Рейтинг
Порталус

Принципы оценки деятельности андрагога

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор(ы): Т. Г. Браже
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191500846


Т. Г. Браже, (c)

Образование взрослых - одна из важных сфер проверки действенности глобальных идей гуманизации обучения. Это объясняется, на наш взгляд, тем. что взрослые отчетливее видят себя как субъект образовательного процесса, а не его объект, не позволяют педагогам манипулировать собой, строже оценивают свои взаимоотношения с ними. Они не могут позволить себе безрезультативного обучения, поэтому происходит смешение акцентов с ответственности за процесс образования на его конечный продукт.

Исходя из вышесказанного, отметим главный принцип обучения взрослых - его обязательную результативность, гарантию удовлетворения потребности обучающегося в повышении в том или ином виде качества его жизни. Результат может быть различным: строгое стандартизованное знание, овладение необходимыми умениями, отработка навыков до уровня автоматизма, сущностное понимание профессиональных или общечеловеческих. общекультурных явлений, новый взгляд на них, рефлексия над их характером. расширение кругозора, укрепление глубинных ценностных ориентации. Все это и многое другое должно быть гарантировано любому взрослому обучающемуся в той мере, в какой это ему необходимо.

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

Результативность обучения во многом зависит от уровня профессиональной компетентности андрагога. Чтобы стать авторитетом для взрослых обучающихся, он должен обладать глубокими базовыми научными знаниями и умениями, общей эрудицией, педагогическим мастерством, выдержанным стилем общения, высокой мерой личной ответственности, способностью разбудить скрытые возможности человека, верой в своих учеников.

Каждый из перечисленных компонентов многофакторного явления компетентности подвергается диагностике со стороны обучаемых, и только отношения сотрудничества, только паритетность взаимодействия обеих сторон срабатывают на нужный результат.

Экологичность результатов - еще один принцип оценки качества обучения взрослых. От него нельзя абстрагироваться, особенно сейчас, в пору существования явно или неявно проявленных антигуманистических школ и технологий, вплоть до криминалитета. Результаты обучения по своей природе должны быть экологически чистыми. Другими словами, если они антигуманны, противоречат нормам права, этики, общечеловеческим ценностям, направлены на дестабилизацию, ухудшение качества жизни человека или человечества, то их нельзя признать продуктивными.

Весьма существенным принципом является и валеологичность достижения успеха в обучении. Чтобы выполнить поставленную перед собой задачу, взрослый человек, как правило, готов много трудиться и многим жертвовать, однако здесь необходимо соблюдать чувство меры и действовать не в ущерб другим значимым обязанностям, всегда присутствующим в жизни. Следовательно, естественное вписывание обучения в распорядок жизни, без вытеснения им других функций, особенно важно в образовании взрослых. Хорошее образование как цель должно быть соотнесено со средствами, вкладываемыми в этот процесс: они не должны быть чрезмерными, непосильными для человека.

Значительное увеличение объема и плотности информационных потоков требует осознания их сложного влияния на личность и особой, адекватной возможностям человека их выборки и структурирования. Не всегда много - значит хорошо. Останется в памяти только то, что востребовано жизнью, поэтому необходимо определение стабильного (обязательного) и вариативного ядра содержания образования. Плохо структурированное содержание и нечеткость характера его предъявления - это не просто педагогические ошибки, а нарушения гуманистических основ образования взрослых.

Современная педагогика ищет и находит продуктивные для человека технологии. Наряду с оправдавшими себя. ставшими традиционными (диалоговые, поисковые, исследовательские, игротехнические) родились такие, как имитационное моделирование, метод проектов (значительно модернизированный по отношению к эпохе его рождения), коллективные способы обучения в различных вариантах, микрообучение, суггестопедагогика, контекстное обучение, методы ЖФЭН (называемые у нас французскими мастерскими), система ЕФККИС (единая фундаментальная комплексная ключевая информация связи - считывания) и др. Введение гипертекста, дающего возможность развертывания в нужный момент основного содержания до необходимых человеку размеров и форм, также дает возможность большего соответствия информации индивидуальным запросам взрослого обучающегося.

Все это не отменяет видоизмененных классических технологий, которые становятся гуманистичными в силу своего соответствия целям обучения; смыслонасыщенного современного содержания, валеологических способов его донесения; адаптированных к условиям жизни взрослого способов контроля за усвоением; объективных, но деликатных видов оценивания. Валеологичность достижения результатов тесно связана, таким образом, с владением андрагогами арсеналом продуктивных и сберегающих силы обучаемого технологии.

Как гласят международные правила разумного производства ЕС (GМР ЕС) (см.: Guide to Good manufacturing practice for medicinal products. Moscow. 1998), "обеспечение качества продукции - это широкая концепция, охватывающая все параметры, которые по отдельности или совместно влияют на него". Другими словами,

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

качество должно обеспечиваться в процессе производства, а не просто контролироваться в готовой продукции. Эта концепция во многом применима к любой области человеческой деятельности, в том числе и к той, о которой мы ведем речь.

Как весьма существенный принцип обучения отметим право взрослых на избирательность отношения к содержанию обучения, целям и способам их реализации.

Любые технологии базируются на разном сочетании общих для всех, для группы людей, для отдельных индивидов потребностей, возможностей и способов передачи знания. Культура индивидуального выбора строится на отборе и особом сочетании коллективных, групповых и индивидуальных занятий. Можно было бы предположить, что взрослые предпочитают "чистое" самообразование, но оно неэффективно без стимулирующей, организующей роли классических видов обучения. На помощь приходит сопоставление себя, своих ожиданий и запросов, субъективных предпочтений с коллективным видением той или иной проблемы.

Учащийся выбирает предпочтительные для него источники знания: слово педагога, научные и/или художественные тексты, зрительный ряд, TV. компьютерный язык, так как у каждого могут быть более развиты или зрительные, или слуховые, или моторные виды восприятия и памяти. Взрослые имеют право на свой темп в изучении курса или раздела даже в условиях организованного обучения, на необходимое им количество повторов, индивидуальный объем упражнений и тренингов. Жесткая нормированность, стандартизованность целей и способов обучения противоречат индивидуализации как принципу обучения взрослых. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов и программ, наряду с коллективными или в сочетании с ними, становится существенной тенденцией в образовании взрослых. Поскольку цели обучения не всегда достаточно понятны обучающимся, помощь в их осознании, рефлексия над ними способны предопределить культуру индивидуального выбора, четкой постановки задачи и выбора способов ее решения.

Технологии образования взрослых становятся гуманистичными, если выполняют одну или несколько функций: компенсаторную, адаптивную, стимулирующую, развивающую, инновационно-модернизирующую состав и структуру знаний, умений и навыков человека, его ценностные ориентации.

Развитие творческого потенциала любого человека, его скрытых способностей - это важнейший психолого-педагогический принцип образования взрослых. Обучение должно быть построено так, чтобы влиять на степень открытости человека всему новому, помогать преодолевать стереотипы и развивать гибкость его мышления. При любом содержании образования технологии, которые не затрагивают глубинную природу человека, а скользят по поверхности, создавая эффект приращения знаний, не гуманистичны в своей основе, ибо не затрагивают смыслообразующих ценностей.

Закономерности взаимодействия человека с информационными потоками приближают образование взрослых к реализации созданной американскими учеными теории "скрытого поля", согласно которой процесс интересующей человека работы есть творчество.

Психологическая комфортность как принцип обучения, позитивное общение всех со всеми - обучающих и обучаемых, последних между собой - помогают самореализации человека, она обязательна при любом содержании и способе обучения.

Назовем еще один существенный принцип образования взрослых и деятельности андрагога - оптимистичность обучения, укрепление у взрослого человека, нередко страдающего различными комплексами, веры в себя, свои возможности. Это желание и умение педагога помочь учащемуся освоить не лающиеся ему компьютерною технику или языки, освободиться относительно бесконфликтно, безболезненно от стереотипов мышления, адаптироваться к новым условиям работы или жизни.

Все перечисленные нами принципы андрагогики только в совокупности создают ее эталонную модель, выпадение одною из элементов обескровливает всю систему.

стр. 20

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама