Рейтинг
Порталус

Элитарная школа в национальной системе образования

Дата публикации: 04 октября 2007
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191499157


"Круглый стол" проводился в конце 1999 г. в г. Ядрине Чувашской Республики. В нем приняли участие учителя, преподаватели вузов, ученые, аппаратные работники системы образования. Редакция выражает благодарность организаторам и участникам мероприятия за сотрудничество.

Вел "круглый стол" зам. главного редактора журнала "Педагогика", кандидат филологических наук Р.С.Бозиев.

Р.С.Бозиев. Уважаемые коллеги, мы сегодня обсуждаем одну из важнейших проблем национальной российской школы. В прежние времена элитарные школы называли экспериментальными, опытными, они имели гуманитарную или естественнонаучную направленность; общеизвестны, например, физико-математические школы для одаренных детей, экспериментальные школы и площадки АПН СССР. Все они не только играли роль кузницы будущих научных кадров, но и служили "полигоном" для апробации последних достижений педагогической и психологической науки. В таких учебных заведениях проходили опытную проверку теории В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова и др.

Неизбежно разговор пойдет и о самой специфике национальной школы, так как каждый регион, каждая республика отличаются своим неповторимым колоритом, национальными особенностями в воспитании, психологии, быте, культуре, языке, истории, что оказывает влияние на направленность и содержание школьного образования.

Как вы все прекрасно знаете, журнал "Педагогика" уделяет внимание не только теоретическим вопросам образования, но и насущным потребностям педагогической практики. Присутствующие здесь ученые, администраторы в области образования и учителя, думается, выскажутся о проблемах и результатах практической работы.

В.Н.Иванов, зам. директора Ядринской национальной гимназии, доктор педагогических наук. Как показывает исторический опыт, во все времена государства выходили из кризиса прежде всего за счет интенсивного развития системы образования, и возглавляли этот процесс элитарные школы. Как правило, с их деятельностью связывались надежды общества на обновление элиты.

Проблема элиты перерастает в проблему духовно-нравственного воспитания интеллектуально способных учащихся как главного механизма стабильного развития общества и защиты его от потрясений. Следовательно, перед элитарной школой стоит двуединая цель: создать условия для развития незаурядных способностей учащихся и стимулировать формирование высоких духовно-нравственных качеств воспитанников.

Многих пугает понятие "элитарная школа", что обусловлено прежде всего пониманием элиты как классово-сословной или финансово-иерархической категории. К этому разряду относят правящую верхушку или олигархов, забывая о существовании интеллектуальной, культурной, духовно- нравственной части общества, как раз и представляющей истинную элиту.

Для нас элитарная школа - это инновационное (на данном этапе) общеобразовательное учебное заведение, создающее оптимальные условия для перерастания природных задатков в незаурядные способности человека. Задачами такой школы являются:

* обеспечение интеграции в едином образовательном пространстве способных уча-

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

щихся и высококвалифицированных педагогов и создание оптимальных условий для их педагогического взаимодействия;

* формирование содержания образования, внедрение прогрессивных образовательных технологий и обеспечение внутрисистемных связей, в наибольшей степени соответствующих потребностям одаренной личности и создающих предпосылки для саморазвития и оптимальной социализации;

* установление тесных внешних многоуровневых и разнонаправленных связей, обогащающих образовательную среду.

Для решения перечисленных задач элитарной школе должны быть присущи следующие функции:

личностно поддерживающая (предоставление возможностей обучения и развития в соответствии со способностями, создание условий для самореализации в выбранной сфере);

социально-защитная (создание базы для сохранения и приумножения национальной культуры, выполнение социального заказа общества на подготовку высокообразованных граждан, будущей элиты нации);

эталонно-нормативная (определение критериев оценки качества среднего образования повышенного уровня, которое могло бы послужить ориентиром для массовой школы);

экспериментально-поисковая (осуществление отработки новых педагогических технологий);

ориентационная (ориентация молодежи на продолжение образования в высшей школе);

селективная (отбор и развитие учащихся по способностям, уровню подготовки, успеваемости на предыдущей ступени обучения);

интеграционная (совместная деятельность школы и вуза в единой логике развития личности).

Исходя из вышесказанного, можно определить основные пограничные параметры функционирования элитарной школы.

С одной стороны, высока вероятность ее перерастания в обычную специализированную школу, основной целью которой является углубленное изучение одного или нескольких предметов. Эта ситуация возможна тогда, когда элитарная школа теряет в своей деятельности духовно- нравственную

составляющую, особый стиль взаимодействия участников образовательного процесса. Как правило, качественный уровень учебного заведения определяется по количеству поступающих в высшее учебное заведение, призеров различных конкурсов и олимпиад, численности успевающих на "4" и "5". Поэтому нередко коллектив школы основной упор делает на развитие интеллектуальных способностей учащихся и повышение методического мастерства учителей в ущерб развитию других важных сторон учебного заведения. Как результат деятельности такого учебного заведения можно ожидать формирование "высокоинтеллектуальной", но духовно ущербной личности.

С другой стороны, высока вероятность перерастания элитарной школы в привилегированную. Крайне скудное бюджетное финансирование заставляет администрацию школы больше привлекать средства родителей на решение учебно-воспитательных задач. При определенных условиях финансовые возможности родителей могут оказаться доминирующей силой в развитии учебного заведения. Это в конечном счете неминуемо приведет к тому, что она превратится в школу только для выходцев из имущих или влиятельных кругов. Поэтому сегодняшнюю ситуацию в обществе никак не назовешь подходящей для массового распространения элитарных школ.

Если отмеченные выше две крайние тенденции можно своевременно выявить и принять соответствующие меры, то гораздо сложнее обстоит дело с другой, более скрытой формой деформации элитарной школы, каковой является дифференциация учащихся по способностям. Как известно, дифференциация должна выступать как фактор, дающий возможность работать в "зоне ближайшего развития" ребенка. При этом надо помнить, что нет никаких универсальных технологий, диагностик, которые, позволили бы осуществить некий спектральный анализ способностей. Тестовые и другие методики (даже самые точные) дают лишь диагноз-предположение (различной степени вероятности). Но природа ребенка может проснуться под воздействием совершенно неожиданных явлений. Поэтому за каждым ребенком необходимо сохранить право на творчество,

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

право на чудо. Варианты жесткой дифференциации в элитарном образовании неприемлемы.

Как видим, главным противоречием в реализации идеи элитарного образования и функционировании элитарной школы является противоречие между стремлением создать оптимальные условия для развития незаурядной личности и необходимостью обеспечить равенство в получении образования. В таком случае: при каких условиях возможна эффективная деятельность элитарной школы?

Ответ на этот вопрос помог найти анализ полувекового опыта деятельности Симбирской чувашской школы, являющейся, по сути, моделью элитарной школы будущего. Кроме того, интересен в этом отношении материал, накопленный инновационными школами республики за 10 лет их существования. Обобщив исторический опыт и современные данные, можно с полным основанием утверждать, что элитарная школа удовлетворит принципам гуманизма, способствующим развитию свободной неординарной личности, если она в основе своей будет национальной школой. На личностном уровне родовая программа развития личности успешнее (бесконфликтно) реализуется в знакомой среде, прежде всего языковой. Поэтому дошкольное воспитание и начальная школа должны быть представлены как национальные. Только через любовь ко всему родному формируется уважение к другой культуре, чужому мнению и ко всему не родному.

Вместе с тем всегда следует помнить о существовании национализма и шовинизма. Механизм, защищающий элитарную школу от негативных воздействий, выработан человечеством на протяжении столетий. В концентрированном выражении он представлен в народной педагогической мудрости, являющейся консервативным ядром, обеспечивающим устойчивость образовательной системы.

Итак, элитарная школа гармонично впишется в национальную систему образования, получит дальнейшее развитие и удовлетворит принципам гуманизма, если:

она не будет классово-сословной и обеспечит равенство в получении элитарного образования вне зависимости от материального и социального положения родителей учащихся;

условием дифференциации и отбора учащихся в элитарную школу будут только желание претендента и его способности;

в основе ее деятельности будет лежать народная педагогика как система, возрождающая вековые традиции элитарного духовного воспитания личности, и как механизм, обеспечивающий системосохранную (личность, школа) функцию;

она наладит тесное взаимодействие с массовой общеобразовательной школой и системой высшего образования;

органы управления обеспечат выполнение гарантированных Законом "Об образовании" прав граждан на образование.

Г.П.Чернова, министр образования Чувашской Республики. Всего десять лет назад явление, вынесенное в название нашего "круглого стола", было бы невозможно не то чтобы осуществлять на практике, но даже открыто обсуждать. Так стремительно меняются времена и нравы. Скорость преобразований оказалась во многом полезной как для развития образования вообще, так и для становления национального образования. Значимость особой школы, школы для детей, одаренность которых развивается на ниве родной культуры, приобретает государственный характер.

"Элитарное образование", на мой взгляд, - это особое, нестандартное, даже уникальное образование не для всех, а для избранных, создающее возможности для реализации одаренности в разных областях. Вопросы, связанные с выявлением и специальным обучением одаренных детей, сами по себе очень сложны и спорны; это предмет отдельного разговора.

В принятой в 1998 г. Концепции государственной образовательной политики Чувашской Республики одними из основных принципов функционирования и развития системы заявлены вариативность и дифференцированность. В республике открываются новые виды образовательных учреждений и профильных классов: школы с филиалом профессионального училища, с углубленным изучением разных предметов или привитием профессиональных навыков (фермерские, политехнические и т.п.), при колледжах и вузах и др.

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

Значительную роль в этом процессе играет Чувашский госуниверситет, создавший в районах республики целую сеть лицеев, гимназий с вузовским научно-методическим и, частично, финансовым обеспечением. Это тем более важно, если учесть, что в сельских школах республики обучается 40% учащихся. Содержание одного сельского школьника обходится почти вдвое дороже городского, а качество обучения остается ниже. Одной из причин этого является то, что на селе часто невозможно создать условия для реализации способностей и желаний учащихся. Как изменить ситуацию и создать равные условия, т.е. возможности для выбора? Как не потерять одаренных, талантливых детей? Очевидно, нужна целостная система работы. Она создается и нормативно, и организационно. Так, у нас приняты и действуют две целевые программы - "Сельская школа Чувашии" и "Одаренные дети", где определены конкретные меры научного, организационного, финансового характера.

Если из них вычленить то, что относится к теме сегодняшнего разговора, то можно определить два пути нашего продвижения. Первый - оптимизация сети образовательных учреждений. По отношению к сельским школам это означает постепенное их укрупнение, избавление от малоэффективных маленьких и создание "кустовых" средних школ. Коллективом ученых разработаны оптимальные социально-педагогические параметры такой школы, проанализирована сеть образовательных учреждений и материальные, кадровые возможности в каждом районе.

После многочисленных дискуссий решено начальные школы пока в этот процесс не вовлекать. А там, где состояние дорог, автотранспорта и другие условия позволяют и есть типовое школьное здание, стягиваются ресурсы в полную (среднюю) школу, создаются 2-3 параллели классов, оснащенные кабинеты, работают преподаватели-специалисты, а не "многостаночники". Родители, как правило, высказываются в пользу такой школы. Конечно, все это очень непросто, слишком свежи еще воспоминания о движении против "неперспективных деревень" и его негативных последствиях. Если упомянуть еще и стесненные финансовые возможности для создания хорошей школы, то понятно, почему процесс идет столь медленно. Но лед все-таки тронулся, значимость качественного образования не подвергается сомнению, необходимость перемен признается. Однако этот путь даст результаты еще нескоро.

Но таланты нужны уже сегодня: республика активно развивается, и кадровый голод не утоляется. Поэтому второй наш путь - создание особых школ - не для всех, а для избранных, особо одаренных. Такие школы были и в советское время, вспомним физико-математические школы, музыкальные, хореографические, с обучением на иностранных языках, спортивные. Этот опыт не только поддержан, но и получил широкое развитие. По всей республике выездные комиссии проводят конкурсы, соревнования, специализированные тестирования для отбора одаренных детей в республиканские элитные образовательные учреждения с проживанием в интернате. Практически каждый сельский ребенок имеет шанс выявить свою одаренность и обучаться затем в этих школах.

Сегодня у нас успешно прошли период становления, пользуются большой популярностью и дают хорошие результаты Ядринская национальная гимназия, национальный лицей им. Г.Лебедева, чувашско-турецкий лицей, гимназия и лицей при ЧГУ. Поскольку они предназначены для одаренных детей, то ориентированы, конечно, на дальнейшее обучение в вузах. И первые несколько выпусков уже показали верность выбранного пути - практически все выпускники этих школ стали студентами. А это означает, что личностный и профессиональный успех им обеспечен. В свою очередь, республика получит талантливых писателей, артистов, инженеров, менеджеров и т.д. И примечательно, что лишь единицы (3-4 человека из лицея) уезжают учиться в другие города Российской Федерации. Конечно, избранная стратегия подразумевает выстраивание системы поддержки и на уровне профессионального образования: вручаются именные стипендии, проводятся конкурсы, конференции, стажировки и обучение за рубежом.

Одним из самых позитивных результатов деятельности указанных образователь-

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

ных учреждений является то, что дети из сельских чувашских деревень, знающие и любящие родной язык, получили возможность заниматься им углубленно, ориентируясь на дальнейшую профессиональную деятельность в этой сфере. Стоит вспомнить лишь один факт: после вступления в силу закона Чувашской Республики "О языках" оказалось, что преподавать чувашский язык в русскоязычных школах некому. Сейчас ситуация выправляется. Выпускники филологических отделений элитных школ практически все продолжают обучение на соответствующих факультетах, и первые из них уже работают в СМИ, школах, учреждениях культуры и т.п.

Конечно, и от школ требуется очень многое - передовые технологии обучения по всем предметам, воспитание в духе уважения к родной республике, родному языку, формирование личности, способной сочетать общероссийские и национальные ценности и интересы. Пример Ядринской национальной гимназии, где мы сегодня находимся, показывает образец решения этого вопроса. Мало того, здесь пошли дальше: смогли увлечь чувашским языком и детей не чувашской национальности, доступ которым в гимназию, конечно же, открыт. Нужны ли более весомые аргументы в пользу взвешенной политики, направленной на реальное двуязычие, если ученица, пришедшая в V класс из русской семьи и не знавшая до этого чувашского языка, по окончании гимназии поступила на факультет чувашской филологии университета? Все гимназисты с равным интересом участвуют в конкурсах и олимпиадах, поют песни на двух языках (об иностранных - отдельный разговор), танцуют под русскую и чувашскую музыку, выпускают газеты на двух (трех) языках и т.д. При этом основная концепция гимназии - развитие лидерских качеств свободной, образованной, творческой личности. А в ходе ее реализации органично решаются вопросы гармонизации межэтнических взаимоотношений и воспитания национального самосознания.

Таких школ пока немного, и в них обучается лишь около тысячи учащихся. Но эти учебные заведения должны быть, да, по сути, и являются экспериментальными площадками, где создается и апробируется новый тип образования. Их опыт широко используется как в республиканских элитных школах, так и в городских лицеях и гимназиях, где уровень обучения тоже очень высок, а вот для создания высоконравственной духовной атмосферы, системы воспитания в условиях двуязычия еще немало надо сделать.

Резюмируя, можно сказать, что в соответствии с Концепцией государственной политики Чувашской Республики и президентской (ЧР) программой "Новая школа" в республике осуществляется активная поддержка развития одаренных детей, создается система элитарного образования, дающая возможность учащимся максимально реализовать свои способности, а республике - обеспечить свое интеллектуальное и творческое процветание, ведущее к процветанию экономическому.

Г.Н.Волков, доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАО. Я бы хотел говорить сейчас об этнопедагогике как педагогике элитарной школы. Элитарная школа в системе национального образования - проблема не только многогранная, но и многотрудная. Даже находясь в одной из лучших элитарных школ Чувашской Республики, не перестаешь предаваться многочисленным воспоминаниям и сомнениям.

Если мы признаем существование элитарной школы, то, соответственно, должна быть и элитарная педагогика. Таковой я представляю этнопедагогику, самым естественным образом делающую ставку на высшие духовные ценности нации: язык, историю, традиции, этикет, народный быт, искусство, религию, родную природ)', личности-символы (историческая элита).

Элитарность образования запрограммирована в "золотой формуле" этнопедагогики: без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа (как исторической личности). Воспитание - центр, ядро, сердцевина элитарности, о чем можно судить и по культуре, ибо в ней главное - традиционная культура воспитания, без нее не может быть речи ни о какой культуре.

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

Элитарность трактуется мной исключительно как категория интеллектуально-нравственная. Элитарность современных политиков преимущественно держится на временных удачах и личных амбициях, в чем нетрудно убедиться в нижеприводимых парах: Ленин - Ельцин; Дзержинский - Ерин; Жуков - Грачев; Крупская - Новодворская; Аркадий Гайдар - Егор Гайдар; Сергей Михалков - Никита Михалков; Куйбышев - Чубайс... Этот список можно продолжить, беря примеры из всех областей человеческой деятельности, с учетом политических пристрастий действующих лиц.

Неравноценность масштабов элитарности тоже следует иметь в виду: элита есть и в роду, и в сельской общине, и в регионе, и в республике. Конечно, есть и всероссийского, и всемирного масштаба. Особая удача Ядринской национальной гимназии как элитарного учебного заведения в том, что на ядринской земле выросли поистине очень крупные личности, гиганты духа, которые подходят под определение "личностей-символов", относящихся к высшей иерархии элитарности. Назову несколько имен: Н.И.Ашмарин - создатель уникального семнадцатитомника "Сокровищница чувашского языка"; В.К.Магницкий - исследователь старинной чувашской языческой религии; З.В.Миронова - представитель СССР в ООН; К.В.Волков - талантливый хирург, сельский доктор медицины, профессор, лечивший А.П.Чехова и Л.Н.Толстого, близкий друг семьи последнего; Н.Д.Мордвинов - народный артист СССР.

Сознательно - пусть и тенденциозно - назвал чувашскую национальную элиту русской национальности...

Николай Иванович Ашмарин создал всемирно известный словарь, аналогов ему в мире нет, словарь-символ... Словарь этот я видел в июле 1956 г. на столике старого букиниста на берегу Сены... Обо всех не расскажешь. К.В.Волков начал работу в Ядрине с изучения чувашского языка (ему принадлежат слова: "Родное слово - факт психотерапии"), вел фольклорные записи в отдаленных деревнях, не от него ли призыв- обращение Л.Н.Толстого: "Сделаемся чувашами"...

Николай Дмитриевич Мордвинов, чьи "Дневники" в Ядринской гимназии читают все или почти все, второй год дожидаясь своей очереди. Однако отдельные его фразы то и дело встречаются и в ученических сочинениях, и в директорских речах, они и эпиграфы к стихам начинающих поэтов, и призывы над классными досками: "Чтобы научиться лазать по скалам, нельзя тренироваться на равнине"; "Музыка обогащает, вдохновляет"; "Не забыть святые заветы сердца"; "Я увлечен желанием отдать все, что я знаю, чем дорожу, людям, особенно молодым, в надежде, что, может быть, и я не сразу умру. Хочется рассказать им больше, скорее, глубже". Будучи истинно русским человеком, Н.Д.Мордвинов помнил о волжско-камских булгарах как предках чувашей и со ссылкой на этот исторический факт в Болгарии назвал болгар братьями по происхождению, по крови. Не мелочь и тот факт, что он был одним из инициаторов создания любительских театров в Чувашии.

Что сказать об этих ядринцах - что они только местная, региональная элита? Судите по фактам.

Позволю себе назвать коренных чувашей из ядринской элиты: великолепные композиторы Анисим Асламас, Тимофей Фандеев, Юрий Жуков, первая кинозвезда Тани Юн. писатели Леонид Агаков, Георгий Краснов, певицы Елена Белова, Зоя Лисицина, рекордсменка Олимпийских игр Алина Иванова. Н.В.Никольский - создатель первой чувашской газеты, первый профессор истории... Наконец, Аркадий Айдак, председатель колхоза, покончившего с эрозией почвы на всей своей территории с заповедными лесами, охотничьими угодьями, с собственным санаторием, художественной школой.

Сознательно ограничиваюсь интеллектуально-художественно- нравственной элитой местного края. Многие из тех, кто входит в нее, значимы и для России, и для бывшего Советского Союза, не говоря уже о Чувашской Республике.

Под влиянием дорогих сердцу каждого чуваша имен делаю открытие. (Или подтверждаю открытие, давно сделанное Ко-менским и Ушинским?) Никакая элита невозможна вне родного языка, вне национальных духовных традиций, что до-

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

называется судьбой истинно великих чувашей. Как ни парадоксально, все они воспитаны своими малограмотными или совершенно неграмотными родителями на традициях народной педагогики, получили естественное воспитание - природосообразное, жизнесообразное, национальное, включая и религиозное - древнеязыческое. Поклонялись солнцу, дубу, озерам, холмам, обожествляли мать. Это великий эксперимент, естественный, педагогический. Игнорирование родного языка, народных духовных сокровищ в школе и семье привело многие роды к вырождению и деградации. Внуки не сумели воспроизвести своих дедов. Во многих отношениях наступила духовная пустота.

"В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих..." Если бы чуваши не забыли этих гениальных слов К.Д.Ушинского, быть может, их современное состояние было бы иным.

Между прочим, игнорирование национального сказывается дурно во всем. Д.Е.Егоров в своей книге об ученых педагогах приводит примеры того, как те, кто отказался от национальности своих родителей, в итоге оказались людьми никчемными. К.А.Петров выявил, что среди несовершеннолетних правонарушителей чувашской национальности лишь. редкие единицы знают родной язык.

Полностью подтверждается гипотеза французских психологов о скрытых ресурсах двуязычия для интеллектуального развития личности. В родном языке закодирована генетическая программа тысячелетий. Личность не в состоянии реализовать себя в полной мере в условиях игнорирования материнского языка: генетический код наглухо закрыт, генетическая программа парализована... А вот два языка в смешанной семье - это создание оптимальных условий для самореализации личности: обе генетические программы оказываются задействованными.

Поэтому я считаю, что Ядринская гимназия, ее коллектив проявляют дальновидность, восстанавливая естественность народного воспитания, обращаясь к нравственно-интеллектуальным резервам родного языка. Этнопедагогика для гимназии стала судьбоносной...

Едва ли случайно, что в Чувашской Республике в педагогической элите оказались именно этнопедагоги, родоначальники принципиально новых направлений в этой отрасли знаний: историческая этнопедагогика (Т.Н.Петрова), этнопедагогика семьи (Э.И.Сокольникова), сравнительная этнопедагогика (В.А.Иванов), этносоциальная педагогика (Д.Е.Иванов)... Да и этнопедагогика элитарной школы, как мы убедились, складывается из монографии В.Н.Иванова, его докторской диссертации, его энтузиазма и опыта, его гуманистической концепции детской одаренности. Именно эти ученые сумели разглядеть наконец и этнопедагогическую систему И.Я.Яковлева.

Т.Н.Петрова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой этнопедагогики Чувашского педуниверситета им. И.Я.Яковлева. Основополагающими в духовно-нравственном воспитании учащихся в национальных школах являются те принципы, методы и способы обучения и воспитания, которые отшлифовывались тысячелетиями разными цивилизациями и в процессе ассимиляции их педагогических культур. Анализ опыта работы Яд-ринской национальной гимназии убеждает нас в объективной необходимости возрождения и реальной возможности эффективного использования в элитарной школе принципа естественности, природосообразности как особой национальной и педагогической ценности.

Основные идеи, формы и средства этнического воспитания изначально прогрессивны по своей природе, и поэтому они должны в обогащенном, позитивно преобразованном виде трансформироваться в современную национальную систему воспитания. Это предполагает комплексное и гармоническое сочетание генетических, социальных, этнокультурологических, духовных, сушностных начал в личности каждого ученика.

В этом плане элитарная школа выполняет особую миссию в системе образования, которая выражается в физической и духовной преемственности. Физическая преемственность реализуется в элитарной школе через осознание своего места в родословном древе через связь поколений (внук -- отец - дед...). Что же происхо-

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

дит сейчас? Мы дали учащимся IX-XI классов городских общеобразовательных школ задание написать свои суждения на тему "Моя родословная". Результаты были удручающими, многие не знают ничего о своих ближайших предках. В ответах встречались и такие записи: "Я не знаю имя деда, потому что он умер давно". Комментарии, как говорится, излишни. Родословная - это энергетическая духовная сила, питающая преемственность поколений. Духовная преемственность обеспечивается воспитанием и реализуется в развитии интеллектуальной и нравственной культуры учащихся. Она призвана формировать сознательное стремление каждого представителя рода к духовному продолжению самого себя не только в собственных детях, но и учениках. В этом смысле элитарная школа выполняет репродуктивную функцию воспроизводства молодого поколения.

В концепции элитарной школы центральное место занимает этнокультурная направленность образования. Элитарная школа транслирует в будущее духовно-нравственное, культурно-педагогическое наследие, менталитет народа на ценностно-целевом уровне. В этом смысле элитарное образование не только служит целям социализации в форме культурной преемственности, но и включает в себя многостороннюю комплексную подготовку молодежи к жизненной активности, развитие в интегрированном виде интеллектуальных способностей и нравственных качеств.

Верной опорой школы в реализации идеи формирования национального самосознания и национальной культуры являются крепкие семьи и родная среда обитания - природа. Практика элитарных школ показывает, что наиболее оптимальным для их успешного развития является система "школа - семья". Семейный стиль отношений между учителями и учениками, родителями, оказание психолого-педагогической и методической помощи - это принципиально значимое условие успешности функционирования любой школы, что подтверждается опытом Симбирской чувашской школы И.Я.Яковлева. Именно в этом ключе развивается и Ядринская национальная гимназия.

Д.Е.Иванов, канд. пед. наук, проректор Чебоксарского филиала Московского государственного сажального университета. Народная педагогика - это знание, веками сберегаемое и оберегающее своих хранителей. Наряду со многим оно учит учить. У всех народов воспитанием подрастающих поколений издревле занимались старики и старухи. Чувашский этнограф Г.Тимофеев подчеркивал, что они лучшие воспитатели и ничто не доставляет им такую большую радость, как детский смех и веселье. "Иметь старого человека в семье. - писал Г.Тимофеев, - это большое счастье для всех ее членов. Он лучшее украшение дома и составляет гордость семьи: старый человек и советы дает, обо всем помнит и все учитывает, учит-поучает, если нужно и поругает... Старые молодых направляют, объясняют им, где что делать, как делать и почему".

Н.И.Золотницкий в своем "Корневом чувашско-русском словаре" писал, что карчак (старуха) в наговорах нередко является благодеятельной феей, что чувашами опоэтизирован сребровласый, златозубый, белобородый старик (шурсухал). Человеколюбие, гуманность, милосердие чувашами проверялись любовным отношением к старикам: "Детей любит и злой, стариков любит только добрый". В народе признавалась важная роль социальных педагогов, которых чуваши называли "ум дающие добрые люди". Примечательно, что "добрый человек", "мудрый человек" и "старый человек" - в чувашском языке синонимичны.

Лучшими народными педагогами были талантливые умельцы, сказочники, певцы и т.п., которые воспитывали во многом на своем примере. В процессе трудовой деятельности общинные воспитатели давали детям знания об окружающей действительности, внушали им словом и делом, что "труд является украшением жизни", что только в труде сохраняется и совершенствуется красота предметов, людей и человеческих отношений.

Общинные воспитатели были носителями народной философии, в центре внимания которой - природа и человек со всеми присущими им особенностями. "Молись Богу, но помни человека", - сказано в благопожелании. Богу нужно было

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

молиться, но народная философия при этом требовала помнить о человеке. "Человек живет с человеком", - говорили чуваши детям, внушая им важность взаимной заботы о людях.

Важнейшими заповедями в народной этике чувашей, строивших отношения с людьми и народами на философии ненасилия, считались доброта, честность и целомудрие. Доброта рассматривалась как необходимое условие подлинной человечности и ценилась очень высоко: "Добрый человек умирает - славное его имя остается"; "Добру учить - добрым станет"; "От доброго бывает доброе, от дурного - дурное". Обращения "добрый наш человек", "добрый мой" были распространены очень широко. Доброта священна: ыра у чувашей имеет также и значение "святое". Превыше всего они ценили доброту и в других народах. "Русский человек - добрый человек" - эту пословицу В.И.Даль зафиксировал как чувашское приветствие. В самом имени русских - вырас: без "в" и "с" остается ыра, т.е. "добрый".

Общинные воспитатели окружали детей целостным миром нравоучений: в ответ на добрую улыбку спой самую красивую песню; угостили тебя парным молоком - пригласи всю их семью на новый мед; помогли тебе чинить плетень - иди к ним строить дом. Оказанная малая услуга обязывала человека быть благодарным.

Моральный вес общинных воспитателей был чрезвычайно велик. Проявляя заботу о сохранении народного опыта социализации личности, народных педагогических традиций, они развивали и умножали коллективную мудрость, выполняли великую миссию формирования национальной элиты, а сельская община представляла собой целостный социально- педагогический комплекс развития элитарно воспитанной личности.

Т.Н.Петрова, Д.Е.Иванов. В истории становления и развития элитарной школы принципиальное значение имеет эволюция народного понимания и взглядов на личность и ее жизненные ценности. Народная мудрость является философской и психолого-педагогической основой деятельности и обычной, и элитарной школы, ибо в народной системе воспитания раскрыты технология выявления и механизмы развития одаренной незаурядной личности.

Главными и основными показателями воспитания человека чуваши испокон веков считали формирование "къмъл". Целостную концепцию этнопедагогического наследия чувашского народа применительно к этой программе гармонии удалось создать Н.И.Ашмарину. Он в своем словаре обобщил и разобрал более десяти значений самого этого слова и свыше восьмидесяти значений в различных словосочетаниях. Ему удалось расшифровать уникальную древнюю педагогическую программу духовно- нравственного воспитания молодого поколения чувашского народа. Обстоятельный этнолингвистический анализ этой программы позволяет воспринимать человеческий организм как целостную систему важнейших компонентов, взаимодействующих друг с другом: это здоровье (сывлах), характер-нрав (къмъл), психика-душа (чун), счастье-судьба (тивлет, телей). В этом комплексе ведущее, определяющее положение занимает къмъл. По верованиям древних чувашей, в конечном счете и душевный покой, и счастье, и здоровье зависят от характера. Понятие "къмъл" определяло в человеке духовное начало - къмъл-туйам и нравственно-поведенческое - къмъл-сипетлех.

Древняя чувашская педагогическая программа, сохранившаяся в основном в устном народном творчестве и традициях, включала в себя ряд закономерностей элитарного воспитания. Одной из них является утверждение, внушение детям того, что только через добро (ыралах), терпимость (чатамлах), согласие (килешу), уважение (хисеплу) к достоинству каждого, любви к ближнему можно создавать счастливое состояние души, значит, счастливо жить. Она несла комплексную нравственную функцию и имела дисциплинирующее, социализирующее значение.

"Къмъл" - это также одно из наиболее общих понятий морального сознания, отражающее положительное нравственное значение явлений общественной и личной жизни человека в их отношении к идеалу. Это главная характеристика гармонической личности. В зависимости от того, что именно оценивается (поступок, моральное

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

качество человека, взаимоотношения или социальная деятельность человека и т.д.), понятие "къмъл" приобретает более конкретную форму: благодеяние, добродетель, великодушие, порядочность, благородство и т.п.

Забота, взаимная поддержка, внимательность и великодушие должны стать в жизни естественными нормами межличностных отношений, вместе с тем идея къмъл обретает свою социальную конкретность, лишь будучи претворенной в обязанностях человека перед другими людьми и перед самим собой: къмъл туртать (тянет к нему), къмъл выртмасть (нет желания), къмъла хусре (обидел) и т.д. По утверждению Г.Н.Волкова, в слове "къмъл" находят отражение ощущения, внимание, воображение, чувства, воля, характер, нравственные качества, т.е. весь духовный облик человека как результат воспитания умственного, эстетического, трудового, и прежде всего нравственного. Обобщающая характеристика человека до сих пор сохранилась в чувашском народе в выражении: "Къмъле начар саван" - "У него плохой къмъл", т.е. плохой человек.

Понять смысл этого слова можно, только признав его как универсальную программу духовно-нравственного совершенствования человека, в результате реализации которой человек становится достойной личностью, одаренной личностью.

И.Я.Яковлев эту универсальную программу духовно-нравственного и физического воспитания суммарно представил по уровням: личность, семья, родной народ, народы России, человечество. Для него определяющими являлись межличностные, внутрисемейные, межродственные, межэтнические отношения. В деятельности Ядринской национальной гимназии-интерната из всей этнопедагогической системы И.Я.Яковлева выделили именно стержневое звено - къмъл. Поэтому традиционными стали проводимые ежегодно "круглые столы", семинары, этнопедагогические чтения "Къмъл кунесем" (Дни духовности и нравственности).

И.Я.Яковлев рассматривал элитарность на уровнях школы и личности. Первое проявляется в создании оптимальных условий для развития личности, такой среды, в которой наравне с интеллектуальным ростом в гармонии с природой и культурой происходит духовное обогащение личности. Второе - в особом отношении к человеку, его способностям и дарованиям. Характерным является организация всей жизнедеятельности учебного заведения с учетом индивидуально-психологических особенностей участников образовательного процесса.

Созданная И.Я.Яковлевым модель элитарной школы, его идеи и опыт имеют непреходящее значение для современной педагогической науки и практики и находят традиционное продолжение в деятельности Траковской и Ядринской национальных элитарных школ Чувашской Республики.

Ю.Н.Никитин, зам. директора Ядринской национальной гимназии. Одна из важнейших функций школы - поликультурное образование, которое должно способствовать усвоению культурных ценностей не только своего народа, но и других. Сущность такого образования сводится к синтезу разных культур на равноправной основе. Целью является воспитание человека понимающего, уважающего другие народы и культуры. Идеалом считается создание условий мира и согласия между нациями, расами, религиозными конфессиями и т.д.

В начале XX в. русский христианский философ И.А.Ильин писал: "Каждый народ имеет свой инстинкт, данный ему от природы (значит, от Бога и дары духа, изливаемые в него от Творца всяческих). У каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие. Так, каждый народ по-своему вступает в брак, рожает, болеет и умирает, по-своему женится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет и отчаивается; по-своему улыбается, смеется и радуется... По-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует... У каждого народа иной и особый душевный уклад и духовно-творческий акт... Так нам всем дано от Бога... И это прекрасно - никогда не было осуждено в Писании. Различны травы и цветы в поле. Различны деревья, воды, облака... И

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

каждому народу подобает и быть, и красоваться, и Бога славить по- своему".

Интересны умозаключения многих современных исследователей: "Разные языки - это отнюдь не различные обозначения одной и той же вещи, а различные видения ее" (В. В. Налимов); "...Каждый язык представляет свое классификационное начало мира..." (Ю.Б.Норман); "Каждый язык кодирует некоторые области опыта более детально, чем другие" (Брунер) и т.д. Действительно, неслучайно, например, жители Чукотки имеют до десяти названий снега, соответствующих его различным состояниям, арабы пользуются многочисленными названиями пород лошадей, а племена Либерии - названиями неисчислимых сортов риса. Своеобразно и символическое значение цвета в различных языках. Так, например, серый ассоциируется в русском языке с заурядностью, будничностью ("серые будни"), говорим "такая серость", характеризуя ограниченных людей. В Англии же серый цвет - это цвет благородства, элегантности.

В нашей гимназии осуществляется обучение русскому и чувашскому языкам и литературам, двум иностранным языкам. В своей работе мы стараемся учитывать все указанные особенности. Есть отрадные примеры осуществления диалога языков и культур на достаточно высоком уровне. Так, выпускница гимназии, обучаясь в Х-XI классах, переводила с английского и немецкого стихи Шелли, Гейне, Гете, и, по свидетельству специалистов, сделано это ею на высоком уровне. Часть учащихся литературного объединения "Cap хумесм" занимаются переводом литературных произведений с русского на чувашский язык и наоборот. Учительницы чувашского языка З.И.Ястребова и В.П.Тимофеева подготовили и выпустили учебные пособия по изучению чувашского языка для русских детей. В течение нескольких лет ведется факультативный курс "Основы культуры мышления". Подготовлены к печати пособия для учителей школ "Понятийная рефлексия. Воспроизведение и уточнение понятий" и "Мировоззренческая роль загадок". Но мы прекрасно понимаем, что стоим в начале пути осуществления диалога культур и реализации поликультурного образования. Необходимо разработать программы, создать теоретико-технологическую базу для такого обучения, провести соответствующую переподготовку педагогических кадров.

З.И.Ястребова, учитель чувашской словесности Ядринской национальной гимназии. Ни один праздник, обряд немыслимы без песни, поэтому сегодня хотелось бы сказать именно о ней. Народ пел, когда трудился, пел, когда веселился. У него есть и обрядовые, и застольные песни. Каждая работа, выполняемая коллективно, сопровождалась своеобразным песнопением. Эти песни вдохновляли, сплачивали коллектив и помогали правильно организовать трудовой процесс. Песни, исполняемые на свадьбе, в хороводе, звучали по-другому: в них больше музыка веселья, трогающая сердце, поднимающая настроение.

По-особенному лиричность народных песен раскрывается в образном сравнении жизнедеятельности человека, его настроения с явлениями природы, что помогает ребятам научиться внимательно и бережно относиться к природе, видеть ее красоту. Например, скорый бег времени в жизни человека сравнивается с проплывающими облаками, с быстро забывающимся сновидением, со звонким журчанием ручья. Как красиво мелодичное журчание ручья, так же прекрасна жизнь.

В последнее время ребята проявляют интерес к новым песням чувашских композиторов. За учебную четверть стараемся научиться исполнять 1-2 песни. Так, в течение учебного года разучиваем 8 песен, но не на уроках музыки, а на уроках чувашского языка и литературы. Когда урок начинается с песни, он проходит оживленно, потому что повышается работоспособность учащихся. Если случаются огорчения, то песня, исполненная в конце урока, поднимает настроение ребят, придает им уверенность в себе.

Т.В.Шельменкина, зам. директора Ядринской гимназии по воспитательной работе. Восхождение к высотам духовного величия -это постижение законов добра, любви, красоты, всего того, что выходит из глубины веков истории, культуры народа и каждой семьи. В условиях гимна-

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

зии-интерната, где существует реальная опасность отрыва ребенка от естественного семейного, сельского общественного воспитания, перед педагогами стоит ответственная задача - сохранить родительское влияние на воспитанника. Учитель и воспитатель обязаны постоянно опираться на связь с родителями, побуждая к действиям, которые не расходились бы с заповедями семьи. В нашей гимназии разработана программа "Отечество", направленная на сохранение непрерывного естественного воспитательного процесса. Она включает следующие направления: "Я - часть Вселенной, часть мира", "Мой дом. Моя родословная", "Родная деревня, родное село", "История города", "Родная гимназия", "Краеведческие музеи гимназии", "Моя Чувашия".

По заданию учителей чувашского языка дети изучают обычаи, песни, пословицы, поговорки, загадки в родном селе. Описывают праздники родной деревни, обычаи, делают фотографии. В дни чувашской культуры гимназический фольклорный ансамбль "Тевет" показывает фрагменты национальных праздников, проводимых в разных районах Чувашии.

На уроках литературы, изучая то или иное произведение, в котором затрагиваются нравственные вопросы, дети пишут скрижали и заповеди своим будущим детям о том, каким должен быть человек их рода, как он должен относиться к земле, к людям.

Ю.М.Охандерова, зам. директора Ядринскои национальной гимназии по общеобразовательным наукам. В гимназии много интересных педагогов, своей яркой индивидуальностью способствующих проявлению в детях лучших человеческих качеств. На уроках всегда приветствуется нестандартное, творческое мышление.

Развитие творческих способностей продолжается и во второй половине дня - во внеурочное время. В гимназии работают 15 кружков, где учащимся помогают открыть себя, испытать свои способности, проявить умения, навыки. Занятия в этих кружках ведутся бесплатно, они доступны всем.

Так, уже много лет в поэтическом литобъединении "Сурские волны" (руководитель В.П.Тимофеева) любители чувашской поэзии развивают образное мышление, фантазию; узнают, что чувства и настроения передаются не только в значении слова, но и в его звучании. Наставники прививают детям чувства ритма, рифмы, поэтический слух, вкус и способность наслаждаться художественным словом. Ребята и сами пробуют перо, пишут с удовольствием, гордятся, когда их творения публикуются в солидных республиканских газетах и журналах. Члены литобъединения активно участвуют и в различных районных и республиканских конкурсах, посвященных родному краю, поэтам и писателям чувашской земли, и неизменно занимают призовые места. Наша юная поэтесса Таня Тимонина удостоилась путевки в "Артек" за лучшее исполнение своих стихов.

В кружках декоративно-прикладного искусства (руководители И.Г.Бородкин, С.И.Бородкина) работа направлена на развитие интереса детей к народному творчеству, его традициям. Гимназисты обращают внимание на то, чтобы их художественные изделия отличались ярким национальным колоритом и высоким качеством.

В техническом кружке ребята учатся элементам конструирования, моделируют различного рода головоломки из проволоки, древесины, шнурка и т.д. "Хозяюшка" - это не только кружок шитья, вязания, кружевоплетения, кулинарии, но и клуб, в котором переплелось все-все. Здесь ребенку дают возможность испытать себя и в том, и в другом деле, самоутвердиться и пережить чувство успеха.

Изначально в гимназии функционирует фольклорный ансамбль "Тевет" (З.И.Ястребова). На занятиях кружка ребята разучивают чувашские народные песни, танцы, знакомятся с традициями, обычаями, праздниками своего народа, собирают фольклор. Каждый участник этого кружка имеет свой национальный костюм, многие украшения которого ребята изготавливают сами. Собранный кружковцами фольклорный материал ежегодно выставляется на научно-практической конференции.

Один из самых любимых кружков гимназистов - туристический (руководитель Ю.А.Смирнов). Походы в любое время

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

года - это не только пройденные километры, но и приобретение жизненно важных навыков. Здесь воспитываются любовь к родному краю, дружба, взаимопомощь, развиваются быстрота реакции, логика мышления. С детских лет ребята знают: не бывает безвыходных положений.

В краеведческом музее происходит дальнейшее знакомство с родным краем, биографиями известных людей. Дети учатся радоваться и удивляться окружающему миру, замечать особенное и необычное. Члены этого кружка содействуют работе музея природы, который входит в десятку лучших в республике. Кружковцы ежегодно занимают призовые места в районном конкурсе "Ростки возрождения", а в 1996 г., заняв I место в республиканском, удостоились десяти путевок в "Орленок". Здесь каждый изучает и историю своей фамилии, пытается составить свое родословное древо.

А.Е.Земляков, кандидат пед. наук, доцент кафедры этнопедагогики Чувашского педуниверситета. Чувашские элитарные школы замечательны уже тем, что работа их направлена на сохранение и развитие родного языка, формирование у школьников этнического самосознания, национального и общечеловеческого достоинства. И.Я.Яковлев в свое время создавал элитарную Симбирскую чувашскую учительскую школу, опираясь на народную педагогику и достижения науки своего времени. Не связывая элитарность с материальным положением воспитанника, в ее основе он видел лишь природные предпосылки, интерес и способности ученика. Сегодня в Ядринской гимназии в новых условиях возрождается элитарная школа-семья И.Я.Яковлева. Преемственность между этими двумя учебными заведениями не только внешняя (учебное заведение расположено в старинном здании, построенном в начале века на берегу реки, в распоряжении гимназии - 10 га пашни, 36 га леса, озеро с чистейшей водой площадью более 2 га, пасека), но и внутренняя (по стилю отношений и жизнедеятельности она также является школой-семьей). Здесь обучаются способные учащиеся из многих сел республики, обучение связано с производительным трудом.

Другим примером элитарного образования является Траковская чувашско- немецкая гимназия в Красноармейском районе. Авторы концепции этой гимназии академик Г.Н.Волков, доцент Д.Е.Иванов и директор школы- гимназии Е.А.Лемм исходили из того. что ее основополагающими установками являются обучение на родном языке и равноправное функционирование в школе-гимназии чувашского, немецкого и русского языков. В основу содержания и структуры практически всех изучаемых предметов положены национально-региональный компонент и этнопедагогика чувашского и немецкого народов. Учебный план предусматривает такие дисциплины, как чувашеведение, фольклор, национальный этикет, традиционная культура воспитания. Основные цели этого учебного заведения - обеспечение разностороннего гармонического развития личности, свободное владение учащимися чувашским, немецким и русским языками, подготовка к продолжению образования на любом из этих трех языков в вузах не только Чувашии или России, но и Германии или других немецкоязычных стран.

Интересен также опыт чувашско-турецкого лицея в Чебоксарах, одна из целей которого - содействовать развитию взаимопонимания между двумя тюркскими народами, приблизить национально-культурные компоненты в содержании образования, подготовить национальные кадры. После четырех лет обучения выпускники лицея наряду с чувашским и русским языками свободно владеют английским и турецким, могут продолжать образование в вузах Турции.

Р.В.Жуков, директор Ядринской национальной гимназии, заслуженный учитель Чувашской Республики. Главным условием создания элитарной школы является правильный подбор учительского коллектива, в котором не может быть места случайному педагогу. В таком коллективе обязательна атмосфера взаимоуважения. Творческая свобода педагога и высокая ответственность за конечные результаты - непременные слагаемые успеха.

Необходимы разные элитарные школы - со своим лицом, своими традициями, атрибутами внутренней жизни, пра-

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

вилами и особенностями. Трудно переоценить важность обмена опытом, взаимопосещений, личных знакомств, совместной разработки образовательных и воспитательных технологий.

Важное звено в работе - сотрудничество с вузами, которое открывает широкие возможности для педагогической деятельности преподавателей вузов в школе, создание научно-методических и иных творческих объединений учителей и преподавателей вузов, проведение занятий учащихся в вузовских лабораториях. Следует сказать и о значимости связи элитарной школы с организациями и предприятиями с целью укрепления материально-технической и методической базы школы, а также поднятия уровня профориентационной работы.

Решая эти задачи, элитарная школа становится примером улучшения качества образовательного и воспитательного процесса, а значит, чрезвычайно необходимым компонентом национальной системы образования.

М.К.Енисеев, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики Чувашского госпедуниверситета им. И.Я.Яковлева. Дети с рождения неодинаковы, что особенно заметно проявляется в школе при сравнении их успехов в процессе учебы. Не очень часто учителя говорят, что кто-то из детей исключительно одаренный. При этом одаренность они определяют по тому, как ученику дается учеба, легко ли он запоминает прочитанное или услышанное и отвечает затем на вопросы. В своем подавляющем большинстве дети талантливы, и каждый из них может преуспевать в чем-то одном. Поэтому особенности любого ребенка необходимо учитывать как в обучении, так и в воспитании. Следует, однако, признать, что в нашей обыденной школьной суете многие дети "теряются" по разным причинам: из-за неумения обнаружить одаренность, равнодушного отношения, отсутствия целенаправленной педагогической работы по дальнейшему развитию и т.д.

Необходимо всегда помнить, что одаренные дети являются достоянием всего общества и самой природой призваны служить людям. Повзрослев, они смогли бы дать обществу больше, чем обычные люди. Но современная общеобразовательная школа не всегда в состоянии обеспечить целенаправленное обучение и воспитание одаренных и талантливых детей. Для нее все одинаковы. Поэтому столь необходимы такие специальные школы (в гораздо большем количестве, чем мы сейчас имеем), в которых организация учебно-воспитательного процесса нацелена на развитие конкретных индивидуальных особенностей детей.

Н.В.Гущина, учительница труда Ядринской национальной гимназии. На уроках труда я всегда преследую главную цель - подготовить девочек к жизни. Программа предусматривает занятия по кулинарии, знакомство с интерьером жилого дома и такие темы. как "Гигиена и косметика", "Уход за одеждой и обувью", "Рукоделие". Мы изучаем элементы материаловедения, ну и, конечно, проектируем и шьем различные швейные изделия.

Начиная с V класса программой по труду предусматривается изготовление ряда швейных изделий по выполненным ученицами выкройкам. Но прежде чем приступить к практическим работам, девочки должны усвоить ряд теоретических сведений: о свойствах материалов и способах их обработки, об устройстве машин, правилах безопасности труда и многое другое. Сознательное отношение к познанию приходит не сразу, овладение знаниями базируется на практическом опыте, а он, в свою очередь, на непосредственном наблюдении. Прежде чем допустить учащихся к практической работе по изготовлению изделия, необходимо показать им образец, обсудить конструкцию в целом и отдельные детали, а также возможность использования различных материалов, те или иные способы обработки и отделки.

Успех учебного процесса во многом зависит от правильной организации занятий. Задания на уроках труда могут выполняться девочками коллективно, группами или индивидуально, что зависит от содержания изучаемого материала. Коллективную форму организации целесообразнее применить на уроках раздела "Работа с тканью", группами удобно работать, например, на уроках кулинарии. Можно организовать и работу индивидуально с каждой ученицей,

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

но это чаще всего проводится с девочками старших классов на уроках рукоделия.

Для обеспечения более активного и глубокого усвоения детьми учебного материала чаще применяю беседы с опорой на свой жизненный опыт и наблюдения детей, а также на знания, ранее полученные по другим предметам. Разнообразят урок, делают его более живым пословицы, поговорки, загадки, относящиеся к теме. Это активизирует внимание, повышает интерес к уроку.

Н.Ф.Григорьев, первый проректор Чувашского государственного университета; А.В.Арсентьева, проректор по учебной работе Чувашского государственного университета. Наиболее перспективной в развитии образования является концепция образования на протяжении всей жизни человека. Особое значение в этих условиях приобретает взаимосвязь в деятельности учебных заведений. Исследования различных форм интеграции в подготовке специалистов привели к выявлению возможности взаимодействия образовательных учреждений как по вертикали, так и по горизонтали. Горизонтальная интеграция происходит между академическими структурами равных по уровню образовательных учреждений. Вертикальная интеграция - взаимодействие разноуровневых образовательных учреждений.

Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова и его четыре филиала готовят кадры по 50 специальностям. Филиалы функционируют в сельской местности, однако анализ результатов их деятельности показывает, что уровень знаний студентов достаточно высокий. Открытие филиалов позволило: уменьшить отток молодежи из сельской местности; создать новые рабочие места (учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал); приблизить образование к месту проживания студентов; сократить материальные затраты студентов на питание, транспорт, проживание; повысить квалификацию специалистов, имеющих высшее и среднее специальное образование.

Значительно расширились интеграционные возможности ЧГУ за счет открытия региональных научно-образовательных центров (РНОЦ), учебно- консультационных пунктов (УКП), районных центров до-вузовской подготовки, гимназии, лицеев, лицейских классов. РНОЦ, УКП, гимназия-интернат, три лицея, пять лицейских классов являются структурными подразделениями университета.

В учебно-консультационных пунктах г. Ядрина и г. Ульяновска ведется подготовка историков, филологов, экономистов. Другой важнейшей функцией УКП является довузовская подготовка учащихся. Практика работы классов довузовской подготовки свидетельствует, что уже на второй год дополнительных занятий сельские дети поднимаются до уровня требований, предъявляемых к абитуриентам. Кроме того, что немаловажно, занятия с университетскими педагогами повышают учебную мотивацию учащихся, придают учебе старшеклассников целенаправленный характер.

В 1994 г. при университете была открыта многопрофильная гимназия- интернат для одаренных детей. Комплексное обучение и содержание детей в гимназии осуществляются за счет внебюджетных средств университета и целевой помощи Министерства образования Чувашской Республики. По образцу гимназии созданы лицеи ЧГУ в г. Козловке, пос. Вурнары, с. Моргауши и пять лицейских классов в районных центрах, которые функционально несут такую же нагрузку, что и гимназия на основной базе университета. Выпускники лицейских классов при поступлении в университет пользуются такими же правами, что и воспитанники головной гимназии. В гимназиях и лицеях обучаются одаренные дети из сельских малообеспеченных семей. Проводимая университетом работа в этом направлении является формой социальной поддержки населения Чувашской Республики.

Учебный план предполагает углубленное изучение чувашского языка, культуры, истории, обычаев и традиций народа. Дети занимаются по альтернативным учебным планам и программам с учителями и воспитателями высокой квалификации, а также преподавателями вузов. При этом поддерживается высокая степень индивидуализации обучения. Интернатная система, предусматривающая круглосуточное пребывание учащихся в учебных заведениях, способствует развитию внеклассной работы и

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

созданию творческой среды, расширению воспитательных возможностей учебного заведения.

Во всех районах республики университетом созданы центры довузовской подготовки, в зависимости от выбранных учеником профиля или специальности организуются группы из 10-20 учащихся. Содержание курсов в какой-то мере повторяет школьную программу, но материал объединяется в смысловые блоки, что позволяет значительно ускорить повторение и интегрировать знания учащихся. Большое внимание уделяется практической части (решению задач, разбору проблемных ситуаций, анализу фактов и т.д.), учащимся прививаются навыки самостоятельной работы с учебным материалом, поощряется творческое начало, формируется стремление к самообразованию.

Так как основой всей деятельности центров довузовской подготовки является очно-заочная форма обучения, аудиторные занятия проводятся в форме вводных лекций, занятий по разрешению типичных затруднений абитуриентов и практических заданий. Учитывая трудности сельских школьников в устном изложении материала, особенно на экзаменах, где вольно или невольно создается экстремальная ситуация, часть занятий проводится в форме дискуссий.

Специфической формой занятий для подготовительных классов является консультация, которая позволяет ликвидировать индивидуальные пробелы в знаниях. Поскольку классы комплектуются из учеников различных школ и разного уровня знаний, эта форма приобретает особую значимость. Как правило, консультации проводятся по заявкам учащихся по определенным темам и в малых группах. Таким занятиям предшествует тестирование детей с целью выявления проблем в изучении содержания какого-либо блока учебного курса.

Методы обучения в классах довузовской подготовки мало чем отличаются от традиционных для общеобразовательной школы. Однако они в большей мере тяготеют к активизации деятельности учеников, развитию коммуникативных навыков, стимулированию творческой работы. Весь комплекс методов ориентирован на то, чтобы раскрепостить сельского ученика, дать ему возможность самоутвердиться, поддержать стремление к самообразованию.

Таким образом, в ЧГУ проводится серьезная работа по интеграции в области общего и профессионального образования, созданию региональной системы довузовского и высшего профессионального образования. При этом университет не перекладывает финансирование своих новых структур на плечи государства, а обеспечивает их стабильное развитие за счет внебюджетных средств. Следует отметить еще одну характерную черту деятельности Чувашского университета - личностную ориентацию всей образовательной политики. Это означает, что критерием эффективности деятельности университета выступает прежде всего личность студента, то, как полно удовлетворяются его образовательные потребности.

С.И.Болотина, учительница изо Ядринскои национальной гимназии. Мир, окружающий маленького человека, огромен и многообразен. Но порой мы, взрослые, недооцениваем то влияние, которое оказывают на формирование чувств ребенка повседневные жизненные ситуации, люди, книги, природа, произведения искусства. Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают родителям и учителям возможность развить в нем эти качества, связать их с творческой практикой самого ребенка и с восприятием художественных произведений. Если эта способность ребенка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и будет обогащаться и развиваться с возрастом.

Все дети способны, они рисуют, сочиняют стихи, музыку, любят фантазировать. В рисунке они как бы закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в школе, кружке - залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить глубину содержания художественных произведений, всю сложность их изобразительно-выразительных средств.

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

Благодаря рисованию развиваются качества, необходимые человеку как личности: верность и острота зрения, ловкость и уверенность в движениях, образное и пространственное мышление.

В кружках наши ученики знакомятся с различными видами декоративно- прикладного искусства: лепкой из глины, аппликацией из различных материалов, мозаикой, росписью по дереву, стеклу, гравюрой, выжиганием и т.п. Детям нравится творить, делать сувениры, подарки для своих близких и учителей. Они с удовольствием выставляют работы на выставках.

Сегодня дети охотнее смотрят телевидение, чем читают, и здесь тревожит то, что "телевизионные дети" не строят образ. Экранный образ отличается от живописного или литературного - он не оставляет времени для углубленного диалога с автором. Разница между читающими и нечитающими детьми наглядно обнаруживается в изобразительном творчестве. Если "читатели" от занятия к занятию создают все более оригинальные и выразительные работы, то "зрители" тем временем "завязают" в тиражировании комиксовых персонажей, машин (мальчики) и принцесс (девочки), причем даже в техническом отношении их рисунок остается на "малышовом уровне".

Вредным экран становится, когда подменяет собою наиболее важные связи ребенка с окружающим миром: с мамой, с семьей, с природой, с культурой. Существует, наверное, некая степень психической, эмоциональной и интеллектуальной зрелости, лишь по мере достижения которой экран становится безопасным. Творчество немыслимо без развития воображения. Воображение неразрывно связано со словом. Чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, знакомое каждому ребенку, необходимо с детства развивать способность фантазировать, открывать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности.

И.В.Алексеева, учитель русского языка Ядринской национальной гимназии. Кладезь народной мудрости неисчерпаем. Это проявляется, в частности, в народных названиях месяцев года. Например, возьмем "весенний" народный месяцеслов: март - протальник, апрель - водолей, май - травень... После изучения этого раздела пятиклассники загорелись желанием создать свой календарь. Так, в соответствии с традициями народных оценок явлений природы появились новые слова или значения слов, которых нет в русском литературном языке, к примеру: январь - морозник; февраль - вьюговей, снеговей; март - сосульник, капель; апрель - снегогон, ледокольник, течень; май - первоцветник, цветень, младолистник; июнь - теплынь; июль - жарило, зной-ник; август - пивник, собериха; сентябрь - златолист; октябрь - склязь; ноябрь - предзимник, студенник; декабрь - зимовстречень.

Каждый календарь был своеобразен: в нем и иллюстрации, и придуманный пейзаж, и подобранные соответственно месяцам открытки с изображением природы, и стихи, и народные приметы. Одна ученица сочинила рифмы по народным образцам: настал февраль - надевай пуховую шаль; в апреле и марте - морозы на старте; апрель впереди - на лед не выходи; пришел май - теплую одежду снимай; тепло к маю - быть урожаю; урожай в август - людям радость; сентябрь дождиком полил - осени ворота открыл; декабрь реку замостил, сани по дороге пустил.

Мои ученики сами пытаются сочинить произведения, которые иллюстрируют правила, орфограммы, доступно, занимательно объясняют их. Заключительный урок по разделу "Лексика" в V классе был посвящен сочинительству. И получился превосходный сборник "Занимательно о лексике".

Омонимы. "Мама сказала: "Выключи свет!" Но я сперва съел обед. Как только я стал лампу тушить, так мама сразу капусту тушить". Прямое и переносное значение слов. "Тик-так, тик-так - идут часы, ровным строем идут бойцы".

Грамматические стихи как пример работы с орфограммами. Буквы и и ы после ц. "Цыган цыпленку цыкнул "цыц" и стал к обеду звать сестриц. Цыпленок к цирку убежал и на тарелку не попал. Готов уж праздничный обед. Цыган во двор - цыпленка нет".

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

Правописание -ться и -тся в глаголах и существительных на -ца. "Зеленая ящерица на солнышке жарится. Серая синица с друзьями веселится. Пес моего братца может сильно кусаться".

Я горжусь своими учениками, восхищаюсь их талантом и не стесняюсь об этом им говорить. Стараюсь не порицать их работы, даже если они не всегда безупречны, ведь ребята выполняют творческую работу - уникальную в своем роде. Следовательно, нельзя оставлять их труд без внимания. Ставлю "5" и редко "4", вручаю маленькие призы. Огромную радость и гордость испытывают ребята, если их стихи, рассказы, шутки и другие результаты творческого труда печатаются в гимназической газете "Еткер". Мечтаю увидеть напечатанные сборники своих учащихся.

В.А.Иванов, профессор, зав. кафедрой иностранных языков для углубленного изучения Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова. Не могу не согласиться с оптимизмом коллег, потому что он исходит не от сторонних наблюдателей - каждый на своем участке работы делает все от него зависящее для достижения общей цели. Однако есть еще одно обстоятельство, которое мы не имеем права упускать из виду.

Теория и практика этнопедагогики возникли не на голом месте, так же и понятие "элита" появилось не вдруг. Феномен отбора одаренных людей имеет давнюю историю, но только в конце XVIII в. в Западной Европе общественное мнение созрело до понимания социальной значимости такой элиты для прогресса нации. Появление и самоутверждение этой привилегированной части общества повлекло за собой возникновение различных элит-теорий, включающих в себя: биологические учения, акцентирующие генетические признаки, якобы лежащие в основе разделения личностей на выдающихся и рядовых; психологические учения, обосновывающие исключительность одних и заурядность других; фрейдизм с его толкованием стремления к власти или покорности; технократическое и наукопрактическое направления исследований естественного неравенства людей и деления их на элиту и массы. Все они сыграли свою роль в идентификации элиты как движущей силы развития цивилизации.

Были и те, кто задумывался над судьбами элиты. Например, Гете с полным основанием написал однажды: "Где те немногие, кто век свой познавали... Их распинали, били, жгли". Шапка лидера всегда была тяжела, не станет она легче и в будущем.

Поэтому учебно-воспитательная работа в элитарных группах должна строиться с учетом того, что талантливого, незаурядного человека обычно ждет нелегкая судьба, так как он не всегда соответствует общепринятым нормам и стандартам. Это нужно знать каждому ученику элитарной школы и быть готовым.

Впрочем, симбиоз элитарного и народного внушает великие надежды.

Р.С.Бозиев. На мой взгляд, наше заседание оказалось достаточно плодотворным. Прежде всего хотелось бы отметить высокий научный уровень и практическую направленность выступлений. Представляется, что прояснены некоторые аспекты из тех, что наиболее часто вызывают вопросы у ученых и практиков, когда заходят споры о возможности воспитания и обучения людей не только высокообразованных, но прежде всего высоконравственных и одухотворенных. Представленный целевой подход определяет саму суть успешной работы с детьми - знать о каждом как можно больше и учитывать в учебно-воспитательном процессе его индивидуальные физиологические и психологические особенности. Отрадно, что в выступлениях практически всех участников постоянно подчеркивалось: все дети талантливы, и нужно только суметь разбудить в них дарование и задатки. В частности, работа педагогического коллектива Ядринской национальной гимназии, в стенах которой мы собрались, для многих в России послужит примером творческого отношения к своему делу.

Скажу честно, меня несколько тревожило то, как будет выражено соотношение национального чувашского и общероссийского в свете рассматриваемой проблемы. Не скатимся ли мы в своих рассуждениях в чрезмерное выпячивание своего. Еще

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

раз убедился: если учебно-воспитательный процесс строится на строго выверенных научных основах, все опасения подобного рода становятся беспочвенными. Растить элиту общества - будущих управленцев, ученых, работников искусства и т.д., понимая, что это генофонд всего государства, - великое, многотрудное, но очень благородное и благодарное дело. И совершенно справедливо положение о том, что настоящую элиту можно воспитывать только на основе национальных традиций, истории, культуры, языка.

Поражает огромная разница между детьми Ядринской гимназии и обычной школы. Казалось бы, материально-техническое обеспечение, условия и многое другое практически идентичны, но здесь мы видим одухотворенные лица, совершенно иную манеру держаться и говорить, иную пластику движений. Понимаю, в гимназии, по всей вероятности, собраны талантливые педагоги, с полным основанием об этом говорил в своем выступлении директор гимназии Р.В.Жуков.

Думается, заслуживает пристального внимания и изучения опыт привлечения к проведению занятий в гимназии преподавателей вузов. Конечно, прежде всего это потребовало энтузиазма и активности их самих. Бросается в глаза общекультурная направленность учебных предметов и их научная проработанность.

Отрадно, что руководство республики, министерство образования уделяют столь пристальное внимание нуждам таких учебных заведений; свидетельство тому - прекрасные спальные корпуса и переданные в ведение гимназии лесные и пахотные угодья, озеро. Об этом же говорит и тот факт, что сегодня бок о бок с нами работает министр образования Чувашии Галина Петровна Чернова.

Еще раз хочу повторить: здесь, в Чувашии, проводится большая работа, которая достойна изучения и использования в других регионах страны. Сегодня есть с кого брать пример.

В заключение нашего "круглого стола" хотелось бы вновь процитировать присутствующего здесь основоположника этнопедагогики, ученого, получившего мировое признание, Г.Н.Волкова: "Чем внимательнее мы к национальному, тем ближе к общечеловеческому ...закрепление в каждой душе всего того, что связано с духовно-нравственной жизнью народа, возможно только в системе национального воспитания в контексте общечеловеческих ценностей

Подготовка текста к печати Е.В.Кондратенко

стр. 62

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама