Рейтинг
Порталус

ЗА И ПРОТИВ МОПАССАНА...

Дата публикации: 23 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1295793829


Так называется любопытная книжка, вышедшая в конце 1955 года в Париже; в ней представлены собранные французским исследователем творчества Ги де Мопассана Артином Артинианом высказывания 147 писателей разных стран об авторе "Пышки" и "Милого друга". Часть ответов на эту своеобразную анкету А. Артиниан собрал еще в 1938 году; многие ответы датированы 1950, 1954, даже 1955 годом. Для советских читателей необычно и странно звучит сам вопрос: "За или против Мопассана?" Советский читатель давно ответил на этот вопрос твердо и единодушно; "За!" Творчество великого французского реалиста, замечательного мастера социально-психологической новеллы, прочно вошло в сокровищницу мировой литературы и в читательский обиход наших людей. В предисловии к названной книге Артин Артиниан пишет: "В Советском Союзе в течение сорока лет, прошедших после русской революции, издано более 4 миллионов экземпляров произведений Мопассана, что делает его самым читаемым изо всех иностранных писателей в этой стране". Вот почему каким-то дурным фарсом кажется содержание многих ответов, помещенных в книге А. Артиниана... "Я не испытываю никакого интереса к Ги де Мопассану", - заявляет в 1950 году Поль Клодель. "Я перелистал всего несколько повестей Мопассана и ничего не могу сказать по этому поводу... В моей библиотеке нет ни одной книги Мопассана", - бравирует своим невежеством Жан Жионо в том же году. "Вы спрашиваете меня, что я думаю о Мопассане. Мне очень хочется вам ответить, что я ничего о нем не думаю. Просто он меня не интересует..." - говорит в 1954 году Жюльен Грин. "Я плохо знаком с творчеством этого писателя", - признается Анри де Монтерлан в 1938 году. "Я мало читал Мопассана - и это было очень давно. У меня нет ни времени, ни охоты читать романы", - вторит ему Поль Валери. "Должен признать, что его повести, так хорошо сделанные, весьма мало меня трогают". Это говорит Андрэ Моруа. И это говорят не недоучившиеся юнцы, не люди, далекие от литературы, не провинциальные обыватели. Это говорят известные писатели, авторы нашумев- -------------------------------------------------------------------------------- Artine Artinian, Pour et contre Maupassant. Enquete international, Paris, Librairie Nizet, 1955. стр. 232 -------------------------------------------------------------------------------- ших книг, признанные мэтры французской буржуазной литературы, академики и лауреаты всемирно-известных премий. Это говорят те, кто считает себя - и кого считает критика - наследниками славы великих мастеров французской литературы прошлого. Эти люди не знают, вернее - не желают знать творчество Мопассана; они говорят о нем пренебрежительно, они самодовольно признают свое превосходство над ним - над тем, чьи книги так убийственно верно показали гнусность породившего их общества. Итак, один из приемов борьбы против демократического искусства Мопассана, против его реализма - это попытка вообще отмахнуться от него, не заметить, сделать вид, что Мопассана как большого писателя не было. Но таков лишь один из приемов. Есть приемы более "тонкие". Есть попытка "обосновать" уничижительную оценку, притвориться объективным критиком, убить Мопассана "научно". Вот что говорит, например, писатель-экзистенциалист Альбер Камю (1950): "Мне мало пришлось использовать творчество Мопассана. Я прочел все, что он написал. Кажется, я никогда не перечитывал его. В самом деле, я люблю лишь последние его вещи. Мне чужда его эстетика. Меня вообще не трогают ни те произведения, которые совершенно удаляются от действительности, ни те, которые как у Мопассана - держатся к действительности слишком близко. Большое искусство должно, по-моему, находиться где-то посредине... Мопассан не является большим творцом, каким, например, был Бальзак". Здесь все очень закономерно: и признание Камю, что ему ближе всего последние вещи Мопассана, в определенной степени связанные с упадочными, мистическими нотками, и желание изгнать реализм Мопассана, стоящий "слишком близко к действительности", за рамки "большого искусства", и провозглашение некоей нейтральной, "третьей силы" в искусстве. Другие ответы показывают, что их авторы стремятся свести значение Мопассана лишь к его стилистическому мастерству, выхолостить общественную ценность, идейную глубину его книги. Так, Эрве Базен пишет: "Мопассан остается для меня удивительным стилистом, точным, строгим и действенным. Его реализм трогает меня меньше, чем он, видимо, трогал его современников: он очень устарел, и ему несколько не хватает глубины. К тому же этот реализм ужасно "литературен". Я предпочитаю автору "Жизни" и "Дома Телье" автора "Рассказов вальдшнепа". Комментарии вряд ли требуются. "В творчестве Мопассана слишком много... угодливого и вульгарного" (!?) - считает Марсель Арлан. И уже совсем неприличны ответы таких махровых реакционеров, как Леон Доде и Луи Селин. Первый из них, не скрывая злобы, заявляет о "ясной нехватке культуры" у Мопассана, о посредственности его таланта, присваивая себе право говорить от имени "почти всех своих современников"; второй нагло изрекает, что Мопассан - это "нуль"... Неужели эти голоса отражают подлинное общественное мнение французских писателей и читателей? Неужели Мопассан прочно забыт у себя на родине? Разумеется, нет. Приведенные выше высказывания характерны лишь для тех литераторов, которые как своим творчеством, так и своей общественной деятельностью верой и правдой служат буржуазному общественному порядку. стр. 233 -------------------------------------------------------------------------------- Тому порядку, который всегда видел в Мопассане своего врага, который всегда ненавидел, боялся и травил этого писателя. И право же, неизмеримо весомее и ценнее всех криков о "незначительности" и "посредственности" Мопассана серьезный и уважительный ответ крупнейшего мастера современного реалистического французского романа Роже Мартена дю Гара: "Я считаю Мопассана одним из наших великих прирожденных рассказчиков, пусть с несколько коротким дыханием, но превосходным писателем, искусным мастером фабулы, несравнимым знатоком своего ремесла, умеющим всегда держаться в рамках реализма и поэзии и неоднократно доказывавшим самым неопровержимым образом, что он обладает ощущением трагического в повседневной жизни, что, на мой взгляд, является признаком подлинного писательского темперамента. Несомненно, ему не хватало несколько большей суровости по отношению к самому себе, может быть, несколько большей целеустремленности во внутренней жизни. Быть может, его бедой было то, что он жил в эпоху, когда жизнь не была еще так трудна". Высоко оценивают значение творчества Мопассана для дальнейшего развития французской литературы такие разные писатели, как Робер Мерль и Жюльен Бенда, как Клод Фаррер и Луи Гийу. Думается, что и сама та ненависть, с какой относятся к Мопассану реакционные деятели культуры, выразители взглядов буржуазии, - лучшая похвала Мопассану, высшая оценка актуальности ело книг в современной Франции. Современная прогрессивная французская литература бережно хранит лучшие традиции реалистической литературы прошлого. Традиции мастерства Мопассана продолжают по-новому жить в новеллистике Арагона, Пьера Куртада, Веркора, в социальном романе Пьера Гаскара и Пьера Гамарра, Роже Вайяна и Пьера Дэкса и многих других литераторов Франции. Остается добавить, что в книгу А. Артиниана включены также высказывания о Мопассане, принадлежащие крупнейшим писателям других стран. Теодор Драйзер и Эрскин Колдуэлл, Генрих Манн и Томас Майн, Стефан Цвейг и Арнольд Цвейг - все они единодушны в своем высоком уважении к личности и творчеству Ги де Мопассана. стр. 234

Опубликовано на Порталусе 23 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама