Рейтинг
Порталус

Совершенствовать профессиональную подготовку учителей-словесников*

Дата публикации: 09 октября 2007
Автор(ы): Г.П.Любимова, Л.И.Петриева, Г.В.Пранцова
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191929186


Г.П.Любимова, Л.И.Петриева, Г.В.Пранцова, (c)

Гуманитарное образование становится сегодня главным направлением работы многообразной сети учебных заведений (гимназии, лицеи, колледжи, школы с углубленным изучением предмета и т.д.), требует качественно нового учителя, готового к работе в современных условиях, способного адаптироваться к педагогическим новациям и быстро реагировать на перспективные процессы социально-политического и экономического развития общества.

Основой для формирования педагога нового поколения стало изменение содержания образования, предусматривающее его фундаментализацию, гуманитаризацию, гуманизацию и дифференциацию, а также разработку и реализацию инновационных педагогических технологий обучения и воспитания. Основные принципы современной системы образования в целом и литературного в частности - это духовность, историзм, гражданственность, научность, целостно-личностное восприятие мира и всестороннее его толкование. В связи с этим назрела необходимость переосмысления концепции подготовки учителя литературы (программы, учебники, практикумы и пр.).

Вышедший в 1999 г. учебный комплекс нового поколения, включающий в себя программу дисциплины "Методика преподавания литературы", учебник "Методика преподавания литературы" (авторы: О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов), "Практикум по методике преподавания литературы" (авторы: О.Ю.Богданова, С.А.Зинин, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов, под общей редакцией О.Ю.Богдановой), хрестоматию "История литературного образования в российской школе" (автор-составитель В.Ф.Чертов), отвечает требованиям времени и концепции структуры и содержания общего среднего образования.

По сравнению с учебником 1995 г. "Методика преподавания литературы" (под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана) учебник 1999 г. стал более стройным композиционно, современным по содержанию. Вводная глава, касающаяся теоретических проблем современной методической науки, таких, как чтение, изучение поэтики художественных произведений на уроке литературы, литературное развитие учащихся и др., намечает одновременно перспективы развития методики преподавания как науки и научной дисциплины. При этом делается акцент на том, что методика преподавания литературы - это "не рецептурность, не информативность, а концептуальность и вариативность", что предполагает "собственную творческую работу" учителя, предоставляет реальную возможность развития ученика как гражданской личности, органично включенной в определенную природную, историческую, этнокультурную и этносоциальную среду. Таким образом, авторы выходят на стандарт предметной области "литературное образование", которое они видят в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. При этом, как отмечается в учебнике, ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью. Отсюда и историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых.

В учебнике отдается предпочтение таким приемам работы, которые обеспечивают целостность восприятия художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя.


--------------------------------------------------------------------------------

* Новый учебный комплекс по методике преподавания литературы.

стр. 94


--------------------------------------------------------------------------------

Согласимся с авторами, продолжающими традиции русской национальной науки (М.А.Рыбникова, В.В.Голубков), что основой базового компонента литературного образования названы чтение произведения, его толкование и развитие читательской активности. Нового школьника XXI в., имеющего обширные интересы, собственные суждения, предстоит привести к диалогу - встрече с писателем, к диалогу-спору о чтении как постижении художественного текста, к диалогу "свободных мыслей" и пр.

Во второй главе рассматриваются этапы становления методической науки. В третьей - "Этапы изучения литературы в школе" - деятельностный подход к изучению литературы определен как ведущий, дана характеристика основных этапов литературного образования. Первая ступень - начальные классы, в которых "закладываются основы читательской культуры, умения осмысленного выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения", причем уже на этом этапе предполагается освоение школьником художественного произведения как целостной структуры, как творения конкретного автора.

В средней ступени выделяются два звена: V-VII и VIII-IX классы. Это период усиленного внимания к понятиям по теории литературы, рассмотрения поэтики художественного произведения в идейно-эстетической целостности.

В X-XI классах (старшая ступень) главная задача учителя литературы - "формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся". Особо важным представляется нацеливание будущих учителей-словесников на "воспитание читателя, способного к личностному восприятию, чуткого к авторскому стилю", на изучение поэтики художественных текстов, углубление связей между личностным восприятием произведения, историко- культурологическими и теоретико-литературными знаниями.

В "Методике..." определяются четыре основных этапа изучения литературного произведения: вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные уроки. Среди основных форм первого (рассказ учителя, лекция, беседа, работа по учебнику, киноурок, экскурсия) особое внимание уделено ориентировочной беседе, предшествующей анализу текста. Анализ произведения обозначен в учебнике как наиболее ответственный момент в работе учителя-словесника, а "преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором" - как важнейшая задача.

Положительным нам представляется включение в главу практических материалов (образцы заданий на карточках). В целом трактовка важнейшего этапа анализа, включающего в себя обращение к поэтике произведения, обозначена как один из вариантов обновления литературного образования в современной школе.

Заключительные занятия понимаются не только как момент подведения итогов и формирования обобщений и выводов, эти уроки предполагают внесение элемента новизны и сосредоточенности на самом главном, они могут проводиться в различных формах, что дает возможность учителю творчески подойти к изучению литературного произведения.

Четвертая глава посвящена методам и приемам изучения литературы в школе. Думается, студентам принесет большую пользу теоретический материал о классификациях методов. Обращение к истории вопроса носит проблемный характер и в совокупности с современной классификацией представляет собой определенную и завершенную целостную систему. Интерес вызывает практический материал, показывающий студентам, как на уроке можно сочетать различные методы обучения литературе.

В основу пятой главы "Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы" положена научная концепция целостно- личностного восприятия текста, что на сегодняшний день является наиболее значимым в системе личностно ориентированного обучения. В разработке научного подхода к этой проблеме авторы опираются на труды отечественных методистов XIX и XX вв. и предлагают свое видение вопроса. Здесь четко определены особенности восприятия художественной литературы (целостность, активность, творческий характер).

стр. 95


--------------------------------------------------------------------------------

Восприятие выделяется в качестве основы любого анализа, как школьного, так и литературоведческого, поскольку "в противном случае этот анализ не будет иметь адресата". В главе обозначены типы восприятия произведений школьниками (образное, логическое и смешанное), а также зависимость восприятия от возраста ученика, предложена классификация видов анализа, в основе которой лежит постепенное совершенствование художественного восприятия. Первый вид анализа "связан с учетом специфики непосредственного восприятия", второй - с "формированием образных и понятийных обобщений", третий имеет целью "совершенствование деятельности ученика, направленной на овладение способами изучения литературы". Положительным нам представляется соотнесение этапов восприятия произведения с этапами его изучения. Авторские позиции подтверждены конкретными примерами активизации в непосредственном восприятии школьниками художественного произведения в родовой и жанровой специфике. Студентам дается образец анализа образного восприятия эпического текста, лирики, драмы. В каждом разделе представлен комплекс вопросов и заданий для учеников, который дает учителю возможность совершенствовать читательское восприятие учеников, расширять их творческую самостоятельность в ходе идейно-стилистического анализа художественных произведений, развивать способности наслаждаться искусством. Значимым, на наш взгляд, является то, что авторы нацеливают будущего учителя-словесника на творческие поиски совершенствования уроков, на выбор "разнообразных вариантов изучения конкретного художественного текста".

Шестая глава логически развивает проблему изучения произведения с учетом своеобразия его рода и жанра, выделяя тот момент, что при любом подходе к анализу "целостность и проблемность являются его основными качествами". Давая студентам материал о специфике анализа эпических произведений, авторы указывают на основной недостаток в восприятии учениками произведений данного рода - отсутствие целостности - и предлагают пути ее воссоздания. Особенно важны различные виды заданий для учащихся (групповые, индивидуальные, общие), примеры карточек-заданий, предложенные возможные пути работы над такими объемными и сложными для учеников произведениями, как "Война и мир" Л.Н.Толстого, "Тихий Дон" М.А.Шолохова. Интересным представляется материал к изучению прозы А.С.Пушкина, который "создает основу для всей последующей работы над эпическими произведениями в старших классах". Углубленное рассмотрение героев и событий раскрыто на примере повести Б.Л.Васильева "Завтра была война". Этот конкретный материал дает образец того, как учитель может развить мысль о традиционном нравственном начале в русской литературе, пронизывающем произведения как XIX, так и XX в.

В разделе, посвященном анализу лирики, отмечается основная особенность уроков лирики, их задача - "необходимость углубить непосредственные эмоциональные впечатления учащихся". Изучая учебник, студенты смогут понять, как методика анализа лирического текста опирается на своеобразие рода произведения, сориентируются в том, какие особенности восприятия лирического произведения учащимися следует учитывать в процессе анализа. Нам представляется значимым тот факт, что в учебнике говорится о необходимости соединения логического и эмоционального начал в работе со старшеклассниками над лирикой, поскольку на практике учителя чаще всего обращают внимание лишь на эмоциональную сторону восприятия учениками лирического произведения.

В разделе, посвященном изучению драматических произведений, внимание концентрируется на особенностях драмы как рода литературы, прослеживается постепенное формирование у учеников понятия об особенностях драмы с V класса, подготавливающее их к работе над произведениями XIX и XX вв. В учебнике показаны приемы анализа драмы на примере комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума", особо выделены те методы работы, которые помогают учителю учесть трудности восприятия этого жанра учащимися.

В учебнике отдельно представлена методика изучения систематического курса литературы в старших классах (глава седьмая), показано трехэтапное изучение литературы

стр. 96


--------------------------------------------------------------------------------

в IX-XI классах, обозначено влияние идеалов русских и зарубежных авторов на формирование духовных потребностей юношества, его нравственных качеств. Отдельно выделены особенности изучения монографических тем, предложены варианты знакомства с творчеством Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя ("Мертвые души"), И.С.Тургенева ("Рудин"). Для студентов особо полезным будет узнать о различных вариантах планирования одной и той же темы на примере изучения раздела "Н.А.Некрасов" в X классе. Нам близка концепция учебника "Методики..." в том, что на первый план в изучении монографических тем выводится задача выявления позиции писателя, авторского понимания человека, истории, культуры, нравственности, творчества. Изучение монографической темы должно завершаться сочинением, и в главе рассмотрена одна из самых сложных для учеников проблем - роль пейзажа в художественном произведении, предложены варианты подготовки к сочинениям по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин", "Герою нашего времени" М.Ю.Лермонтова. В этой же главе освещена проблема интерпретации художественного произведения, внимание студентов привлечено к диалогу читателя и писателя, теоретические рассуждения подтверждаются практическим материалом (анализ романа М.А.Булгакова "Белая гвардия").

Отдельно в учебнике по методике преподавания литературы ведется разговор об обзорных темах, выделяются разные их виды (вводные и обобщающие, характеристики определенного периода общественно-литературного процесса, краткие обзоры), определяются методы проведения таких уроков и особенности анализа художественного текста в данных условиях.

Особо выделено изучение литературно-критических статей в старших классах, что связано с концепцией литературного образования школьников. Оно способствует решению существенных задач - углублению восприятия художественных произведений, формированию у школьников умения интерпретировать художественный текст, вырабатывать самостоятельное суждение о прочитанном. Будущим учителям предлагается шире использовать метод сопоставления различных трактовок текста, что стимулирует раздумья школьников, помогает формировать личную позицию. Новым, на наш взгляд, является то, что в учебнике критическая литература рассматривается не только в качестве вспомогательного материала: каждая статья воспринимается как оригинальное произведение определенного жанра, со своей композицией, стилистическими особенностями, способами аргументации. Интересна мысль об использовании материала из истории критики в обзорных темах, а также привлечение новых для школьной программы имен И.Анненского, В.Соловьева, Д.Мережковского, Н.Бердяева, современных литературоведов. Предлагаемые в "Методике..." пути изучения критики будут полезны как студентам, так и учителям. Данный материал помогает учителю нацелить учеников старших классов на исследовательскую деятельность (выступления с докладами).

Мы считаем особо значимым вынесение в отдельную главу вопроса изучения теории литературы в школе. В учебнике четко формулируется ряд положений по данной проблеме. На первом месте взаимоотношение науки и искусства, решаемое с опорой на исследования ведущих психологов. Особо рассматриваются принципы работы над такими литературоведческими понятиями, как олицетворение, композиция, реализм, литературный образ. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в школе, представлены в системе их формирования на протяжении всех лет обучения школьников, раскрыта последовательность изучения. Таким образом подчеркнуто значение изучения теории литературы в школе, определена базисная роль теоретико-литературных понятий в формировании у школьников критериев художественных явлений.

Положительно и то, что в девятой главе представлена новая трактовка урока литературы в современной школе. Одной из важнейших проблем современной педагогики и методической науки является типология уроков. В главе представлены различные классификации уроков в зависимости от способа проведения, методики их организации и т.д., вместе с тем отмечается, что проблема урока литературы нуждается в дальнейших исследованиях, в качестве примера даются варианты его планирования. Интерес вызывает разработанное

стр. 97


--------------------------------------------------------------------------------

авторами планирование уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети". Следует отметить как положительное явление включение вариантов планирования уроков, выполненных школьными учителями (рассказ И.С.Тургенева "Бежин луг", пьеса А.П.Чехова "Вишневый сад").

Впервые в данном учебнике выведены в самостоятельную главу проблемы речевой деятельности школьников в процессе изучения литературы, причем рассматриваются они как важнейшие составляющие духовного становления личности. Четко проведена мысль о необходимости сочетания трех подходов в работе над развитием речи учеников в связи с изучением литературы (психолингвистический, лингводидактический, методико-литературный), определена специфика этих подходов. В главе сформулированы ведущие принципы формирования и совершенствования речевой деятельности в процессе изучения литературы и дан краткий комментарий к важнейшим из них. Научно обосновано многообразие форм творческой деятельности учащихся. Большую помощь будущим учителям-словесникам окажет и то, что в учебнике указаны основные направления работы по развитию речи учащихся, выделены критерии речевого развития учащихся средней школы. Нам особенно близка мысль авторов о том, что проблема речевой культуры - это проблема государственная, решать которую необходимо в средней школе, обращая особое внимание на развитие устной, в частности монологической, речи школьников. Учителя-практики прекрасно знают, что этот вид речевой деятельности почти забыт в школе. Именно поэтому упор сделан на такие ее виды, как пересказ художественного текста (предложена методика обучения такому пересказу), доклады и сообщения разных типов. Несомненную ценность представляет материал о речевой деятельности в процессе диалогического общения при изучении литературы, поскольку общение литературных героев - "пример полноценного использования лексического богатства русского языка, умения слушать собеседника и учитывать его психологическое состояние..."

В отдельной главе раскрываются проблемы развития письменной речи учащихся в процессе изучения литературы, причем совершенно справедливо в ней отмечается, что они решаются еще недостаточно эффективно, как правило, из-за отсутствия со стороны учителя должного внимания к письменным высказываниям учеников. Дано сравнение таких жанров письменного высказывания, как изложение и сочинение, с точки зрения идеи, композиции и содержания. Студентам принесут пользу жанровая классификация сочинений на литературные темы, определение требований к сочинениям, которые были сформулированы в результате обобщения передового педагогического опыта. Несомненно, интерес у студентов и учителей вызовут варианты уроков обучения сочинениям в средней школе.

Глава, посвященная внеклассному чтению по литературе, содержит в себе рекомендации по проведению этих уроков.

Несмотря на то, что в целом "Методика преподавания литературы" - учебник теоретического плана, уделяющий должное внимание вопросам методологии литературного образования, в конце каждой главы авторы предлагают вопросы и задания для практической самостоятельной работы студентов. Этот материал ценен и для учителей-словесников.

Пути и способы реализации современной концепции литературного образования учителей русского языка и литературы представлены в учебном пособии для студентов "Практикум по методике преподавания литературы", созданном "с целью помочь студенту и преподавателю в работе на практических и лабораторных занятиях, в самообразовании будущих учителей- словесников".

Впервые в пособие подобного рода входят программа курса методики преподавания литературы, темы лекционных и практических занятий, темы контрольных работ, планы практических занятий, "живой" учительский опыт планирования и изучения разножанровых художественных произведений (по различным программам), обзорных тем, творческие задания для студентов, примеры письменных работ учащихся.

Особого внимания заслуживает раздел, в котором представлены темы занятий по основным разделам курса, четко разработана структура занятий. Каждое из них включает в себя определение цели занятия,

стр. 98


--------------------------------------------------------------------------------

вопросы и задания для самостоятельной работы студентов в процессе подготовки к нему; план и краткое описание занятия; список литературы по проблеме. Все это, вне сомнения, призвано не только повысить эффективность проведения практических и лабораторных занятий, но и способствовать воспитанию творческих начал личности будущего словесника.

Вместе с тем обновление содержания образования, связанное с адаптацией личности в реальных условиях жизни, с формированием нового типа мышления и др., требует дальнейшего развития методики преподавания литературы по ряду направлений, в том числе по разграничению школьного и вузовского литературоведения в аспекте интерпретации текста.

стр. 99

Опубликовано на Порталусе 09 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама