Рейтинг
Порталус

Этнопедагогика: первый учебник* и первая программа спецкурса**

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор(ы): З.Б.Цаллагова
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191501444


З.Б.Цаллагова, (c)

Педагогическое этнокультурное наследие. содержащее веками апробированные средства гармоничного существования человека в социуме, природе, при условии Методологически грамотного и методически выверенного включения в универсальное культурное пространство становится в наше время способом не только интеграции личности в мировое целое, но и раскрытия феномена самой этнической культуры. Спустя 25 лет после публикации фундаментального монографического исследования "Этнопедагогика" академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, почетного академика ряда отечественных и зарубежных академий Геннадия Никандровича Волкова, заложившего основы этой научной дисциплины, вышли в свет первый учебник и первая программа спецкурса с методическими материалами по этнопедагогике для будущих учителей.

Необходимость специального преломления этнопедагогических знаний, их изложения для студентов средних и высших педагогических учебных заведений назрела давно: традиционная культура воспитания всегда была "белым пятном" на мировом атласе педагогических знаний, в то время как нарастали насущные потребности в сборе, систематизации, каталогизации, описании и аналитическом рассмотрении основ народной педагогики, а также в этнопедагогической подготовке учителя. Сетования учителей по поводу отсутствия столь нужной им литературы - еще одно свидетельство непреходящей актуальности этнопедагогических знаний.

В свете хрестоматийных высказываний К.Д.Ушинского, часто и уместно цитируемых автором учебника "Этнопедагогика", возникает ощущение диалога двух ученых- единомышленников: "Принцип народности. научно обоснованный К.Д.Ушинским. как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.

Три принципиальные установки К.Д.Ушинского имеют для настоящего пособия определяющее значение: 1) "народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания"; 2) "в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих": 3) "воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что- либо другое"" (с. 3).

Автор учебника обращается к Ушинскому как к личности-символу, перекинувшему мост от Я.А.Коменского к педагогическим исканиям второй половины XIX и начала XX в. Г.Н.Волков уточняет взаимосвязи этнопедагогики с классической педагогикой - от Коменского, Песталоцци. Дистервега до Сухомлинского и Макаренко, в именах которых он также усматривает символическую значимость. По ь глубокому убеждению Г.Н.Волкова, истинно национальный герой и национальный гений чешского народа Я.А.Коменский стал "отцом педагогики", всемирным, общечеловеческим символом благодаря народности: без "Чешской грамматики", "Сокровищницы чешского языка". "Чешской поэзии". "Чешской дидактики". "Мудрости старых чехов" не было бы и "Великой дидактики". Вся героическая жизнь Коменского является доказательством того, что только тот, кто знает и любит свой родной язык, народ, может претендовать на признание и любовь других народов.

Отмечая, что, для Коменского главным мерилом любви к родине и главным требованием к учителям было привитие ребенку любви к родному языку, устному


--------------------------------------------------------------------------------

* Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник. Для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр "Академия", 1999

** Волков Г.Н. Народная педагогика. Программа спецкурса и методические материалы. М.: Изд-во УРАО, 1999

стр. 98


--------------------------------------------------------------------------------

народному творчеству ("...народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке..."; "Я советую... содержать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших отцов, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость, характер"), автор апеллирует к мнению других классиков, развивающих данный тезис. Для него принципиально важно, например, то, что М.В.Ломоносов, создавший русскую грамматику, показавший великую миссию русского языка в духовной жизни народа, обобщил свои выводы, простирая их на любой другой язык: ""Нет на свете языка богаче, красивее, милее, чем свой родной", - эта мысль Ломоносова сегодня, когда целые народы забывают свои родные языки, как нельзя более актуальна".

Этнопедагогика. исследующая систему народного воспитания, является "педагогикой национального развития, подъема. возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, созидающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства", а также "педагогика национального спасения". Подчеркивая диалектическое единство, нерасторжимую связь этнического и общечеловеческого, автор отмечает, что, при наличии гармонии между национальным и интернациональным, чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация. Фактический материал книги, примеры, иллюстрирующие тезисы автора, принадлежат самым разным народам мира; представленные этнопедагогические традиции охватывают самые разные регионы земного шара (Россия. Китай. Япония. Бразилия. Уругвай. Куба, Голландия. Чехия. Германия. Швеция, Литва и т.д.).

Страницы книги пронизаны диалогами, но это не только диалоги автора и классиков. Главный диалог "ведут" культурно-воспитательные традиции народов. Благодаря такому жанровому решению подчеркивается межнациональное, общечеловеческое в этнических духовно-нравственных ценностях. Это свидетельствует о том, что в народных культурах нет материала для межнациональной розни, напротив, в народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений.

Унциальное видение, умение выбрать самые яркие, самые информативные, ареально и хронологически характерные этнопедагогические явления позволили автору не только построить диалоги народно-педагогических культур синхронно существующих цивилизаций, но и показать диахроническую эстафету этих культур, когда духовно- нравственные ценности, воспитательные традиции передаются из века в век, от древних этносов к более молодым. генетически им родственным. "Эта связь по форме напоминает преемственность родителей и детей, но по существу, конечно, несравненно сложнее: ни один народ не является потомком только одних или даже однородных предков. При благоприятных условиях даже казалось исчезнувшие народы могут воспрянуть вновь. Воскреснут их герои, мифы и предания. Духовный заряд скифов, гуннов, алан, половцев, хазаров, шумеров, печенегов сохраняется в русских, украинцах, грузинах, осетинах, абхазах, чувашах и многих других родственных и соседних с ними народах, сохраняется в человечестве как в единой многонациональной семье".

Манера изложения, ее стиль и тональность убеждают, что Г.Н.Волков искренне хочет быть услышанным преподавателями средних и высших педагогических учебных заведений, от которых во многом зависит то, какими воспитателями и учителями станут наставники детей, родившихся на стыке тысячелетий. Истинный мудрец, он облекает главные свои мысли в образную, хорошо запоминающуюся афористическую форму и, возвышаясь до Заповеди, обращается к каждому из возможных последователей: "Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. ...Народная педагогика, представляющая собой пансофию воспитания, с ее поклонением матери, с

стр. 99


--------------------------------------------------------------------------------

культом ребенка, с верой во всесилие отца, представляет собой своего рода педагогическую религию. Да и родительский дом - это своего рода храм семейной духовности, в котором домашний очаг - алтарь, дети - ангелы, мать - богоматерь. отец - "патриарх всея семьи"...".

В книге находит глубокое развитие ставшая педагогической аксиомой общая закономерность воспитания, согласно которой ребенок становится личностью и гармонично входит в культуру только будучи уверенным в доброжелательности и любви к нему мира культуры в лице взрослых. Идея добра и любви в учебной книге - одна из главенствующих. Здесь под словом "любовь" понимаются не только и не столько сентиментальные чувства, не только привязанность к родным, но также чувства благодарности, дружбы, восхищения, сострадания и уважения, расположения. Такая любовь - источник доброго отношения ко всем людям, природе. Преисполненность ею - основа единства со Вселенной, духовного роста, гармонизации чувств и одновременно лучшая защита человека, ибо следование принципам духовности - профилактика дезадаптации личности, невротических реакций и сопряженных с ними болезней души и тела.

Акцентируя внимание будущих учителей на важности позитивных эмоций и сопутствующих им мыслей и творческих проявлений, автор сопровождает главы учебника соответствующими заданиями, призванными задействовать в учебном процессе не только аналитическую мысль, память, логические формулы, но и воспоминания, личный опыт эмоционального восприятия мира (задание 7 к главе 2: "Поэзия - неразлучная сестра любви. Чем тоньше, благороднее, возвышеннее чувства, тем больше чувствительность человека к поэтическому образу" (В.А.Сухомлинский). Назовите самое любимое стихотворение о любви или приведите самые дорогие вашему сердцу строки"; задание 4 к главе 7: "Никита Михалков сказал: "Я не могу работать, если не люблю и меня не любят". Порассуждайте по этому поводу"; задание 6 к главе 5: "Порассуждайте на тему любимой сказки В.А.Сухомлинского о любви"). Обобщая свои наблюдения, автор резюмирует в послесловии к книге: "Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь... Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине...".

Вопросы и задания к главам учебника нестандартны, нестереотипны, побуждают к осмыслению пережитого, увиденного, услышанного, что вполне соответствует тональности книги, совершенно не приспособленной для зубрежки, но предполагающей внимание и понимание. Каждая из глав, представляя собой самостоятельное и завершенное исследование ("Факторы народного воспитания", "Народный идеал человека", "Средства народной педагогики". "Народное воспитание в наследии классиков педагогики", "Современное функционирование народной педагогики" и др.), занимает в учебнике четко определенное автором место, подчиняясь логике развития основных идей книги.

Системная открытость учебного материала. нацеленность на стимулирование самостоятельной научной работы студента, активизацию педагогического творчества, опирающегося на традиционную культуру воспитания, характерны не только для учебной книги, но и для опубликованной Г.Н.Волковым в издательстве Университета РАО программы спецкурса и методических материалов по народной педагогике. Данное издание, предусматривающее 32 ч лекций и 36 ч семинарско-практических занятий, включает в себя разработки целого ряда научно-практических конференций. семинаров, в том числе по проблемам национальных отношений, духовно-нравственной преемственности поколений, семейной традиционной культуры. Программа отвечает самым высоким требованиям, предъявляемым к учебным материалам такого рола; она отличается зрелостью, продуманным до мелочей распределением материала по лекционным и семинарско-практическим занятиям, привлекает возможность установления межпредметных и междисциплинарных связей, гармоничного включения в образовательное пространство курса вершинных произведений духовной жизни человечества, например "Учение Будды". Евангелие. Среди авторов рекомендуемой литературы не только классики педагогики, культурологии. этиологии, психологии, но и современные

стр. 100


--------------------------------------------------------------------------------

этнопедагоги, публицисты, писатели, учителя-новаторы, а также встретятся имена Рерихов, академика медицины Н.М.Амосова, К.Э.Циолковского, А.Швейцера.

В спецкурсе педагогические традиции и традиционность воспитания предлагается рассматривать в разных аспектах, что сопряжено со спецификой народной педагогической культуры, ее полем (территорией) и пространством. "Территория" связана с функционированием народной педагогики, это своего рода горизонталь конкретной эпохи, а "пространство" - это историческая вертикаль, которая складывается от эпохи к эпохе, вбирая в себя ценнейший народный, этнический педагогический опыт, превращая его в межнациональный, а затем - во вневременное, общечеловеческое достояние, что подтверждает общий, вечный характер воспитания. "Поле" и "пространство" тесно связаны, ибо опыт многих поколений, эпох может быть концентрированно представлен в тот или иной исторический период, и в результате поле может оказаться просто проекцией "пространства" или его части.

Необходимость такого осмысления этнопедагогического наследия в самом широком культурном контексте продиктована актуальностью формирования личности учителя- гуманиста, самостоятельно мыслящего, свободно действующего, с развитым чувством национального и человеческого достоинства, толерантного и гуманного, рассматривающего творчество как высшую ступень самовыражения. Несомненно, представленные работы Г.Н.Волкова послужат в качестве методологической основы при решении острых этнопедагогических и этнопсихологических проблем в современном национальном образовании, а также для разработки специальных республиканских, региональных и местных программ по реализации этнопедагогической концепции образования и формирования этнокультурного пласта национальной образовательной доктрины.

стр. 101

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама