Рейтинг
Порталус

Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства

Дата публикации: 08 ноября 2007
Автор(ы): М. А. Добрынин
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194531158


М. А. Добрынин, (c)

Наиболее значительным событием последних лет в жизни высшей школы европейских стран является Болонская декларация, направленная, прежде всего, на повышение качества подготовки специалистов и достижение единства в системах образования с учетом требований современного общества. В июне 1999 г. министры образования 29 государств Европы решили совместно выступить с инициативой, касающейся объединения усилий, направленных на строительство слаженного, прозрачного и конкурентоспособного образовательного пространства высшей школы. Текст декларации был предварительно подготовлен правительствами Великобритании, Германии, Италии, Франции. Не случайно выбрано место подписания де-кларации: именно здесь, в Болонье, еще в 1088 г. была открыта юридическая школа, которая в 1158 г. получила статус первого в Европе университета. Здесь же, в Болонье, в 1130 г. на основе публичной защиты диссертации была присуждена первая степень доктора наук.

Болонская декларация была подписана на основе глубокого сравнительного анализа европейской высшей школы, в котором отмечалось значительное разнообразие типов учебных заведений, различия в продолжительности обучения в них, в научных степенях и званиях преподавателей, объеме знаний и умений студентов, в плате за обучение и др.

В целом ряде последующих документов, касающихся реализации Болонского процесса, направленного на создание до 2010 г. европейского образовательного пространства высшей школы, вносились коррективы и дополнения, способствующие осуществлению поставленной цели. В частности, уже в третьем рапорте (Trends 2003) подчеркивалось, что от фазы намерений следует переходить непосредственно к практическим шагам. Значительно увеличилось число стран, подписавших Болонскую декларацию.

По состоянию на 2005 г. в сферу Болонского процесса входило 45 государств, включая 12 бывших соцстран. Ниже приводим перечень стран, уже подписавших Болонскую декларацию:

Австралия
Дания
Польша

Азербайджан
Исландия
Россия

Албания
Испания
Румыния

Андорра
Ирландия
Сербия и Черногория

Армения
Италия
Словакия

Бельгия
Кипр
Словения

Болгария
Латвия
Турция

Босния и Герцеговина
Литва
Украина

Ватикан
Лихтенштейн
Финляндия

Великобритания
Люксембург
Франция

Венгрия
Македония
Хорватия

Германия
Мальта
Чехия

Голландия
Молдавия
Швейцария

Греция
Норвегия
Швеция

Грузия
Португалия
Эстония




-----

Примечание: подчеркнуты страны, входившие в бывший социалистический лагерь, выделены полужирным - входившие в состав СССР.

Болонский процесс в настоящее время не только охватил ряд государств Европы, но также оказывает существенное влияние на развитие высшего образования многих стран мира. Это целый ряд совместных мероприятий стран-участниц, направленных на обеспечение высокого качества обучения в высших учебных заведениях и поддержку сотрудничества в этой области, вручение равноценных дипломов выпускникам, а также приложений к ним, введение двухуровневой системы высшего образования, основанной на двух циклах обучения (цикл первый - бакалавриат / лиценциат и второй - магистратура или ему равнозначный). На конференции в Берлине в 2003 г. к этим двум уровням образования был добавлен третий - аспирантура.

Таким образом, в практику работы высшей школы внедряется трехуровневая система образования.

Схема трехуровневой системы образования, предусмотренной Болонской декларацией



Примечание:

А - вузы, осуществляющие подготовку только на магистерском уровне;

В - вузы, осуществляющие подготовку на I и II уровнях (бакалавриат / лиценциат) + магистратура;

С - вузы, осуществляющие подготовку только на I уровне (бакалавриат / лиценциат);

D - аспирантура (III уровень образования, завершающий);

I, II, III - уровни (ступени образования).

Особое внимание в документах Болонского соглашения обращается на введе-

стр. 104


--------------------------------------------------------------------------------

ние в вузах системы кредитов по результатам учебы студентов (ECTS) в качестве аккумуляции их достижений в учебе на разных уровнях обучения, поддержку мобильности учащихся, преподавателей, научных работников и представителей администрации. Под мобильностью понимается частичное прохождение студентами обучения в других вузах и даже странах в связи с личной необходимостью или стремлением повысить свой образовательный и культурный уровень.

Общей задачей всех стран, подписавших Болонскую декларацию, является повышение образования в течение всей жизни, стремление обогатить и распространить модель европейского образовательного пространства во всем мире.

Естественно, что каждая страна, как в прошлом, так в настоящее время, вырабатывает свои пути совершенствования качественного уровня своих систем образования и создания благоприятных условий для получения соответствующей подготовки людьми с различными способностями, возможностями, интересами и склонностями. Решение этих проблем в условиях Европейского Союза и Болонской декларации протекает значительно быстрее и с наименьшими затратами.

Жизнь свидетельствует, что необходимо опираться не только на свой, отечественный опыт, но также шире использовать лучшие достижения других государств и мировой образовательный опыт. Болонская декларация создает в этом отношении весьма благоприятные условия по их использованию.

Особо следует остановиться на том, как решаются на практике проблемы качества образования. Изменения в мировой экономике, породившие требование приспособления к конкретной экономической среде, обострили их, так как образовательный уровень населения в современных условиях становится важнейшим стратегическим ресурсом. Естественно поэтому, что огромное значение придается проведению глубоких и многоплановых мер, предусматривающих повышение качественного уровня образования. Значительное внимание, в частности, обращается на внедрение в практику двухуровневой системы высшего образования, которая позволяет: 1) уже после завершения первого уровня (в среднем 3 года) начать трудовую деятельность; 2) осуществлять мобильность студентов как на уровне учебных заведений, так и в сфере смежных специальностей; 3) прервать процесс образования после завершения его первого уровня для более глубокого ознакомления с практикой и продолжать дальнейшее образование на втором уровне в зависимости от обстоятельств (материальное или семейное положение и др.) спустя некоторое время.

Кроме того, качественный уровень подготовки специалистов на первом этапе (ступени) обучения позволяет гибко реагировать системе высшего образования на потребности в обеспечении кадрами специалистов отдельных регионов.

В нашей стране в послевоенный период нечто подобное уже практиковалось. Так, в целях оперативного удовлетворения страны в кадрах учителей, а также некоторых категорий юридических и других специалистов создавались учебные заведения (учительские институты, юридические школы), выпускники которых, имея так называемое "незаконченное" высшее образование, включались в производственную деятельность и, как правило, продолжали учиться заочно.

Как уже отмечалось, Болонская декларация предусматривает введение системы кредитов ECTS (European Credit Transfer System) для оценки знаний, получаемых студентами. Количество кредитов отражает трудовые затраты студента, необходимые для сдачи данного предмета. Оценке в кредитах ECTS подлежат все предметы учебного плана, которые требуют сдачи в виде экзамена или зачета. Окончание семестра предусматривает 30, а курса -

стр. 105


--------------------------------------------------------------------------------

60 кредитов ECTS. Система ECTS впервые была введена в 1989 г. в рамках программы Эразмус как система накопления кредитов. Она облегчает учебу студентов как в своих странах, так и за рубежом, содействует мобильности в странах Европы. В настоящее время расширяется применение ECTS как системы аккумуляции достижений студента на разных уровнях обучения, как в своих странах, так и за границей.

В соответствии с Болонской декларацией обязательным также является приложение к диплому (supplementum). Это документ, облегчающий определение уровня квалификации и качества полученного образования выпускников для их будущих работодателей. Структура приложения к диплому регулируется в каждой стране в соответствии с правовыми документами. Приложение к диплому было разработано экспертами Европейской комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО/СЕПЕС. Являясь частью диплома, оно само не является юридическим документом об образовании.

Приложение содержит объективные и исчерпывающие данные, касающиеся уровня образования, его качества, содержания, которые соответствуют международному признанию. Предполагается, что оно будет применяться не только для каждого уровня высшего образования, но и при получении ученых степеней и включает семь следующих разделов (приводятся в сокращении): 1) сведения об обладателе диплома (Ф. И. О., дата рождения, идентификационный номер, код студента или номер студенческого билета); 2) сведения о дипломе (полученное образование, специальность, название вуза и др.); 3) сведения об уровне образования (уровень / ступень), срок обучения, условия зачисления в вуз); 4) сведения о содержании обучения и его результатах (система обучения, стандарты преподавания, кредитные баллы, результат окончания обучения и др.); 5) сведения о правах обладателя диплома (возможность дальнейшего обучения, приобретенные квалификации и права на профессиональную деятельность); 6) дополнительные сведения (участие в научных кружках, полученных наградах, прохождении практик); 7) подтверждение приложения (дата, подпись и печать декана, руководителя института или факультета).

Контроль за качеством обучения студентов и работой вузов осуществляется специально созданными государственными аккредитационными комиссиями.

Задачи, связанные с реализацией Болонского процесса, осуществляются по трем следующим направлениям: 1) совместная деятельность правительств государств-учредителей в области урегулирования правовых документов в сфере высшего образования, сотрудничество аккредитационных комиссий, признаваемых правительствами государств, подписавших Болонскую декларацию; 2) непосредственные меры, принимаемые высшими учебными заведениями, а также конференции ректоров, направленные на реализацию конкретных изменений в системах высшего образования; 3) сотрудничество студенческих организаций в области популяризации и расширения Болонского процесса среди студентов.

Следует отметить, что Болонский процесс поддерживают многие международные организации. К их числу относятся: Европейская комиссия по вопросам образования в XXI столетии, Совет Европы, Европейское объединение университетов (EUA), объединение Союза студентов европейских стран (ESIB), Европейское объединение учреждений высшего образования (EURASHE), а также ЮНЕСКО. К числу организаций, поддерживающих и сотрудничающих с Болонским процессом, следует отнести и Европейское учреждение, обеспечивающее качество образования в системе высших школ (ENQA).

Заслуживают внимания и целый ряд других мероприятий, осуществляемых в

стр. 106


--------------------------------------------------------------------------------

рамках Болонского процесса в целях увеличения числа лиц, получающих высшее образование.

Огромная роль отводится, например, развитию дистанционного и непрерывного образования. Уже сейчас во многих странах (Великобритания, Германия, Турция, Франция и др.) работают так называемые "открытые университеты", охватывающие десятки и даже сотни тысяч студентов, обучающихся с применением современных средств электронной техники. Примером может быть опыт Варшавской высшей общественно-экономической школы, основанной профессором В. Помыкало. В этом вузе используется спутниковое телевидение - ЭДУСАТ (аббревиатура образована от словосочетания на польском языке "edikacja satelitarna" - спутниковое образование), с помощью которого ведется трансляция из центральной специально оборудованной аудитории этого вуза в Варшаве в 35 его филиалов на территории Польши. В настоящее время это самая современная интерактивная спутниковая образовательная система в этой стране. Благодаря интерактивному спутниковому телевидению тысячи студентов могут не только слушать лекции видных ученых, но и видеть преподавателя, задавать ему вопросы, "не выходя из дома". Профессор В. Помыкало считает, что использование дистанционного образования с помощью ЭДУСАТа даст возможность получать высшее образование всем желающим из числа малообеспеченных граждан, проживающих в наиболее отдаленных регионах страны.

На качество обучения и особенно на результаты реализации третьего уровня образования, т.е. аспирантуры, большое влияние оказывает обязательное написание всеми выпускниками как первого (бакалавриат/лиценциат), так и второго уровня (магистратура) образования дипломных работ.

В соответствии с традицией западноевропейских стран после сдачи всех экзаменов за курс обучения выпускники защищают свои дипломные работы на самые разнообразные темы по своей специальности. Дипломные работы требуют определения предмета и объекта исследования, использования научных методов исследования, формулировки положений, выносимых на защиту, и выводов по проведенному исследованию. Таким образом, выпускник, подготовивший и защитивший магистерскую работу (или две, включая бакалавриат), более основательно подготовлен как теоретически, так и практически к проведению научного исследования в случае дальнейшего обучения в аспирантуре. Бесспорно, что написание дипломной работы также положительно сказывается на качестве подготовки специалистов.

В последние годы наблюдается тенденция включения в Болонский процесс все новых государств. Так, например, на конференции стран-участниц Болонского процесса в 2005 г. в норвежском городе Берген среди вновь приятных пяти стран, кроме Украины и Молдавии, значатся также Азербайджан, Армения и Грузия. Следующая конференция стран-участниц Болонского процесса планируется на 2007 г. в Лондоне. Представляет значительный интерес, за счет каких стран будет расширяться Болонский процесс в будущем? Ограничится он только европейскими государствами или шагнет на другие континенты? Время покажет.

Не без шероховатостей протекает Болонский процесс и в тех странах, представители которых поставили под ним свои подписи (в лице министров образования), и в тех странах, где под влиянием Болонского процесса проводятся реформы высшей школы. Основными сложностями его реализации остается переход на двухуровневую структуру высшего образования, повышение качества подготовки специалистов, осуществление контроля уровня знаний студентов, совмеще-

стр. 107


--------------------------------------------------------------------------------

ние национальных традиции разных стран с процессом интеграции и стандартизации. Высказывается также беспокойство относительно того, а не снизят ли нововведения Болонского процесса качество подготовки специалистов? Маловероятно, чтобы такие высокоразвитые страны, как Великобритания, Германия и Франция, располагающие всемирно известными высшими учебными заведениями (Гарвард, Оксфорд, Сорбонна, университет им. В. Гумбольдта), подписывая Болонскую декларацию, могли принести в жертву качество подготовки специалистов. Напротив, жизнь потребовала всеобщего повышения качества высшего образования во всех странах, входящих в Европейский Союз, до уровня лучших мировых стандартов. Подобные сомнения относительно возможных последствий Болонского процесса, на наш взгляд, являются следствием недостаточной осведомленности о сущности тех явлений, которые протекают в настоящее время в высшей школе европейских государств.

Мы уверены, что страны постсоветского пространства, подписавшие Болонскую декларацию и располагающие мощным научным и образовательным потенциалом, не только обогатятся за счет встраивания своих систем образования в европейскую, но также внесут достойный вклад в создание европейского образовательного пространства высшей школы.

стр. 108

Опубликовано на Порталусе 08 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама