Рейтинг
Порталус

Воспитание или формирование?

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор(ы): И.З.Гликман
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191499906


И.З.Гликман, (c)

Цель моего научного сообщения - уточнить смысл этих педагогических категорий. Обычно педагогику определяют как науку о воспитании. Правильно и целесообразно ли это? Вряд ли, ибо такое толкование приводит к постоянной путанице и недоразумениям. Это связано с тем, что в русском языке сложилось неоднозначное понимание термина "воспитание". В научном обиходе допускаются также различные толкования этого термина.

В одном случае считают, что воспитание - это обретение молодежью опыта старшего поколения и вообще всей накопленной культуры. Это чрезвычайно расширительный смысл, поскольку имеется в виду влияние не только школы, педагогов, но и среды, и других факторов развития личности.

В другом случае воспитание рассматривается как целенаправленная передача культурного опыта человечества и целеустремленное формирование личности. Это более узкое понимание смысла слова, подразумевающее только чисто педагогическую деятельность. Однако и оно не совсем конкретно, так как сочетает и формирование личности ("собственно воспитание"), и педагогическую деятельность по передаче молодому поколению накопленных знаний ("образование и обучение").

Наконец, в третьем варианте воспитание предстает как целенаправленное и после- довательное формирование качеств личности. Если хотят подчеркнуть такой смысл слова, то говорят о воспитании в узком смысле слова, т.е. о собственно воспитании или воспитательной работе.

Поскольку в общении друг с другом и в научных трудах педагоги далеко не всегда указывают, какой смысл придается тому или иному термину, происходит путаница при рассмотрении многих теоретических проблем. Часто говорят о воспитании, а имеют в виду обучение, просвещение. Или организуют "воспитательный" процесс для того, чтобы выработать определенные качества личности, скажем, трудолюбие, дисциплинированность, точность, но при этом надеются добиться результата при помощи бесед с детьми или изучения моральных проблем на уроках этики (если она преподается в школе), обсуждения поступков героев художественных произведений на уроках литературы или деятельности выдающихся личностей на уроках истории. Как будто, прочитав о предсмертном восклицании Цезаря "И ты, Брут!..", будущий школьник никогда не сможет пойти на предательство!

Печальный результат такого воспитания проявляется и в низкой воспитанности выпускников многих школ, и в разгуле преступности среди молодежи, и в много- численных отказах служить в армии по государственному призыву, и других фактах.

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

Воспитательная слабость многих школ транслируется за их пределы, в другие учреждения, которым необходимо заниматься воспитанием молодежи и не только ее. Есть немало фактов, свидетельствующих о том, что, не умея воспитывать молодых солдат, офицеры поручают "влиять" на них старослужащим и вообще более физически сильным парням, что приводит к пресловутой "дедовщине". А в исправительных заведениях неумение воспитывать и перевоспитывать заключенных сопровождается неимоверной жестокостью персонала, что еще более усугубляет преступность.

Конечно, на результатах воспитания сказываются многие причины, связанные не только с образовательными проблемами, но и с тем социальным кризисом, который переживает наше общество. Однако неслаженность и путаница в понятийно- терминологическом аппарате также отрицательно отражаются на результативности воспитания. Чтобы преодолеть их, надо разобраться в причинах их возникновения.

Понятие "воспитание" появилось в России 300 лет назад и имело смысл, воплощенный в самой этимологии слова: кормление детей, чтобы они росли. Для нормального развития ребенка считалось достаточным просто заботиться о нем, прежде всего кормить и одевать. Бурное развитие просвещения в XIX в. в Европе показало, как много может дать обучение для развития личности. Казалось, если ученик изучит все школьные дисциплины и станет образованным человеком, то вполне будет готов к жизни в обществе. Еще со времен Я.А.Коменского, систематично и целостно изложившего теорию обучения, под педагогикой разумелась прежде всего дидактика. До сих пор популярна среди современных педагогов мысль немецкого педагога Гербарта о том, что воспитание ребенка - результат многостороннего процесса его обучения. Известно его высказывание: "Воспитание через преподавание!"

Уже к началу XX в. стало проходить это безоглядное увлечение мыслящих людей просвещением, произошла переоценка его влияния на личность. Быстро накапливался опыт, обогащались представления о том, каким образом влияет на развитие ребенка его собственная внеучебная деятельность, в частности, игра и труд, какое положительное влияние на него оказывают коллектив, группа и участие в их жизни. Весомый вклад в новые взгляды на воспитание внесли труды С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Дж.Дьюи и других педагогов первой половины XX в.

Опыт А.С.Макаренко - успешного и надежного воспитания и перевоспитания многих сотен трудных подростков - весьма убедителен не только потому, что блестяще описан в художественных произведениях, но и потому, что выпускники его учреждений жили среди нас и мы могли убедиться в эффективности его воспитания. Мне посчастливилось встречаться и беседовать со многими из них, переписываться с некоторыми бывшими колонистами. Я был участником макаренковской секции Педагогического общества, готовил и проводил слет воспитанников А.С.Макаренко в Москве, а позднее - Первого макаренковского симпозиума на базе МГПИ им. В.И.Ленина. Не менее убедительно воспитательную эффективность педагогических взглядов А.С.Макаренко доказывали его научные труды, где разъяснено, что сам по себе учебный процесс не гарантирует требуемого обществом уровня воспитанности детей, а также обоснована самостоятельная значимость воспитания средствами многообразной деятельности детей.

В результате поисков многих ученых XX в. педагогика, помимо устоявшихся дидактических знаний, обогатилась систематизированными знаниями по теории воспитания. Поэтому сейчас ее правильнее было бы определить как науку не о вос- питании, которое реализуется в учебном процессе, а как науку об обучении и вос- питании. Но это две стороны целенаправленного формирования личности. Поэтому еще более точным определением может быть такое: педагогика - это наука о целенаправленном формировании личности.

Если имеют в виду достижение человеком того уровня развития, при котором он становится полноправным членом общества, говорят о социализации. Но если надо подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов человек обрел черты личности, то употребляют термин "формирование".

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

Личность формируется под влиянием наследственности, среды, целенаправленной деятельности педагогов, собственной деятельности и самовоспитания человека и других факторов. Предложенное определение не умаляет важности обучения или воспитания. Можно указать на некоторые его достоинства. Во-первых, оно показывает место педагогической деятельности среди других факторов развития и становления личности (наследственности, среды и др.). Во-вторых, уравновешивает значение обучения и воспитания как важнейших педагогических процессов. И наконец, позволяет избежать путаницы этих понятий, избавляет от необходимости указывать, в каком смысле употребляется термин "воспитание" - в узком или широком.

Говоря о формировании личности сегодня, многие педагоги включают его в понятие "образование". Именно так поступили авторы учебного пособия "Педагогика" (Под редакцией П.И.Пидкасистого. М., 1998. С. 9). Корневой смысл этого слова намекает на то, что личность уже образована, уже закончена, т.е. человек уже готов к нормальной жизни в обществе. И тогда рассматриваемый термин близок к термину "формирование", вернее, к "сформированности" личности. Действительно, почему бы не использовать тогда термин "образование" вместо вышепредложенного термина "целенаправленное формирование" для обозначения совокупного педагогического процесса обучения и воспитания? Думается, этого не стоит делать, потому что исторически смысл слова "образование" настолько тесно слился со смыслом слова "обучение" (точнее, многостороннее и системное обучение), что его использование будет порождать традиционную иллюзию, что для подготовки человека к жизни достаточно его обучить.

Теперь целесообразно уточнить и унифицировать научное понимание слова "воспи- тание". Учитывая современный уровень педагогических знаний, возможна и такая формулировка определения этой педагогической категории: воспитание - это пред- намеренное создание или корректировка условий для формирования характера, воли, направленности и качеств личности человека. А.С.Макаренко, сравнивая воспитателя с садовником, говорил, что воспитание - это корректив, еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. Именно таким путем ему удается направить в нужную сторону развитие всей массы отношений ребенка с окружающим миром (см.: Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 4. М., 1951. С. 22).

Воспитание - это прежде всего влияние на систему отношений личности с окружающим миром людей. Предложенное определение отличает его от обучения, констатирует его ненасильственный характер и соответствует сущности этого педагогического процесса.

Исходя из вышесказанного, можно уточнить и определение обучения: обучение - это преднамеренное просвещение, передача людям системы знаний и способов их применения с целью развития их личности. Поясним предложенное определение. Говорят, что слово "обучение" носит более конкретный характер. Можно сказать так: "обучение математике" или "обучение работе на компьютере". Правильно. Но при этом имеют в виду частнодидактические аспекты обучения. Точно так же можно сказать: "воспитание хороших манер". Понятно, и это частный случай, но воспитания. Традиционно для обозначения передачи знаний употребляется термин "образование". Однако он столь же часто используется и для обозначения результата усвоения системы знаний и способов деятельности. Образованным человеком можно назвать не того, кто получает знания, а того, кто хоть какую-то систему уже усвоил. Именно в этом смысле и целесообразнее применять термин "обучение". Наше определение указывает на то, что, как и воспитание, обучение положительно влияет на развитие личности. Но только своим путем - средствами совершенствования мыслительной, прежде всего познавательной, деятельности.

Четкое различение смыслов терминов "обучение" и "воспитание" вовсе не означает, что эти процессы идут изолированно друг от друга. Да, чтобы лучше понять каждый из этих процессов, их надо четко различать. У каждого из них своя теоретическая основа, свои специфические

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

закономерности, принципы, методы и формы. Без знания этих особенностей нельзя толково наладить обучение и воспитание.

Однако их различение необходимо лишь для глубокого уяснения этих процессов, познания их, теоретического овладения ими. В конкретной практической деятельности педагога всегда проявляются элементы и обучения, и воспитания. Их соотношение отнюдь не одинаково, возможен крен в ту или иную сторону. Тогда говорят об уроке как частичке учебного процесса (хотя на самом деле это звено целостного учебно- воспитательного процесса) или о классном вечере как о воспитательном мероприятии. На самом деле это тоже, хотя и в другой комбинации, учебно-воспитательное мероприятие, т.е. звено того же самого педагогического процесса.

Поэтому правомерно выделить специфику, как и единство обучения и воспитания. Когда настойчиво декларируют только единство этих процессов, то за этим нередко скрывается дефицит какого-нибудь из них (чаще воспитательного). Когда же забывают об их единстве и увлекаются чем-то одним, то педагогический процесс становится односторонним и не позволяет целостно совершенствовать личность. И тогда все сводится к традиционным увещеваниям о том, что учебный процесс надо использовать для воспитания детей. Говорят, пишут, призывают, даже придумали с этой целью дидактический принцип воспитывающего обучения. Или среди функций обучения называют не только обучающую и развивающую, но и воспитывающую.

Обучению, естественно, присуща обучающая функция, так же как и воспитанию - воспитывающая. Воспитывающий характер носит (и воспитывающую функцию имеет) не обучение, а учебно-воспитательный процесс. Такое уточнение не позволяет педагогу забывать о том, что в центре его внимания постоянно должна находиться как та, так и другая сторона единого учебно-воспитательного процесса. И это, естественно, положительно скажется на педагогической деятельности.

стр. 23

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама