Рейтинг
Порталус

Д. БЕДНЫЙ. "ПРО ЗЕМЛЮ, ПРО ВОЛЮ, ПРО РАБОЧУЮ ДОЛЮ"

Дата публикации: 24 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1295869063


1 Первым крупным произведением русской поэзии, отразившим исторические события 1917 года, была стихотворная повесть Демьяна Бедного "Про землю, про волю, про рабочую долю". Завершающие ее строки были написаны в день Октябрьского вооруженного восстания, - под ними рукою автора проставлена дата: 25 октября 1917 г. 7 ноября Повесть Демьяна Бедного является, таким образом, ровесницей Октября - она возникла в канун великого штурма. Начальные главы повести появились в газете "Рабочий путь" (так назывался центральный орган ленинской партии после того, как Временным правительством была закрыта "Правда"), 5 октября 1917 года1 а последние строфы печатались уже в "Правде" 13 ноября того же года. Спустя приблизительно два месяца это произведение вышло отдельным изданием в значительно расширенном виде. Демьян Бедный не рассчитывал создать поэтический памятник революции. Повесть была задумана им задолго до событий, потрясших весь мир. Попав в 1914 году по мобилизации на фронт, служа там военным фельдшером и наблюдая горестную солдатскую жизнь, он замыслил произведение, которое отразило бы судьбу труженика, крестьянина, обманом брошенного в пламя войны. Отношение поэта к войне, выразившееся уже тогда в стихах и баснях антимилитаристического характера ("Пушка и соха", "Плакальщицы", "Брак богов", "Колесо и конь"), его предыдущий опыт поэта-правдиста, хорошо изучившего политическую действительность и понимавшего расстановку общественных сил, - все это не допускает сомнений в том, что задуманная повесть отразила бы войну с революционных позиций. В мытарствах простого солдата она должна была запечатлеть переживания народа, мучительно искавшего выхода из ненавистной войны. -------------------------------------------------------------------------------- 1 Все даты до 7 ноября 1917 года нами указываются по старому стилю. стр. 14 -------------------------------------------------------------------------------- Фронтовая служба, во время которой поэт находился под наблюдением охранки (однажды он, преследуемый тайным агентом, вынужден был уничтожить свои записные книжки), не позволила ему тогда же приступить к исполнению задуманного. Осенью 1915 года он вернулся с фронта в столицу и, вероятно, смог бы заняться писанием повести, но никаких надежд на ее опубликование быть не могло: даже маленькие стихотворения ему удавалось напечатать с большим трудом, довольствуясь иногда страницами малоизвестных и случайных изданий (провинциальных газет, детских приложений, ремесленных журналов и т. п.); ряд его стихотворений, написанных в период войны, так и не увидели света до 1917 года. После свержения царской власти возобновилось издание "Правды", и всю энергию поэта поглотил каждодневный газетный труд. Зорко наблюдая за политической жизнью, Д. Бедный живо отзывался на события в своих фельетонах, баснях, эпиграммах, сатирических и агитационных стихах, печатавшихся на страницах "Правды" и других большевистских изданий. В разгаре этой работы, которую сам поэт называл "подвигом ежедневным", произошли кровавые июльские события, после которых подняла голову контрреволюция. По приказу Временного правительства юнкера разгромили редакцию "Правды", начались аресты активных большевиков. Поэт-правдист вынужден был перейти на нелегальное положение. Как и многие другие деятели партии, он нашел убежище е одном из финских селений (в тех местах он бывал и в 1915 - 1916 годах, встречаясь там неоднократно с М. Горьким). На протяжении пяти недель - с 5 августа по 7 сентября - он не печатался вовсе, а затем должен был каждый новый текст, предназначенный для газеты, подписывать новым псевдонимом; так появились Друг сердечный, Иван Заводской, Шило и даже Покойник. Время вынужденного отрыва от столицы, от бурной политической жизни, от беспокойного редакционного труда и было использовано поэтом для работы над повестью. Работу эту он продолжил по возвращении в Петроград и завершил, как мы уже говорили, в день Октябрьского переворота. Естественно, что теперь Демьян Бедный уже не мог ограничиться темой войны и рассказом о судьбе фронтового солдата. Жизнь далеко опередила прежние замыслы поэта и сама отвечала на вопросы, встававшие перед его героями. Вот почему реальное содержание поэмы оказалось неизмеримо шире масштабов первоначального замысла. А это неизбежно вызвало перемену во всем - в сюжете, композиции, расстановке героев, не говоря уже о самом материале повествования. Более того: время продолжало воздействовать на произведение и после того, как оно было написано. Автор неоднократно возвращался к нему - и тогда, когда готовил к отдельному изданию, и значительно позже, - так что окончательный текст повести сложился лишь в октябре 1920 года. Именно потому, что она вобрала в себя неповторимый дух времени, настроения масс, нарастание событий, остроту и свежесть восприятия стр. 15 -------------------------------------------------------------------------------- легендарных исторических дней, - потому, что автор нашел для этого содержания свои поэтические ритмы, краски и образы, - повесть его стала одним из памятников революционной эпохи. 2 В период работы над повестью Демьян Бедный опубликовал стихотворение "Стиль" (позднейшее название - "Мой стих"), в котором, отвечая на выпады меньшевистской газеты, защищал свои творческие позиции. Поэт объявил себя выразителем надежд и дум трудового народа и подчеркивал, что только народ является его прямым и нелицемерным судьей. В тексте большого произведения, к которому приступил тогда поэт, не было надобности повторять эту мысль, но здесь он счел нужным конкретизировать свое понимание искусства и рассказать об исходных творческих установках. Пролог ("Запев") своей повести Демьян Бедный кончает такими словами: Облегчивши душу, сразу перейду теперь к рассказу, С правдой-истиной в ладу Речь простую поведу. Не за страх пишу - за совесть Быль доподлинную, повесть, Где нам в ровном ходе строк Жизнь сама дает урок, Где событие к событию Жизнь пришила крепкой нитью, Дав канву всему и связь. "Ну, начнем, благословись!" Итак, главный творческий принцип поэта - соблюдение жизненной правды; свой рассказ он будет вести "с правдой-истиной в ладу", понимая под этим не внешнее правдоподобие или сходство с жизнью, а нечто большее - иначе незачем было бы прибегать к усилительному приложению ("правда-истина", то есть глубокая суть) и незачем было бы несколькими строками ниже повторять: "быль доподлинную, повесть". От принципа жизненной правды неотделимо требование художественной простоты ("речь простую поведу") - только в этом единстве рассказ приобретает действенное, поучительное значение. Наконец, автор формулирует принципы построения своей повести, во многом определяющие и характер сюжета: факты и события будут представлены в реальной последовательности ("событие к событию жизнь пришила крепкой нитью") - что и в этом случае не будет сведено ко внешней аналогии с жизнью, ибо он, автор, призван "дать канву всему и связь", то есть осмыслить развитие жизненных процессов и согласно этому строить взаимосвязи лиц, событий и частей повествования. Не следует, конечно, преувеличивать общеэстетическое значение тех творческих принципов, которые сформулированы в "Запеве" раз- стр. 16 -------------------------------------------------------------------------------- бираемой повести. Но для понимания существа произведения, его художественных особенностей и сыгранной им роли эти авторские замечания дают очень многое. Как же претворилась жизненная правда в произведении о войне и революции, о крестьянах и солдатах, о царе и министрах, о буржуазных политиках, о питерских пролетариях и многом другом? Повесть Демьяна Бедного не является исторической хроникой. Представленные в ней многочисленные события не образуют основной канвы повествования, хотя местами и выносятся автором на передний план. Более того: рассказ о событиях лишен признаков документальности - почти нигде не называются ни даты, ни полные имена, а сами по себе события даются в восприятии рассказчика - человека, знающего много больше того, что излагается в беседе. Иногда за двумя строчками его повествования скрываются исторические факты большого масштаба. Повесть Д. Бедного можно снабдить подробным хронологическим комментарием, который выльется в календарь памятных годов. Скажем, в первой части повести, рисующей империалистическую войну, мы читаем: Так и сяк тузы гадали, В комитетах заседали, Порешили все на том, - Брать на фабрики гуртом... Здесь говорится о Военно-промышленных комитетах, составленных из фабрикантов и банкиров и руководивших военной экономикой страны. По рекомендациям этих "комитетов" проводилась вербовка рабочей силы на военные предприятия, причем особым постановлением рабочие приписывались к заводам. Они состояли, как сказано в повести, ..."на учете", Не ахти в каком почете: Стал рабочий призывной Настоящий крепостной, - Больше дела, меньше платы, Забунтуй - сошлют в солдаты. В другой главе рассказывается о том, как при царе велось управление войсками: Царь допреж того гулял, Дядя ж фронтом управлял, До Двины ж когда доправил, Царь от дел его отставил И - ликуй Расея вся! - Фронтом править сам взялся... За этими словами - тоже доподлинные факты: в первые годы войны главнокомандующим русской армией был дядя царя, великий князь стр. 17 -------------------------------------------------------------------------------- Николай Николаевич. После его отстранения командование принял на себя царь, что, разумеется, ни в малейшей степени не улучшило положения русских войск. После упоминания о царице и о Гришухе (Распутине), собравшем вокруг себя "мироносиц хоровод", рассказчик переходит к царской Думе: Государственная дума Коротала век без шума, Зашумела лишь тогда, Как надвинулась беда, Дума выла-голосила, Царя-батюшку просила... О чем здесь речь? О Четвертой думе, которая была надежным оплотом царизма, и еще в самый канун революции - за две недели до падения самодержавия - пыталась проявить какие-то признаки жизни (на 14 февраля 1917 года было объявлено открытие "сессии" Государственной думы; рабочие шестидесяти предприятий столицы провели в этот день демонстрацию под большевистскими лозунгами). Так рассказчик идет по следам важнейших событий того времени - от убийства Распутина до Февральской революции, а затем - до выборов районных дум в Петрограде, поражения войск на фронте, попыток Временного правительства возобновить военное наступление, контрреволюционного террора буржуазии, разгрома "Правды", организации корниловского мятежа... И если в предыдущих главах речь шла о событиях прошлого, отдаленных от рассказчика годами, потом месяцами, а потом и неделями, то наступает момент, когда предметом повествования становятся факты текущего дня: созыв Государственного совещания (середина августа 1917 года, то есть время непосредственной работы поэта над повестью), корниловщина (конец августа), назначение Керенского главнокомандующим (30 августа), организация Предпарламента (21 сентября) и, наконец, взятие власти рабочими и солдатами (25 октября -7 ноября), причем последнее дано как событие не прошедшее, а происходящее: Трудовой народ в бою. Час назад войска шли мимо, Видел Ваню я и Клима, Может быть в последний раз. И всюду рассказчик не только повествует о событиях, но и поясняет их. Многое в повести основано на искусстве наглядного, образного, общедоступного изложения сложных вопросов политики. Так дается, например, объяснение убийства Распутина: Гришка - плут и проходимец, Знатной сволочи любимец, Но ему, признаться, я - Снисходительный судья. Все же сделал он работу: Снял с царей всю позолоту. Растоптал их образа, стр. 18 -------------------------------------------------------------------------------- Заплевал им все глаза! И князья, чиня расправу, За свою стояли славу, Отгоняли злую тень. Этими немногими словами пояснено, что распутинщина обнажила гниение царского строя ("снял с царей всю позолоту") и что устранение Распутина было произведено в интересах династии, что "князья", заманившие "старца" в Юсуповский дворец, попросту "отгоняли злую тень" от царского трона. Более того, рассказчик добавляет, что народ знает своих истинных врагов: он поднимется, встрепенется - И, налегши силой всей, Расчехвостит всех князей! Другой пример. После Февральской революции у власти находилось Временное правительство, поддержанное Петроградским Советом. Но кому служил этот Совет? Рассказчик заглядывает в резиденцию Совета - Таврический дворец: В бывшей Думе - толчея. Сразу видно - сила чья. Люд рабочий да солдаты, Тут от них ведь депутаты. Целый, стало быть, Совет. Есть Совет, да толку нет. Тянут в нем - подумать здраво! - Кто налево, кто направо, Кто вперед, а кто назад, - Норовят на всякий лад Смастерить основу власти. Меньшевик казенной масти Да хозяйственный эсер - Ладит всяк на свой манер. Таким образом, цепь событий, отраженных в повести, играет в ней существенную роль. Но это - только часть ее материала-. Содержание же повести богаче и шире: оно обнимает народную жизнь во многих сферах ее проявления - в деревне, на фабрике, в казарме, на фронте, в лазарете, на столичной площади и в уезде, на военном плацу и в "резерве", в городской толпе и на крестьянском собрании. Народ проходит все этапы своих жизненных испытаний - от наивной веры в царскую милость ("царь землей нас наградит, - наградит") через неимоверные тяготы войны и проявления стихийного протеста - к организованной борьбе с самодержавием, а потом и с капитализмом. Народные сцены образуют основу повествования: ими автор начинает рассказ, на них опирается в раскрытии человеческих судеб. Сцены эти изображают народ как бы в обобщенных речевых портретах: мелькают лица, слышатся реплики, звучат подряд многие имена - и все это для того, чтобы запечатлеть множество, подчеркнуть одинаковость судеб бесчисленной массы людей. Вот набирали солдат в начале войны: стр. 19 -------------------------------------------------------------------------------- Всех, кого не сбраковали, Сразу в части рассовали Для муштровки боевой - В помощь силе войсковой. Агафон попал в минеры, Тришка с Кузькою - в саперы, Пров с Тимошкою - во флот, В артиллерию Федот, Ване выпало - в пехоту, В Курский полк, в седьмую роту. А вот вернулись ребята с войны: Федька смотрит мертвым глазом, Тришка - весь отравлен газом, А Филатка - без руки. Прежде были батраки, Нынче - летом и зимою - Бродят с нищенской сумою. В народных сценах иногда различимы отдельные лица. Это - эпизодические герои, которые выступают перед нами в каких-то индивидуальных очертаниях. Таковы крестьянин Тит, отправляющийся из деревни за правдой в Москву, батрак Еремей Босой, кузнец Наум, бедняк Тришка, обличающий кулаков, солдат Фролка Кочет, рассказывающий смешные народные побасенки, рассудительный и строгий солдат Корней Ячменный и другие. Но без раскрытия цельной человеческой судьбы, без рассказа о реальной жизни определенного представителя трудового народа, короче говоря, без ведущего, основного героя автор не смог бы решить основные задачи своего повествования. Таким героем явился деревенский юноша-новобранец, повествованием о котором автор начинает и заканчивает свою поэму. 3 В судьбе главного героя прослежен путь многих тружеников России от родного дома к фронту и от фронта - к революционной борьбе. Путь этот мучителен, сложен, извилист. Не сразу постигает солдат жестокую правду о войне. Разобраться в этой правде помогает ему однополчанин Клим Козлов. Большевик - путиловец Клим, служивший на фронте военным механиком, как бы невзначай делился в роте своими мыслями о войне: он рассказывал о том, "кто повинен в бойне лютой" и как расправляются царские сатрапы с рабочими представителями (с большевиками - депутатами Государственной думы), борющимися против войны. Слова путиловца глубоко запали в душу нашего героя: Натянув шинель на плечи, Ваня слушал эти речи, А потом не спал всю ночь: Не отгонишь мыслей прочь! стр. 20 -------------------------------------------------------------------------------- День пришел - и днем все то же. Стал задумчивей и строже Наш Ванюша. Заскучал. Но крепился и молчал. Тягостные раздумья солдата о жизни и о себе усилились, когда из полка исчез, преследуемый царскими ищейками, умный советчик. У Клима можно было спросить, есть ли путь избавления от бедствий войны, спасения людей от разорения и горя. Теперь солдату не к кому обратиться с этими вопросами... Неожиданно мысли его обрывает немецкий снаряд, ударивший в окоп. Ваня ранен, и товарищ выносит его из боя, доставляя в ближний лазарет. Оттуда после операции Ваня попадает в Питер, в запасной батальон Волынского полка, где ему приходится обучать солдат-бородачей и ладить из них маршевые роты. Волынцы составляли одну из самых революционных частей Петроградского гарнизона - рассказчик лишь вскользь упоминает об этом. Исторические документы и мемуары участников событий подтверждают,, что в ночь с 26 на 27 февраля учебная команда Волынского полка решила отказаться от применения оружия против революционных демонстрантов, а спустя несколько часов подняла восстание, повела за собою солдат Преображенского и Литовского полков и двинулась на соединение с рабочими Выборгской стороны, захватившими к тому времени арсенал. Таким образом, волынцы приняли непосредственное участие в штурме самодержавия1. О Ване мы из повести узнаем, что, выйдя на улицу с полувзводом волынцев, он приказал разрядить ружья, чтобы не стрелять в рабочих. Затем он участвовал в памятных революционных событиях вместе с полком. Все казалось поначалу отчетливым и ясным. Но дела последующих дней повергли его в новые сомнения. Где было разобраться в хитросплетениях политической борьбы простому солдату? Все читая без разбору Да прислушиваясь к спору, Что все партии вели, Ваня бился на мели. За эсеров подав голос, Все ж потом, как в поле колос, Гнулся он - туда, сюда. Гнулся - сам не знал - куда. Колебания эти длились до того счастливого дня, когда Ваня негаданно встретил Клима Козлова: Ванин взвод был послан конвоировать арестованных большевиков, среди которых оказался Клим. Перекинувшись с солдатом несколькими словами, Клим быстро развеял так смущавшую Ваню клевету на большевиков, на Ленина, на "Правду". Клим передал конвойному большевистскую листовку, где была напечатана сказка "Разрыв-трава", кончавшаяся такими словами: -------------------------------------------------------------------------------- 1 "История гражданской войны в СССР", т. 1, М. 1936, стр. 101 - 103. стр. 21 -------------------------------------------------------------------------------- Пусть заклеймила нас продажная молва, Пускай со всех сторон на нас враги насели, - Что ж! Мы покажем им, что наша мощь жива, Что все еще в руках у нас разрыв-трава - Вождями нашими указанные цели, Что, наподобие Луки, Мы духом не падем, надежд не похороним, Что под ударами не разожмем руки И наших лозунгов на землю не уроним! Последних слов еще не изрекла судьба. Пусть все решит борьба!.. И в дальнейшей решающей битве за власть мы видим Ваню вместе с Климом. Так завершается повесть1 Несмотря на то, что автор неоднократно останавливается на душевных переживаниях героя, индивидуальность его очерчена скупо, - поэт главным образом заботился о том, чтобы в перипетиях жизни героя отразить путь к революции, пройденный многими тысячами людей. То, что это было не случайностью, а сознательной авторской установкой, подтверждается методом изображения других героев первого плана-Маши и Клима. Маша прощается с Ваней в самом начале повести, провожая его в солдаты. "Не вдова и не молодка, горемычная сиротка", она долго мается в людях (служит у деревенского богатея, затем у попа), пока не уходит из деревни на фабрику: в годы войны здесь охотно брали на работу женщин и даже детей. Так Маша попадает в Москву. Иным путем, чем Ваня, но и она приходит к великой истине, требующей от трудового люда беззаветного участия в борьбе за светлую жизнь. И в самый канун Октября мы видим ее начитанной работницей-активисткой, получше Вани разбирающейся в сложных вопросах политики. Черты индивидуального облика Маши выявлены также весьма приблизительно, а в сюжете как бы специально игнорируется возможность ее встречи с возлюбленным. Долго убивалась Маша, когда Ваня ушел из деревни на фронт, но пред лицом великих событий, захлестнувших каждого из них, становится малозначительным вопрос о том, суждена ли им новая встреча. Исходя из этого, автор старался избежать традиционного сюжетного завершения: он решил главное в судьбах героев, оставив многочисленные возможности дальнейшего развития частных моментов2. Совершенно обойдены частные моменты в характеристике одного из важнейших персонажей повести - Клима Козлова. Если образы Вани и Маши - первые образы в поэзии рядовых участников рево- -------------------------------------------------------------------------------- 1 Так, точнее говоря, завершается первая редакция повести, опубликованная в "Правде". Возобновив впоследствии работу над ней, автор в 1920 году включил в текст новую, неоконченную повесть "Батраки", дописал к последней части новую главу и обширное "Заключение" (276 строк). Ни в одном из этих дополнительных текстов Ваня и Клим не фигурируют. Таким образом, рассказ о них был завершен в первой редакции повести. 2 Маша, в отличие от Вани, полнее охарактеризована во второй редакции повести, чем в первой. Она явилась одним из основных персонажей "Батраков". стр. 22 -------------------------------------------------------------------------------- люции из недавних крестьян, то Клим олицетворяет собою руководящую силу движения - кадровых пролетариев-ленинцев. Предшественник многих славных героев советской литературы, этот образ имеет для нее принципиальное, новаторское значение. Но автор и здесь ограничивается характеристикой социального типа, не вдаваясь в индивидуальные подробности; даже о внешности Клима поэт сообщает как бы мимоходом, в связи с описанием его примет в полковом приказе ("нос - прямой, бородка клином, росту среднего, брюнет, а примет особых нет"). Мы не можем утверждать, что именно такое изображение героев Демьян Бедный полагал условием реализма, требованием новой, социалистической литературы. Впоследствии он неоднократно возвращался к образу рядового воина революции (в повести "Красноармеец Иванов") и к образу коммуниста-руководителя (в стихотворении "Товарищ Борода"), стремясь наделить каждого из них индивидуальными чертами. Но в повести 1917 года, сообразуясь с ее политическими и художественными задачами, с избранной для нее народно-сказовой формой, поэт предельно сжимал характеристику каждого персонажа, выделяя в нем самое главное. Тем самым обеспечивались и цельность восприятия широкой панорамы действительности и динамика повествования. Перечисленными именами далеко не исчерпывается круг образов, выведенных в произведениях Д. Бедного. В быстро мелькающих лицах, в эпизодических образах и в главных героях показаны трудящиеся массы, но рассказчик не мог обойти и представителей враждебных классов, и государственных деятелей России, и буржуазных политиков, поскольку значительное место в повести занимают исторические события. Поэтому наряду с излюбленными поэтом (много раз фигурировавшими в его прежних стихах) образами кулака Прова Кузьмича и попа Ипата, наряду с эпизодическими образами купца Гордеича, лавочника Назара и других, мы встречаем здесь целый ряд исторических лиц. Перед читателем проходят царь, министры, генералы, епископы, кадеты, октябристы, эсеры, меньшевики - от Столыпина до Корнилова, от Милюкова до Дана. Для характеристики этих персонажей поэт воспользовался своим испытанным стилем обличителя, автора политических басен дореволюционной поры. Рисуя характерные черты политических дельцов буржуазии, Д. Бедный превращал целые главы своей повести в злободневные фельетоны. Такова, например, одна из глав пятой части, посвященная меньшевистским лакеям: "Меньшевик - иное дело, Он орудует умело: Ловкий плут и стрекулист, Но - марксист! Социалист! Хоть он Маркса так толкует, Так его раскритикует, Так ему урежет рост, - Остается только хвост; Суть, душа вся исчезает, стр. 23 -------------------------------------------------------------------------------- А наружу вылезает Лишь ободранный скелет. Дескать, так - чрез сотню лет Или две, а то и боле, Можно речь вести о воле, О земле и всем ином. Маркс, великий эконом, Доказал-де очень ясно, Что напрасно и опасно Нам заскакивать вперед: Все придет, мол, в свой черед! Богачи пусть богатеют, А рабочие - потеют, Чахнут, падают и мрут. Капиталу нужен труд, Скорбь, нужда, болезни, муки, Продающиеся руки, Но что этот, мол, разбой Прекратится сам собой..." Таковы же главы о Керенском ("Адвокат, мол, говорлив, говорлив, да не сварлив"), о Корнилове ("Как Корнилов-генерал артиллерию сбирал..."), наконец блестящий памфлет на Либера и Дана - песенка "Либердан" с подзаголовком "подхалимский танец", так метко попадающая в цель, что название ее стало кличкой лидеров оппортунизма в 1917 году. Клеймя мелкобуржуазных предателей революции, В. И. Ленин в сентябре - октябре 1917 года неоднократно называл их "Либерданами"1 (памфлет Д. Бедного был впервые опубликован 25 августа). 4 Для произведения большого масштаба, где соседствуют быт и политика, где историзм сочетается с злободневностью, а рядом с вымышленными героями действуют исторические персонажи, обычные повествовательные приемы были недостаточны. Демьян Бедный избрал весьма своеобразную, необычную композицию. Ее особенность заключается в искусном переплетении живого рассказа с поэтической публицистикой, то есть с агитационными и сатирическими стихотворениями, введенными в повесть. Стихи эти органично вошли в состав целого, ибо в самом повествовании отражена политическая повседневность, и потому материал авторского рассказа не чужд содержанию этих стихов. Включенные в повесть, они воспринимаются как ее неотъемлемые куски. На страницах "Правды" в 1917 году печатались, как известно, только повествовательные, сюжетные главы. Можно подумать, что таков -------------------------------------------------------------------------------- 1 См. статьи В. И. Ленина "О героях подлога и об ошибках большевиков", "Из дневника публициста", "Кризис назрел","Письмо к товарищам" и "Письмо в Центральный Комитет РСДРП. 19 октября (1 ноября) 1917 г." (Сочинения, т. 26). стр. 24 -------------------------------------------------------------------------------- был первоначальный замысел всего произведения, что оно разрослось лишь впоследствии, в результате литературного монтажа. Действительно, в отдельном издании указанные нами главы были дополнены целым рядом стихотворений, написанных Д. Бедным в 1915 - 1917 годах и уже опубликованных в периодической печати. Так, в повесть вошли стихотворение "Барабан", обличавшее буржуазно-шовинистическую прессу (из журнала "Жизнь для всех", 1916), фельетон о царских чиновниках "Бюрократ говорит" (из журнала "Новый голос" того же года), сказка "Колобок", высмеивающая Государственную думу (из "Современного мира") и целый ряд произведений из "Правды" 1917 года: "Разоренные", "Песня о земле", "Кочующие дармоеды", "Бабушка Ненила", "Его величество Капитал", "По бабушку", "Рабочие солдатам", "Под знамя "Правды", "Бука", "Как у питерских господ..." и другие. Некоторые тексты при включении в повесть подверглись серьезной переработке. Так, стихотворение "Туман", написанное в мае 1917 года по поводу воинственных проповедей епископа Андрея Ефимского ("архипастыря Андрея из Уфы архиерея"), было изменено настолько, что в текст оно вошло уже не в качестве стихотворения, а в виде одной из повествовательных глав. В повесть включено даже одно стихотворение ("Барские слезы"), которое было помещено в "Правде" после напечатания всех повествовательных глав, - 25 ноября 1917 года. Несмотря на очевидность произведенных автором дополнений, мы не вправе утверждать, что все они возникли позднее, чем основные главы повести, опубликованные в газете. Напротив, сложная композиция была, скорее всего, предусмотрена авторским планом. В этом нас убеждает внимательное изучение первопечатного, то есть газетного, текста. Подвальные столбцы двенадцати номеров "Правды", выходивших в октябрьские и ноябрьские дни, были отведены для публикации повести. И все же часть текста оставалась в авторской рукописи, что обозначено в печати рядом отточий. Об этом же свидетельствует редакционная сноска к заголовку произведения в N 28 "Рабочего пути" за 5 октября 1917 года: "Повесть, выдержки из которой будут помещены в "Рабочем пути", печатается полностью (до ста страниц текста с рисунками художника А. 3.) в издательстве "Прибой". Естественно, что при этом отпадала надобность в повторении на страницах газеты уже публиковавшихся прежде стихотворений. Но почти каждому из них в начальном тексте повести было уготовано свое место. Рассказчик безыскусственно и просто подводил к ним читателя. Таким образом, вторая редакция сложилась не в результате механического монтажа, а как следствие авторского замысла, которым было предусмотрено произведение большой емкости и разнообразного тематического состава. В общем тексте рассказа свободно зазвучали песни, частушки, агитки, пародии, басни, составив оригинальное художественное целое. К сходным приемам Д. Бедный прибегал и в своей последующей работе, перемежая стихи с документами, письмами, газетной прозой. стр. 25 -------------------------------------------------------------------------------- Различные части произведения связаны воедино не только сюжетом, не только судьбами главных героев, но и глубокой авторской мыслью. Эта мысль нашла свое художественное воплощение в теме горя и счастья, теме доли-судьбы, одной из постоянных, извечных тем народной поэзии. Автор отметил это в названии повести ("про народную долю") и подчеркнул в "Запеве": Где уж нам да сладко петь! Нам бы горе дотерпеть, Вековое наше горе. Не забросить горя в море, Не спалить его в огне. По родимой стороне Горе, знай себе, гуляет - Счастье ж где-то ковыляет. "Эх ты, - мается народ, - Кабы все наоборот!.." Слабовольной и безнадежной мечте ("кабы все наоборот") автор противополагает идею сплочения всех обездоленных для общей схватки с горем: Подберемся, разберемся, Друг на друга обопремся, Словим горе в перемет И посмотрим - чья возьмет: Горе ль нам порвет все снасти, Мы ль в его широкой пасти, - Люд рабочий, батраки, - Все повыкрошим клыки?! По существу, ответ на этот вопрос и призвана дать повесть. Она восстанавливает в сознании читателя историческую обстановку, и реальными картинами жизни деревенского люда, его мытарств в период войны подтверждает, что для российского крестьянина избавление от бед, нищеты и бесправия нерасторжимо связано с идеей воли, с мечтой о земле. Отсюда - первая часть названия повести ("Про землю, про волю...") и последовательное развертывание этой темы во всех частях произведения: Ждет деревня лучшей доли, Ждет земли и вольной воли, Распорядков новых ждет... - читаем мы в главе о "демократическом надувательстве", то есть о том строе иллюзорной свободы, который сложился после Февральской революции. В этой обстановке враги трудового крестьянства по-своему использовали дорогие народу слова. Кулак Пров пускает их в ход, чтобы завлечь мужиков в эсеровскую партию: "Тит, записывайся, что ли, На предмет земли и воли! Еремей, Фаддей, Наум, Взяться всем пора за ум. стр. 26 -------------------------------------------------------------------------------- По полтиннику, ребята, Не ахти какая плата. Записался - и шабаш! Просто все, как "Отче наш". Охотно пользуются названными словами и меньшевистские краснобаи: "Можно речь вести о воле, о земле и всем ином..." Совсем иначе звучат эти слова в устах бедняка Якима Нагого. Он предостерегает честных борцов революции от "обманщиков, господских потаковщиков", щедрых на посулы, но скупых на добрые дела. Довериться им, говорит Яким Нагой, значит остаться "без вели, без земли". Заветные слова обретают свой истинный смысл лишь в устах тех, кто понимает великую историческую задачу, вставшую перед народом: покончить навсегда с "кабалыциками, захватчиками, нахвальщиками" - со всем, кто паразитирует на теле народа. Об этом вслед за Якимом говорит крестьянский ходок Тит, побывавший в Питере и Москве. Описывая здание Смольного, где разместился большевистский Совет, Тит восклицает: ...нот где дух-то вольный! Вот где волю нам куют, Бьют, - промашки не дают. О воле не болтают, ее куют, добывают в борьбе. Так разрешаются в повести темы горя и доли, воли и земли. Правда, в позднейшей концовке поэт предупреждает читателя (имея в виду тяжелейшую обстановку гражданской войны): Не сдается наше горе! Может быть, его мы вскоре, Став ногой ему на грудь, И осилим как-нибудь. Но приведенные слова лишь усиливают главную мысль произведения: судьба народа - в его собственных руках. Этой мыслью поэт сцементировал рассказ о простом солдате и его деревенской подруге с широким повествованием о русском народе, проведя читателя через все этапы великого и трудного пути, пройденного страной от начала мировой войны до Октябрьской революции. 5 Создавая произведение, оригинальное по форме, построению и идее, Демьян Бедный в то же время опирался на определенные поэтические традиции. Они коренятся в творчестве великих русских поэтов, избравших темой своих произведений дела и судьбы народа. Первое, что бросается в глаза при чтении повести "Про землю, про волю, про рабочую долю", - это совпадение ритмов, интонаций, речевых оборотов и целых синтаксических фигур со знаменитыми сказками Пушкина. Многие строфы повести - если отвлечься от их стр. 27 -------------------------------------------------------------------------------- содержания и фактуры - вызывают в памяти "Сказку о царе Салтане", "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях" и особенно "Сказку о золотом петушке". Например: Солнце весело светило. Землю дождиком прибило. Пар валил с осенних нив. Лихо шапки заломив, Заливая горе брагой, Парни шумною ватагой Пляс вели последний день. - Трень-брень! Трень-брень!.. Можно взять еще более близкие к сказкам Пушкина строки, содержащие сатиру на царя: Добрый царь в досаде лютой Зашушукался с Малютой, Самым главным палачом: Порешить, мол, им не чем... Пушкин ввел в фантастическую, волшебную сказку социально-политические мотивы, украсил ее картинами народного быта, отразил в ней живой склад народного ума. Он утвердил в русской поэзии ритмы народного сказа, придав ему художественную законченность и музыкальность. Первым, кто подхватил эту замечательную традицию, был поэт П. Ершов, создавший "Конька-горбунка", где сатирические мотивы даже несколько усилены в сравнении, скажем, с "Золотым петушком" и где старательно соблюдены ритмико-синтаксические особенности пушкинской сказки. "Конек-горбунок" печатался при жизни Пушкина, который, прочитав сказку, заявил: "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить"1. Позднейшую вариацию сатирической сказки, основанной на пушкинских ритмах и ершовских мотивах, создал С. Басов - Верхоянцев. Его "Конек-скакунок", насмешливо обличающий монархический строй, был весьма популярен у нас в предоктябрьское десятилетие 2. Однако ни Ершов, ни Басов - Верхоянцев не вышли из рамок народной фантастики, облекая жизненные мотивы в привычные формы сказочного вымысла (приключения Ивана на Коньке-горбунке, поимка Жар-птицы, поездка за Царь-девицей, добыча перстня с морского дна; у Басова - Верхоянцева - путешествие на коньке-скакунке и т. д.). -------------------------------------------------------------------------------- 1 Слова эти приведены в воспоминаниях А. Ярославцева (см. П. Ершов, Конек-горбунок, Стихотворения, Л. 1951, стр. 18). Демьян Бедный высоко ценил Ершова. Об этом свидетельствует его стихотворение "Распрямленные" (1935). 2 Автору этой сказки Д. Бедный посвятил дружественное стихотворение "Басову-Верхоянцеву" (1929). В нем говорится: ...Вот мы уже и старики. Не знали мы с тобой Парнасов, А нас везли - взамен Пегасов Коньки, простые скакунки. стр. 28 -------------------------------------------------------------------------------- Особенность той работы, которую проделал Демьян Бедный, обратившись к повествовательной традиции пушкинской сказки, заключается в полном отрешении от фантастики, в ориентации только на реальный жизненный материал. Это не значит, что Д. Бедный отрицал познавательное значение сказочной фантастики (в предыдущие годы он сам охотно писал сказки - "Куры", "Крысы", "Пирог да блин" и другие). Но для решения тех задач, которые он ставил перед собою в повести, он счел нужным отбросить элементы фантастики. Можно сказать, что в более общем замысле своего произведения Д. Бедный шел от другого великого предшественника, Некрасова. Именно ему принадлежит в русской поэзии форма обширной повести о народной судьбе, в центре которой стоят герои-крестьяне. Близки Некрасову и мотивы горя и доли. Наконец, есть в произведении Д. Бедного и прямые заимствования из творчества великого демократа, причем каждый некрасовский образ по-новому осмыслялся пролетарским поэтом. Так, из стихотворения Некрасова "Забытая деревня" позаимствован образ бабушки Ненилы, который в повести Д. Бедного, как и в стихотворении Некрасова, символизирует народную нищету. В "Забытой деревне" бабушка умирает, не дождавшись помощи от барина; в повести Д. Бедного показано, что не будет ей помощи и от буржуазно-помещичьей власти; но теперь близко спасение - народ борется за землю, за хлеб, за свободу: "...Вот с землей добьемся ладу, - Поработаем в усладу. - Батюшки! Новый хлеб заколосится - Шелк наденешь вместо ситца. - Матушки! Весь ты век жила убого, - Потерпи ж еще немного. - Батюшки! За свободную-то долю Попируем, бабка, вволю. - Матушки!" С поэмой Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в повести Д. Бедного связан образ Якима Нагого. Яким внешне - "старик убогонький", но именно в его уста Некрасов вкладывает горькие слова о безмерной крестьянской беде ^"Мужик беды не меряет") и о гневной крестьянской душе, из которой "надо бы громам греметь... кровавым лить дождям". Д. Бедный поднимает этот образ до идеи революционного сплочения масс. В обращении Якима к мастеровым и солдатам говорится: Единым горем вскормлены, Единой волей спаяны, Своею силой гордые, В своем решеньи твердые, Ряды сомкнувши стройные, Железные, спокойные, стр. 29 -------------------------------------------------------------------------------- За наше дело общее, За наше дело правое, За долю всенародную Постойте до конца! Преемственная связь образа Якима Нагого с героем некрасовской поэмы подчеркнута специальной концовкой - подписью под письмом: Писал сие послание - Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, А той деревни Босовой Мужик Яким Нагой. Теснейшим образом связана повесть Д. Бедного и с традициями русского народного творчества. Вне этих традиций нельзя осмыслить ни использованных автором приемов народной беседы (привычного "Запева", непременных формул перехода от одной темы к другой, традиционных обращений к слушателям, обязательного "Прощания"), ни многочисленных поэтических "вставок" в повесть, близких по жанру к народному творчеству. Прежде всего это - песни. Многие из них представляют собою не что иное, как поэтические вариации устоявшихся в быту народных мотивов. Вот, например, песня новобранцев, написанная в подражание старой солдатской или рекрутской песне: Как посадят нас в вагоны, То-то будет плач да стоны. Все вагоны - грох да грох, Все девчонки - ох да ох! Вы, сударушки - сударки, Выносите-ка подарки, Чтоб, отправясь в дальний путь, Было чем вас помянуть. Нам подарки ваши любы: Щечки алые да губы! Вот "Плясовая", основанная на ритмических и словесных повторах, характерных для песенок "с притопом" (в качестве рефрена здесь берется концовка стиха): Отчего не поплясать? - Поплясать. Дома нечего кусать. - Что кусать? Кабы мне да калачи, - Калачи, Я лежал бы на печи, - На печи. Кабы мне да сапоги, - Сапоги, Я б ударил в три ноги, - В три ноги. стр. 30 -------------------------------------------------------------------------------- Плясовая переходит в "частую"- серию бойких, размашистых частушек, сопровождающих пляску: Ай, Тимошка, молодчина, Разошлася вся кручина, Разошлася вся тоска, Подковыривай с носка! Эх-ма! Друг Кузьма! Парень с подковыркой. Денег, думаешь, сума, - Ан карман-то с дыркой! Нередко песня создается на основе широко известного народного напева, сопровождаемого постоянным рефреном типа "Батюшки! Матушки!", "Барыня, барыня, ты моя сударыня!" Так написаны песни Д. Бедного "Бабушка Ненила" и "Барыня (Окопная)". Опыт разработки народных мотивов помог Д. Бедному и в создании оригинальных песен, не имеющих прямой аналогии в фольклоре, но по духу родственных народным песням. Первая такая песня в его творчестве - солдатская "Приказано, да правды не сказано", написанная в июле 1917 года (опубликована 2 августа). Текст ее быстро распространился в народе и вызвал раздраженные отклики на страницах буржуазной печати, требовавшей судебной расправы с автором. В четырех строфах было сказано главное, что волновало тогда народ и прежде всего солдат: война, к продолжению которой призывает Временное правительство, нужна русской буржуазии, ее союзникам за рубежом, нужна владельцам денежного мешка, но не народу, которому она не принесет ничего, кроме жестоких жертв и разорения. Шестнадцать строк этой песни стали передаваться из уст в уста, записываться в походные солдатские книжки и перепечатываться в газетах несомненно потому, что мысль была заключена поэтом в легкую, живую форму, в форму открытого разговора, прямых вопросов и ответов, выраженных образным народным языком: Нам в бой идти приказано - "Союзных ради наций". А главного не сказано: Чьих ради ассигнаций? Кому война - заплатушки, Кому - мильон прибытку. Доколе ж нам, ребятушки, Терпеть лихую пытку? Укоренившиеся в быту песенные мотивы использованы и для создания стихов чисто сатирического плана. Применение готовых типов песен играет здесь двоякую роль: приближает тему к читателю и усиливает обличение с помощью высмеянной, вывернутой наизнанку формы. Так пародируется залихватская казенная солдатская песня стр. 31 -------------------------------------------------------------------------------- (элемент пародии здесь, в частности, подчеркнут псевдонародными словечками "патрет", "чижало", "мамзель" и т. п.). Так написаны сатирические песенки "Бука (буржуазно-колыбельная)", "Как у питерских господ (предвыборная песня)", "Контрразведчики" и другие. Для пародийной стилизации использованы поэтом и другие виды народного творчества: сказка ("Колобок"), былина ("Барские слезы"). Для полноты картины следует добавить, что некоторые произведения устного творчества поэт целиком вводил в свой текст, причем в одних случаях заимствовал их из известных сборников русского фольклора, в других же брал на слух из бытующих в народе частушек и песен. Так, "Песни народные", приводимые Д. Бедным, взяты, по-видимому, из сборника "Великорусские народные песни, изданные профессором А. И. Соболевским", причем в одном тексте соединены две песни: "Не кукушечка во сыром бору куковала..." и "Не шумите-ка вы, ах да ветры буйные..."!1 К числу песен, несомненно услышанных, относится приводимая им частушка того времени: "Ах вы, Сашки, канашки мои, Разменяйте вы бумажки мои! А бумажки всё новенькие, Двадцатипятирублевенькие". Использованы Д. Бедным и такие жанры устной поэзии, как побывальщина ("Про Луку с его женой" - во второй части повести) и сказка ("Разрыв - трава" - в пятой части). Автора всех этих текстов нельзя упрекнуть в стилизации, механическом подражании народной поэзии. Д. Бедный активно осваивал народное творчество, подчиняя заимствуемые им формы и поэтические приемы определенным идейно-художественным задачам. Он наполнял свои песни злободневным общественным содержанием, искусно вплетал их в развитие сюжета. Традиции русской поэзии - и книжная и устная - щедро питали произведения Д. Бедного, рождая новое художественное качество; они помогали стихотворцу выразить новое содержание, ввести в русскую поэзию новых людей. г. Ленинград. -------------------------------------------------------------------------------- 1 См. сборник А. И. Соболевского, т. VI, СПб. 1900, N 71, 74. Обе песни - народные рекрутские причеты - приведены Д. Бедным дословно, за исключением двух строк, имеющих разночтения. стр. 32

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама