Рейтинг
Порталус

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дата публикации: 24 октября 2007
Автор(ы): В. Н. РУДЕНКО
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193229413


В. Н. РУДЕНКО, (c)

ПЕРЕХОД мирового сообщества от техногенной к антропогенной цивилизации, современные социокультурные реалии, доминирование гуманистической парадигмы в педагогической теории и практике определяют необходимость разработки инновационных подходов к проектированию современных образовательных систем.

В наступившем XXI в. узкопрофессиональная подготовка уже не отвечает требованиям времени, важным компонентом профессионального образования становится личная культура выпускника. Высшее образование перестает быть только профессиональным, оно становится элементом общей культуры человека.

Моделируя целостный образ выпускника вуза - "интеллигента", - ученые едины в том, что это - человек культуры - свободная, духовная личность,

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, способная к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде (Е. В. Бондаревская) [1].

Все это побуждает исследователей к проектированию оптимальной системы образования, которая должна максимально полно соответствовать складывающемуся новому типу культуры.

Содержание образования есть отражение культуры определенной эпохи. В то же время существующая система высшего образования во многом построена на культурных доминантах прошлого - рациональном взгляде на мир, интеллектуализме, утилитарности. Соответствующая проекция этих принципов на содержание образования отодвигает знание о целостном мире человека и опыт целостной деятельности на задний план по сравнению с научной монокультурой. Цивилизационная односторонность содержания образования отчетливо проявляется в его технократической перегрузке, в трансляции знаний в отчужденной, безличной форме, в насыщении содержания знаниями при отсутствии смыслов.

Поиски моделей образования, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации, составляют одну из актуальных задач современной педагогики. При этом на передний план выдвигается необходимость разработки теоретических основ целостного учебно-воспитательного процесса применительно к таким категориям, как содержание, методы и организация обучения. Решение указанных задач требует обращения к фундаментальным истокам образования, рассмотрения его как части культуры, культуросообразной системы, культуротворческого процесса.

Теоретическое осмысление закономерного характера взаимосвязи образования и культуры, их изоморфной тождественности [2, с. 31 - 34] позволяет выдвинуть гипотезу о перспективности и продуктивности использования культурологического подхода в качестве концептуальной основы модернизации содержания высшего образования.

Аналитический обзор исследований образования в контексте культуры показал, что в основе культурологических версий образования лежат соответствующие концепции: деятельностная (Э. С. Балер, В. Е. Давидович, М. С. Каган); ценностная (А. А. Зворыкин, Г. Г. Карпов); структуралистская (К. Леви-Строс, Ю. М. Лотман); диалогическая (М. М. Бахтин, В. С. Библер) и др. Известен ряд культурологических системных моделей, используемых для анализа и решения проблем образовательной ситуации: "генетический код" культуры (Л. С. Выготский); модель "культурного взаимодействия" (И. А. Ракитов); четырехэлементная схема "культурного бытия" (А. Г. Бермус); "функциональная культурно-образовательная" модель (А. Я. Флиер) и др.

При построении содержания образования культурологический подход расценивается как реализация гуманистической установки в понимании социальной функции человека, которая предполагает включение в контекст содержания образования структуры культуры в различных ее проявлениях, прежде всего духовной культуры (В. В. Краевский). Компонентами содержания образования признаются общая, базовая и профессиональная культуры (С. А. Смирнов). Интегральным результатом культурологической направленности содержания образования выступает становление человека, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетенциями (А. В. Хуторской).

Культурологический подход к концептуализации содержания образования подчеркивает позицию, в соответствии

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

с которой культура, выступая основным его источником, рассматривается как некая целостность, развивающаяся и функционирующая по особым законам. Аппарат культурологии обретает статус "метанауки, пытающейся осмыслить мир культуры как единое целое, проясняющее смысл человеческого бытия и историческое предназначение человека" [3, с. 16]. Понятие "культурология", применяемое к изучению педагогической действительности, включает два своих основных значения (знание о культуре и теория культуры). Это позволяет обозначить главные основания культурологического подхода, рассматривать культуру не только в качестве источника содержания образования, но и метода его исследования и проектирования.

Таким образом, основные обобщения относительно культурологического подхода сводятся к следующему: видение образования как феномена культуры; культуросообразность становится важнейшим условием развития образования и средством реализации идеи его гуманизации; цель высшего образования - интеллигент - человек культуры; обращенность образования к человеку через культуру; признание ее решающим фактором развития профессионально-личностных качеств; единство аксиологии и культурной антропологии для обеспечения комплексности научного подхода и т.д.

Проведенная педагогическая оценка культуры в ее широком и узком смысле понимания как целостного прообраза проектируемой педагогической реальности позволила уточнить специфику культуры с позиций содержания деятельности человека, характеристик его личности, того, что в одном случае порождает духовность, высшие человеческие ценности и личностные смыслы существования - культуру (в узком смысле), а в другом - акты технического воспроизведения, формы социальности и т.п., под которыми принято понимать проявления цивилизации.

Сведение культуры к цивилизации имеет далеко идущие негативные последствия не только для будущего человечества в целом (в чем мы сегодня имеем возможность убедиться), но и для педагогической науки и образования, в частности. Главная опасность состоит в том, что именно технократизм, выступающий в качестве мировоззрения и способа мышления, по словам Н. А. Бердяева, убивает душу.

Культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация - это лишь материальная оболочка культуры. В содержании образования культура находит свое отражение в смыслах, духовных ценностях, достижениях философии, произведениях искусства; цивилизация - в уровне технологического, хозяйственного, социально- политического развития общества.

Целесообразность принятия исследовательской позиции диалектики единства и различия понятий "культура" (выражение духовности и возвышенности) и "цивилизация" (форма рационального отношения к миру) нашла свое воплощение в обосновании и разработке цивилизационно-культурологической парадигмы, которая помогает определить векторы проектирования образовательных систем и модернизации содержания образования [4].

Данная парадигма помогает исследователю и педагогу занимать разнообразные позиции по отношению к явлениям культурно-исторического процесса, выступающим потенциальными источниками и факторами проектирования содержания образования; позволяет обоснованно идентифицировать цивилизационные и культурологические компоненты содержания образования, оценивать их педагогический потенциал, исключить абсолютизацию какого-либо

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

одного из них, т.е. более целенаправленно подходить к выбору оснований культурологической концептуализации образования.

Анализ современных тенденций и проблем развития высшего образования показал, что и отечественная, и зарубежная высшая школа уделяют особое внимание воспитательной стороне содержания образования. Высокие требования предъявляются не только к профессиональной выучке специалиста практически любого профиля, но и к его духовно- нравственному облику, отношению к коллегам, обществу и окружающей среде. В настоящее время высшее образование не видит альтернативы процессу гуманизации подготовки профессиональных кадров. С позиций культурологического подхода сегодня особая роль принадлежит философскому и методологическому осмыслению педагогической науки и практики, становится приоритетным целостный, интегративный, комплексный метод исследования и проектирования образовательных систем.

Концепция культурологических основ целостности содержания высшего образования базируется на изоморфной тождественности систем образования и культуры, отраженной в модели гуманитарной культурно-образовательной системы. Целостность содержания образования рассматривается в единстве следующих аспектов: культурологической сущности содержания образования, культурологического профессионально-личностного подхода к проектированию содержания высшего образования, дидактической принадлежности категории целостности содержания профессионального образования и системно-структурного способа ее рассмотрения.

В качестве концептуальной принята трехмерная модель "культурного пространства", в соответствии с которой содержание высшего образования раскрывается на основе многовекторного и многоуровневого представления культуры: в трех аспектах (артефактах, значениях и смыслах) для каждого из трех основных компонентов культуры (духовного, социального и технологического) и трех основных форм ее смыслового постижения (когнитивной, ценностной и регулятивной) в процессе профессионально- личностного развития студентов.

В соответствии с концепцией основным источником содержания признается опыт целостной культуры в единстве ее указанных компонентов, каждый из которых может быть представлен совокупностью универсальных значений и смыслов, наполняемых конкретным профессиональным учебно-предметным, воспитательно-коммуникативным и личностно-ценностным содержанием. Педагогический процесс организуется как культурный ценностно ориентированный акт (событие) на основе интеграции указанных компонентов культуры через личностные формы постижения универсальных значений и смыслов содержания.

Диалектика взаимосвязи образования и культуры в единстве причинно-следственного, структурно-системного, процессуально-функционального и содержательного аспектов определяет структуру, состав и содержание системных характеристик изоморфной тождественности образования и культуры. Установлено, что взаимосвязь образования и культуры проявляется и реализуется прежде всего через человека, который является системно связующим звеном культурно-образовательной системы. Исторические связи прослеживаются через социокультурную детерминированность типа личности и путей его достижения, которые воплощаются в определенных концепциях, принципах и технологиях воспитания и обучения. Причинно-следственная связь выражается в том, что более высокий уровень культуры требует и

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

более высокого уровня образования и образованности человека, что, в свою очередь, становится источником дальнейшего развития культуры. Содержательные связи вытекают из признания культуры в качестве общего источника образования. Материальные и духовные компоненты культуры определяют содержание воспитания и обучения, ценности и смыслы составляют ценностно-содержательное ядро образования и основных личностных структур сознания. Процессуальные связи объясняют возможность и обоснованность рассматривать и организовывать образование как культурный процесс, способствующий вхождению человека в целостный мир культуры, обеспечивающий единство его духовного, нравственного и профессионально-личностного становления и развития, однако он и не ограничивает этот процесс лишь функцией социализации.

Это дает основание рассматривать категории "образование", "человек" и "культура" в качестве подсистем единой гуманитарной культурно- образовательной системы, которая может служить методологической моделью разработки культурологических образовательных подходов, концепций, парадигм. Выделение подсистемы "человек" в качестве отдельного системного элемента является принципиальным и существенным моментом, подчеркивающим тот факт, что в общей целостной гуманитарной культурно-образовательной системе человек выступает субъектом по отношению и к культуре, и к образованию.

Состав и содержание ключевых принципов культурологической концепции содержания определены на основе систематизации главных характеристик целостности на трех уровнях рассмотрения этой категории (философском, общенаучном и частнонаучном) применительно к вышеприведенным подсистемам.

Педагогический принцип целостности, синтезирующий и определяющий концептуальные культурологические основы модернизации содержания образования, системно представлен в следующих положениях:

целостный методологический подход рассматривается педагогической теорией как "единство дидактической системы и процесса", что служит критерием методологической целостности ("критерием дидактической концептуальности"). Целостность определяет общую стратегию научного исследования содержания и одновременно составляет его педагогический норматив. Целостность подхода строится на основе единства эмпирического и теоретического базиса наук о культуре и культурологического метода исследования;

целостное отражение прогресса социокультурного развития обеспечивает единство развития цивилизации и культуры на приоритетах культуры (развитие культуры есть смысл развития цивилизации);

целостное представление культуры (изоморфный прообраз целостного содержания высшего образования) предстает как единство артефактов, значений и смыслов ее духовных, социальных и технологических компонентов; единство аксиологической основы культуры в виде уровневой системной организации ее ценностей (общечеловеческий, уровень культурных миров, национальных, этнических, региональных, субкультур, личности, отдельных видов деятельности); система когнитивных, ценностных и регулятивных смыслов культурно-образовательных форм; диалектика соотношения цивилизации и культуры;

целостное представление человека (культурно-антропологические представления сущности человека - "homo totus" - человек целостный) способствует обеспечению единства природного, социального и духовного (природного явления,

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

общественной формы жизни, душевной и духовной реальности), а также относительность и противоречивость целостности человека в его незавершенности, определяющей движущие силы развития;

целостная личность специалиста отражается в профессионально-личностной модели конкурентоспособного выпускника вуза, которая предполагает его успешную деятельность в технологической, социальной и духовной сферах, наполненную не только интеллектуальными, нравственно-эстетическими элементами, мотивационно-ценностным отношением, но и порождаемыми культурными смыслами, а также сбалансированное развитие всех сфер личности: сознания, чувств и воли;

целостная педагогическая система образует единство ее подсистем (целей, принципов, содержания, методов, средств), пронизанных единым культурологическим подходом;

целостный процесс образования предполагает единство воспитания и обучения, умственного, нравственного, физического и других видов воспитания, не сводимых к механическому соотношению части и целого;

целостность содержания отражает внутреннюю неразрывность представления элементов содержания образования в контексте культуры и культурологических форм и средств его реализации (в содержательном плане обеспечивается отражением в образовании всего культурного опыта, накопленного человечеством, в организационном - единством компонентов, отражающих предметные, педагогические и личностные уровни взаимоотношения субъектов образовательного процесса; в способах усвоения - путем раскрытия смыслового личностно значимого аспекта знаний); целостная личность может быть развита только в целостном педагогическом процессе;

целостность как качество педагогического процесса характеризует высший уровень его развития.

Представленные принципы концепции предписывают систему культурологических условий модернизации содержания в контексте культуры, в соответствии с которыми содержание высшего образования должно:

* формироваться с учетом исторических закономерностей и особенностей развития и цивилизации, и культуры, которые детерминируют не только определенный тип человека культуры (интеллигент), но и пути его достижения, воплощаясь в определенные педагогические проекты и технологии;

* отражать закономерные (причинно-следственные) связи, в соответствии с которыми не только уровень развития культуры и цивилизации определяет уровень развития образования, но и образование становится источником развития культуры и цивилизации, генератором новых культурных и цивилизационных форм, что, в свою очередь, требует от человека высокой степени образованности - и профессиональной, и личностной;

* представлять целостное единство духовных, социальных и технологических компонентов содержания воспитания и обучения в системе когнитивно-ценностно- регулятивных координат, с тем чтобы и значения (цивилизационная парадигма), и ценности, и смыслы (культурологическая парадигма) составляли обновленное ядро модернизированного содержания высшего образования;

* рассматривать процессуальную сторону образования как культурный акт (событие), через который осуществляется реализация важных социокультурных функций: способов вхождения человека в мир культуры; социализации человека; трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности для достижения творческой самореализации,

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде.

Культурологический подход в высшем образовании не сводится к радикальной перестройке существующих образовательных систем, структур и процессов, его суть состоит в их модернизации - придании им целевой (профессиональной и личностной), содержательной и процессуальной, организационной и технологической целостности. Определяя векторы проектирования образовательной системы, культурологическая парадигма не отменяет цивилизационной составляющей образования (усвоение научных знаний, развитие мышления, раскрытие сущности объектов техники и технологии, процесса социализации студентов), не изменяет государственных образовательных стандартов, структуру базовых учебных планов и программ, но предполагает "модернизацию" цивилизационного компонента содержания в основном за счет раскрытия его гуманитарной сущности. Это требует переструктурирования и систематизации учебного материала, изменения интерпретации, композиции, комментирования, иллюстрирования, дополнения его ценностно-смысловыми элементами, внесения новых культурных представлений, направленных на активизацию личностных структур сознания, и других преобразований содержания на известных уровнях его проектирования.

Культурологическая направленность содержания образования реализуется на основе единства процессуальной и содержательной сторон образовательного процесса; интеграции гуманитарных, естественнонаучных и специальных дисциплин в содержании профессионального образования; многообразия используемых культуротворческих педагогических технологий, методов и средств воспитания и обучения в процессе научного и эстетического познания мира путем совместной теоретической и практической деятельности субъектов образования на основе диалога.

Культурологическая направленность содержания образования предполагает соответствующую корректировку образовательных технологий. На нормативном уровне она проявляется в требованиях к содержательному компоненту, который должен быть "культуроемким"; к процессуальной стороне обучения и воспитания; к управлению педагогической деятельностью; к научно-образовательному и воспитательному пространству вуза, которое становится "культуросообразной средой"; к средствам диагностики и мониторинга качества образования, позволяющим объективно и дифференцированно оценивать уровень профессионального и личностного развития студентов; к методам изучения педагогической действительности и ее инновационному проектированию, интегрирующим естественнонаучный и гуманитарный исследовательский потенциал.

Литература

1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000.

2. Руденко В. Н. Образование в контексте культуры // Славянская педагогическая культура. Тирасполь, 2002. N 1.

3. Шендрик А. И. Теория культуры. М., 2002.

4. Руденко В. Н., Гукаленко О. В. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования // Педагогика. 2003. N б.

Опубликовано на Порталусе 24 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама