Рейтинг
Порталус

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дата публикации: 06 ноября 2007
Автор(ы): Антия МЕДИКО
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194352990


Антия МЕДИКО, (c)

Ни у кого не вызывает сомнений, что существующие в современном общественном сознании взгляды на характер отношений общества и природы не только не соответствуют потребности в сохранении среды обитания человечества, но и являются одной из причин экологического кризиса.

Формирование экологического мышления - одно из ведущих направлений в преодолении экологических проблем. Этот тип мышления основан на восприятии человеком себя как части природы, "благоговении перед жизнью", активной деятельности по сохранению разнообразия живого, признании самодостаточности природы.

Объективная реальность сама по себе автоматически не формирует экологическое мышление личности, необходимо активное освоение содержания экологической культуры каждым человеком. В этом процессе главная роль принадлежит школе. Формирование способа мышления, необходимого для дальнейшей жизни личности в гармонии с природой, зависит не только от содержания образования, но и от технологии его реализации, дидактических средств и механизмов. За последние 20 - 25 лет были сформулированы методологические основы экологического образования, обоснованы новые подходы к составлению учебных программ и пособий, определены показатели экологической воспитанности.

В настоящее время, на наш взгляд, назрела необходимость поиска эффективных способов педагогического воздействия в процессе представления экологических знаний.

За последние годы мы, живя в Грузии, являемся свидетелями многообразия, сложности и масштабности катастроф, чрезвычайных явлений: невиданных наводнений, засухи, радиационных облучений людей, роста различных заболеваний и др. В таких условиях вопрос экологического образования приобретает особенную актуальность. В Грузии экология как учебная дисциплина в общеобразовательной школе не выделена. Однако ни у кого не возникает сомнений в том, что очень важно воспитывать у подрастающего поколения экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей природы, что начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, для того чтобы приобретенные знания в дальнейшем превратились в прочные убеждения. В связи с этим экологическое образование должно носить непрерывный характер. Основы, заложенные в школе, получают развитие в вузе. Преемственность между различными ступенями экологического образования достигается благодаря использованию общей психолого-педагогической технологии, восходящей к интерактивным методам обучения, предполагающим сотрудничество педагога и обучающегося.

В процессе экспериментальной работы нами были выделены некоторые особенности активных методов школьного экологического образования: занятие не планируется детально, достаточно лишь наличия ориентиров определенной программы; содержание экологической темы занятия связывается с личным опытом ученика; мотивация ребенка является более внутренней, чем внешней; он получает знания путем проб и открытий; обучение основано на личностной активности - практической, трудовой, физической, экспрессивной, на экспериментах, проведении практических работ, наблюдениях за природой; между учениками и учителем устанавливаются отношения доверия.

Как показала практика, активные методы экологического образования очень эффективны при работе в группах не более 16 человек, в возрасте от 8 до 12 лет. Обучение начинается с занятий, способствующих сближению детей, и постепенно усложняется. Инструкция к каждому занятию описывает его цели, психические функции, на развитие которых оно направлено. Продолжительность - 1 ч. 30 мин. Занятие построено таким образом, чтобы дети не уставали: за каждым интеллектуальным упражнением следует активная, увлекательная игра. По окончании работы ученики анализируют свое поведение, мысли, эмоции, учатся слушать других, уважать чужое мнение, высказывать свою точку зрения. В конце занятия каждому дается возможность его оценить.

Особенностью экологического воспитания является ступенчатый характер,

стр. 118


--------------------------------------------------------------------------------

включающий: формирование экологических представлений; развитие экологического сознания и чувств; формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; выработку навыков и умений поведения в природе; переход от потребительского отношения к ней к биосферному и т. д. Работа по развитию экологического мышления личности продолжается в высшей школе. Здесь главной задачей является формирование новой этики отношений, при которой студент - не столько потребитель экологических знаний, сколько проводник экологической культуры.

Предлагаемая нами учебная программа курса "Экологическое воспитание и образование" включает в себя систему экологических знаний, соответствующую учебную деятельность по их формированию и использованию. Разрабатывая цели обучения, мы учитывали виды деятельности, необходимые студентам в практике экологического самоопределения и связанные с решением соответствующих экологических задач: системный анализ экологической ситуации, выявление сущности экологической проблемы, выбор возможностей ее решения, планирование умственных и практических действий, их рефлексия с позиции экологического императива. Нами конкретизированы уровни сформированности экологического мышления:

первый уровень - познавательный - решаются задачи овладения знаниями в области экологии;

второй уровень - формирующий - формируются целесообразные умения, адекватная мотивация освоения действия и его осуществления;

третий уровень - практико-ориентированный - характеризует системный тип ориентировки экологического мышления, отвечающий нормативам современной образовательной парадигмы.

В соответствии с вышеназванными уровнями можно выделить критерии сформированности экологического мышления: студенты владеют системой экологических знаний, способами их освоения; основой личностных убеждений при экологическом самоопределении является система экологических знаний; студенты овладевают способом переноса познавательных процессов на деятельность в жизненных ситуациях при решении экологических вопросов; усвоенные экологические нормы становятся личностными нормами поведения во взаимоотношениях с природой.

Реализация цели экологического образования включает три технологических этапа.

На первом преподаватель, опираясь на имеющиеся у студентов знания, ставит учебную экологическую проблему и вводит в нее обучающихся. Этим достигается начальная познавательная активность студентов и первичная актуализация их внутренних целей.

На втором этапе акцент делается на поддержании требуемого уровня активности обучаемых. Им предоставляется возможность для самостоятельной деятельности. Объединенные в творческие группы (по 5 - 7 человек), студенты вторично, но на этот раз самостоятельно, в процессе общения, актуализируют свою внутреннюю цель, осмысливают поставленную задачу, определяют предмет поиска, вырабатывают свои позиции, приходят к решению экологической проблемы. Творческая группа создается по функциональному принципу; в ней должны быть "лидер", "генератор идей", "функционер", "оппонент", "исследователь". Смена лидера происходит через каждые два-три практических занятия, что стимулирует развитие организаторских способностей у студентов. Творческие группы могут быть постоянными и временными, носят "подвижный" характер.

На третьем этапе проводится общее обсуждение, в процессе которого каждая группа активно отстаивает свой путь ре-

стр. 119


--------------------------------------------------------------------------------

шения экологической проблемы, свою позицию, возникает дискуссия. Обнаружив, что процесс познания приостанавливается из-за недостатка у обучаемых знаний, преподаватель предоставляет необходимую информацию в форме лекции, беседы.

Систематическое использование в учебном процессе экологических ситуационных задач, практических занятий по мониторингу загрязнения атмосферы, водоемов, почвы и др., экологических экскурсий, экологических практикумов, учебных экологических троп служит основой развития сознания, коммуникативных способностей и эмоциональной сферы студента, повышает эффективность обучения.

Особое место отводится идее сотрудничества как одной из определяющих основ современного образования.

Принцип коллективной деятельности реализуется в трех планах: установкой студентов на коллективное творчество, активным участием каждого в решении поставленной задачи и выбором личностно значимого предмета, способов его выражения, что обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.

Возможности коллективной деятельности значительно возрастают в процессе организации дискуссии. Она выполняет ряд важных функций. Во-первых, образовательную. В процессе дискуссии студент проявляет интерес к науке и научным исследованиям, учится связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью. Во-вторых, в процессе обсуждения проблем все его участники глубже знакомятся с проблематикой экологии, высказывают разные точки зрения по одному и тому же вопросу, обнаруживают пробелы в своих знаниях, что стимулирует их познавательные потребности. В этом проявляется мотивационная функция дискуссии.

Одной из главных функций дискуссии является развивающая. В процессе обмена мнениями закладываются основы критического и творческого мышления, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения, убеждать других в правоте своей идеи. В ходе обсуждения, полемики большое значение приобретают оценочные функции, так как формируются оценки, смысловые отношения, ценностные ориентации.

Во время дискуссии вскрываются трудности рассматриваемой экологической проблемы, происходит рассмотрение таких сторон обсуждаемого экологического вопроса, которые раньше казались ясными. При этом задача преподавателя заключается в том, чтобы не просто указать на ошибки, а дать студенту возможность самому разобраться в причинах их возникновения.

Зародившийся на семинаре спор продолжается и позже. Студенту трудно бывает отказаться от своей точки зрения. Он продолжает обсуждение затронутых экологических тем, при этом развивается самостоятельность мышления, формируется уверенность в себе. Дискуссия является толчком к расширению и углублению экологических знаний, одной из форм личностного их усвоения.

Попытка найти связующее звено между педагогической технологией и формированием экологического мышления дает основание для вывода, что обучение является внутренним, необходимым моментом в развитии экологических убеждений. Системное изучение экологии формирует целостное видение мира, осознание его как Универсума, имеющего структурную организацию, воспитывает ответственность за все живое, способствует построению новой картины мира, ориентированной на понимание ценности биологического разнообразия, осознание важности жизни, приобщение к практической экологической деятельности.

г. Сухуми

стр. 120

Опубликовано на Порталусе 06 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама