Рейтинг
Порталус

ИССЛЕДОВАНИЕ О ЛЕРМОНТОВЕ

Дата публикации: 23 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1295793739


Книга А. Соколова о Лермонтове вышла вторым изданием. Интерес к изучению лермонтовского творчества, стремление осмыслить во многом еще непонятую поэзию Лермонтова не могут быть удовлетворены редко и бессистемно выходящими работами о великом поэте. Поэтому даже переиздание ранее вышедших трудов о нем следует всячески приветствовать. Лермонтоведение представлено самыми различными жанрами научного исследования - от биографически разысканий почти беллетристического характера до солидных академических статей, с подобающей основательностью перечисляющих в хронологическом порядке созданные поэтом произведения. Работу А. Соколова нельзя отнести ни к одной из указанных выше крайностей. Ее цель и назначение весьма специфичны. Она ставит своей целью научить молодого исследователя, поверяя поэтическую "гармонию" литературоведческой -------------------------------------------------------------------------------- А. Н. Соколов, М. Ю. Лермонтов. Из курса лекций по истории русской литературы. Изд. МГУ, М. 1957. стр. 222 -------------------------------------------------------------------------------- "алгеброй", не разрушать этой гармонии, не огрублять истинный смысл лермонтовских творений отвлеченными схемами. Нужно сказать, что в первом своем варианте исследование А. Соколова не было свободно от схематизма. Теперь же в разделе книги, озаглавленном "Лермонтов и его время" сняты рассуждения о базисе и надстройке, слишком прямо связывающие поэзию Лермонтова с экономическими и идеологическими процессами. Работа от этого стала только лучше. Основные же разделы книги раскрывающие различные стороны творческой деятельности Лермонтова, остались в основном без изменений. Они по-прежнему (особенно это относится к главам о лирике и поэмах Лермонтова) содержат подробный анализ закономерностей развития лермонтовского творчества. Однако некоторые положения работы, как и в первом издании, страдают, на наш взгляд, излишней категоричностью. Например, мы читаем: "Особое место в общественно-литературной борьбе заняли писатели-разночинцы: М. П. Погодин, Н. А. Полевой, Н. Ф. Павлов, которые, после первых своих прогрессивных выступлений, явившихся выражением роста демократических тенденций в русской литературе, под ударами реакции отходили вправо и оказывались в реакционном лагере. Противоречивым было и литературное творчество этих писателей, представляющее картину борьбы романтических и реалистических тенденций" (стр. 7). Это рассуждение может быть истолковано в том смысле, что колебания писателей-разночинцев от прогрессивных настроений к реакционным обусловили собой борьбу реалистической и романтической тенденций. Тем самым реалистическая тенденция связывается с прогрессивным мировоззрением, а романтическая- с реакционным. А между тем несколько ниже (на стр. 15) автор с полным основанием пишет о том огромном значении, какое имело для развития русской литературы возрождение революционного романтизма в своеобразных условиях 30-х годов. Такое отношение к романтизму звучит как анахронизм, особенно странный в книге А. Соколова, написавшего ценную статью "О романтизме Лермонтова", опубликованную в 1946 году в "Ученых записках" филологического факультета МГУ. И если в этой своей статье А. Соколов справедливо говорил о характерных особенностях именно лермонтовского романтического образа, философская обобщенность которого создавала непосредственную возможность появления реалистических обобщений в творчестве поэта, то в книге о Лермонтове эта мысль звучит приглушенно. Очевидно, именно с этим связана некоторая недооценка автором знаменитой лермонтовской "субъективности", столь близкой сердцу Белинского. Лермонтов, по мысли А. Соколова, все время ищет возможность "преодолевать индивидуалистические настроения, которые легко возникали в общественной обстановке 30-х годов" (стр. 26). Он якобы постоянно стремится изгнать "субъективность", лирическое "я" из своей поэзии и тем самым приближается к реализму: "Если раннее творчество Лермонтова представляет собою своего рода лирический дневник, то с течением времени в лермонтовской поэзии растут объективно эпические тенденции" (стр. 30). Но так ли уж необходимо было в 30-е годы "преодолевать индивидуалистические настроения"? Не были ли они в то время не только законными, но и про- стр. 223 -------------------------------------------------------------------------------- грессивными? И не является ли "лирический дневник" молодого Лермонтова, раскрывающий "диалектику души" поэта и его современников, не менее, если не более важной вехой на пути Лермонтова к реализму, чем "объективно эпические тенденции" в его произведениях? Недооценка "субъективности" приводит к излишнему сближению Мцыри с рылеевскими героями, в частности с Наливайко, причем эта мнимая близость ставится в заслугу Лермонтову. Но отличие героя декабристской романтической поэмы от героя поэзии Лермонтова было подробно обосновано самим же А. Соколовым в его книге "Из истории русской поэмы" (1956). Думается, что известная противоречивость суждений законна у любого автора в работах разных лет. Нужно лишь, чтобы более поздние изыскания были шагом вперед по сравнению с предыдущими. В некоторых отношениях работа А. Соколова удовлетворяет этим требованиям. Но не во всем. стр. 224

Опубликовано на Порталусе 23 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама