Рейтинг
Порталус

Региональные олимпиады школьников как объект проектирования

Дата публикации: 09 октября 2007
Автор(ы): Кирьяков Б.С.
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191929645


Кирьяков Б.С., (c)

Соревнования, к числу которых относятся и олимпиады школьников, могут служить мощным фактором усиления интереса к изучаемому предмету. Организовать их несложно, поскольку в скрытой форме стремление учащихся к самоутверждению и лидерству наблюдается в каждом классе, в любом другом подростковом или юношеском коллективе. Однако культивировать атмосферу соперничества на учебных занятиях необходимо с большой осторожностью, учитывая возрастные особенности ребят, их особое психологическое состояние: в случае неудачи они могут потерять интерес к самой идее состязательности, а соответственно и к учебному предмету, в рамках которого олимпиада проводится. Отнесем Всероссийскую олимпиаду школьников к числу удобных объектов для проектирования соревнования по учебным предметам, дидактические и воспитательные цели которого четко определены (см.: Программно-методические материалы. Физика. VII-XI классы / Сост. В.А. Коровин, Ю.И. Дик. 2-е изд. М.. 1999. 224 с.).

Олимпиада удобна как объект исследования еще и по чисто математическим соображениям, ибо здесь сравнительно небольшой разброс участников олимпиады по способностям, что создает предпосылки для широкого использования линейных приближений, в рамках которых можно ставить вопрос о математическом моделировании соревнования или хотя бы каких-то его этапов. Планирование этапов Всероссийской олимпиады школьников существенно само по себе ввиду ее значимости как целевой долговременной общегосударственной программы. Бесспорна особая роль олимпиад в качестве первичного средства формирования интеллектуальной элиты за счет отбора и привлечения с периферии талантливой молодежи в ведущие вузы страны.

Начиная с 1991/92 учебного года на территории Рязанской области проводится

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

педагогический эксперимент, базой которого служат региональные олимпиады по физике в муниципальных субъектах областного подчинения и в городе. На начальном этапе эксперимент носил пассивный констатирующий характер: накапливался фактический материал по итогам олимпиад, велась его статистическая обработка. Результаты Всероссийской олимпиады школьников по физике на уровне школ, районов, города и области обобщались в ежегодном итоговом сборнике "Рязанские физические олимпиады".

К настоящему времени анализ накопленного экспериментального материала по 71 статистическому набору с общим числом участников олимпиад, равным 1341 учащемуся, практически завершен. Его результаты частично обсуждались в печати. Основываясь на данных эксперимента и результатах его анализа, нам удалось смоделировать ситуацию. Это позволило разработать проект регионального этапа олимпиады, соответствующего целям и задачам самой олимпиады, а также положениям общедидактического и воспитательного характера. Разработка проекта создала условия для перехода от пассивной фазы эксперимента к активной, когда необходимо обеспечить практическое внедрение результатов.

В 1999/2000 учебном году все региональные этапы физической олимпиады школьников в Рязанской области проходят в соответствии с данным проектом, который не ломает сложившуюся структуру олимпиады как целевой общегосударственной программы. Этот вариант по достоинству оценили органы управления образованием в области. Организационные функции в рамках проекта остаются теми же, а само его внедрение не требует каких-либо материальных затрат. Он находит поддержку и в учительской среде. Характер работы методических объединений учителей, участвующих в подготовке и проведении региональных олимпиад, практически не меняется. Их функции становятся более конкретными, упрощается отчетность.

Положительное восприятие проекта органами образования и учительской общественностью объясняется тем, что в нем разрешение большей части выявленных проблем переносится на уровень олимпиадных заданий, их комплектации и способов оценки работ участников. Соблюдаются демократические традиции: нет организационного деления на олимпиады для учащихся обычных и специализированных школ. Наш проект сочетает объективность оценки уровня знаний участников с одновременным достижением двух главных целей - отобрать таланты и развить интерес школьников к учебному предмету. В нем заложены предпосылки для индивидуального подхода к оценке работ учащихся, предусмотрена дифференциация при распределении участников олимпиады по занятым местам. Проект создает условия для организации соревнования и активного участия в олимпиаде школьников с самой разной подготовкой, чему способствует система поощрений и наград.

Основу проекта составляет двухуровневое задание, включающее два взаимодополняющих друг друга блока задач - базовый и адаптирующий. Целевое предназначение первого - объективно оценить способности участников олимпиады в режиме жесткого испытания с заведомой переоценкой их возможностей. Базовый блок составляют три сложные задачи оригинального характера, доступные для исчерпывающего решения лишь незначительному числу учащихся. Отличительный признак сложной задачи - постепенное выбывание участников олимпиады по мере ее решения или понижение их рейтинга в системе распределения мест.

В блок адаптирующих задач также входят три задачи, которые должны быть простыми, чтобы большинство участников могли справиться с решением. Целевое предназначение блока адаптирующих задач - оценить способности участников олимпиады в "щадящем" режиме испытания с заведомой недооценкой их возможностей.

Подобная комплектация задания с формальной стороны не нова, она хорошо вписывается в сложившиеся традиции. Например, в заданиях, присылаемых из МФТИ в адрес оргкомитета областной олимпиады, всегда указывается на право регионального жюри заменить часть задач другими с учетом местных условий. Однако это только внешнее сходство. Наш проект рассчитан на принципиально но-

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

вый подход - оценивать итоги соревнования школьников при решении простых и сложных задач как результат двух несводимых друг к другу испытаний, проводимых в разных режимах. Более того, мы предлагаем рассматривать результаты не только как равноправные, но и одновременно как объективные, несмотря на противоречие, выражающееся в диаметрально противоположном характере распределения участников по степени решения сложных и простых задач. Данное противоречие снимается таким образом: результаты каждого из этих испытаний считаются неполными и дополнительными по отношению друг к другу. Взятые вместе, они предоставят более исчерпывающую информацию о способностях школьников.

С позиций планирования соревнования предлагаемый подход интересен тем, что существенно поднимает ценность адаптирующих задач, делает их своеобразным средством гуманного отношения к испытуемым. Это особенно важно, поскольку поиск талантов возможен лишь при жестком отборе, который нередко оборачивается неминуемым психологическим дискомфортом для большинства участников олимпиады. Подобная ситуация весьма опасна, поскольку испытуемые - это дети, и нельзя допустить, чтобы у них возникло ощущение собственной бесталанности и никчемности своих способностей.

С учетом равноправия используемых режимов испытания решение каждой из задач (вне зависимости от того, проста она или сложна) оценивается одинаковым числом баллов по шестибалльной шкале (0, 1, 2, .... 6), тождественной школьной системе оценок с учетом половинки балла (2, 2 1/2, 3, 3 1/2, 4, 4 1/2, 5). Выбор этой шкалы оправдан тем, что с ее помощью учитель школы или преподаватель вуза, будучи членом жюри, способен оценить решение, не сравнивая работы участников, а независимо "измеряя" каждую отдельно взятую задачу. Это важно при большом числе участников, когда сравнение их работ невозможно даже физически.

Двухуровневый характер олимпиадного задания, несводимость простой и сложной задач, их взаимная дополнительность учитываются в проекте: выполненное задание предлагается одновременно характеризовать двумя оценками x1 и х2 имеющими абсолютно равноправный характер. X1 соответствует суммарному числу баллов, набранных за решение сложных задач из базового блока, х2 - суммарному числу баллов за решение простых задач из блока адаптирующих задач.

Наличие двух оценок х1 и x2: в свою очередь, обусловливает переход к двум показателям приоритета, определяющим место, занимаемое участником олимпиады по ее итогам. Принципиально важно то, что в дополнение к суммарному баллу n1=x1+x2, характеризующему выполнение олимпиадного задания с количественной стороны, вводится второй показатель приоритета n2 = х2 - x1, который характеризует его выполнение с качественной стороны, определяя, за счет каких задач участнику удалось набрать баллы. В относительных единицах выполненное задание при этом характеризуется степенью решения задания ф1 и степенью поляризации решения ф2:



где (x1 + x2)max. = 36 при выбранной системе оценок.

Если ф1, показывает, какую часть баллов удалось набрать участнику, то ф2 - в плоскости какой из задач (простой или сложной) лежат набранные им баллы. Термин "степень поляризации решения" введен по аналогии с используемой в оптике "степенью поляризации света", определяемой соотношением, схожим с выражением (2). Область значений ф2 находится в пределах от -100 % до +100 %. Значение ф2>0 соответствует случаю, когда участник набрал все свои баллы за решение лишь сложных задач, а значение у>0 - случаю, когда все баллы набраны за решение только простых задач. Решение задания с одинаковым числом баллов, набранных за сложные и простые задачи (х1=х2), характеризуется значением ф2=0.

При распределении мест суммарный балл n1 рассматривается в проекте как

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

главный показатель, значение которого принимают во внимание в первую очередь. Второй показатель n2 считается второстепенным, и он учитывается лишь при равенстве значений главного показателя. Аналогом подобного подхода может служить распределение футбольных команд по итогам чемпионата, которое проводят по двум показателям: по числу набранных очков, а затем при их совпадении - по разнице забитых и пропущенных мячей.

Проект предусматривает дифференцированный подход к распределению мест. Возможность такого подхода обеспечивается наличием двух показателей приоритета n1и n2 и их взаимной иерархией. Участники олимпиады при этом разбиваются по набранным баллам на три группы по отношению к среднему значению суммарного балла n1, (при выбранной системе оценок n1=18): первый эшелон - сильные, n1>18; второй - средние, n1=18; третий - слабые, n1<18. Сильные и средние участники поощряются за баллы, набранные в процессе решения сложных задач. В этом случае при равенстве значений суммарного балла n1, приоритет при распределении мест отдается работам с меньшим значением показателя г. Слабые участники поощряются за решение простых задач, которые для них таковыми и не являются. В случае равенства значений n1, предпочтение отдается работам с большим значением показателя n2.

Разрешающая способность R может служить важным показателем используемой в соревновании системы оценок. Ее можно определить как число регистрируемых видов решения задания. Она удобна тем, что дает возможность сформулировать критерий соответствия системы оценок требованиям индивидуального подхода. Для этого достаточно только воспользоваться базисной аксиомой педагогики, утверждающей уникальность и неповторимость личности каждого отдельно взятого ребенка, а соответственно и его способностей, и известным в технике измерений правилом, согласно которому "разрешение" прибора должно на порядок превышать обнаруживаемый эффект. Для олимпиады этот эффект заключается в необходимости "увидеть" отдельно способности каждого из N участников, поэтому критерий соответствия системы оценок требованиям индивидуального подхода можно записать в виде:

R~10N (3).

Данное условие можно превратить в инструмент проектирования, если раскрыть его левую часть, связав разрешающую способность R с числом задач в блоке s и максимальной оценкой в баллах за полное решение задачи x(max). Подобная задача была выполнена в процессе разработки проекта для общего случая. Здесь мы приведем лишь частный вид полученной формулы. Для области вероятных видов решения х2>=х1 разрешающая способность олимпиады с двумя блоками несводимых друг другу задач в задании



Из формулы (4) следует, что существует два равноправных пути повышения разрешающей способности системы оценок. Один из них состоит в увеличении нагрузки на школьника (в увеличении числа задач s в каждом из двух блоков), другой - в привлечении к оценке работ более компетентного жюри, способного работать с более детализированной шкалой оценок (при увеличении значения x (max)). Об этом свидетельствует симметричность записи выражения (4) относительно s и x (max).

В проекте выбран случай с разрешением R=190. Он соответствует требованиям олимпиады с шестибалльной системой оценок и тремя задачами в блоке. В условиях Рязанской области такой вариант наиболее оптимален, ибо соответствует разумной нагрузке на школьника в олимпиаде - 6 задач в задании (по три в каждом блоке). Кроме этого нам известно, что в муниципалитетах имеется немало учителей, способных в роли членов жюри уверенно оценивать решение задач по шестибалльной шкале. По отношению к числу участников N число 190 обеспечивает выполнение критерия (3) во всех муниципальных образованиях областного подчинения, если судить по данным за прошлый год N ~20 (см.: Рязанские физические олимпиады. Вып. 7: Задачи физических олимпиад за 1998/99 учебный год / Под ред. Б.С. Кирьякова. Рязань, 1999. 68 с.).

стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

Исключение составляет лишь Рязанская городская олимпиада с числом участников порядка 100 школьников. Однако, и здесь можно говорить если не об оптимальной, то хотя бы о приемлемой реализации индивидуального подхода, поскольку проект предоставляет каждому из 100 учащихся возможность выразить свою индивидуальность одним из 190 фиксируемых способов.

Предлагаемый нами способ распределения мест создает условия для организации широкомасштабного соревнования учащихся с самыми разными способностями. Участники разбиваются на три эшелона, в каждом из которых выделяется свой лидер: в третьем эшелоне выбирается участник, который успел полностью решить все простые задачи, во втором - тот, кто сумеет решить половину простых и половину сложных задач, т.е. средней трудности. Абсолютный победитель, решивший полностью все задачи, становится одновременно лидером первого эшелона и всей олимпиады.

В стартовой позиции все школьники имеют равные права, и им одновременно предоставляется возможность побороться и за присоединение к какому-то эшелону, и за лидерство в нем. Это стимулирует учащихся с самым разным уровнем подготовки. Слабые школьники могут стать лидером третьего эшелона, средние - второго, сильные - абсолютным победителем олимпиады.

Если подкрепить ситуацию соответствующей системой поощрений, отмечающей школьника не только за успехи в олимпиаде в целом, но и за попадание в тот или иной эшелон и лидерство в нем, то совсем нетрудно сделать результативным участие в олимпиаде широкого круга школьников. Последнее обстоятельство, вне всякого сомнения, будет способствовать развитию интереса к олимпиаде как соревнованию.

Создавая условия для разрешения олимпиадных проблем, наш проект не является жесткой схемой, предопределяющей изначально нужный результат. Чтобы проект сработал, необходимо соблюсти условия: комплектация задания должна обеспечивать двумерный характер оценки работ участников и их распределения по занимаемым местам; задание должно в обязательном порядке состоять из двух равноправных блоков задач с падающим и возрастающим характером распределения участников по степени решения задач. В противном случае ожидаемый эффект будет сведен на нет.

Сложившиеся традиции составления заданий создают благоприятные условия для реализации требуемой комплектации олимпиадного задания. Согласно этим традициям задания для каждого этапа олимпиады составляют методические комиссии, находящиеся на более высокой ступени олимпиады, а на долю предметного жюри оставлена адаптация "спущенных сверху" заданий. Подобная практика способствует "разделению труда": составлением базового блока задач занимаются методические комиссии, а адаптирующих задач - предметные жюри. При этом с большой долей гарантии можно ожидать, что задачи базового блока будут приводить к падающему характеру распределения участников по набранным баллам. Как показывает опыт, методические комиссии, находящиеся на более высокой иерархической ступени олимпиады, подбирают именно такие задачи, которые уже частично ориентируют участников на уровень, свойственный следующему этапу олимпиады.

Некоторые опасения может вызывать лишь подготовка блока адаптирующих задач. Эти опасения можно снять, если члены жюри уяснят один простой момент: речь идет не о корректировке "спущенного сверху" задания, а о принципиально иной задаче. Предметное жюри должно разработать в противовес методической комиссии свое контрзадание, оформив его в виде блока адаптирующих задач. Жюри должно стать "защитником" участников своего этапа и готовить задачи для оценки способностей участников олимпиады в "щадящем" режиме испытания с заведомой недооценкой их возможностей. Об отборе призеров жюри не должно беспокоиться. С этой задачей хорошо справляются методические комиссии, готовя задания для оценки способностей участников олимпиады в режиме жесткого испытания с заведомой переоценкой их возможностей.

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

Если задание составлено с учетом требований, предъявляемых к двухуровневому заданию, то результаты не замедлят сказаться. Существо ожидаемых результатов можно проследить, сравнивая один из негативных примеров и почти идеальный пример проведения олимпиады из накопленного нами банка экспериментальных данных. Первый являет собой образец олимпиады, проведенной в режиме жесткого испытания школьников с переоценкой их возможностей. И в результате мы имеем решение лишь одной задачи, связанной с отбором призеров. По всем другим обсуждавшимся выше показателям олимпиада своих целей не достигла. Распределение участников физической олимпиады по набранным баллам (1998/99 учебный год, IX класс, Рязань) представлено в табл. 1.

Во втором примере в силу стечения случайных обстоятельств задание оказалось двухуровневым. Отсюда налицо высокий показатель участия школьников в олимпиаде, безболезненное разрешение проблемы отбора призеров, объективность оценки способностей участников, гуманный режим проведения олимпиады и т.д. Поэтому именно этот экспериментальный факт и был использован в качестве исходного при разработке изложенного выше проекта. Заметим, что в олимпиаде участвовали одиннадцатиклассники пос. Спас-Клепики (см. табл. 2).

Подводя итоги районных физических олимпиад школьников, можно констатировать, что принцип двухуровневой комплектации заданий в целом себя оправдал. Приведенные выше случаи несбалансированности режима олимпиады свидетельствуют лишь о том, что выделение нижней границы подготовки участников олимпиады с помощью простых задач представляет собой весьма непростую проблему. Разрешить ее можно при скоординированном взаимодействии школ и составителей заданий - за счет повышения уровня подготовки школьников по решению задач программного характера и более четкого уяснения составителями того диапазона сложности задач, в пределах которого задачи для школьников выглядят формальными. Для областной олимпиады, учтя весь негативный опыт районных олимпиад, данный диапазон удалось установить достаточно точно и успешно сбалансировать задания с помощью простых задач по всем классам.

В заключение хотелось бы поблагодарить органы управления образованием, членов предметных жюри по физике и их председателей за помощь в проведении широкомасштабной апробации новой системы комплектации олимпиадных заданий. Благодаря этой системе удалось накопить обширный статистический материал, объем которого гарантирует достоверность всего педагогического эксперимента.

Таблица 1



Таблица 2



стр. 42

Опубликовано на Порталусе 09 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама