Рейтинг
Порталус

Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости

Дата публикации: 23 октября 2007
Автор(ы): З. Т. Гасанов
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193138218


З. Т. Гасанов, (c)

Мораль - это особая форма общественного сознания и особый вид общественных отношений. Содержание морали выражается в виде норм и оценок, которые имеют всеобщий, обязательный для каждого человека характер. Ее принципы поддерживают определенные устои, строй жизни, регулируют взаимоотношения людей. Ее нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок общественного мнения, воспитываемых в человеке убеждений и побуждений, опираются на духовные санкции и авторитеты (к таковым относятся: угрызения совести, притягательность и красота нравственного поступка, сила личного примера и т.д.). Исторически сложились специфические системы морали (например, конфуцианская, христианская, аристократическая, пролетарская и др.). имеющие мировоззренческую направленность. Нормативные стандарты поведения закрепляются в массовой и индивидуальной психике, сознании людей.

Мораль содержит гуманистическую перспективу развития человечества. Сложились общегуманистические принципы: "не убий", "не лги", "не кради". "Золотым правилом" нравственности считают: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". В моральной регуляции важное место занимают также этические категории, такие, как совесть, чувство личного достоинства, честь. Основными категориями морали являются: добро и зло, долг и совесть, честь и человеческое достоинство.

Потребность в совместной жизни в обществе и необходимость согласования коллективных действий фиксируются в моральных нормах поведения. Они во многом определяют проявление личности в различных сферах общественной жизни - семейных, межличностных, межгрупповых и межнациональных отношениях.

К фундаментальным человеческим качествам, определяющим моральный облик людей, относятся: сострадание, милосердие, желание делать добрые дела, противостояние злу, скромность, человечность, терпимость. Однако эти и другие качества трудно внедрять в жизнь общества в условиях вопиющего экономического и политического неравенства, кричащей роскоши одних и предельной бедности других.

Сохранение единства и стабильности любого общества зависит от решения социально-экономических проблем населения, а также от способа производства материальных благ и способа их распределения между членами общества. По данным науки, допустимый разрыв между уровнями доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных выражается десятикратной разницей. Эта норма признана ООН в качестве международной. Сегодня в РФ жизненный уровень бедных в 27 раз ниже, чем у богатых.

Столь резкая дифференцированность общества, в котором обнищание большинства населения имеет тенденцию к неуклонному росту, ведет к социальной незащищенности людей, понижению духовно-нравственного уровня общества, усилению социальной и межнациональной напряженности в федеративном государстве, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на детей и молодежь, способствуя формированию у них низменных, антипатриотических личностных качеств.

Морально-политическая ситуация в российском обществе во многом осложняется и тем, что средства массовой коммуникации пропагандируют культ денег, жестокость, неоязыческие оргии, разврат. Понятия добра, совести и милосердия ныне обесценены, а быстро сколоченное состояние, богатство возведено в ранг высшей ценности: ее достижение любым способом, любой ценой стало вожделенной целью, богатству поклоняются, им хвастают. Бедный, но честный гражданин страны, обладающий вышеназванными добродетелями, оказался вне поля общественного внимания и государственной защиты.

Кризисная атмосфера, сложившаяся в российском обществе, подтверждает общеизвестное фундаментальное положение о том, что экономические механизмы капитала действуют совершенно независимо от морали, как правило, вопреки ей. Исходя из этого, наиболее дальновидные общественные, государственные деятели индустриально развитых стран приходят к выводу о необходимости сделать капитализм моральным. Так, по мнению американского ученого Пола Джонсона, капитализм безразличен к понятию нравственного выбора. Он слеп ко всем иным факторам: к классовой и расовой принадлежности, цвету кожи, религии и полу, национальности и убеждениям. Мгновенно и безошибочно отзываясь на все рыночные стимулы, он материалистичен, бесстрастен и лишен человеческих свойств. Однако этот исследователь убежден, что в сфере производства материальных благ адекватной заме-

стр. 19


--------------------------------------------------------------------------------

ны капитализму не существует, и поэтому необходимо приступить к процессу насаждения нравственных ценностей в пределах капиталистической системы.

Исторический опыт говорит о том, что капиталистические монополии в определенные периоды своего развития вынужденно шли на реализацию тех или иных социальных программ, в том числе и в интересах трудящихся. Так, после второй мировой войны в ряде стран Запада был провозглашен курс на создание "государств всеобщего благоденствия". Подобные программы, по замыслу их авторов, должны предупреждать дестабилизирующую общество напряженность в социальной сфере.

Главы мировых конфессий также проявляют озабоченность тем, что капитализм, как правило, лишен человеческих свойств, безразличен к вопросам, касающимся морального выбора между добром и злом. Не без учета этого обстоятельства римский папа Иоанн Павел II во время визита в Германию, акцентируя важность преемственного сохранения христианских ценностей, сказал, что после краха коммунизма нельзя допустить, чтобы возник мир, в котором господствует радикальная капиталистическая идеология.

Все вышеизложенное ставит перед государственными органами и общественностью Российской Федерации конкретные задачи по созданию нормальных (с позиций цивилизованного мира) социально-экономических и морально-политических условий жизни россиян, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, укреплению внутренней сплоченности и стабильности общества. Осуществление этих позитивных сдвигов будет способствовать внедрению в сознание людей идеологии российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.

Моральное воспитание - это освоение индивидом жизненных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности жить согласно принципам и правилам морали, ориентируясь на высокие идеалы.

В процессе нравственного воспитания происходит раскрытие смысла многих нравственных категорий: добра и зла, равенства, справедливости, чести, совести, долга, достоинства и т.д. Учащимся следует сообщать о том, что общечеловеческие нравственные принципы и нормы являются общими для всех народов и рас условиями человеческого общежития. Важно для воспитания и то, что мораль выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех. Утверждение всеобщего братства мораль связывает со свободным выбором личности и ее самоутверждением. В ней оцениваются не только поступки людей, но и их мотивы, побуждения. В связи с этим важно воспитать у детей и подростков способность самостоятельно направлять свое поведение на основе требований совести, чести и человеческого достоинства.

Следует формировать у них умения и навыки преодоления национальных, религиозных, культурных барьеров, разделяющих людей. Немаловажно научить учащихся находить равновесие между личным и общим благом, между тем, что считает своим счастьем каждый человек как индивид и как член общества.

К нормативной системе, регулирующей отношения людей разных конфессий и национальностей, относится и система религиозных норм. Поэтому при организации воспитания детей и молодежи в духе мира между народами и веротерпимости следует учитывать и разумно использовать влияние религии на различные сферы общественной жизни.

Работники образовательных учреждений, культуры, средств массовых коммуникаций должны знать, что религия как форма общественного сознания оказывает существенное воздействие на отношения людей разных наций, рас и конфессий, на формирование у них национального и общечеловеческого самосознания. На нее ориентирован духовный мир верующего как на один из элементов человеческой цивилизации. В то же время религию нельзя рассматривать в качестве единственной и самодовлеющей основы духовной культуры, потому что играющий роль ее альтернативы атеизм тоже восходит к истокам человеческой духовной культуры. Тем не менее, прогрессивное значение религии бесспорно, о чем, в частности, свидетельствуют высокохудожественные произведения

стр. 20


--------------------------------------------------------------------------------

литературы и искусства, созданные под воздействием религиозных чувств.

На системе вероисповедных идей строятся культовая и внекультовая деятельность, а также совокупность правил, ценностей образцов и санкций, которые регулируют поступки и поведение верующих. Это способствует утверждению религиозных ценностей в качестве основы общественной и личной жизни людей.

Межконфессиональные отношения, складывающиеся в соответствии с религиозным сознанием, могут иметь различный характер, а именно: солидарности, терпимости, конкуренции, конфликта, борьбы, фанатизма.

Нравственные и религиозные нормы поведения взаимосвязаны и имеют много общего. Так, духовно-нравственная регламентация отношений верующих осуществляется посредством религиозной этики конфуцианства, буддизма, христианства, ислама, иудаизма. Религиозная мораль - это проповедуемая религией система нравственных норм, понятий, чувств, ценностей, наполняемых конкретным содержанием.

Несмотря на очевидные различия в нравственной кодификации отношений у мусульман, христиан и буддистов, в ней представлены некие универсалии, так как в основе культурных ценностей, проповедуемых мировыми религиями, лежат общечеловеческие морально-этические понятия любви, надежды, справедливости и уважения к человеку. Здесь соединяются национальные и наднациональные начала восточной и западной цивилизаций.

Задача педагога заключается в том, чтобы при организации воспитательного процесса учитывать гуманистические стороны религии, определять ее позитивное содержание с позиций человеческого феномена, регулирующего культурно-этнические и конфессиональные отношения людей. Детей и молодежь следует убеждать в том, что общечеловеческим нравственным содержанием наполнены культурно-национальные и религиозные добродетели: вера, воздержание, простота, скромность, невинность, уважение к человеку. Религия апеллирует к общечеловеческим моральным нормам, облекает их в свои каноны. Целесообразно сообщать учащимся и о том, как простые общечеловеческие правила нравственности ("не убий", "не укради", "не прелюбодействуй", "почитай отца твоего и матерь твою" и т.д.) мировые религии возвели в ранг заповедей, данных людям свыше, и в такой религиозной форме внедрили в общественное сознание. Дети и молодежь должны знать, что мировые религии пропагандируют справедливость и доброту, осуждают нравственную распущенность, преступность, наркоманию, алкоголизм. Они выступают за мирное решение национальных, расовых и религиозных конфликтов, проповедуют равенство всех верующих перед Богом, формируют соборность, коллективистское сознание, в котором "мы" доминирует над "я".

В конституциях и законах различных стран определяются место религии в государственной системе, взаимоотношения верующих различных конфессий. Отделение церкви от государства осуществляется на основе приоритета свободы совести, что предусматривает запрещение по закону действий, возбуждающих вражду и ненависть в связи с религиозными верованиями или, наоборот, с отказом их исповедовать.

Отделение церкви от государства стало важнейшим принципом, получившим признание во многих странах мира. Это не означает отсутствия всякого контроля со стороны светской власти за деятельностью религиозных организаций. Государство призвано обеспечивать правовое регулирование их статуса и деятельности, что позволяет сотрудничать религиозной общине с остальным обществом в решении тех или иных вопросов.

Конституционная реализация этой политики (в США, Франции, России, государствах Восточной Европы) ставит в одинаковые правовые условия различные конфессии, соперничающие за влияние на государственный аппарат. В конституциях многих стран предусмотрен статус господствующей (государственной) религии: в Египте, Иране, Саудовской Аравии, Кувейте - ислам; в Испании, Италии, Франции, Боливии - католицизм; в Греции - восточноправославная Церковь; в Израиле - иудаизм; в Таиланде - буддизм. В конституциях большинства стран Западной Европы религия расценивается как одна из форм убеждений человека. К

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

примеру, статья 4 Основного закона ФРГ гласит: "Свобода вероисповедания, совести и свобода провозглашения религиозных и общественных взглядов нерушимы". Конституция США содержит лишь одно высказывание по поводу религии: "Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание".

По моему мнению, установлению мирных отношений между народами способствует экуменизм - движение за объединение религиозных конфессий. Его основные цели: объединить христианские конфессии, сблизить христианские экуменические организации с нехристианскими. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ), организационно оформивший экуменическое движение, куда вошла и Русская православная церковь (РПЦ). ВСЦ разрабатывает программы борьбы с несправедливостью, расизмом, голодом. Он пропагандирует мир и дружеские отношения между народами. В последние годы все большее развитие получают диалог, консультации, дискуссии христианских экуменистов и сторонников иудаизма, ислама, буддизма и других нехристианских религий. Инициативу в проведении таких диалогов проявляют Всемирное братство буддистов, Всемирный исламский конгресс, Академия исламских исследований в Каире и др.

Приверженцы экуменизма осуждают дискриминацию людей по расовым, национальным и религиозным признакам, чем способствуют установлению мира и дружеских отношений между народами, странами, снижают межконфессиональную напряженность в различных регионах.

В Российской Федерации отношения организованных религий с государством характеризуются как партнерские. Религиозные конфессии стремятся объединить социальные интересы верующих, ориентируют людей на мирные отношения между народами, укрепление общей для всех Отчизны, на этику общечеловеческой солидарности. РПЦ выступает за уважение человеческой личности независимо от национальной и вероисповедной принадлежности. Такое сотрудничество важно наладить в области религиозного образования, межрелигиозного диалога и мирного сотрудничества. Реализация соответствующей концепции РПЦ будет способствовать поддержанию межрелигиозного мира в России, недопущению перерастания межэтнического напряжения в межрелигиозные конфликты, установлению общественного согласия между россиянами.

Духовно здоровое общество стремится преодолеть фанатизм и нетерпимость. Совесть должна быть свободной, выбор убеждения должен быть личным делом каждого. Вместе с тем следует отдавать дань и тому, что религиозные сообщества традиционно служили источником духовности и морали. Однако в свое время и они поощряли войны и преследования во имя своих святынь. Многие из них претендуют и сегодня на исключительность в определении истинных путей развития человечества. Поскольку религиозные различия имеют тенденцию переплетаться с этническими, религиозный экстремизм чреват конфликтами в обществе.

Религия способствует абсолютизации национального своеобразия. Сама нация склонна считать свои религиозные ценности единственно правильными, в связи с чем инаковерие расценивается как предосудительное явление. А национальная идея, будучи освященной божественным авторитетом, возводится в абсолют. При этом формируется сознание собственной национальной исключительности, крайним проявлением чего может стать миф об "избранной нации" с мессианской ролью.

Хорошо известно, что конфликты возникают не только между различными религиями, но и разными течениями одной и той же религии, в чем лишний раз убеждают нас происходившие недавно в Югославии трагические события. Война сербов с хорватами за раздел территории вылилась в межэтническое и межконфессиональное вооруженное столкновение.

То, что два родственных народа с общей исторической судьбой, традициями, единым сербо-хорватским языком вступили в кровопролитный конфликт на религиозной почве (сербы - православные, хорваты - католики), не сообразуется со здравым смыслом.

Симптоматичен и резонанс, который вызвала сербско-хорватская война: сербов поддерживали русские, украинцы, белору-

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

сы, а хорватов - немцы, англичане, венгры, на сторону третьего участника конфликта - мусульман встали албанцы, иранцы, алжирцы, палестинцы, афганцы.

История межрелигиозных отношений показывает, что рост религиозного сознания выступает побудительной силой не только возрождения национального сознания и чувств (что само по себе является положительным явлением), но и оживления шовинизма и национализма, межрелигиозных конфликтов, ослабления многонационального государства.

Сложившиеся в современном мире межконфессиональные отношения (о которых шла речь выше) являются общими и для отношений верующих разных конфессий Российской Федерации. Вместе с этим Россия как многоконфессиональная, многонациональная страна имеет и отличительные особенности. Среди населения России имеются последователи христианства, ислама, буддизма, иудаизма, древних культов и др.

В настоящее время православие является основной конфессией у верующих русских, карелов, вепсов, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, марийцев, мордвы, чувашей, осетин, цыган, хакасов, якутов. У малых народов Севера и Дальнего Востока православие сочетается с традиционными родоплеменными верованиями. Православие исповедуют и большинство верующих из живущих на территории России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Его придерживается часть бурят, татар и кабардинцев.

РПЦ является одним из звеньев мирового православия (другие звенья: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, Чехо-Словацкая, Американская церкви). Указанные православные церкви считаются независимыми друг от друга - автокефальными.

Второе основное направление христианства - католицизм - представлено в России в несравненно меньшей степени, чем православие. В России его исповедуют практически все верующие поляки и литовцы, часть верующих немцев и латышей. Протестантизм представлен в нашей стране различными течениями и сектами: лютеранством, реформаторством, баптизмом, меннонитством, пятидесятничеством, адвентизмом и т.д. Весьма влиятельные позиции занимает в Российской Федерации баптизм. Крупные общины евангельских христиан-баптистов имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Смоленске, Ростове, Владикавказе, Грозном, Новосибирске, Красноярске, Абакане, Иркутске и во многих других городах и сельских населенных пунктах.

Вторая после христианства по численности последователей религия России - ислам. Подавляющее большинство мусульман России придерживается ортодоксального направления ислама - суннизма. Суннитами-ханафитами является подавляющее большинство верующих татар, кабардинцев, башкир, адыгейцев, черкесов, абазинов, балкарцев, карачаевцев, представителей дагестанских народов, часть осетин, придерживающиеся ислама удмурты, марийцы и чуваши. Верующие аварцы, чеченцы, ингуши, мусульмане-осетины придерживаются суннизма шафиитского толка.

Верующие евреи России в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм. Их наиболее крупные группы проживают в городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, Новосибирске.

В России имеется и значительное число последователей буддизма. Его исповедуют верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, верующие тувинцы, калмыки и часть верующих эвенков.

Такая сложная межконфессиональная и межэтническая ситуация диктует необходимость воспитания россиян в духе веротерпимости и дружбы народов. Это тем более важно, что сами религиозные конфессии предписывают верующим определенные нормы поведения и регламентируют различные стороны жизни человека и общества. Педагогическая задача состоит в том, чтобы использовать предписываемые религией нормы поведения людей при организации воспитания у детей и молодежи уважительного отношения к гражданам своей страны - верующим разных конфессий.

Российская Федерация, согласно ее Конституции, - светское государство. Ника-

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

кая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Каждому гражданину гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Одним из принципов государственной политики в области образования является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Преподавание вероучений, религиозное воспитание может осуществляться лишь в негосударственных учебных и воспитательных учреждениях, частным образом на дому и факультативно по желанию граждан.

Законодательно провозглашенное равноправие религиозных объединений не означает равнозначимости конфессий. РПЦ, к которой относится подавляющее большинство верующих России, занимает соответствующее ее статусу место в духовно-нравственной жизни общества.

В исторически сложившихся условиях развития России православная религия выступала как этноинтегрирующая сила формирования русского народа в рамках единого государства. Принятие христианства на Руси в 988 г. имело огромное значение для государственного строительства. Христианство пришло на Русь из Византии в своей восточной форме. После раскола в христианстве (1054 г.) эта форма стала называться православием. В домонгольский период православная Церковь нередко мирила князей во время их междоусобиц. По сути дела, она выступала как важнейший фактор формирования национального самосознания русского народа, российской государственности. Православие помогло и ряду других славянских народов устоять против колонизации, сохранить национальные культуры, языки, национальное самосознание.

Между приверженцами различных течений одной и той же религии происходили острые конфликты (католики и православные, католики и протестанты и т.д.). Противопоставление различных религий может приводить к религиозной розни. В условиях многонациональных и разноконфессиональных государств это чревато и глобализацией межнациональных конфликтов.

Об этом свидетельствует нынешнее положение православного мира. Он разделен на несколько церквей, которые носят название того или иного народа (Русская, Украинская, Румынская, Греческая, Сербская и т.д.). В многонациональных государствах существуют различные церкви и религиозные секты, принадлежащие тому или иному народу, этносу. Межнациональные конфликты могут возникать и между последователями одной конфессии.

РПЦ стремится сотрудничать с другими традиционными религиозными конфессиями в деле сплочения всех граждан, независимо от национальности и религиозной принадлежности, в рамках Российской Федерации. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в этой связи отмечает: "Мы дорожим традиционными связями с мусульманами, буддистами, иудеями, видя в этом одну из основ мира и согласия в нашем многострадальном обществе. Нет религии, которая выступала бы за войну и конфронтацию, но, к сожалению, есть люди, прикрывающиеся религиозными символами и лозунгами для достижения своекорыстных политических целей" (см.: Российская Федерация. 1996. N 8. С. 5).

В последнее десятилетие возрастает роль ислама в социально-политической жизни народов мусульманских стран. Ислам - это система социально- психологических и этнопсихологических стереотипов и ценностей, формирующая образ поведения и мышления людей. Ислам стал способом мировосприятия и своеобразной этикой. Все это ведет к возрождению и развитию национального сознания и самосознания населения районов распространения ислама. При этом на уровне обыденного сознания понятие "мусульманин" приобретает как религиозное, так и этническое содержание.

На население мусульманских республик России и бывшего Союза большое влияние оказывают страны Юго-Западной Азии, в большинстве которых ислам -

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

государственная религия. Различные стороны жизни народов этих стран испытали воздействие этой религии. Здесь находятся главные центры паломничества мусульман: Мекка и Медина - в Саудовской Аравии, Кербела - в Ираке, Дамаск - в Сирии, Мешхед - в Иране. Важное место в мусульманском мире занимают Турция и тюркоязычные народы, населяющие огромный регион от Балкан до западной части Китая. Турция укрепляет свои отношения с мусульманским и тюркоязычным населением Средней Азии, Кавказа и Поволжья.

Немаловажна роль ислама и в жизни национальных республик Северного Кавказа, где наиболее сложными остаются межнациональные отношения. Здесь ислам имеет глубокие исторические корни. Дагестан был одним из важных центров исламской мысли на всем Кавказе, поставщиком кадров священнослужителей. Сегодня Духовное управление мусульман Дагестана и широкая религиозная общественность активно выступают за согласие и терпимость между верующими всех конфессий, за единый многонациональный Дагестан в рамках Российской Федерации, за дружеские отношения между гражданами страны.

Сказанное убеждает в том, что органам государственной власти, учебным заведениям, учреждениям культуры, СМИ целесообразно сотрудничать с религиозными силами общественности, которые стремятся использовать свое вероучение в миротворческих целях, выступают за поворот религии к нуждам современного мира, за перестройку общества на принципах гуманизма и демократии, за укрепление многонациональной, многоконфессиональной России.

Вместе со всем этим следует учитывать, что возрождение в России ведущих религиозных систем (православной, католической, мусульманской, иудейской, буддийской) может протекать противоречиво. Встречи представителей отечественной и зарубежной богословской мысли, религиоведческой науки могут помочь найти общий язык в регулировании межконфессиональных отношений, решении проблем духовно-этического воспитания людей. При этом следует иметь в виду, что духовное единство огромных регионов мира обеспечивалось мировыми религиями. Следы этого прослеживаются до сего времени в структуре культурных миров (западноримско-католического, восточноримско-православного, арабско-тюркского - мира ислама).

Многие мыслители и общественные деятели высказываются в пользу создания некоего подобия организации объединенных религий, которая помогла бы ООН, государствам и международным организациям своим моральным авторитетом решать вопросы мира между народами и конфессиями.

Наряду с организованными религиями (христианство, мусульманство, иудаизм и т.д.), в России функционируют различные секты, которые противостоят официальной религии и серьезно осложняют морально-психологический климат в обществе. Они величают себя "великими учителями", "мессией", "живыми богами". Помимо обмана и обворовывания верующих, сектанты применяют средства, с помощью которых калечат психику и сознание людей. Под воздействием деятельности деструктивных религиозных организаций у определенной части россиян формируются индуцированные психозы. Их носители при исполнении мистических ритуалов, как правило, совершают убийства и другие уголовно наказуемые деяния.

Некоторые зарубежные секты в угрожающих масштабах распространяются в России. Особую тревогу вызывает возглавляемая американским миллионером корейского происхождения Сан Мен Муном секта "Церковь Объединения" (Кирилл Светицкий. Мунификация России // Литературная газета. 1997. 28.05. С. 7). Он призывает полностью переписать Библию, разрушать семейные устои и моральные нормы общества. Своих последователей Мун напутствует: "Идите и несите мое Учение". Мунитское Движение Объединения - это множество религиозных общественно-политических и культурных организаций и союзов, основанных Муном и предназначенных для распространения его идей. В настоящее время муниты через созданный ими Международный фонд образования активно влияют на ситуацию в российских школах. Последователи Му на разработали курс "Мой мир и Я", который

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

преподается в школах Санкт-Петербурга и некоторых других городов России. В этом курсе препарируются традиционные доктрины иудаизма, буддизма, христианства и ислама.

Известно, что верующих, принадлежащих к той или иной официальной религии, объединяет общее понимание нравственных ценностей и принципов. Деструктивные же религиозные организации разобщают и противопоставляют граждан государства по религиозным и национальным признакам, создают угрозу для нравственного здоровья людей. Общественность страны серьезно озабочена тем обстоятельством, что не ведется борьба с пропагандистской деятельностью экстрасенсов, современных колдунов, пробуждающих насилие, разрушающих души детей и подростков, формирующих низменные качества и безыдейность.

В реализации политики государства в области религиозных отношений большую роль играют такие институты воспитания, как семья, учреждения образования, СМИ, общественные организации. Существенное значение при этом имеет четкое определение содержания знаний в области религии и их отражение в учебных планах, программах и учебниках общеобразовательных учреждений.

В систему религиозного образования ныне включаются воскресные школы, религиозные негосударственные лицеи, богословские институты. В государственных школах утверждается цикл религиоведения (курсы "Великие книги человечества", "История религий"). РПЦ предлагает, с согласия родителей учащихся, ввести в школах факультативное преподавание Закона Божия. В условиях многоконфессиональной России эту проблему следует тщательно изучить, ибо и другие конфессии страны (ислам, иудаизм и т.д.) могут претендовать на вхождение в государственную школу с аналогичными дисциплинами.

На фоне исторически сложившихся общих основ жизни народов России, взаимотерпимости и сотрудничества конфессий, которые исповедуют россияне, возникла тенденция изолирования православия от других религий страны, рассмотрения "русского национального воспитания и образования" в отрыве от воспитания и обучения других народов общей для всех Федерации.

Как утверждает Т. Саидбаев (см.: Педагогика. 1996. N 3. С. 57 - 61), сейчас нередко можно услышать, что основой такой-то школы является ислам, другой - православие, третьей - буддизм и т.д. Когда провозглашается основой школы та или иная религия, волей-неволей иноконфессиональным детям уготована участь изгоев. Раздающиеся в последнее время призывы вроде "Россия должна быть православной", "Православие - основа развития российского общества" ставят неправославные народы России, являющиеся коренными ее жителями, в неравное положение. В этих условиях изучение в школе религии становится мощной этноразделяющей силой. Подавляющее количество школ в стране являются многонациональными по составу учащихся.

Граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Обеспечивается светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В связи с обсуждением проблемы православного образования в России уместно сослаться на опыт научного поиска выдающегося русского педагога прошлого К. Д. Ушинского. Он выделял три принципа воспитания молодого поколения: народность, православие, научность. Народность предполагала воспитание патриотизма, любви к Отечеству, к своему народу, культуре, национальным традициям. Православие традиционно освящало русскую национальную культуру. Принцип научности ученый рассматривал как средство развития ума и характера ребенка, формирования его национального самосознания. При этом К. Д. Ушинский считал непреложным условием вхождения русских в сообщество других народов России и мира сообразное формирование русского национального самосознания.

Опубликовано на Порталусе 23 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама