Рейтинг
Порталус

© Нормирование нагрузки учителей в развитых странах

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор(ы): Ю.С.Алферов
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191499307


Ю.С.Алферов, (c)

Анализ социально-правового положения и условий труда работников образования предполагает рассмотрение целого комплекса вопросов. Это их правовой статус, условия найма и методы приема на работу, механизмы назначения, продвижения и перемещения по службе, объем общей и педагогической нагрузки, условия работы в классе, заработная плата, система доплат и пособий, пенсионное обеспечение и т.д. В настоящей статье мы рассмотрим один из них - как определяется и что из себя представляет общая рабочая и педагогическая нагрузка учителей и директоров школ в развитых зарубежных странах.

Правовое положение работников образования и условия их труда регулируются общим административным законодательством, законами об образовании, а также принятыми в разных странах специальными правовыми актами по вопросам присвоения квалификации, приема на работу, профессиональной карьеры, оплаты труда и т.д. Социально- экономическое положение учителя зависит от его статуса и административно-правовых отношений с работодателями, в качестве которых могут выступать государство, общественная корпорация или частные юридические лица. В некоторых государствах немаловажное значение имеет его принадлежность к категории работников того или иного уровня подчинения - центрального, регионального или местного.

В самом общем плане работники общественного сектора образования могут быть разделены на две основные категории: государственных служащих и служащих коммунального или муниципального уровня, нанимаемых на работу местными властями. Кроме этого, в некоторых странах существует промежуточная ситуация, когда учителя имеют свой собственный специальный статус, но условия его очень сходны с условиями статуса гражданских служащих, и потому они часто приравниваются к последним, как, например, в Бельгии.

В большинстве государств правовой статус учителей зависит от того, работают ли они в общественном или в частном секторе образования. В первом случае они, как правило, являются государственными служащими, а во втором - обычно ими не являются. К странам, где все учителя считаются государственными служащими, относятся Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, США и Канада. В Великобритании и Ирландии они таковыми не являются и нанимаются на работу по контракту (трудовому соглашению).

В отдельных странах действуют смешанные схемы, когда в соответствии с существующим законодательством даже в публичном секторе образования часть учителей - гражданские служащие, а другие - нет. Например, в Нидерландах к первым относятся учителя только школ, принадлежащих центральному правительству и муниципалитетам. В Дании преподаватели муниципальных 9-летних школ обязательного обучения состоят на государственной службе, а старших средних школ, принадлежащих графствам (региональным властям), - нанимаются ими по контрактам.

Частные учебные заведения, как правило, имеют право свободного набора специалистов. Правовые отношения с ними регулируются в соответствии с принципами гражданского и трудового права посредством трудовых соглашений (контрактов), заключаемых на определенный срок непосредственно с попечительскими сове-

стр. 77


--------------------------------------------------------------------------------

тами или с юридическими владельцами школ. Однако имеются исключения и из этого правила. Так, в Австрии и Финляндии учителя частного субсидируемого сектора входят в число государственных служащих.

Что же означает для работников народного образования статус государственного служащего? Прежде всего, это конкурсный прием на службу с довольно жесткими требованиями к кандидатам и регулярная оценка их деятельности (во многих случаях ежегодная), без которой невозможно никакое продвижение по служебной лестнице. Одним из основных условий последнего, при удовлетворительном выполнении служебных обязанностей, является стаж работы (или, как его еще называют, "старшинство" - seniority), с которым связывается повышение в должности или увеличение заработной платы, а в отдельных случаях, как мы увидим ниже, и объем учебной нагрузки.

Одним из фундаментальных общих ' принципов государственной службы является гарантия пребывания на ней пожизненно для всех лиц, принятых на работу, если они не совершают поступков, несовместимых со статусом государственного служащего. Так, получив назначение, учителя до установленного в стране возраста обязательного выхода на пенсию не подлежат увольнению, кроме как за действия, порочащие их профессию и статус; кроме того, им гарантирована хорошая пенсия. В большинстве развитых стран Запада учителя в системах классификации должностей в государственной службе относятся к "среднему звену", т.е. пользуются довольно привилегированным положением; в отдельных государствах учителя старших средних школ занимают позицию в верхней части квалификационной шкалы.

На работников народного образования распространяются все общие положения законов о государственной службе точно так же, как и в других отраслях народного хозяйства. В частности, это касается рабочего дня учителей и их недельной педагогической и общей нагрузки.

Подходы к нормированию нагрузки учителя неодинаковы в разных странах, однако можно выделить ряд существенных общих принципов, свойственных по крайней мере определенным их группам. В самом общем плане отметим, что расчет нагрузки учителя в странах Запада строится на совершенно иных началах, чем, например, в России и странах Восточной Европы.

Первое отличие состоит в том, что нагрузка учителя практически во всех зарубежных развитых странах рассчитывается не в недельном, а в годовом измерении. Во-вторых, она определяется не привычным нам количеством уроков, а астрономическими часами: устанавливается годовое рабочее время учителя (annual teacher's workload или annual teacher's working time), в котором собственно учебная нагрузка - время преподавания (teaching time) - составляет лишь определенную долю. Таким образом, "рабочее время" включает все рабочие часы, определяемые условиями государственной службы или индивидуальных контрактов независимо от того, посвящены ли они непосредственно преподаванию или предназначены для выполнения других педагогических и прочих профессиональных обязанностей и задач [1, р. 111].

Исходя из годового рабочего времени и количества рабочих и учебных недель в учебном году (что не всегда совпадает), рассчитывается недельная занятость учителя, т.е. его трудовая недельная нагрузка (teacher's weekly workload), где недельная учебная нагрузка (weekly teaching) опять составляет лишь определенную часть всего объема его деятельности. Другими словами, в основу нормирования положено не число уроков, которое учитель должен дать в неделю (как, например, в России), а количество обязательного времени, выраженное в астрономических часах, которое он проводит в учебном заведении, по аналогии с рабочим временем служащих в других отраслях народного хозяйства. На основании последнего можно заключить, что обязательный объем времени рабочей недели учителя колеблется от 35 до 40 ч. что значительно больше занятости учителя в школе в России. Аналогичное положение существует и в странах, где учителя не являются государственными служащими, как, например, в Великобритании.

стр. 78


--------------------------------------------------------------------------------

Подходы и принципы расчета годового рабочего времени учителя и других педагогических работников связаны с существующим законодательством, а также национальными традициями, социально-культурными и экономическими особенностями, поэтому объем рабочего времени может существенно различаться в разных странах. Так, в Дании, Италии, Португалии, частично в Финляндии расчет основывается на 52 рабочих неделях в год (включая 4-6 недель годового отпуска), а не на количестве учебных недель в учебном году; соответственно, годовая нагрузка учителя здесь высока: 1680 ч - в Дании, 1715,5 - в Норвегии, 1820 - в Португалии и 1950 - в Финляндии (в старших средних профессиональных школах).

В другой группе государств (Австрия, Бельгия, Нидерланды, Франция, Швеция и др.) учитывалось количество учебных недель в году, которое колеблется в среднем от 32-34 в начальном образовании до 38-40 на старшей средней ступени школы. Здесь годовое рабочее время учителя начальной школы составляет от 828 ч в Ирландии до 1680 в Дании, а в среднем образовании разброс может быть от 946 ч в Италии до 1950 в Финляндии.

Существуют и другие подходы к определению нагрузки учителя. Например, в Германии годовое рабочее время для работников образования не устанавливается ни законодательно, ни контрактами, а определяется лишь объем годовой педагогической нагрузки. В Великобритании (в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии), наоборот, речь идет только об общем годовом рабочем времени (1265 ч), а учебная нагрузка в трудовых соглашениях не фиксируется и устанавливается непосредственно руководителем учебного заведения. Правда, следует отметить, что здесь, как и во многих других странах, указанные вопросы являются предметом обсуждения и соглашения при заключении коллективных договоров между органами образования и профсоюзами работников образования, в частности с очень влиятельным национальным союзом учителей.

Объем непосредственно учебной нагрузки как части общего рабочего времени также существенно варьируется от страны к стране и даже внутри одного государства между разными уровнями образовательной системы. В начальной школе учебная нагрузка составляет, например, от 570 ч в год в Швеции до 988 в Нидерландах, где она рассчитывается в процентах от общего рабочего времени (65% - в начальном секторе, 60% - в секторе среднего образования).

Внутри одной страны, как правило, этот показатель варьируется соответственно уровню образования: чем выше последний, тем меньше недельная учебная нагрузка учителей. Кроме того, он может зависеть от типа школы: в некоторых странах учителя в старших средних профессиональных школах загружены больше, чем в общеобразовательных того же уровня.

Поскольку профессиональная деятельность учителя нигде в мире не сводится только к проведению уроков в классе, а включает очень широкий спектр других педагогических обязанностей, то в понятие "учебное время" входит как собственно "урочное время" (т.е. время проведения уроков и других учебных занятий), так и другие виды "педагогической нагрузки". В отношении того, как это деление фиксируется в условиях службы или в индивидуальных контрактах и фиксируется ли вообще, нет никакого единообразия, и в разных странах существуют противоположные подходы.

Так, в Бельгии, Германии, Ирландии, Франции точно определяется только количество уроков, при этом подразумевается, что учителя будут выполнять и все другие функции, связанные с профессией и должностью, но то, какое время будет затрачено на тот или иной вид деятельности в неделю или за год, решают учителя сами или вместе с руководителями учебного заведения.

Иногда учительский контракт или служебные обязанности в условиях государственной службы устанавливают отчетливое разделение времени между двумя блоками учительской деятельности - преподаванием, с одной стороны, и подготовкой к урокам, проверкой работ учащихся, работой с родителями, участием в деятельности школьных органов управления, повышением квалификации и т.п. - с дру-

стр. 79


--------------------------------------------------------------------------------

гой. В целом ряде стран время, отводимое на эти виды неурочной профессиональной деятельности, устанавливается в процентах к объему учебного времени. Так, в Греции, Италии, Нидерландах и в начальном образовании в Испании на них отводится от 33 до 40%, в Австрии и в среднем образовании в Испании - от 40 до 50% учебного времени.

В других странах это деление выражено менее четко и в значительной мере является условным. В Финляндии и Швеции, например, выделяется обязательное количество часов на повышение профессиональной квалификации и выполнение обязанностей по школе; в Шотландии - на повышение квалификации и работу с родителями; в Англии и Уэльсе, где официально устанавливается только общее годовое рабочее время учителя (1265 ч), решение этих вопросов является прерогативой руководителя учебного заведения.

Для иллюстрации вышесказанного приведем примеры. В Испании в общественных учебно-воспитательных заведениях дошкольного, базового и среднего образования педагогический персонал работает 37,5 ч в неделю, как и служащие государственной администрации. Из них 30 ч составляют норму обязательного присутствия в школе и отводятся на различные виды педагогической деятельности. Сюда относятся, прежде всего, все виды занятий в классе: в дошкольных учреждениях и в базовых общеобразовательных - это 25 ч в неделю (28 - в частных); в средних - 18 ч (но это количество может быть увеличено до 21 ч, если иначе невозможно обеспечить выполнение расписания). Остающиеся часы (т.е. 5 ч в базовой школе и 12 ч в средней) используются на индивидуальные занятия с учащимися, руководство их учебной деятельностью, на их профессиональную ориентацию, а также на участие в работе методических объединений учителей, в заседаниях коллегиальных органов управления школой и т.д.

В остальное время учитель не обязан находиться в школе: он может готовиться к урокам, повышать свою квалификацию или выполнять другие профессиональные обязанности [2, р. 60].

Аналогичная структура рабочей недельной нагрузки учителя существует и в большинстве других развитых стран, где варьируются лишь количество обязательных присутственных часов в школе и число недельных уроков, которое в зависимости от ряда факторов может составлять от 15-16 до 30-35 и иметь разную продолжительность. В Нидерландах учитель должен присутствовать в школе 40 ч в неделю, из которых 15-20 отводятся на преподавание; в Бельгии и Шотландии "присутственное время" составляет 26-27 ч, в Ирландии - 28 ч 20 мин, в Греции - 30 ч, в Англии и Уэльсе - 35-38 ч при высокой учебной нагрузке; в жестких рамках полного рабочего дня с 8 до 16 ч работают учителя в школах общественного сектора образования США.

Что касается установления годовой или недельной учебной нагрузки тому или иному учителю в конкретной школе, то в разных странах при этом учитывается еще ряд факторов. Среди наиболее распространенных и значимых можно отметить следующие:

1) уровень учебного заведения, в котором работает учитель: в ФРГ учителя начальных и неполных средних школ имеют 26-28 обязательных уроков в неделю, а учителя старших средних школ (гимназий) - 23-27 уроков; в Норвегии, соответственно, 22-26 и 17-22, в Ирландии - 25 и 18-22;

2) категория учебных предметов: во многих странах преподаватели гуманитарных и общетеоретических дисциплин имеют меньшую нагрузку, чем преподаватели предметов практического цикла (труда, физкультуры, изобразительного искусства и т.п.). Так, в Бельгии первые имеют 22-24 урока в неделю, вторые - 24-28, а преподаватели, ведущие практические занятия в мастерских, - 30-33;

3) уровень профессионального образования учителя: во Франции учитель высшей квалификации со званием "агреже" преподает в средних общеобразовательных учебных заведениях 15 уроков в неделю, а его коллеги с менее высокой научной квалификацией - 18-22 урока;

4) стаж работы и возраст учителя: в Греции начинающий учитель средней шко-

стр. 80


--------------------------------------------------------------------------------

лы обычно имеет 21-22 урока, со стажем от 6 до 12 лет - 19 уроков и со стажем свыше 12 лет - 18 уроков в неделю. В ряде стран учебная нагрузка сокращается по достижении специалистами определенного возраста: в ФРГ после 50 лет она уменьшается на два часа, после 60 - на четыре часа. В Португалии учителя 2-го и 3-го циклов базового образования и преподаватели средней школы имеют право на постепенное сокращение учебной нагрузки в зависимости от их стажа и возраста: первый раз в 40 лет - при 10 годах педагогического стажа, затем в 45 лет - при 15-летнем стаже, в 50 - при 20-летнем стаже и в 55 - при наличии 21 года педагогического стажа [3, р. 257-258]. В Греции и Израиле подобными льготами пользуются учителя-женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет.

Как видно из приведенных примеров, учителя в развитых зарубежных странах работают много и интенсивно. За последние десятилетия условия их труда нигде заметно не улучшились, а в ряде случаев даже ухудшились. Это объясняется сложными экономическими проблемами и инфляционными процессами, которые в некоторых странах привели к нулевому приросту или даже сокращению ассигнований на образование. Так. в Канаде среднее недельное рабочее время учителей начальных и средних школ за период с 1988 по 1994 г. возросло в среднем на 1,5 ч (3,8%) - с 39,4 до 40,9 ч [4, р. 16]. В ФРГ недельная учебная нагрузка учителей гимназий и других старших средних школ увеличилась на два урока - до 24-27 уроков в неделю. Недавнее обследование условий работы преподавателей начальных школ в Новой Зеландии показало, что на все виды профессиональной деятельности они затрачивают около 54 ч в неделю, примерно половина из которых не связана с регулируемым временем контактов с учащимися во время уроков. Многие берут работу домой на выходные дни. 38% респондентов заявили, что если бы им представилась возможность выбора, то они отказались бы от учительской профессии из-за плохих условий труда, так как это негативно отражается на их личной жизни и здоровье [5, р. II].

Интернационал работников образования, самая влиятельная международная профсоюзная организация в этой сфере, в своих заявлениях отмечает, что во многих странах на качестве работы учителей негативно сказывается постоянный стресс, вызываемый, с одной стороны, все возрастающим объемом рабочей нагрузки и ее многообразием и, с другой стороны, постоянным ощущением давления противоречивых требований, предъявляемых к ним обществом в период быстрых изменений [5, р. 12]. В самом деле. модернизации и реформы (структурные, а также на уровне учебных планов или управленческие), происходящие в короткий период времени, требуют от учителей стремительной адаптации к новым условиям и новым методам работы, т.е. огромных дополнительных усилий. Эти факторы не всегда принимаются во внимание при реальной оценке условий труда учителей в развитых зарубежных странах.

В заключение кратко остановимся на учебной нагрузке директоров европейских школ, так как наличие или отсутствие у них учебной (урочной) составляющей является одной из важных характеристик условий их труда. Как и во всем остальном, в разных странах неодинаково подходят к решению этого вопроса.

Там, где директора средних школ, как правило, не ведут уроков, а все свое рабочее время посвящают управленческой деятельности, теоретически считается, что на все аспекты этой деятельности требуется как минимум 36 ч в неделю. Такова ситуация в среднем образовании Бельгии, Италии, Люксембурга, Португалии и Франции. На Мальте не имеют педагогической нагрузки ни директора школ, ни их заместители.

В ряде стран (Австрия, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Финляндия, Швеция) директора школ могут иметь или не иметь учебной нагрузки в зависимости от количества классов или числа учащихся: в больших школах они не ведут уроков, а в маленьких имеют ограниченное их количество (Англия и Уэльс, Северная Ирландия).

стр. 81


--------------------------------------------------------------------------------

В Дании, Германии, Испании, Норвегии директора всегда ведут уроки, но их количество также различно. Например, в Испании оно может составлять от 6 до 12 уроков; в Германии у директора крупной гимназии с 1000 учащихся в разных землях и в зависимости от школьной необходимости может быть от 2 до 11 уроков в неделю (при 23-27 уроках в неделю у учителей).

В начальном образовании - схожая картина: в Бельгии заведующий начальной школой освобождается от ведения уроков, если в школе насчитывается более 180 учащихся, в Шотландии - если более 200. В Нидерландах на этот счет нет общих нормативов: директор начальной школы может быть вообще освобожден от ведения уроков, а в других случаях уроки составляют до 65% его недельного рабочего времени, т.е. почти полную недельную нагрузку учителя начальной школы [6, р. 65].

Таким образом, факт наличия у директоров школ в большинстве стран учебной нагрузки отражает современное представление о них не только как о руководителях-организаторах, способных повести за собой коллектив школы, но и как о профессиональных лидерах, имеющих личный опыт преподавания.

Литература

1. European Commission. Key data on education in the European Union. Luxembourg, 1996.

2. Intbrme nacional sobre el desarrollo de la educacion. Madrid. 1996.

3. Dcveloppement de l'education. Rapport national de Portugal. Lisboa, 1996.

4. Canada. Enhancing the role of teachers in a changing society. Toronto. 1996.

5. Enhancing the role of teachers in a changing world. Geneva. 1996.

6. Eurydice. School Heads in the European Union. Brussels. 1996.

стр. 82

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): нагрузка педагогов



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама