Рейтинг
Порталус

Компьютерная программа для детей с отклонениями в развитии

Дата публикации: 17 октября 2007
Автор(ы): Кукушкина О. И.
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1192625913


Кукушкина О. И., (c)

В человеческой культуре в каждом обществе существует образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Первичные отклонения (слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного процесса. Уже на самых ранних этапах нарушается его связь с родителями, так как взрослые не знают, каким образом передать ему тот социальный и культурный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л. С. Выготского о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии: "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога -- выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган" (Проблемы дефектологии. М., 1995).

Преодолеть "социальный вывих" можно исключительно средствами образования, но не обычного массового, а специального, особым образом построенного, предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Как правило, эти ребята учатся в коррекционных учебных заведениях или специальных классах массовой школы (например, дети с задержкой психического развития - в классах КРО). Но разве среди учеников обычных школ мало тех, кто, пусть по другим причинам, но оказался в ситуации "социального вывиха", кто отстает в своем развитии от сверстников, испытывает выраженные трудности в обучении, нуждается в особом посредничестве взрослого? Кому трудно научиться выделять существенное, обобщать, делать выводы, чье общение ограничено, речь бедна, кто с трудом понимает смысл прочитанного?

Полагаем, что педагоги общеобразовательных школ имели возможность убедиться в том, что попытки сократить для таких детей до минимума объем учебного материала или увеличить время на его освоение не приносят (и не могут принести) желаемого результата, как бы много сил и души ни вкладывал учитель. Эти дети тоже нуждаются в специальной поддержке в процессе обучения, но, к сожалению, часто не могут своевременно получить ее.

Такую поддержку умеют оказывать специалисты в области коррекционной педагогики - дефектологии. Они лучше понимают необходимость "передачи" своим коллегам из массовых школ эффективных специальных педагогических технологий и неустанно объясняют, что каждый учитель должен иметь возможность познакомиться с основами коррекционной педагогики, понять, в чем состоят общие и особые образовательные потребности проблемных детей и как удовлетворить их.

Институт коррекционной педагогики РАО занят поиском путей реального взаимодействия общего и специального образования, способов передачи специальных знаний и технологий в общеобразовательные учебные заведения. Одним из них мы считаем внедрение в массовое образование специализированных обучающих компьютерных технологий для работы с младшими школьниками, нуждающимися в особой помощи. В компьютерных формах мы создаем педагогический инструментарий выявления и преодоления возникающих трудностей, пытаемся представить и сделать доступными для понимания особые подходы к решению традиционных задач, показать, как реализуются принципы специальной дидактики.

Специализированная компьютерная программа "Мир за твоим окном", о которой пойдет речь далее, - первая в России разработка подобного рода. Она удостоена государственной премии в области образования.

Программа включает несколько сотен заданий. В методическом руководстве показано, как с помощью предлагаемой компьютерной технологии выявить скрытые при традиционном обучении проблемы в развитии ребенка, как трансформировать

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

их в задачи обучения, как соотносить достигнутые результаты с "шагами" в методике, чтобы добиться развивающих и коррекционных эффектов. Программа обращена в равной мере к детям, нуждающимся в особой помощи, и взрослым, работающим с ними. Детям она поможет радостно и деятельно познавать тайны окружающего мира, обсуждая свои открытия и промахи со сверстниками и взрослыми, учиться высказывать и аргументировать собственное мнение, прислушиваться к точке зрения других. Для педагогов общеобразовательных школ она может стать своего рода пособием по коррекционной педагогике, ключом к пониманию ее секретов.

Программа "Мир за твоим окном" посвящена теме, которая присутствует в содержании начального обучения практически всех категорий детей. Она состоит из пяти частей: "Времена года", "Погода", "Одежда", "Рассказы о временах года", "Календарь", у каждой из них свои задачи в области развития и обучения.

"Времена года". Упражнения этой части помогают обеспечить в обучении деятельность, необходимую для систематизации, обобщения и обогащения личного жизненного опыта детей в области сезонных явлений, поскольку только на этой основе возможно формирование полноценных, "работающих" представлений и понятий о временах года.

На экране перед ребенком предстает комната, где живет герой компьютерной программы, его сверстник Николай. Это учебная модель, которая дает ребенку возможность действовать, экспериментировать, ошибаться и пробовать снова. Объекты действия:

* окно, которое можно открывать и закрывать, разглядывая пейзаж за окном или выбирая необходимый из серии предлагаемых;

* градусник, на котором можно увидеть температуру воздуха на улице или установить ее самому;

* календарь на стене, который можно перелистать по временам года, месяцам, дням и установить любую нужную дату.

Ребятам предлагается три вида упражнений одного и того же типа - они должны уметь соотносить существенные признаки (температура воздуха, пейзаж за окном, календарная дата) того или иного времени года. В первом упражнении нужно определить и смоделировать на градуснике температуру воздуха, соответствующую заданной календарной дате и пейзажу за окном. Во втором - зная сезон, месяц, день года, температуру воздуха, подобрать соответствующий им пейзаж. В третьем - увидев только пейзаж за окном, подобрать подходящие ему сезон, месяц, день года и температуру воздуха.

Предлагая решать одну и ту же задачу, но на основе разных исходных данных, взрослый может достаточно надежно выявить и отделить несформированность представлений ребенка от несформированности умения выразить их в словесной речи. Увлеченный моделированием пейзажа, показаний термометра, календарной даты и установлением соответствия между ними, ребенок в ходе деятельности "откроет" взрослому свои представления, то, о чем еще не может умело рассказать. На экране компьютера, как в зеркале, отразятся мысли каждого ученика о временах года, станет понятнее, как различаются исходный опыт и представления детей одного класса, у кого они систематизированы и обобщены, а у кого фрагментарны.

Известно, что детей, испытывающих выраженные трудности в обучении, необходимо специально учить анализировать свой опыт; выделять существенные признаки явления и отграничивать их от несущественных; определять соотношение существенных признаков, понимать, что это не случайность, а закономерность; осознавать, что с этими закономерностями связаны особенности жизни и деятельности людей. Таким детям нужна специально организованная, не просто более длительная, а более развернутая по этапам деятельность, в ходе которой будет обеспечена систематизация их жизненного опыта. От опыта своих впечатлений, наблюдений и действий через осознанную познавательную деятельность и моделирование ребенок придет к систематизации, обобщениям. Всякий раз ему предоставляется возможность самому выдвинуть гипотезу, реализовать ее, экспериментируя с календарными датами, пейзажем за окном, тем-

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

пературой воздуха, проверить правильность своих представлений, обсудить свой вывод с другими, выдвигая аргументы и учась "прислушиваться" к иным мнениям.

Целенаправленная организация коллективных дискуссий по результатам деятельности каждого поможет даже самому "трудному" ребенку в осмыслении целостной картины природного мира. Частные методики, комбинации групповых и индивидуальных форм деятельности на уроке описаны в методическом руководстве к программе.

"Погода". Мы остаемся в той же комнате героя: она по- прежнему используется как учебная модель. Предметом обсуждения становится погода и отношение к ней. Выполняя предложенные в меню упражнения, ребенок решит, что он смотрит вместе с героем телепрограмму, ведет диалог о погоде и своем эмоциональном отношении к ней, спорит с героем, сочиняет прогнозы погоды на завтра. Однако на самом деле в первом упражнении он учится представлять одно и то же предметное содержание в разных знаковых формах (описывать одну и ту же погоду в символах, словах, коротких фразах); свободно переходить от одних форм знакового опосредования к другим. Во втором - осознавать цель общения, поэтапно извлекать полную информацию о партнере по диалогу; сравнивать собственное мнение и чужое, понимать, что эмоциональные оценки одного и того же погодного явления могут быть у разных людей разными. С помощью следующих упражнений дети учатся осознавать допустимость мнений, эмоциональных оценок, не совпадающих с их личными. Соответственно упражнения этой части программы называются: "От символов к словам и от слов к символам", "Диалоги", "От факта к оценке", "От оценки к факту", "Сравниваем мнения".

Приведем в качестве примера упражнение "От оценки к факту". Оно предназначено для пары детей. Эмоциональная оценка погоды известна - например, на экране написано: "Погода плохая". Каждому участнику нужно показать, какую именно погоду он считает плохой. Первый с помощью меню символов конструирует, предположим, чрезвычайно холодную погоду. После этого компьютер "прячет" результат на экране и в игру вступает второй партнер. Допустим, что этот ребенок не любит нестерпимой жары и поэтому выбирает соответствующие ей символы. В результате на экране одновременно оказываются два совершенно разных представления о плохой погоде (для одного это мороз, а для другого - жара), что и станет предметом обсуждения. Поведение детей в процессе дискуссии, их реакция на подобные расхождения позволяют педагогу увидеть, понимают они или нет, что за одними и теми же эмоциональными оценками у людей могут стоять разные представления, а к одним и тем же погодным явлениям разные люди относятся по- разному. Педагог многократно меняет партнеров в парах, предоставляя каждому возможность сравнить свое мнение с мнением всех товарищей по классу и стимулируя обсуждение результатов работы каждой пары. Так учитель помогает детям в ходе продуктивной и интересной для них деятельности накопить материал для обобщений об относительности эмоциональных оценок и правомерности разных точек зрения.

Методическое руководство позволяет использовать эту часть программы в качестве инструмента выявления и преодоления проблем в развитии знаковой, коммуникативной деятельности, социально-эмоциональном развитии ребенка. Описываются частные методики, способы организации и комбинации индивидуальной и групповой деятельности детей в компьютерном классе. Особое внимание уделяется процессу построения переходов от работы с компьютерными моделями к традиционной учебной деятельности.

"Одежда". В этой части предметом обсуждения становится зависимость выбора одежды от погоды. Ребенок помогает герою одеться на прогулку, разглядывая пейзаж за окном и зная температуру воздуха; готовит одежду на завтра на основании прогноза погоды, который представлен на экране в символах и словах; собирает чемодан в дорогу, отправляясь путешествовать во время каникул в разные сезоны. Смысл упражнений отражен в их названиях: "Шуба или шорты?", "Если за окном...", "Если знаю прогноз на зав-

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

тра...", "Если знаю, когда, куда, на сколько времени еду...".

Выполняя эти занимательные задания, ребенок учится искать и находить значимые ориентиры для решения соответствующих возрасту социальных задач, вступать в общение и аргументировать собственное мнение, оценивать аргументы собеседников, корректировать в случае необходимости принятое решение на основании услышанного.

Приведем в качестве примера упражнение "Шуба или шорты?". На экране - знакомая ребенку комната. Окно зашторено, поэтому неизвестно, какая погода на улице. Герой просит помочь ему выбрать одежду для прогулки. Если ребенок понимает зависимость этого выбора от погоды, то он открывает шторы, оценивает то, что видит за окном, и соответственно одевает героя. Если же, не открыв окно, он берет ту одежду, которая ему просто больше нравится, то компьютер демонстрирует абсурдность такого механического выбора, помещая героя в шубе в жаркий летний день или заставляя его в шортах дрожать от мороза. Пока ребенок не найдет значимый ориентир для выбора одежды, т.е. не догадается открыть окно и узнать, что творится на улице, все его действия будут приводить к неприятностям в жизни героя. Упражнение показывает учителю, может ли ребенок самостоятельно использовать знания о сезонных явлениях для решения элементарных житейских задач; понимает ли зависимость выбора одежды от погоды; осознает ли, что, не зная ориентира, нужно пытаться искать и уметь находить его. Учитель четко представляет, чему нужно учить.

В методическом руководстве описываются способы организации коллективных дискуссий по результатам индивидуальной деятельности, помогающих создать мотивацию для аргументации своего выбора, формирования умения ясно и точно формулировать свои мысли, принимать во внимание аргументы других людей; сопоставлять не только решения, но и аргументы, лежащие в их основе; спокойно корректировать в случае необходимости собственный выбор.

"Рассказы о временах года". Эта часть программы - инструмент, который поможет учителю убедиться, что трудности детей в понимании текстов не исчерпываются теми, о которых он знает. Станут видимыми скрытые проблемы, лежащие в области механизмов читательской деятельности, способности восстанавливать по ходу чтения контекст происходящих событий. Раздел состоит из трех блоков, названия которых отражают их цели: "Подготовка", "В чем проблема?", "Учимся думать". Обратим особое внимание на два последних.

Блок "В чем проблема?" - это инструмент выявления скрытых трудностей в понимании текста в целом. Ребенку многократно предлагается одно и то же задание - прочитать текст и ответить только на один вопрос: "О каком времени года идет речь?" В его распоряжении четыре соответствующие кнопки: "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Если в традиционных учебниках к одному тексту предъявляется множество заданий, то здесь стратегия иная: одно задание, но много текстов. Они объединены в библиотеки, которые подобраны по принципу: текст короткий, лексика и грамматика надежно освоенные, содержание близко жизненному опыту ребенка. однако понимать кажущиеся на первый взгляд такими простыми тексты становится все сложнее, так как от библиотеки к библиотеке последовательно наращивается трудность смыслового анализа. Чтобы понять, о каком сезоне говорится в текстах первой библиотеки, достаточно "увидеть" ключевые предложения с описанием явных, первостепенных признаков различных сезонов года. Например: " На улице жарко. Катя надела купальник и побежала купаться. Катин щенок побежал вместе с ней на реку. Он тоже залез в воду и долго плавал".

Понять тексты из второй библиотеки несколько труднее. В них нет явных, прямых указаний на сезон года. Ребенку предстоит найти признаки "второго порядка", например: "Катя проснулась грустная. Мама спросила: "Почему ты грустная?" Катя сказала: "Я плохо спала. Ночью было душно. Очень кусались комары"".

На уровне третьей библиотеки работа усложняется. Сообщения о времени года представлены в скрытой форме, а разные части текста порождают противоречащие

стр. 37


--------------------------------------------------------------------------------

друг другу гипотезы. Например: "Коля посмотрел в окно. На улице шел дождь. Было мокро и скользко. Дома было тепло и уютно. На елке висели разноцветные шары".

Чтобы выполнить задания из четвертой библиотеки, необходимо выделить признаки времени года и "суммировать" их в уме по ходу чтения текста. Только такой прием анализа позволит дать точный ответ. Например: "Лена и Оля хотели купить мороженое. Они посмотрели в окно, на улице шел дождь. Девочки взяли зонты, надели плащи и вышли на улицу. Деревья стояли голые. Было холодно".

Из представленного материала можно выяснить, какими элементарными приемами умственного анализа текста владеет ребенок, а какие у него еще не сформированы.

Уникальное упражнение "Текст по частям" дает возможность проанализировать не только результат, но и сам процесс осмысления текста. Он всегда скрыт от глаз учителя, но его можно сделать "видимым". Для этого текст предъявляется компьютером не целиком, а предложение за предложением, "порциями". Например:

"Было холодно".

"Было холодно. Ярко светило солнце".

"Было холодно. Ярко светило солнце. Вдруг на небе появилась большая черная туча".

"Было холодно. Ярко светило солнце. Вдруг на небе появилась большая черная туча. Пошел снег".

"Было холодно. Ярко светило солнце. Вдруг на небе появилась большая черная туча. Пошел снег. Подул ветер, и полетели желтые и красные листья".

Ребенок отвечает на поставленный вопрос не после чтения, а по его ходу, после каждого вновь появившегося предложения. За счет изменения способа предъявления текста и особого его построения проверяется, какие гипотезы ребенок выдвигает по ходу работы, как он меняет их в зависимости от получения новой порции информации, понимает ли, что каждое последующее предложение влияет на предыдущее, заставляя переосмысливать ранее понятое. Иначе говоря, проверяется, насколько хорошо ребенок умеет восстанавливать временной контекст описанных событий. Выявляется влияние новой информации на возникшие до этого представления. Становится ясно, переосмысливает ли ребенок свою гипотезу под влиянием следующей порции текста или последний "рассыпается" при чтении на отдельные предложения, которые читатель не связывает в единое целое.

Блок "Учимся думать" помогает педагогу трансформировать выявленные проблемы читательского развития ребенка в специальные задачи обучения чтению. Упражнения этой части ("Бывает - не бывает", "Обсуждаем идеи") учат осмысливать одну и ту же фразу вне контекста и в разных контекстах (например: "В июне было холодно", "В январе было холодно", "В апреле было холодно"). Библиотеки текстов, предъявляемых по частям, используются для того, чтобы учить ребят по ходу чтения строить и аргументировать гипотезы о временном контексте описанных событий, переосмысливать предшествующие части текста под влиянием последующих, связывая прочитанное в единое смысловое целое. Задания составлены таким образом, чтобы показать маленькому школьнику, что изменение контекста влечет за собой изменение гипотезы. Именно это "открытие" делает каждый ребенок.

"Рассказы о временах года" помогут сформировать у детей следующие умения: вычленять из текста прямые и косвенные, явные и неявные характеристики сезонов года; суммировать информацию о различных признаках сезона из разных частей текста; сопоставлять противоречивые характеристики и отделять существенное от второстепенного; понимать фразу в разных контекстах; строить по ходу чтения гипотезы о временном контексте описанных событий, рефлексировать на смену гипотез, аргументировать финальный вывод.

"Календарь". Эта часть рассчитана на то, чтобы ребенок освоил календарную структуру года и мог пользоваться календарем. Обеспечена возможность работы на трех уровнях: сезоны года, месяцы, дни недели, в каждом из них предусмотрены три типа упражнений: "Лестница", "Было - будет", "Поговорим".

Работа с упражнениями блока "Лестница" будет казаться детям игрой, в которой они выстраивают последовательность эле-

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

ментов в ряду начиная с любой точки отсчета (любого времени года, месяца, дня недели). Такая деятельность должна вытеснить ничем не оправданный процесс механического запоминания и обеспечить осознанное освоение взаимного расположения элементов на шкале календаря.

В блоке "Было - будет" ребенок вновь выстраивает последовательность элементов (сезонов, месяцев, дней недели), но теперь уже соотнося со шкалой времени и определяя, какие сезоны года соответствуют прошедшему, настоящему и будущему времени. Например: "Если сейчас лето, то была ..., а будет ...".

После этого можно переходить к формированию умения выражать свои представления в речи, используя разные языковые способы. Система упражнений в блоке "Поговорим" предусматривает 10 типов упражнений, выстроенных по принципу усложнения языковых способов выражения одних и тех же временных отношений, например: "Кончилась весна, сейчас ..."; "Прошла весна, сейчас ..." и др.

В предложениях, которые должны закончить дети, отношения между временами года выражены с помощью глаголов и наречий. Таким образом, трудность мыслительной задачи неизменна в том случае, если ребенок одинаково хорошо владеет всеми глаголами и наречиями, выражающими отношения времен года между собой. Если же ребенок не знает значения того или иного слова, задача с одним неизвестным превращается для него в задачу с двумя неизвестными. Педагог сможет увидеть и развести трудности мыслительные и языковые, поставить адекватные для каждого ребенка задачи. Данная программа помогает показать ребенку, что один и тот же смысл, одна и та же последовательность элементов на шкале времени могут быть описаны в речи с помощью разных слов и конструкций.

Последний блок программы - "Любое число" - содержит упражнения, которые помогут ребенку связать события своей жизни с календарной структурой года, "наложить" их на шкалу времени, определить, что было, а что еще только должно случиться в его жизни.

"Календарь" - это инструмент, позволяющий учителю на реальном жизненном материале проверить сформированность мыслительных операций классификации, а ребенку - не механически запоминать последовательность дней, месяцев, сезонов, а осознанно осваивать календарную структуру года, учась пользоваться календарем как инструментом организации своей собственной жизни.

Понимая ограниченные возможности имеющейся в школах и дома у детей компьютерной техники, мы позаботились о том, чтобы программа "Мир за Твоим окном" работала как на современных моделях компьютеров (Pentium), так и на очень стареньких машинах, например IBM-286 (правда, в этом случае все будет происходить медленнее).

Управлять программой очень просто, для этого нужно лишь уметь пользоваться "мышкой", нажимая на ее кнопки. Это сделано специально. В младшем школьном возрасте компьютер не должен являться для проблемного ребенка предметом изучения. С первых лет в школе ребенок, нуждающийся в особой помощи, должен осваивать компьютер как инструмент деятельности, отвечающей его возрасту, интересам, уровню развития, как средство решения интересных и важных для него задач. Соответственно средство должно быть несложным, Таковым мы его и сделали, так как хотели, чтобы при работе с нашей программой внимание и силы маленького ученика уходили на решение содержательных учебных задач, а не на освоение компьютера.

Программа предназначена прежде всего тем, кто вкладывает много сил и души в "трудных" детей, но испытывает разочарование. Проникая в специальную дидактику, эти педагоги смогут расширить границы своей профессиональной компетенции.

Мы глубоко убеждены в том, что в условиях одновременного усложнения контингента детей и программ обучения необходимо налаживать взаимодействие педагогов, которые на протяжении предшествующих десятилетий были в значительной степени изолированы друг от друга, - специалистов в области общей и коррекционной педагогики. Такое взаимодействие нужно взрослым, но еще больше в этом нуждаются дети.

стр. 39

Опубликовано на Порталусе 17 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама