Рейтинг
Порталус

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОДУКТИВНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дата публикации: 25 октября 2007
Автор(ы): О. Ю. ЕЛЬКИНА
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193317194


О. Ю. ЕЛЬКИНА, (c)

Анализ истории развития отечественной школы показывает, что цели начального образования практически не менялись и сводились к следующему: на первой ступени школьного обучения ребенок должен приобрести умения и навыки счета, письма, чтения и ориентировки в окружающем мире. Данная цель успешно реализовывалась в рамках жестко установленной модели начального образования, когда преобладал авторитарный стиль учителя, акцентировалось внимание на формировании знаний, доминировал репродуктивный характер обучения.

Традиционная модель начального образования претерпела в последнее время значительные изменения, связанные с развитием новых представлений о возможностях обучения, воспитания и развития младших школьников. Пересмотр основных целей начального образования обусловлен научно-техническим прогрессом, требующим от школьников даже начальной ступени умений переносить знания в новую ситуацию, гибкости и оригинальности мышления, проявлять творческую инициативу, развивать способности, планировать учебную деятельность, контролировать и оценивать ход и результаты учения.

Имеются все основания полагать, что знаниевая парадигма, преобладавшая в содержании образования, исчерпала себя, ибо "поток" знаний столь усилился,

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

что их невозможно освоить, а цель образования не ограничивается накоплением знаний, оно дополняется культурологической концепцией освоения социального опыта, включаемого в содержание образования (В. В. Краевский). Согласно утверждению Е. А. Климова, "многие знания могут храниться (без ущерба для дела) не обязательно "в голове", а в разного рода информационных системах (книгах, компьютерных базах данных), позволяющих человеку быстро этими знаниями воспользоваться. Нужны те знания, которые обслуживают, ориентируют действия, умения человека" [1, с. 264].

Сегодня в начальном образовании обострились такие противоречия: между положительным отношением школьника к учебной деятельности и недостаточной осознанностью смысла учения; между становлением у него субъектной позиции в учебном процессе и отсутствием опыта постановки собственных учебных целей и их реализации; между готовностью осуществлять выбор своей деятельности и ограничением этого права в школьной действительности, и др.

Таким образом, прежняя модель начального образования, ориентированная на заучивание информации, сегодня не отвечает запросам практики, требующей владения способами получения, обработки и применения современной информации. Потребность в изменении целей и содержания образования в школе обусловлена тем, что объемный багаж знаний без сформированного продуктивного опыта становится тяжелой ношей.

Прежде всего уточним ключевые понятия, связанные с формированием продуктивного опыта школьников. Сначала о смысле понятия "опыт". Его содержательный анализ позволяет утверждать, что оно взаимосвязано с понятием "деятельность". Утверждая это, будем руководствоваться мыслью философа И. П. Чорного о трех ступенях развития опыта. На первой (интериоризации) субъект воспринимает опыт, превращая его постепенно в свое внутреннее достояние. На второй ступени (идентификации) он освоил действительность, однако не настолько, чтобы познавать ее автономно, при этом сам субъект выступает как живая схема деятельности. На заключительном этапе (экстериоризации) субъект в состоянии рефлексировать над опытом как схемой деятельности, а поэтому получает возможность передавать свой опыт другим [2, с. 38].

В психолого-педагогической литературе продуктивный опыт определяется неоднозначно. В трактовке И. Бема - это обучение на практике [3]. В. В. Краевский и И. Я. Лернер, характеризуя социальный опыт личности, выделяют как составной элемент опыт творческой деятельности, который представляет собой "самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; видение проблемы в стереотипной для субъекта, знакомой ему ситуации; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта; видение структуры объекта; видение альтернативы решения проблемы или способа ее решения; комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новый способ; построение оригинального способа решения проблемы при наличии других, известных индивиду способов" [4, с. 147].

По нашему мнению, понятие "продуктивный опыт" имплицитно включает опыт творческой деятельности, коррелируясь с понятием "продуктивная деятельность" не непосредственно, а косвенно - через понятие "форма творческого и практического освоения". Полагаем, что продуктивный опыт - это форма творческого и практического освоения действительности в процессе проявления субъектом активности, направленной на преобразование самого себя и окружающей среды.

Продуктивный опыт младшего школьника - это составная часть личностного опыта обучаемого, который включается в рефлексивную деятельность по созданию

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

субъективно нового общественно ценного продукта на основе применения знаний и умений в нестандартной ситуации. Исходя из этого определения, выделим признаки продуктивного опыта младшего школьника: востребованность в жизни; возможность его использования в рефлексивной деятельности, необходимой для становления образа "Я" младшего школьника. Здесь: продукт, созданный младшим школьником, обладает субъективной новизной и личностной значимостью, а продукт деятельности имеет общественно значимую ценность.

В определении структуры продуктивного опыта мы руководствуемся положением о том, что его формирование в младшем школьном возрасте можно рассматривать и как процесс, и как результат включения обучаемого в творческую и практическую деятельность по освоению окружающей действительности. Исходя из практико-ориентированной направленности продуктивного опыта и его сущности, в структуре продуктивного опыта выделим следующие компоненты:

* когнитивный - представления о важности целеполагания, планирования, контроля, анализа и оценки любой деятельности, понимание преобразующей роли продуктивной деятельности;

* мотивационно-потребностный - личностно-активное отношение к продуктивным занятиям, к самому себе как ее участнику, к учению, стремление к совместной творческой деятельности;

* способность к практической работе - наличие хорошей обучаемости, быстроты и легкости в овладении практическими умениями, активность и самостоятельность в овладении различными способами познавательной деятельности;

* рефлексивный - умение анализировать, обобщать, делать выводы, контролировать и оценивать ход и результаты деятельности;

* креативный - способность к продуктивной деятельности, умение находить разнообразные способы решения учебных задач.

Отдадим должное: действующие программы начального образования обладают неравными возможностями для формирования продуктивного опыта младших школьников. Увеличение объема знаний школьника (от I класса к IV) оказывает влияние на динамику роста показателей сформированности продуктивного опыта школьников. По нашим данным, коэффициент накопления этого опыта за первый год обучения в начальной школе составляет 1,51, а за последний - 1,23. Здесь уместно заметить, что подтверждается мысль Д. Дьюи: "Ошибочно полагать, что традиционный школьный класс не служит ученикам местом приобретения опыта. Надлежащая основа для критики состоит в том, что опыт, который ученики, а также учителя приобрели в традиционной системе, был в значительной степени неплодотворным" [5, с. 333].

Формирование продуктивного опыта успешно осуществляется в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова [6]. В частности, показатель сформированности рефлексивного компонента продуктивного опыта у школьников, обучающихся по развивающей технологии, оказывается в 2,1 раза выше, чем у тех, кто учился по традиционной системе обучения. Это обусловлено тем, что у педагогов начальной школы нет должных знаний о сущности продуктивного опыта, об особенностях форм и методов его формирования в младшем школьном возрасте.

Результаты опытно-экспериментальной работы в школах N 4 и N 36, в гуманитарном лицее N 47 г. Новокузнецка, полученные нами, говорят о том, что учителя начальных классов осознают особую значимость продуктивного опыта в младшем школьном возрасте, но затрудняются в методике его претворения в процессе обучения. С позиций нашего исследования важно положение о том,

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

что "продуктивное обучение ориентирует учащихся на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными результатами" [7, с. 27]. Мы учитываем, что продуктивная система образования в начальной школе в России разработана учеными факультета начальных классов Томского госпединститута в рамках программы "Сибирская школа развития" (рук. проекта А. А. Востриков), где данная модель рассматривается как аналог европейской свободной школы, альтернативой существующим технологиям развивающего обучения (по Л. В. Занкову, Д. Б. Эльконину, В. В. Давыдову).

Немецкие педагоги используют альтернативные методы, развивающие самостоятельность, творчество и мышление учащихся. В частности, широко применяются "метод проектов", "свободной работы" и "обучения по станциям". Специфика последнего заключается в том, что учебный материал делится на фрагменты-станции, когда учащиеся двигаются по маршруту, выполняя различные задания в индивидуальном темпе самостоятельно, в паре или в группе [8, S. 5 - 37]. В практике немецких школ успешно сочетаются "метод проектов" Д. Дьюи и "свободной работы" С. Френе. Соединение лучших черт каждого метода дает очевидные преимущества для формирования продуктивного опыта [8, S. 5 - 44]. Метод проектов в Германии применяется и в начальной школе. Он позволяет интегрировать знания разных образовательных областей. Например, проект "Рождение человека" осуществляет межпредметные связи естествознания, истории и человековедения [9, S. 16 - 24].

Думается, и в России следует более основательно подойти к проблеме разработки интегративных курсов и методики формирования продуктивного опыта младших школьников. С этой целью учитель должен научиться решать следующие дидактические задачи: овладевать способами практического применения знаний в новой нестандартной ситуации; формировать у учащихся навыки самостоятельной учебной деятельности с применением "квазиисследования"; ориентировать содержание начального образования на развитие ключевых компетенций; применять практико-ориентированные формы организации внеурочной деятельности (творческих занятий с применением разноуровневых заданий, работа проблемных групп и т.п.); по достоинству оценивать личностные творческие достижения младшего школьника.

Концептуальной основой построения модели формирования продуктивного опыта младших школьников являются личностно-деятельностный и компетентностный подходы, учение о целостном педагогическом процессе, принцип континуальности (лат. continuus - непрерывный) опыта (Д. Дьюи), который предполагает, что на каждой стадии обучения необходимо учитывать последующие этапы [5]. Модель процесса формирования продуктивного опыта включает четыре этапа, каждый из которых усиливает новообразования предыдущего. По мнению П. Я. Гальперина, "поэтапное формирование является методом развернутого и открытого для наблюдения формирования новых конкретных психических процессов и явлений" [10, с. 77].

На начальном этапе практико-ориентированные средства направляются на развитие когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов: организуются творческие ролевые игры, в которых у младших школьников развивается личностно-активное отношение к учению, осуществляется развитие представлений о преобразующем характере творческой деятельности. На втором этапе усиливается роль практических умений продуктивной деятельности. Учащиеся поставлены в ситуацию, когда затруднено применение имеющихся знаний и умений в "застывшем" виде, их надо трансформировать. Этому способствуют проектная дея-

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

тельность в обучении и коллективное творческое дело во внеклассной работе. На третьем этапе акцент переносится на развитие рефлексивного компонента продуктивного опыта. Участвуя в игровой деятельности, дети должны осознавать, что удалось и что не получилось при проведении коллективного творческого дела или создании проекта, каков вклад каждого в успешный исход общего дела.

На заключительном этапе оптимальным средством развития креативности становится самостоятельная продуктивная деятельность. Приобщению к ней способствуют мини-пробы, в процессе которых ученики получают знания о себе (раздел "Познай себя"), о мире труда и профессий ("Познай профессию") и соотносят знания о себе и профессии, выполняя творческие задания, ориентированные на разный уровень сформированности их продуктивного опыта.

Применяемые в опытно-экспериментальной работе пробы во всех сферах трудовой деятельности позволили разрешить одно из главных противоречий между положительным отношением ребенка к процессу усвоения знаний и умений и неосознанностью им смысла учения. В III-IV классах мы проводили мини-пробы на такие темы: "Воспитатель дошкольного учреждения", "Лекарственные растения", "Инженер-конструктор", "Детская библиотека", "Кукольный театр". Учащимся был задан вопрос: "Зачем ты учишься?". 94% школьников обстоятельно объяснили мотивы учения: "чтобы много знать и многое уметь делать", "быть хорошим работником", "выбрать любимую профессию".

Результаты работы по опытно-экспериментальной программе говорят о положительных изменениях, происходящих в процессе обучения. Выявлено нарастание темпов сформированности всех компонентов продуктивного опыта. Коэффициент роста показателей по годам обучения составляет: 1,56 - в I классе; 1,61 - во II; 1,64 - в III; 1,67 - в IV. При этом показатели качества знаний также возрастают.

Формирование продуктивного опыта младших школьников будет успешным при условии, если педагоги готовы к работе как в условиях традиционных, так и инновационных технологий, если будут созданы учебные пособия и учебники по всем школьным дисциплинам, а также разработаны междисциплинарные курсы, ориентированные на развитие творческого потенциала учащихся. Проведенный нами опрос учителей - стажеров г. Новокузнецка выявил их недостаточную подготовленность к практической деятельности в условиях модернизации образования. Руководители школ, где работают выпускники педвуза, также отмечают, что только 8% стажеров не испытывают затруднений в использовании инновационных технологий.

На основе проведенного исследования нами разработан спецкурс "Актуальные проблемы начального образования", позволяющий студентам факультета педагогики и методики начального образования Кузбасской государственной педагогической академии изучать методологию, теорию и методику формирования продуктивного опыта младших школьников. Спецкурс рассчитан на 32 ч и проводится на IV курсе.

Создавая данный курс, мы руководствовались следующими принципами: интегративности - комплексное изучение проблемы, использование знаний психолого-педагогических дисциплин ("Педагогики", "Истории образования и педагогической мысли", "Психологии", "Методологии и методов психолого-педагогических исследований", "Психолого-педагогического практикума") и дисциплин общекультурной подготовки, в частности философии; практико-ориентированной направленности - использование активных и практических средств и методов обучения (проектной деятельности, методической мастерской, занятий учащихся в творче-

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

ских группах, микропреподаваний); исследовательского характера учебной деятельности - освоение методологических, теоретических и технологических основ формирования продуктивного опыта, применение критериев и методов квалиметрического измерения данного опыта, определение исходного уровня развития каждого компонента продуктивного опыта, создание программы его формирования.

Педагогическое сопровождение спецкурса обеспечивается преподавателем с учетом траектории развития каждой микрогруппы студентов в соответствии с их уровнем педагогического мышления, направленного на формирование продуктивного опыта учащихся. Каждая микрогруппа формулирует педагогическую цель своей деятельности в виде конечного результата и наполняет содержательную сторону модели в соответствии с поставленными задачами.

Преподавание курса ведется по технологии продуктивного обучения. Особая роль принадлежит коллективным формам работы и применению методики групповой работы. При обучении студентов реализуется программа, ориентированная на темы интеракции. Каждая коллективная интеракция предполагает баланс факторов: Я (каждый участник - личность), Мы (группа), Тема (учебный материал, конкретное задание). Применение данной технологии позволяет повысить уровень продуктивной деятельности будущих учителей начальных классов, так как в ходе коллективного взаимодействия эффективно проходит обмен опытом, в том числе продуктивного характера, между участниками микрогруппы.

Анализ содержания дисциплин психолого-педагогической и предметной подготовки специалиста для начальной школы выявил их значительные потенциальные возможности для освоения технологии продуктивного опыта младших школьников. Однако на практике данные возможности нивелируются в процессе преподавания курсов, отодвигаются на второстепенные позиции.

Чтобы формировать продуктивный опыт младших школьников, учитель должен применять гибкие мобильные формы обучения, способствующие выявлению личных творческих возможностей и интересов учащихся. Единство теоретической и практической подготовки учителя к формированию продуктивного опыта учащихся обеспечивается учебной, внеурочной и научно-исследовательской работой студентов. Пусть девизом их будущей педагогической работы станет призыв Н. И. Рериха: "Устремите ум на радость творчества!".

ЛИТЕРАТУРА

1. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие. М., 2003.

2. Чорный И. П. Социальный опыт как результат и предпосылка развития сущностных сил человека: Дис. ... канд. философ, наук. Черновцы, 1989.

3. Бем И. Условия включения продуктивного обучения в систему средних школ Берлина // Школьные технологии. 2002. N 2.

4. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.

5. Дьюи Д. Демократия и образование. М., 2000.

6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

7. Anders Iernen: Projektunterricht-Freie Vorhaben-Lernen an Stationen // Paedagogik. 1998. Jg. 50, N 7/8.

8. Freie Arbeit und Projektunterricht // Paedagogik. 1993. Jg. 45, N 10.

9. Faecheruebergreifendes Lernen // Paedagogische Welt. 1996. Jg. 50, N 1.

10. Гальперин П. Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Теории учения. Ч. 1. М., 1996.

стр. 28

Опубликовано на Порталусе 25 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама