингвистического окружения определенной языковой единицы. По мнению А.Ф.Лосева, значение слова есть знак, взятый в свете своего контекста. В Советском энциклопедическом словаре "контекст" (от лат. contextus - соединение, связь) трактуется как относительно законченный отрывок письменной или устной речи, общий смысл которого позволяет уточнить значение отдельных входящих в него слов, выражений и т.д. В Словаре русского языка С.И.Ожегова "контекст" - законченная в смысловом отношении часть текста. В Кратком психологическом словаре - это речевое или ситуативное окружение литературного произведения (или его часть), в пределах которого наиболее точно выявляются смысл и значение отдельного слова, фразы и т.д.

Л.С.Выготский привлекал понятие "контекст", когда необходимо было объяснить соотношение смысла и значения. Известно его афористическое изречение: "Слово приобретает смысл в конце абзаца, абзац - в конце книги, книга - в конце всего творчества автора". Современные ученые (в частности, А.А.Вербицкий) считают, что контекстное обучение (знаково- контекстное) в содержательно-педагогическом выражении означает интеграцию учебной, научной и практической деятельности будущих специалистов.

С педагогической точки зрения контекстное обучение позволяет осуществить переход от школы памяти к школе мышления, к единству опредмечивания и распредмечивания знаний. В первом случае акцент делается на процессах восприятия, внимания, памяти, во втором - прежде всего на активизации мышления. Вся проектная деятельность школьника пронизана контекстным подходом, в активную деятель-

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

ность включаются обе сигнальные системы. В этом случае "петля дизайна", "звездочка обдумывания" (опорная схема размышления) и другие символы являются объединяющими знаками контекстного подхода при выполнении творческих проектов и организации целенаправленной деятельности учащихся.

Определение проблемной ситуации и темы проектной деятельности, формулировка идеи, изучение рыночного спроса, выбор материалов оборудования, построение технологического процесса, воплощение идеи и ее коррекция, оценка результатов деятельности и защита проекта - все эти процессы и этапы основаны на контекстном подходе, логически взаимосвязаны. Сознание человека, отмечал С.Л.Рубинштейн, фактически включено в контекст реального материального бытия, в контекст жизни и деятельности человека. Проводимые нами исследования доказывают: проектная деятельность позволяет учащемуся более успешно осуществить социально-психологический "вход" в профессию, чувствовать себя более комфортно в триаде "учитель-ученик-родители"; способствует повышению "ученического" фактора в организации обучения, укрепляет физическое и психическое здоровье школьника, формирует его волевые качества.

Абсолютное большинство учащихся IV класса средней школы N 18, III класса Добрунской сельской средней школы, а также VIII класса средней школы N 11 г. Брянска дали самую высокую оценку работе, связанной с выполнением творческих проектов.

К сожалению, многие учителя (40%) не освоили проектный метод. Это проявляется, в частности, в том, что, формулируя цели уроков, главное они видят по-прежнему в формировании знаний, умений и навыков. Причины разные: недооценка достоинств метода, нехватка методической литературы, отсутствие этой проблематики в системе семинаров и курсовой переподготовки. В целом ощущается затруднительность педагогов-практиков в их технологической готовности к работе в условиях личностно ориентированной парадигмы образования, которая предполагает применение метода творческих проектов как одного из средств ее реализации.

Школа всегда выдвигала в качестве ведущей идею развития личности обучаемого. Такой цели достигали не только в школах развитых государств мира, но и в отдельных школах России. Вспомним школу Л.Н.Толстого, который на природе учил сельских школьников выполнять различные проекты-задания, опытные школы П.П.Блонского и С.Т.Шацкого, учебу в коммунарских школах А.С.Макаренко, где дети 70 лет назад создавали лучшие в мире (в то время) электродрели и фотоаппараты ФЭД.

Наши исследования подтверждают: в современных условиях метод творческих проектов является реальным средством не только развития школьников, но и укрепления их здоровья. В экспериментальных школах, где мы работаем, относительно здоровых детей насчитывается от 70 до 78%. Именно в проектной деятельности каждый школьник находит себе работу "душевную" (К.Д.Ушинский), "от всего сердца" (родоначальник метода проектов У.Х.Килпатрик), эксперименты детей с "непослушными инструментами" и "неподатливыми материалами" укрепляют их эмоционально-волевую сферу (волю, настойчивость, целеустремленность, терпение), а проектирование и изготовление изделия развивают наглядно- образную память, абстрактно-логическое мышление. Успешно развиваются мануальные способности (ручная ловкость) и в целом упрочивается кинестезический аппарат ребенка. Укрепляются связи обеих сигнальных систем.

Не остается неизменной и структура урока. Если на каждом из 6-8 традиционных уроков ученик 45 мин находится в сидячем положении и нагрузки на мышечно-скелетную систему распределены неравномерно, что приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, то при выполнении проектов учащиеся 15-20 мин слушают учителя, остальное время проводят в свободном режиме (сидя, стоя, в движении), выполняя избранную ими работу. Ни один другой метод не формирует так успешно ответственность, как это делает проектное обучение. Гордость за результаты труда, успешный поиск рациональных вариантов решения проблемы - все это повышает имидж

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

учащихся, способствует сохранению здоровья, избавляя от синдромов безразличия, безответственности и неполноценности. В школах Брянщины, внедривших проектное обучение, число учащихся с отклонениями в состоянии здоровья и психики на 15-20% ниже по сравнению со среднероссийскими показателями.

Интересно проходят уроки по творческому проектированию в III классе Добрунской сельской средней школы. Здесь ребенок "погружается" в творчество, что требует от педагогов создания атмосферы раскованности, радости поиска и находок, обретения новых, нетрадиционных для школы знаний, умений и навыков. Ребята не чувствуют учительской опеки, они просто творят нечто доброе, красивое. В процессе проектной деятельности у них устанавливаются связи между проектной культурой, качеством создаваемой продукции, потреблением и производством, прививается вкус к предметному творчеству, осваиваются простейшие приемы обработки материалов. Анализируя результаты такого обучения, мы заметили, как у третьеклассников изменилась в лучшую сторону сфера интересов, расширился кругозор. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих изделий требует систематической работы со справочной литературой. По нашим наблюдениям, выполняя проект, более 70% школьников обращаются к учебникам и учебно-методической литературе, и это важное педагогическое приобретение.

В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

* коммуникативные, когда обсуждаются творческие задания, организуются консультации с учителем, защищаются в общении со сверстниками самые смелые идеи;

* личностные: самобытность и гибкость мышления, фантазия, любознательность, здоровые творческие амбиции;

* социальные: способность к коллективной деятельности, готовность соблюдать самодисциплину, терпимость к мнению других;

* литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты;

* математические: расчет затрат, сочетание формы и объема, пространства и времени и т.д.;

* художественно-соматические: разработка клаузуры, дизайн изделий и др.;

* манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями;

* технологические: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление и др. (Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников: теоретико-методологические аспекты. Книга для учителя. Брянск, 1999).

Далее представим в табличном выражении содержание совместной деятельности учителя и учащихся на трех этапах выполнения творческого проекта: организационно-подготовительном, технологическом и обобщающем (см. табл. на с. 42-43).

В отличие от ранее существовавшей практики единоличного оценивания успехов только учителем выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе педагогов и учащихся (желательно из других классов).

Сформулируем критерии оценивания выполненных проектов (они предложены П.С.Лернером).

1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, его материальное воплощение.

3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.

4. Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; своеобразие материального воплощения и представления проекта.

5. Качество пояснительной записки:

оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

6. Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

Итак, у проектного метода в системе технологического образования масса психолого-педагогических достоинств. Можно с уверенностью сказать, что проектное обучение, направленное на развитие творчески активной личности, поможет сформировать новое поколение светлых умов - плеяду Менделеевых, Туполевых, Калашниковых и приумножит славу государства российского.

Таблица

Организационно-подготовительный этап

Поиск проблемы
Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное. Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания

Осознание проблемной области
Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них. Учитель выступает в роли консультанта

Выявление конкретной потребности. Первое мини-исследование
Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений, книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини-маркетинговое исследование, изучают интеллектуальные и материальные возможности. Учитель - наблюдатель, консультант, советчик

Определение конкретной задачи и ее формулировка
Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта. Учитель помогает уточнить формулировки

Установление основных параметров и ограничений
Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами. Учитель делает уточнения

Выявление традиций, истории, тенденций. Второе мини-исследование
Учащиеся изучают историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи. Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь

Построение "звездочки обдумывания". Третье мини-исследование
Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия. Учитель проверяет, уточняет, советует

Выработка идей, вариантов, альтернатив. Четвертое мини-исследование
Учащиеся на листе бумаги "набрасывают" возникшие идеи, записывают их в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов. Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу

Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Пятое мини-исследование
Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. Учитель контролирует, уточняет, оказывает помощь

Выбор материала, построение "звездочки обдумывания"
Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них. Учитель консультирует, обобщает

Выбор инструмента, оборудования
Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования. Учитель консультирует, обобщает

Разработка технологического проекта
Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля. Учитель наблюдает, консультирует, обобщает

Организация рабочего места
Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности. Учитель оказывает помощь


стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------
Экономическое и экологическое обоснование
Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия. Учитель оказывает помощь, контролирует процесс

Контроль качества
Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта. Учитель проверяет, обобщает результаты

Технологический этап

Выполнение технологических операций
Учащиеся подбирают режимы обработки; осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места. Учитель наблюдает, контролирует, консультирует, оказывает помощь, следит за соблюдением правил безопасности

Обобщающий этап

Коррекция
Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты. Учитель анализирует, советует

Контроль, испытание
Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание. Учитель наблюдает, консультирует

Записки, реклама
Учащиеся готовят рекламу, товарный знак изделия, предлагают способы реализации изделий. Учитель консультирует, советует

Оформление
Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями. Учитель консультирует, помогает

Самооценка
Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства. Учитель наблюдает, консультирует

Защита проекта
Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы. Учитель слушает, участвует в оценке проекта


стр. 43

Опубликовано 04 октября 2007 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама