Рейтинг
Порталус

БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дата публикации: 25 октября 2007
Автор(ы): К. О. ОМАРОВ
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193319890


К. О. ОМАРОВ, (c)

Объективно существующие, исторически сложившиеся общественные явления поликультурного общения и обучения в определенной мере целенаправленно развиваются в практической деятельности библиотек и учебных заведений. Они во все времена в тесном взаимодействии решали общие проблемы родственными, но специфическими методами образовательного воздействия на личность. Вероятно, поэтому исследования проблем поликультурного образования и общения идут параллельно в педагогическом и библиотековедческом направлениях. Сравнительно больше успехов достигнуто в педагогике.

В "Словаре терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли" (под ред. В. М. Макаева. Пятигорск, 1998) понятие "поликультурное образование" раскрыто как "приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде" (с. 46). Это означает, что процесс формирования личности может быть плодотворным лишь с использованием культурно-исторического опыта общения народов мира. Его освоение выступает критерием уровня поликультурного образования конкретной личности и населения определенной страны. Очевидно, что многонациональное государство должно быть заинтересовано в создании благоприятных условий для поликультурного образования своих граждан. В то же время следует подчеркнуть, что понятие "поликультурное образование" является более широким, нежели понятие "полиэтническое образование", ибо люди отличаются друг от друга не только по своей принадлежности к тому или иному этносу, но и по целому ряду других характеристик - половых, возрастных, конфессиональных и т.д.

В Республике Дагестан поиском путей к миру и согласию между народами заняты представители науки, культуры, образования. Общими усилиями исследователей гуманитарного профиля развивается такое перспективное направление современной педагогики, как поликультурное образование. На передний план выдвинут диалог религий и национальных культур. Деятельность педагогов Дагестана и Северо-Кавказского региона России в целом направлена на то, чтобы обеспечить подрастающему поколению смыслосозидающее образование. Здравый смысл жизнедеятельности открывается на пути организации диалога национальных культур. Об этом свидетельствует мировая история образования. Значительный опыт в этом направлении накоплен и в Республике Дагестан. Мир необходимо отстаивать с одинаковым энтузиазмом и энергией, как на международном, так и на национальном уровнях. В этом убеждает более чем двухтысячелетняя история союза народов Дагестана. Именно такая форма государственности позволяет выдержать полиэтничному населению республики все испытания, защитить духовно-нравственные установки на созидающую дружбу со всеми народами России. Здесь исто-

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

ки поликультурного обучения и воспитания подрастающего поколения.

Поликультурное образование в Дагестане - явление не новое, но оно не в полной мере осмыслено с позиций современной ситуации, сложившейся в стране. Придать системный, целенаправленный характер поликультурной сущности любого уровня образования стремятся подвижники науки, культуры и образования. В последние годы прошли научно-практические конференции международного, регионального, республиканского уровня. Среди них: Международный конгресс "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" в 2002, 2004 гг., (г. Пятигорск); Международная конференция "Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы" в 2000 г. (г. Махачкала, г. Пятигорск); региональная конференция "Культура межнационального общения: проблемы формирования и развития" в 2001 г. (г. Махачкала); Всероссийская конференция "Интеграция культур в смыслосозидающем образовании" в 2002 г. (г. Махачкала). Во всех этих конференциях активно участвовали дагестанские специалисты библиотечного дела.

Шестой год работает исследовательский коллектив, организованный кафедрой библиотековедения и библиографии Дагестанского университета, по проектам, выдержавшим конкурс грантов Российского гуманитарного научного фонда. Три года коллектив работал над проектом "Развитие гуманитарных функций библиотек многонационального региона" на примере Северного Кавказа. Третий год ведется работа над проектом "Библиотека как образовательное учреждение, формирующее культуру межнационального общения в условиях Северного Кавказа". В опытно-исследовательской работе принимают участие представители различных типов библиотек.

В г. Махачкале одним из центров культуры межнационального общения стала общедоступная библиотека-филиал N 10. Формирование и развитие этого центра сопровождалось укреплением связи библиотеки с общеобразовательными школами микрорайона обслуживания - Редукторного поселка. Эта связь привела к качественно новому направлению работы - содействию поликультурному наполнению содержания общего образования.

В содержание общего образования была введена учебная дисциплина "Культура и традиции народов Дагестана". Наряду с другими культурологическими дисциплинами это придало целенаправленный характер поликультурному направлению познавательных интересов дагестанских школьников. Анкетный опрос старшеклассников показал основные причины обращения их в библиотеку за культурологической, краеведческой, регионоведческой и страноведческой литературой (в порядке активности): 1) для подготовки к уроку; 2) для удовлетворения личностного познавательного интереса; 3) для подготовки доклада; 4) по совету учителя.

В соответствии с потребностями поликультурного содержания учебно-воспитательного процесса в школе выделяются приоритетные направления справочно-библиографической работы: мировая художественная культура, русская культура, культура народов Кавказа, Северного Кавказа, Дагестана; история, география, искусство, экология, религия, этика, эстетика, этнология. Далеко не все учебные дисциплины и не в полной мере обеспечены необходимой учебно-методической литературой, и нет ничего странного в том, что дидактической базой учителей по культурологическим и другим гуманитарным дисциплинам наряду со школьной становится и общедоступная библиотека.

Оказалось, однако, что у специалистов библиотечного дела даже высшей квалификации не хватает определенных знаний, умений и навыков. Изучение об-

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

щего курса педагогики не дает достаточной подготовки к дидактике внеклассного чтения. Первое же приближение к исследованию сложившейся ситуации показало, что объективно существует значительный запас знаний в области специфической дидактики, характерной для библиотечного обслуживания. Опытно-экспериментальная работа по информационно-библиографическому обслуживанию культурологических дисциплин общеобразовательной школы и библиотечному краеведению в помощь изучению в школе "Культуры и традиций народов Дагестана" подвела нас к мысли о целесообразности введения в учебный план по специальности "библиотековедение и библиография" спецкурса "Библиотечная дидактика". Прослеживая взаимосвязи общих и библиотечных дидактических методов, будущие библиотекари-педагоги обнаруживают множество нитей органической взаимосвязи общеобразовательной деятельности школы и библиотек, учителя и библиотекаря.

Практически подтвердилась взаимосвязь дидактических систем и методов высшей и общеобразовательной школ, с одной стороны, и библиотеки, с другой. В качестве практических занятий проведен ряд встреч с деятелями науки, культуры и образования не только в филиале N 10, но и в центральной библиотеке г. Махачкалы. Одни встречи проходили по методике подготовки читательской конференции, другие - устного журнала, презентации книги и т.д.

Общность цели - поликультурность содержания образовательной деятельности школы и библиотеки - побуждает их к дидактическому взаимообогащению методов развития познавательных интересов учащихся. Дидактика библиотечного краеведения в условиях полиэтнического региона стимулирует и обогащает поликультурную направленность обучения и воспитания в школе. Используя педагогический опыт учителей школ микрорайона обслуживания, работники общедоступной библиотеки расширяют круг своих дидактических методов и средств краеведения. Таким образом усиливается культурно-просветительное влияние на обслуживаемое население.

Многогранна в средствах, формах и методах дидактика подготовки и проведения конкурсов чтецов произведений дагестанских писателей на национальных языках и межнациональном русском языке. В школе подготовку ведут учителя родных языков и литературы на уроках внеклассного чтения, а в библиотеке подбирается дидактический материал и апробируются устные и наглядные методы игровых форм представления: конкурсы чтецов многоязычной поэзии, прозы и драматургии народов Дагестана; парады литературных героев, литературно-художественные композиции, эстафеты чтецов на родных языках в сочетании с элементами оригинальных традиций гостеприимства дагестанских народов, "переклички" народных поэтов из различных концов Страны гор (Дагестана) и т.д.

В познавательную, эстетически насыщенную игру со множеством правил, но беспредельной творческой свободой включаются учителя, библиотекари, учащиеся-читатели, порой и родители, а также деятели науки, культуры, литературы. В процессе подготовки и проведения игр-путешествий, ролевых игр их участники сталкиваются со множеством этических форм, принципов межличностного общения представителей различных национальных культур и традиций. Красочно отображенные в произведениях фольклора и творчестве поэтов и писателей народов Дагестана лучшие образцы культуры межнационального общения, примеры интеграции культур оживают в представлениях чтецов, участников игр-путешествий не только по Дагестану, но и по Северному Кавказу, по России - родине Пушкина, Лермонтова, Есенина.

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

Не ограниченные рамками классного урока, учащиеся школ в условиях общедоступной библиотеки проявляют несравненно большую творческую инициативу. Ролевые игры, конкурсы чтецов, знатоков истории, культуры, литературы, традиций народов родного края, викторины обретают широкий простор во времени и пространстве, в содержании и формах, если в общедоступной библиотеке работают творчески настроенные, педагогически подготовленные специалисты.

По принципу "все новое - это хорошо забытое старое" предпринята попытка возродить библиотечный образовательный метод устного журнала. Этот метод был самым популярным в культурно-просветительской работе библиотек и школ в 1970 - 80-е гг. Попытка возродить его удалась. Устному журналу дали название "Мой Дагестан". Учащиеся открыли для себя родовые корни единства народов Дагестана, богатства средневековых библиотек Джума-мечетей, где совмещались литература по исламу, Корану со светской научно-популярной литературой, узнали о возможностях современных библиотек дать школьнику-читателю ответы на любые вопросы, хотя и по принципу "всякому желанию есть терпение". Узнали о новых типах библиотек: виртуальной, медиативной. Своими познавательными открытиями о молодых художниках, поэтах Дагестана поделились со школьниками студенты III курса библиотечного отделения факультета культуры Даггосуниверситета.

Еще больший простор творческому поиску знаний открывают праздники. Интересен был не только сам праздник дагестанской поэзии под названием "Родной земли многоголосье", но и сам процесс подготовки к нему. Учителя родных языков и библиотекари общими усилиями мобилизовали познавательно-поисковый интерес школьников. Многообразие дидактического материала, подобранного библиотекарями, и педагогический опыт учителей школы создали благоприятные условия для самообразовательного поиска школьниками знаний о родном крае. На празднике прозвучали национальные песни, стихи на родных языках. Красочно, ярко оформленная книжная выставка под названием "Сто слов о Дагестане" привлекла всеобщее внимание. Ее организаторы рассказывали, как собирали для нее книги из личных библиотек в дополнение к тем, что были в школьной и городской. Из собранных книг получились подразделы выставки: "Кумыкские писатели - детям", "Даргинские стихи - детям" и др.

Детям нравится разнообразие форм и методов, правил и условий игровой деятельности познавательного характера. В этом отношении особенно примечательна "Неделя детской и юношеской книги и музыки", в течение которой встречи с писателями, поэтами, композиторами, художниками-иллюстраторами книг, конкурсы детских рисунков, стихов, сочинений и т.д. расширяли знания, полученные на школьных уроках, развивали навыки публичных выступлений, способствовали формированию культуры общения и социальной активности.

Основные направления развития образовательной деятельности библиотек обсуждались на совещании руководителей детских библиотек России по теме "Образовательная функция детских библиотек" еще в 1998 г. К числу основных проблем были отнесены научно-исследовательский анализ состояния и разработка практических рекомендаций для совершенствования образовательной деятельности библиотек. Но с точки зрения системного подхода к исследованию факторов и средств образования как единого педагогического процесса проблемы, волнующие организаторов внеклассного чтения детей, должны привлечь внимание не только библиотековедов. В аспекте поликультурного образования необходима интеграция исследований проблем

стр. 36


--------------------------------------------------------------------------------

преподавания в учебных заведениях культурологических дисциплин. На пути к научно-исследовательскому анализу состояния дидактического взаимодействия библиотекаря и учителя по решению проблем поликультурного образования делаются лишь первые шаги. Еще слаба взаимосвязь журналов "Библиотека", "Библиотековедение" с педагогическими журналами. Весьма полезны были бы соответствующие публикации в журнале "Педагогика". Отсутствие теоретических и практических разработок в этой сфере становится серьезным барьером на пути развития единой системы поликультурного образования.

стр. 37

Опубликовано на Порталусе 25 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама