Рейтинг
Порталус

Учителя Иркутска (вторая половина XIX в.)

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор(ы): А.В.Лисичникова
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191501232


А.В.Лисичникова, (c)

Иркутск во второй половине XIX в. являлся самым крупным культурным центром Восточной Сибири. Здесь функционировали мужская и женская гимназии, институт благородных девиц, горное и промышленное училища, учительская семинария, акушерско-фельдшерская школа, 24 начальных училища, в состав которых входили городские и приходские училища, воскресные школы.

До конца 80-х гг. педагогические коллективы отдельных училищ состояли из 1-6 человек, но уже к концу 90-х гг. в связи с увеличением общего числа населения

стр. 77


--------------------------------------------------------------------------------

количество учителей достигало 200 человек.

Одна треть преподавателей начальных учебных заведений вышла из стен иркутской женской гимназии, остальные полмили образование в местной учительской семинарии, институте благородных девиц, учительских институтах Санкт-Петербурга, Вильно, Глухова и Оренбурга. Две трети народных учителей были из семей чиновников и мещан, остальные вышли из среды духовенства.

График работы учителя был довольно плотным и напряженным. Кроме непосредственного проведения уроков преподаватель проверял письменные работы, занимался с отстающими учениками, выполнял обязанности смотрителя училищного здания, вел канцелярскую переписку, заведовал библиотекой, сопровождал по праздничным дням учащихся в церковь, организовывал школьные хоры и т.д. Такая ситуация была особенно характерна для тех начальных училищ. где по штату полагался всего один преподаватель. Часть учителей приходских училищ одновременно работала и в воскресных школах.

К 1900 г. в Иркутске было три воскресные школы - мужская (с 1885 г.) в здании ремесленно-слободского училища, 1-я женская (с 1887 г.) в том же здании, 2-я женская (с 1892 г.) в здании Крестовоздвиженского училища. Особой популярностью пользовались воскресные школы при ремесленно-слободском училище, где активно трудились учителя Константин Черняков, Наталья Федорова, Агриппина Козьмина, Александра Ошуркова. Козьмина первая организовала при женской школе курсы кройки и шитья, на которые с удовольствием ходили молодые женщины и девушки, чьи работы в 1896 г. получили ряд наград на Нижегородской выставке. Первоначально труд учителей воскресных школ не оплачивался, поэтому здесь наиболее ярко выявились подвижники дела народного просвещения, соглашавшиеся после нелегкой трудовой недели пожертвовать единственным днем отдыха. Кроме того, существовала особая специфика преподавания в таких школах, где основною часть учащихся составляли взрослые люди. Только с 90-х гг. город стал выделять небольшие деньги на содержание этих школ, и соответственно выросло число преподавателей - от 5 человек в 1885 г. до 15 - в 1896 г. [2, с. З].

Коллективы начальных учебных заведений Иркутска не отличались особой стабильностью, через каждые два-три года педагогический состав обновлялся .на 50%, что было вызвано невысокой заработной платой, а также тем. что большую часть педагогических коллективов начальных училищ составляли молодые женщины и девушки, только что закончившие учебные заведения. Многие из них, отработав несколько лет, выходили замуж и прекращали преподавательскую деятельность.

С конца 80-х гг. в связи со значительным увеличением числа учителей в начальных училищах самой распространенной формой профессионального общения стали педагогические советы. Широко вошла в практику и организация общих педагогических советов сразу для нескольких училищ под председательством главного инспектора училищ Восточной Сибири.

На педсоветах, которые собирались в среднем раз в месяц, обсуждались главным образом учебно-воспитательные и хозяйственные дела. Рассматривался и блок вопросов, касающихся уровня профессионализма учителя, его поведения на уроках, в частности, разбирались неподобающие в ряде случаев поступки: рукоприкладство, оскорбление отстающих учеников, некорректный отзыв о коллеге в присутствии учащихся и т.п. [6. л. 5; 7, л. 24 и об.]. Порицались слабая профессиональная подготовка учителя, его некомпетентность, отсутствие самодисциплины и ответственности, что зачастую выливалось в пропуск уроков без уважительных причин и нередко приводило к их увольнению с работы.

Эти же проблемы выносились на обсуждение учительских собраний Иркутска, первое из которых состоялось в 1859 г. Обычно педагоги рассматривали два вопроса: один - по учебной работе, другой - по воспитательной. Иногда учителя выступали со своими рефератами по педагогической проблематике. К концу XIX в. на смену учительским собраниям пришли губернские съезды, первый из которых состоялся в августе 1900 г. Доклады на нем были очень разнообразны по своей тематике, касались не только узких проблем учебного и воспитательного

стр. 78


--------------------------------------------------------------------------------

характера, но и более широких вопросов, затрагивающих культурную жизнь всего региона Восточной Сибири.

Уже к началу 80-х гг. в учебных заведениях Иркутска вошла в практику организация различных чтений, вечеров и утренников, посвященных известным церковным, государственным и военным деятелям, памятным историческим датам как местного, так и всероссийского значения. Работа над общим делом сплачивала преподавателей, побуждала их искать оптимальные пути тесного сотрудничества в деле расширения знаний у своих воспитанников. Атмосфера торжественности, царившая на праздниках, благотворно влияла на их эмоциональный настрой. Однако случалось, что жесткая регламентация начальства пресекала многие инициативы, идущие от преподавателей, которым хотелось организовать что-либо по своему усмотрению, расширить или видоизменить предложенную программу торжеств.

Успешная деятельность учительской интеллигенции в значительной степени зависела от их материального достатка. В 80-е гг. средний уровень годовой заработной платы учителя городского училища составлял 600-700 руб., приходского училища - 500 руб. [8, л. 5-8 об.; 9, л. 1-4 об.]. Все преподаватели имели право на получение единовременных пособий и пенсий. Прослужившим от 20 до 25 лет при уходе на пенсию назначалась половина оклада, более 25 лет - полный оклад. По закону об особых преимуществах службы в Сибири все направляемые туда из внутренних губерний Европейской России получали сверх двойных прогонов годовой единовременный оклад, а через каждые пять лет - надбавку в размере 1/4 от жалованья. В 80-е гг. месячные расходы семейного педагога составляли: квартира - 14 руб. (вдали от центра), отопление - 10 руб. 30 коп. (две сажени дров), освещение - 4 руб. 40 коп. (20 фунтов керосина), вода - 75 коп, мясо (говядина) - 10 руб. 20 коп. (85 фунтов), мука - 4 руб. 65 коп. (2 с лишним пуда), масло (животное) - 1 руб. 34 коп. (5 фунтов), крупа - 1 руб. 12 коп. (20 фунтов), чай (1 фунт) и сахар (5 фунтов) - 2 руб. 60 коп. Всего - 49 руб. 42 коп. [4. с. 1; 10, с. 40].

В требуемую сумму укладывался доход преподавателя городского училища при годовой зарплате 700 руб. Но если принять во внимание такие необходимые расходы, как покупка молока для детей, овощей, соли, спичек, лекарств, то нетрудно убедиться, что цифра расходов превышала месячное жалованье даже учителя городского училища. Нельзя также забывать и о тратах на одежду, газеты, театр. Мало спасали положение учительские пособия, выдаваемые из специальных училищных средств, так как они шли в основном на уплату долгов. Для иллюстрации можно сопоставить материальное положение учителя и сторожа городского училища, который при готовой квартире, отоплении и освещении получал в месяц 25 руб. Свободного времени у учителей на протяжении шестидневной рабочей недели было крайне мало, так как они совмещали основную деятельность в училище с работой в воскресных школах или в различных обществах, организациях.

Помимо профессиональных забот у учителей были и свои личные интересы и увлечения. Так, учитель 4-классного училища В.В.Еличев приобрел большую известность среди населения Иркутска как страстный цветовод и любитель путешествий. На Нижегородской выставке за свой гербарий из сибирских растений он получил почетный диплом [5, с. 2].

Несмотря на сложное материальное положение, большую загруженность в школе, учителя находили возможность участвовать в деятельности различных педагогических и просветительских обществ, профессиональных учительских организаций. Многие начальные училища Иркутска участвовали в 1896 г. в работе Торгово-промышленного съезда в Нижнем Новгороде. Работы по кройке и шитью учениц 2-й воскресной школы были награждены на выставке почетными дипломами. В газете "Восточное обозрение" писалось: "По работам учеников иркутских воскресных школ можно сделать вывод, что они не уступают европейским школам, а даже превосходят, в частности, по числу учащихся, так как в одной иркутской воскресной школе при ремесленно-слободском училище в середине 90-х гг. преподавали до 16 человек. Такое количество

стр. 79


--------------------------------------------------------------------------------

учителей не встречается ни в одной школе Европейской России" [3, с. З].

Примерно треть преподавателей начальных училищ города в разное время были членами Общества по оказанию материальной помощи учащимся в Восточной Сибири. Учителя ремесленно-слободского училища Н.Федорова, К.Черняков, А.Ошуркова и другие проявили особую инициативу по организации в Иркутске народных чтений, которые проводились в основном в выходные дни. Нетрудно себе представить напряженный график учителей, работающих в будни в училищах, в выходные преподававших в воскресных школах, да еще проводивших чтения. Не все могли выдержать такой интенсивный ритм. Кроме того, участие в подобного рода мероприятиях не приносило денег и поэтому туда шли учителя. для которых просвещение народа стало делом всей жизни.

Одной из первых профессиональных учительских организаций Иркутска явилось организованное в 1897 г. Общество взаимопомощи учителей и учительниц Иркутской губернии. Оно оказывало материальную помощь учителям, устраивало общежития для детей сельских учителей, обучавшихся в городе.

Активная деятельность педагогов в работе всевозможных обществ часто шла в ущерб личной жизни и рождала семейные конфликты. Однако часть учительской интеллигенции, следуя принципу "самопожертвования для блага народа", ставила общественную жизнь выше личной. Само их участие во всевозможных организациях обусловливалось желанием найти единомышленников, товарищей, которые бы смогли оказать как материальную, так и моральную поддержку. Наконец, им просто необходимо было дружеское общение, которого они в силу малочисленности своих коллективов зачастую не имели, и всевозможные общества были в этом смысле для них спасением.

Большое значение для полноценной духовной жизни педагогов имели школьные учительские библиотеки. Популярностью среди преподавателей пользовались журналы "Народный учитель", "Русская школа", "Русский начальный учитель". Из местных периодических изданий учителя отдавали предпочтение газетам "Иркутские губернские ведомости" и "Восточное обозрение". На страницах "Иркутских губернских ведомостей" публиковались циркуляры Министерства народного просвещения, уставы местных учебных заведений, т.е. в основном официальная информация. В "Восточном обозрении" было гораздо меньше официальных документов, но зато уделялось много внимания проблемам материального и правового положения народного учителя. Сами педагоги не были пассивными читателями этих газет. Так, в "Восточном обозрении" в 1894 г. развернулась полемика между учителем 4-классного городского училища Иркутска и его сельским коллегой о материальном положении учителей в городе и селе. В сущности, как писал один из учителей: "Помимо материального положения дорога и моральная сторона дела - сознание того, что общество понимает и ценит учителя-труженика" [1, с. 3]. Эти слова, сказанные более чем сто лет назад, актуальны и сейчас. Конечно, многое изменилось с тех пор в нашей стране, но положение учительства по ряду параметров и сейчас сопоставимо с тогдашним, что не может не внушать тревогу.

Литература

1. Восточное обозрение. 1894. N 59.

2. Восточное ободрение. 1896. N 3.

3. Восточное обозрение. 1896. N 110.

4. Восточное обозрение. 1897. N 14.

5. Восточное обозрение. 1897. N 148.

6. Государственный архив Иркутской области. Ф. 63. Оп. 1. Д. 47.

7. Государственный архив Иркутской области. Ф. 63. Оп. 6. Д. 20.

8. Государственный архив Иркутской области. Ф. 193 Оп. 1 Д 21.

9. Государственный архив Иркутской области. Ф. 193 Оп. 1 Д 72.

10. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск. 1993.

стр. 80

--------------------------------------------------------------------------------

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама