Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ есть новые публикации за сегодня \\ 17.12.18


Л.И. Поливанов и его гимназия

Дата публикации: 09 октября 2007
Автор: Шарапова Е.Л.
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191929830 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Шарапова Е.Л., (c)

найти другие работы автора

Поливановская гимназия - редко кто не слышал об этом замечательном во многих отношениях учебном заведении, где, в частности, получили образование В. Брюсов, А. Белый, М. Волошин. Ее выпускников отличали стремление к самопознанию и самореализации, разносторонние интересы, чувствительность к искусству, развитый литературный вкус, ориентация на общекультурные и этические ценности.

Директор частной гимназии, вошедшей в историю отечественной педагогики, Л.И. Поливанов родился 27 февраля 1838 г. в сельце Загарине Сергачского уезда Нижего-

стр. 79


--------------------------------------------------------------------------------

родской губернии в семье военного. Первоначальное обучение он получил под руководством матери. После ее смерти в 1844 г. семья переселилась в Москву, где учеба продолжилась под руководством отца и домашних учителей. В 1856 г. после окончания гимназии он поступил в Московский университет на историко-филологический факультет.

Окончив университет в 1861 г., Л.И. Поливанов начал преподавать русскую словесность в женском Мариинско-Ермоловском училище. В том же году он был прикомандирован ко второй московской гимназии, где служил воспитателем при пансионе. С 1864 г. работал "словесником" в третьей, а затем в четвертой гимназии.

В 1868 г. с некоторыми коллегами по четвертой гимназии и преподавателями Московского университета Поливанов учредил частную мужскую гимназию, где преподавал русский и латинский языки, русскую и зарубежную словесность, логику.

В 1876 г. он был избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1880 г. - стал главным организатором и режиссером Пушкинских торжеств в Москве. В 1887 г. - избран действительным членом С.-Петербургского православного епархиального братства, где был одним из организаторов публичных просветительских лекций для крестьян. В 80-х гг. - исполнял должность секретаря Комитета грамотности при Императорском Московском обществе сельского хозяйства. В 1888 г. на юбилейной выставке Общества поощрения трудолюбия в Москве Л.И. Поливанов собрал и представил в общеобразовательном разделе экспозицию методической и учебной литературы по всем предметам среднего и высшего образования.

К этому времени в России было создано немало новых учебников, функционировало несколько педагогических издательств, но информация о них распространялась крайне медленно, поэтому рекламная выставка педагогической литературы вызвала большой интерес. В результате родилась идея регулярно печатать описательные каталоги педагогических библиотек. Редактировал и составлял такие каталоги по Москве и Санкт-Петербургу Л.И. Поливанов. Он же был редактором "Учебно-воспитательной библиотеки", издания научно- публицистических чтений.

Скончался Л.И. Поливанов в Москве 11 февраля 1899 г. и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Вл. Соловьев в некрологе подчеркивал: "Но важнее этих книжных трудов (Поливанова) было то, что он вложил в свою школу живую душу, поднял и удержал эту школу выше обычной казенности и умел зажигать в своих воспитанниках искры того огня, который горел в нем самом. Вышедшие из поливановской гимназии не только сохраняли о ней самое теплое воспоминание, но и оставались с Львом Ивановичем и его сотрудниками в тесной личной дружбе. <...> А его живой ум выказывал иногда большую проницательность и далеко за пределами педагогики и литературы" [4, с. 7].

Необычайная эрудированность Л.И. Поливанова проявилась, прежде всего, в широте его научных интересов: теория литературы и журналистика, история и философия, искусствоведение и языкознание, школоведение и экономика, естествознание и музейное дело.

Из его литературно-критического наследия сегодня известны лишь книга "Жуковский и его произведения" (1883), изданная под псевдонимом Загарин, и комментированное пятитомное издание сочинений А.С. Пушкина "для семьи и школы", удостоенное Императорской Академией наук большой золотой медали имени гр. Д.А. Толстого и первой премии имени Петра Великого. Л.И. Поливанов известен и как переводчик: он мастерски перевел "Гофолию" Ж. Расина, "Семирамиду" Вольтера, "Горация" Корнеля, "Мизантропа" Ж.Б. Мольера, "Иоанна Златоуста" Тьерри. Его трактат "Русский Александрийский стих", куда вошли концепции теории перевода, объяснительные статьи к вариантам литературных переводов, биографические очерки, был удостоен Императорской Академией наук Пушкинской поощрительной премии.

Велика заслуга Л.И. Поливанова и перед школьным образованием. Он составил и издал ряд программ, учебников, учебных пособий, методических руководств. Его перу принадлежат: "Начальная книжка для

стр. 80


--------------------------------------------------------------------------------

обучения русскому языку (для начальной народной школы)", "Краткий учебник русской грамматики", "Русская и церковно-славянская этимология", "Русский синтаксис", хрестоматии по словесности для классного чтения в народных, сельских, городских, духовных училищах, профессиональных школах и учительских семинариях - "Первая пчелка", "Вторая пчелка", три части "Русской хрестоматии с краткой теорией слога и прозы", удостоенной премии Петра Великого. По поливановским учебникам, выдержавшим десяток переизданий, обучалось не одно поколение гимназистов.

Будучи убежден в том, что ребенок, прежде всего, должен усвоить нормы народной этики, а потом уже библейские истины, Л.И. Поливанов свои хрестоматии по литературе начинал с текстов русских сказок, песен, поговорок, пословиц, стараясь через фольклор объяснить такие понятия, как "семья", "родина", "труд", "государство".

В своих педагогических трудах Л.И. Поливанов развивал мысли о двух системах обучения и воспитания. Первая - воспитание человека народного. Здесь готовятся будущие приказчики, фабричные и заводские смотрители, конторщики, бухгалтеры, торговцы, управляющие, фельдшеры и учителя низших училищ, т.е. "ответственные деятели практической среды, люди, к которым - и не надо забывать этого - народная масса стоит лицом к лицу и в которых она видит представителей образовательности и светского просвещения, под ближайшим влиянием которых, наконец, находится ежедневно эта народная масса" [5, с. V]. Народного человека у Поливанова можно назвать "просвещенным простолюдином", получающим образование в народной "многолетней школе", где готовят к практической жизни.

Вторая - система обучения интеллигента-космополита, который должен получить классическое гуманитарное образование в гимназии, затем в университете, приобщиться к европейскому научному и культурному наследию, что позволит ему стать гражданином мира. В то же время он - хранитель традиций национального прошлого, настроенный на созидательную профессиональную деятельность в России. Такой человек должен уметь самостоятельно мыслить, рационально действовать, не теряя идеалистического настроя, "веру в идеалы: словом, все, что красит жизнь и делает ее разумной" [2, с. 25].

Л.И. Поливанов отстаивал идею, что только классическое образование формирует личность ума синтетического. Именно на таких людей, считал он, будет спрос в ближайшем будущем: "Вот где скажется необходимость классического образования, ибо оно слагается из 1) языкознания и 2) математики. Оба учебных предмета - синтетические. Естествоведение предлагает уму учащегося готовое целое, которое он, уже наглядно познав непосредственно в целом, потом разлагает, анализирует; это развивает рассудочную способность анализа" [4, с. 165].

Специфика поливановской гимназии становится понятной из задач, которые ставил перед своим учебным заведением директор.

Во-первых, она должна была стать одной из специальных школ, где основательно готовили бы детей к университету для создания слоя граждан, "вооруженных с детства серьезным гуманитарным образованием, законченным в университете трудом в области строгой науки" [2, с. 18].

Во-вторых, в ней ставилась задача воспитать новое поколение интеллигентов, мыслящих глобально, способных "стать на должную высоту во всех сферах, требующих людей умственно зрелых, т.е. в сферах научной, учебной, медицинской, административной" [2, с. 16].

В-третьих, Л.И. Поливанов и его коллеги были убеждены, что само искусство формирует целостную гармоничную личность, а литература - творческий дух и ценностные ориентации ребенка. Поэтому такое большое внимание в гимназии уделялось языкам, русской и зарубежной литературе. Факультативно читался курс истории и теории искусств, что способствовало эстетическому воспитанию детей. Особенностью преподавания разных дисциплин в гимназии стало единство развивающих целей: литература, языки, физика, география - все они должны были развивать теоретическое и образное мышление учеников, творческое воображение, образную память, эмоциональность речи, способность к импровизациям.

стр. 81


--------------------------------------------------------------------------------

В-четвертых, гимназия Поливанова - одно из первых учебных заведений конца XIX в., где была разработана и действовала программа работы с одаренными детьми. Л.И. Поливанов полагал, что внеклассная работа или "изящные досуги" - литературные и драматические студии, художественное чтение, самостоятельное овладение каким-либо искусством, ремеслом, если они "являются свободно, не навязываются и естественно возникают из настроения юношества, должны считаться важным воспитательным фактором их развития". "У нас, - как подчеркивал далее Л.И. Поливанов - побуждение к изящному досугу проявлялось неоднократно - то в спектаклях, то в литературных чтениях, то в добровольном слушании лекций, то в приватном изучении поэтических произведений, то в собственных литературных опытах" [2, с. 16].

В-пятых, культивировалось личностно ориентированное образование и воспитание людей гуманных, оригинальных, талантливых, активных, любознательных, деятельных. Необходимо "из детей своих развить живые личности, т.е. существа, способные принести на общее благо ценный дар своей индивидуальности; способные избирать дело по призванию, загораться только трудом, направленным к добру... ибо трудиться для развития человеческих личностей есть дело отрадное и высокое" [2, с. 19].

В гимназии господствовала атмосфера уважения к личности каждого воспитанника, поощрялось проявление чувства собственного достоинства, независимости суждений. "В учащихся воспитывалась оригинальность, но у каждого своя собственная;

Лев Иванович заботливо охранял добрые индивидуальные черты в учащихся, и потому они не подгонялись под один какой-либо шаблон. Будучи сам проникнут до мозга костей чувством собственного достоинства, он развивал это чувство в каждом мальчике и уважал в каждом юноше" [4, с. 24].

Напомним, что в ней учились в основном дети дворянского происхождения. Обучение было платным: 230-250 руб. в год, пансионеры доплачивали еще 500 руб. за содержание. Но имиджа "школы для избранных" у гимназии не было. Напротив, В. Брюсов, который в 1890 г. перевелся туда из частной гимназии Креймана, вспоминал, что "у Поливанова, где гораздо больше было аристократических фамилий, я никогда не слыхал, чтобы кто-нибудь в самом младшем классе хвастал своим происхождением" [1, с. 29].

Обучение в гимназии шло по утвержденным министерством просвещения авторским программам, учебникам, пособиям, специально написанным преподавателями гимназии. Среди них: "Краткий учебник географии" И.В. Янчина, "Задачник по геометрии" Н.И. Шишкина, "Книга упражнений по латинскому синтаксису" К.К. Павликовского. Известный учебник Ф.И. Буслаева "Краткая грамматика русского языка, сближенного с церковно-славянским" появился в результате преподавания академика в поливановской гимназии. Словесность и логика изучались во всех классах по учебникам Поливанова.

Гимназический курс классического образования составляли 14 предметов. Программа была рассчитана на 9 лет. Первый год или класс: Закон Божий, русский язык, чистописание, чтение, арифметика и французский язык. В II-IV классах в учебный план добавлялись латынь, немецкий, греческий языки, география, алгебра, геометрия, русская и всеобщая история. С V класса начинались курсы стилистики, теории литературы, истории античной литературы. В VI классе изучались риторика, фольклористика, древнерусская литература, физика. Два последних года - история русской литературы, зарубежная литература, логика, начала высшей математики, космография. В расписание учебной недели всех классов входили рисование и гимнастика. По многим дисциплинам велись факультативы.

Педагогический состав гимназии отличался постоянством, что говорит о нравственном климате в коллективе. Поливановцев учили талантливые преподаватели, кандидаты и профессора Московского университета Е.Н. Кедрин, П.П. Колосов, В.А. Фукс, Н.И. Шишкин, И.В. Янчин и др.

Считая стремление к самореализации высшей потребностью человека, Л.И. Поливанов полагал, что педагог, опираясь на лучшие стороны души ребенка, должен способствовать раскрытию его потенциальных возможностей, помогать осознанию

стр. 82


--------------------------------------------------------------------------------

детьми самоценности их личности. Сотворчество ученика и учителя стимулировало максимальное выражение "я" ребенка. Так, для В. Брюсова рассказы "из времен античности", представленные вместо обычного школьного сочинения, были своеобразной попыткой заявить себя литератором. Именно Л.И. Поливанов обратил внимание на его литературные способности: "Он осветил для Брюсова область, ставшую впоследствии дорогой поэту: он ввел юношу в понимание Пушкина" [3, с. 9].

Весь учебный процесс строился так, чтобы ребенок открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе усваивал содержание наук. Учитель лишь помогал ребенку найти наиболее подходящие именно для него приемы и способы организации познавательной деятельности, т.е. выработать индивидуальный стиль. Л.И. Поливанов вспоминал: "...что за VIII и VII классы у нас! Это просто прелесть: вообразите, сами собою мало-помалу развив в себе интересы высшего порядка, они собираются, и читают серьезные рефераты преимущественно философского направления. Есть даже крайности (напр., Брюсов читает Спинозу!). Кн. Голицын, напр., учась очень усердно, сумел найти время и горячее желание изучать Данта и на их собраниях прочел реферат (листов в 50!) о "Божественной комедии". VII класс более литературного характера: увлекается лириками (напр., Тибуллом и Катуллом) и охотно читает приватно Шекспира" [1, с. 121].

Познавательная активность воспитанников стимулировалась проблемным изложением учебного материала, использованием сравнений и аналогий, эффектом парадоксальности и удивления, поощрением целенаправленной творческой деятельности, гласным поощрением достижений учеников. Высокая познавательная активность, самообразование, стремление к занятиям философией, литературой, языками, искусством - все это было характерно для поливановской гимназии. Учащиеся знали, что в их школе приоритетными считаются самообразование, самостоятельность, инициативность, увлеченность какой-либо учебной дисциплиной, серьезные занятия языками, литературное творчество.

Гимназический курс имел гуманитарную направленность. В процессе углубленного изучения языков и словесности дети приобщались к искусству слова, у них формировались духовные потребности, творческие способности, склонности к писательству. Система аналитических упражнений при изучении художественных текстов, направленность обучения по всем предметам на развитие речи, разнообразные и многочисленные сочинения, литературные конкурсы, чтения по истории искусства - все это способствовало становлению личностей художественного типа. Поливановец - это человек с развитым художественным воображением и литературным вкусом, чувствительный к искусству, владеющий даром поэтического слова. Сам стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, эмоциональное восприятие мира, артистические способности. В 70-х гг. Л.И. Поливанов организовал для преподавателей, гимназистов, выпускников, любителей драматического искусства шекспировский кружок, который приобрел широкую известность в Москве. Здесь были впервые поставлены на русской сцене "Ромео и Юлия", "Кориолан", "Двенадцатая ночь", "Генрих IV" [4, с. 5]. Спектакли, дискуссии позволяли поливановцам окунуться в мир театра, в царство эмоциональности, творческого мышления. Разновозрастное общение выводило молодежь на путь свободного выбора взглядов, мнений, суждений, оценок, идеалов. Так, инициируя духовную энергию воспитанников, Л.И. Поливанов растил человека с творческим мироощущением.

Л.И. Поливанов уделял много внимания изучению древнегреческого эпоса, вместе с учениками анализировал мифологическую космологию, рассказывал о мировосприятии древних греков, раскрывал принципы построения художественного пространства и времени в античной литературе. Возможно, источник особой любви В. Брюсова и А. Белого к античным темам, образам древнегреческого эпоса и лирики кроется в увлеченности древней литературой в гимназический период. Получив опыт анализа пространственно-временного континуума эпических творений Гомера, Вергилия, Гесиода, литературно одаренный ребенок мог создавать новые категориальные модели

стр. 83


--------------------------------------------------------------------------------

мира. Не поэтому ли с такой уверенностью и смелостью шестнадцатилетний Брюсов начинает проповедовать в стенах гимназии теорию существования сверхмира и сакрального языка искусства. Мысль о творящей, преобразующей силе искусства часто встречается в работах Л.И. Поливанова. В них он советовал начинающим литераторам изучать историю философии, следить за движением философской мысли современности. Настоящий поэт тот, "кто составил себе свое собственное высшее миросозерцание, кто выработал известный философский (религиозно-нравственный) взгляд на мир" [4, с. 173].

Преподаватели и гимназисты общались не только на уроках, но и во время перемен, обеденного перерыва, индивидуальных консультаций, на еженедельных чтениях. Очень часто бурные споры по вопросам литературы, истории, этики из учебных классов перетекали в директорский кабинет, бывший одновременно и библиотекой, где Поливанов и его коллеги отбивали, с тайной гордостью за своих любознательных и честолюбивых воспитанников, интеллектуальные нападения юных максималистов. Поливановцев приглашали на открытые лекции в Московский университет, после которых в гимназии начинались дискуссии о чистом и дидактическом искусстве, о будущем России.

Нравственное и умственное просвещение поливановцев шло и через включение гимназистов в общественную деятельность. Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств (1880) и посещали публичные заседания Общества любителей российской словесности. Целям "гуманной социализации" маленького человека служили поливановские субботы, на которых гимназисты общались с талантливыми людьми, слушали доклады и лекции по теории искусств и философии, участвовали в обсуждении новинок беллетристики, а также творений самих поливановцев. Все это способствовало быстрому созреванию ума ребенка, усвоению общекультурных и этических ценностей.

Ученики Л.И. Поливанова не случайно называли себя поливановцами. Директор гимназии был образцом для подражания как в учении, манерах, так и в быту. Романтически влюбленный в науку и литературу, он увлекал своих воспитанников глубокими знаниями, красотой логики своего ума. Л.И. Поливановым восхищались и коллеги, и ученики, и родители. Он заражал своих воспитанников любовью к поэзии, его авторитетное мнение определяло литературные вкусы и жанровые пристрастия воспитанников. В благодарственном письме родителей подчеркивалось: "Ваш авторитет остается неизменным для ученика во все время учения: он сохраняется и по окончании курса. Сообщаемое Вами гуманитарное направление, развитие в воспитанниках любви к изящному, литературе, искусству удерживает их долго в том же направлении. Вашими советами дорожат они как во время университетского курса, так и позднее, в жизни" [2, с. 21].

Деятельность учебно-воспитательного заведения оценивается судьбами воспитанников, окончивших его. Московская частная гимназия Л.И. Поливанова взрастила поколение новых людей, интеллигентов XX столетия. Поливановец - это уникальная личность, художественно одаренная, оригинально мыслящая, активная, это человек, умеющий теоретически анализировать и обобщать опыт духовного и практического освоения мира; это индивидуальность, способная стать ведущей фигурой литературного, общественно-политического, научного процессов. Гимназия Л.И. Поливанова воспитывала людей будущего.

Сейчас приходит другое время - осмысления всего того, чем может гордиться наша страна. И гимназия Л.И. Поливанова - ярчайший пример для наших школ, за номерами которых нередко все еще царствуют безликость и единообразие.

Литература

1. Брюсов В. Из моей жизни. М., 1927.

2. Двадцатипятилетие московской частной гимназии, учрежденной Л.И. Поливановым. М., 1893.

3. Литературное наследство. Т. 85. М., 1976.

4. Памяти Л.И. Поливанова (к 10-летию его кончины). М.. 1909.

5. Поливанов Л. И. Вторая пчелка: Книга для классного чтения в народных многолетних училищах, сельских, уездных, городских четырех- и шестилетних, духовных и епархиальных, в школах профессиональных и учительских семинариях мужских и женских. М., 1893.

стр. 84

Опубликовано 09 октября 2007 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама