Рейтинг
Порталус

ЛИТЕРАТУРА НА ВОЙНЕ

Дата публикации: 24 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1295869888


Почти половину жизни молодого социалистического государства (18 лет из 40) заняли годы войн и восстановлений. Первым декретом Советской власти был декрет о мире, и с того времени наша страна не сделала ни одного шага, который противоречил бы этому декрету. А в то же время не было ни одного дня за все сорок лет, когда бы во враждебном нам лагере не раздавались голоса, призывающие напасть на страну Советов и уничтожить ее. Вот почему тема защиты Родины стала одной из важнейших в нашей литературе и, наряду с темой созидания, дала яркие, художественно-убедительные результаты. Советская литература начала формироваться в труднейшие годы гражданской войны, и первые ее успехи связаны с высоким пафосом этих героических дней. Отечественная война для литературы, как и для всего народа, явилась проверкой и испытанием. Писатели достойно выдержали это испытание. С огромной силой проявилась в эти годы гражданская зрелость советских художников, их патриотизм и мужество. Слово писателя оказалось оружием, готовым к смертельной борьбе за Родину, за социализм. Война показала, как необходима была работа партии и народа по созданию могучей индустрии, по воспитанию грамотных и технически вооруженных кадров. Война показала, что и литература прошла большую подготовку, прежде чем выдержала трудный экзамен на полях сражений. Партия руководила этой подготовкой. Войне предшествовало глубокое осмысление вопроса о гуманизме, о его сущности и силе. Советской литературе - литературе мирного труда и радости творчества, расцветающей личности и всепобеждающей любви, нетрудно было противостоять песнопениям бардов империализма. Ни поэзия Гумилева, ни баллады Киплинга не нашли у нас подражателей, ибо не нашлось среди наших писателей ни одного, кто бы за красивыми и звучными стихами не разглядел истинных дел армий, воспетых этими певцами захватнической войны. Гораздо труднее было разглядеть другую опасность. Ужасы несправедливой и бессмысленной империалистической бойни вызвали естественное отвращение к войне у многих честных художников мира. Но это отвращение к кровавой бойне, не подкрепленное правильным политическим видением мира, приводило к отрицанию всякой войны, к пацифизму, особенно опасному в условиях обострения империали- стр. 59 -------------------------------------------------------------------------------- стической реакции, в условиях укрепления фашизма. Многие из европейских художников слова, подчас даже крупных, не сумели преодолеть пацифистских настроений и оказались безоружными перед лицом фашистской агрессии. И в советской литературе на рубеже 30-х годов появилось немало произведений, специально рисующих "ужасы" войны и внушающих отвращение ко всякой войне. Об этом писал И. В. Сталин М. Горькому в январе 1930 года. Ленинское учение о войнах справедливых и несправедливых, пламенные статьи Горького помогли найти правильный путь решения проблемы гуманизма и войны. Не в пацифизме, не в отвращении ко всякой войне, а в разоблачении империалистических войн и в изображении гуманного смысла освободительных и революционных войн нашли ответ советские писатели. Тогда и появилось замечательное горьковское определение гуманизма как войны за счастье человека с его известной формулой: "Если враг не сдается - его уничтожают". В речи А. Суркова на Первом съезде писателей говорилось о советском гуманизме, как "гуманизме класса, в свирепой борьбе добывающего людям право на подлинное человеческое существование". "Наша молодежь, - говорил поэт, - выходит на демонстрации с букетом цветов в руках. Но за плечом девушки в белом платье, идущей с букетом цветов мимо мавзолея, покоится винтовка. И строгая тень штыка падает через плечо на мостовую, указывая линию движения". Такое понимание гуманизма, как гуманизма мужества и борьбы, помогало решению и другой, не менее важной задачи: сочетания патриотизма и интернационализма. С первых дней существования советского государства воспитание чувства интернационализма было одной из важных задач художественной литературы. Советские люди, грудью отстаивая социалистическое отечество, пламенно мечтали о мировой революции, горячо сочувствовали освободительной борьбе трудящихся всего мира. Самые чистые струны души затронула песня М. Светлова об украинском парне, который "пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать". Советскому народу пришлось строить социализм во враждебном капиталистическом окружении. И становилось все яснее, что наш интернациональный долг заключается в укреплении мощи советского государства, в строительстве социализма в нашей стране, что интернационализм неотделим от советского патриотизма. Главным героем советской литературы конца 20-х - начала 30-х годов стал человек, строящий социализм, патриот и интернационалист. В середине 30-х годов, когда началось наступление фашизма в различных участках земного шара, советский народ открыто оказывал моральную поддержку всем народам, борющимся за свою независимость. С глубокой симпатией и волнением следили советские люди за героической борьбой испанского народа. Туда, в борющуюся Испанию, посылал наш народ подарки и помощь, туда отправлялись бойцы интернациональных бригад. Этот яркий пример международной солидар- стр. 60 -------------------------------------------------------------------------------- ности вдохновил многих советских писателей и породил целый ряд памятных литературных произведений, начиная с замечательного "Испанского дневника" М. Кольцова. Строительство социализма в нашей стране было проявлением интернационализма, и одновременно участие в освободительной борьбе других народов было выражением патриотизма. Изображение героических подвигов на полях Испании перекликалось в нашей литературе с изображением подвигов героев гражданской войны. И не случайно в этот период в произведениях любых жанров, говорящих о прошлом, так ясно чувствовалась связь с современностью. Если поэт, прошедший школу гражданской войны, восклицал: Мы мирные люди, но наш бронепоезд Стоит на запасном пути, - и следом за ним это повторял весь народ, то поэт следующего поколения, только начинающий свой жизненный и творческий путь, как бы перекликался с ним, уже зная, что: Перья штампуют из той же стали, Которая завтра пойдет на штыки. Литература готовилась сама и готовила народ к борьбе с фашизмом, раскрывая ее "святой и правый" смысл, отечественный и освободительный характер, показывая ее суровость и беспощадность, воспитывая стойкость и мужество. И если в некоторых произведениях наших писателей война выглядела слишком легкой, состоящей из одних побед, то не они определяли направление литературы. Вместе с тем писатели участвовали в повседневных делах советских людей, деля вместе с ними и тревожную ночь в политотделе МТС, и бурные ударные сутки на стройке Магнитки, и долгую зимовку в Арктике, и много других незабываемых дел. Вот почему 22 июня 1941 года отряд советских литераторов оказался в боевой готовности. * * * Навсегда останется в веках бессмертный подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. И наряду с героическими деяниями воинов Советской Армии, тружеников тыла стоит и подвиг советской литературы, правдивым и вдохновенным словом сражавшейся за победу. Перед лицом грозной опасности, нависшей над Родиной, многонациональная советская литература выступила сплоченным, единым отрядом, еще больше укрепилась связь писателей с народом, с Коммунистической партией, возглавлявшей борьбу против фашистских захватчиков. Свыше трети всего состава Союза писателей (более тысячи человек) ушло добровольно на фронт - в армию, во флот, в партизанские отряды. Голос литературы звучал в самой гуще сражений - в дивизионных, армейских, фронтовых газетах. Благоговейно хранятся в нашей памяти имена Мусы Джалиля, А. Гайдара, Ю. Крымова, стр. 61 -------------------------------------------------------------------------------- Е. Петрова, В. Ставского, Д. Алтаузена, Б. Лапина, З. Хацревина, И. Меньшикова и многих других писателей, павших смертью храбрых в боях за Родину. Беззаветное и самоотверженное служение общенародному делу, кровная близость думам и чувствам широчайших масс трудящихся высоко подняли авторитет литературы в глазах читателя. В годы войны не было "дистанции времени" между текущими событиями и их отображением в литературе - произведения художественного слова рождались непосредственно в огне боев. И эта теснейшая связь с жизнью и борьбой народа дала плодотворнейшие результаты - во всех жанрах и видах литературы были созданы произведения большого искусства. Замечательные книги, написанные советскими писателями в годы войны, говорят о славном пути нашей литературы. Труден был этот путь. Если призыв к активной борьбе с врагом с первых дней войны зазвучал в литературе, то не везде сказалось в ней трезвое осознание событий и реальное представление о трудностях войны. И появлялись еще в первые месяцы войны произведения, где она изображалась облегченно, риторически и поэтому нежизненно. Они иногда принадлежали и перу серьезных писателей, которые находились в плену ошибочных представлений, но не эти недолго прожившие книги определили успех литературы в годы войны. Сила литературы была в ее глубокой правде. Правда войны - это очень сложное понятие. Ведь первые месяцы войны были тяжелы для нас, и отчаяние, растерянность, неуверенность могли охватить художника. В наши дни раздаются голоса некоторых любителей "правды" о том, что наша литература тогда мало писала о трудностях отступления и ошибках обороны. Но настоящая правда заключалась в том, что советский народ, руководимый партией, с первых дней войны срывал планы фашистского блицкрига - и несломленным сопротивлением гарнизона Брестской крепости, и воздушными таранами наших летчиков, и бессмертными подвигами советских воинов, и самоотверженной работой тружеников тыла. Именно это определило и дальнейший ход войны и нашу конечную победу. И не недостатком, а большим достижением нашей литературы является то, что наши писатели с первых же дней войны сумели увидеть сущность событий и изо дня в день показывали зерна будущей победы не отвлеченно-риторически, а конкретно, живо, зримо. Примеры этого можно найти в любых жанрах литературы. О поисках этой истинной, глубокой правды хорошо сказал К. Симонов, вспоминая о первом периоде войны, о днях тягостного отступления: "Какая бы тяжелая обстановка ни складывалась на том участке фронта, где мы были, мы по зернышку собирали в горсть все то, что говорило нам о надеждах на будущее, о непреложности веры в окончательную победу. Если посмотреть газеты того периода и все, что там написано о фронте военными корреспондентами и писателями, - будь то стихи, стр. 62 -------------------------------------------------------------------------------- очерки или рассказы, - независимо от того, хорошо или плохо это написано, - во всем этом всегда отражалась вера в победу и желание подкрепить эту веру. Найти факты, подтверждающие нашу веру в победу, было не только нашим гражданским долгом, но и душевной потребностью"1. И Ольга Берггольц, рисующая в своих прочувствованных стихах жизнь осажденных ленинградцев "в грязи, во мраке, в голоде, в печали"; и Василий Гроссман, показавший в своем замечательном очерке "Направление главного удара", в каких нечеловечески трудных условиях, когда "уставали" камень и железо, сражались и побеждали сталинградцы; и А. Корнейчук, выступивший в своей пьесе "Фронт" с гневным словом против отсталых военачальников, какой бы высокий пост они ни занимали, - все они были до конца правдивы так же, как и А. Твардовский, с потрясающей силой описавший в "Василии Теркине" и сорвавшуюся переправу и бой в болоте, который Не за город шел великий, Что один у всей страны, Не за гордую твердыню, Что у матушки-реки, А за некий, скажем ныне, Населенный пункт Борки. Но в этих, как и в других, больших и малых, произведениях трудности и неудачи, трагизм отдельных эпизодов описаны для того, чтобы воспеть величие народа, тяжелой ценой завоевывающего победу. Гибнет героиня поэмы "Зоя", гибнет герой поэмы П. Антокольского "Сын", зверски убиты палачами молодогвардейцы, но со всей неопровержимой силой жизненной правды писатели передали бессмертие дела героев, воодушевляющий пример их подвига, зовущий на битву живых. Советская литература показывала войну во всей ее суровой правде и вместе с тем утверждала грядущее торжество советского народа. Сквозь испытания сегодняшнего дня войны советские писатели видели завтрашний светлый день победы. Вот почему правдивое слово нашего писателя об испытаниях войны не вызывало чувства отчаяния. А ведь именно это чувство рождали произведения зарубежной литературы, рисующие ужасы войны, - например, известные романы Ремарка и других. Эти романы, раскрывая жестокость и бессмысленность войны, обреченность человека, попавшего на войну, показывают трагедию "потерянного поколения", физически и морально искалеченного войной, пришедшего к мрачному, безнадежному отрицанию, не способного ни вернуться к довоенным иллюзиям, ни приступить к строительству нового мира2. -------------------------------------------------------------------------------- 1 К. Симонов, Рассказы, "Советский писатель", М. 1946, стр. 179 - 180. 2 Принципиально отличается от книг писателей "потерянного поколения" роман А. Барбюса "В огне". В нем, по словам В. И. Ленина, "необычайно сильно, талантливо, правдиво" показано "превращение совершенно невежественного, целиком подавленного идеями и предрассудками обывателя и массовика в революционера именно под влиянием войны..." (Сочинения, т. 29, стр. 470). стр. 63 -------------------------------------------------------------------------------- Писатели типа Ремарка стремились писать о войне без прикрас, рассказать о людях окопов, о простом, обыкновенном человеке, захваченном бурей войны. Поэтому иногда некоторые критики видели в их книгах о войне продолжение лучших традиций классической литературы и в первую очередь традиций Л. Толстого. На самом деле эти писатели восприняли классические традиции однобоко и внешне. Они взяли у Толстого внимание к быту войны, к так называемой окопной правде, интерес к судьбе простого человека, ненависть к бесчеловечным карьеристам и бездушным автоматам в мундирах. Но не усвоили главного - связи всех этих особенностей творчества с его общей концепцией войны, с его пониманием значения той или иной войны для судьбы народа. Ведь та "правда", которая по словам Толстого была главным героем его "Севастопольских рассказов" и которую в еще большей мере можно назвать героем "Войны и мира", заключается не только в том, чтобы показать ужас войны, а в убеждении, что любые жертвы, которых требует справедливая война, оправданы той великой целью, во имя которой она ведется. Величие Толстого и состоит в том, что он сумел показать, как меняется характер войны и отношение к ней народа, когда она из нападения и захвата превращается в священную борьбу за свою родную землю, за победу своей Родины. А слабость писателей-ремаркистов, как и их героев, заключалась в том, что они не разобрались в империалистическом, захватническом характере первой мировой войны, не увидели революционных сил и поэтому пришли к отрицанию всякой войны, всякого сопротивления, к признанию бессилия человеческого разума перед слепыми силами разрушения. В противоположность Толстому, сумевшему показать силу и величие народа на войне, певцы "потерянного поколения" не видели народа, и герой у них всегда был человеком-одиночкой, брошенным в горнило войны. С точки зрения этого затерявшегося в окопах войны, надломленного и опустошенного человека они и рисовали войну. В их книгах много жестокой правды, но нет понимания социальной сущности и смысла войны, роли и силы народа. Их произведения проникнуты чувством безнадежности и пессимизма. Впрочем, в этом не только их вина, но и беда: трудно осмыслить бессмысленную, империалистическую бойню, трудно воевать за народ, когда ведется антинародная война. Советская литература периода войны не могла следовать примеру и традициям писателей "потерянного поколения", хотя большинство из них было честными и талантливыми художниками. Зато советские писатели в дни войны оказались прямыми и достойными наследниками лучших традиций Толстого. Но они не были эпигонами Толстого, а творчески развивали традиции гениального художника, были подлинными новаторами. Ибо Отечественная война 1941 -1945 годов коренным образом отличалась от войны 1812 года. Советский народ, возглавляемый Коммунистической партией, защищал свое родное социалистическое госу- стр. 64 -------------------------------------------------------------------------------- дарство, шел в бой за великие идеалы коммунизма, ставшие бесконечно дорогими и близкими для миллионных трудящихся масс. Это был невиданный в истории прекраснейший пример кровного, неразрывного единства народа и государства, личности и общества, единства, проявившегося с гигантской силой самоотверженности, скрепленного кровью в час жесточайших испытаний. И этот беспримерный подвиг советского народа запечатлела новая социалистическая литература. Литература сильнее, чем когда бы то ни было за все время существования советского строя, ощущалась нашими писателями не как индивидуальное дело, а как дело страны, партии, народа. Поэтому не одиночка, брошенный в горнило войны, беспомощный и растерявшийся, а героический народ, его мужественные сыны, защищающие социалистическую Родину, не щадя собственной жизни, - вот кто был главный герой нашей литературы в то суровое время. Партия и народ, стоящие единой несокрушимой стеной, братский союз на жизнь и на смерть коммунистов и беспартийных - вот что представало миру со страниц лучших книг советской литературы, таких, как "Молодая гвардия" и "Нашествие", "Василий Теркин" и "Непокоренные", "Народ бессмертен" и "Фронт" и еще многие другие произведения. Изображая жестокую правду войны, книги советских писателей всегда были исполнены идущей из самых глубин народного духа железной уверенности в грядущей победе, непоколебимой убежденности в бессмертии справедливого народного дела. Именно поэтому героями повести К. Симонова "Дни и ночи", изображающей оборону Сталинграда - один из самых тяжелых моментов второй мировой войны, по силе испытаний человеческого духа не сравнимый ни с чем, о чем писали зарубежные писатели, - стали не усталые и обреченные, а стойкие, сильные духом люди. Для героев Сталинграда дни осады стали не концом, а началом большого пути победы. Именно поэтому Ванда Василевская в своей повести "Радуга", рисуя ужасные картины фашистских зверств, в то же время подчеркивает беспримерную стойкость и мужество героини, с любовью останавливается на прекрасных человеческих качествах простых, незаметных людей. Именно поэтому пьеса А. Корнейчука "Фронт" была напечатана на страницах центрального органа партии "Правды". В этом проявилась и сила литературы и сила нашего государства. В тяжелый период войны партия открыто сказала народу о серьезных недостатках и отрицательных явлениях на фронте, мобилизуя на борьбу с этими недостатками. И эта пьеса, где гневно-сатирически казнятся отсталые военачальники, была произведением, полным веры в победу. Советские писатели не скрывали правду о войне. Но правда эта выступала у них не в виде разрозненных картин, вызывающих отчаяние и растерянность, а в виде большого трудного пути, освещенного стр. 65 -------------------------------------------------------------------------------- сиянием будущей Победы. В большей части произведений нашей литературы этого периода, несмотря на их конкретность и жизненную достоверность, нет натуралистического смакования тяжелых подробностей. Поэтому эти книги не вызывали у читателя чувство ужаса и бессилия, а утверждали силу человеческого духа, веру в будущее, в победу света и жизни. Вот почему в конце войны Н. Тихонов смог с гордостью сказать, что вслед за "Севастопольскими рассказами" и "Войной и миром" Толстого правда стала героем и нашей военной литературы. "Главным героем нашей литературы, - говорил он, - как в дни мирного строительства, так и в дни Отечественной войны является правда. Мы не хотим скрывать ни дней тягостного отступления, ни дней жестоких боев, ни огромного напряжения сил страны на пути к победе... Правда о войне - это рассказ, который должен потрясти души и сердца, раскрыть все моральные богатства, всю глубину могучего духа советского человека" ("Отечественная война и советская литература", "Большевик", 1944, N 3 - 4, стр. 26)1. С особой силой раскрылась в годы войны самоотверженная любовь советского человека к своей социалистической Родине, сила и -------------------------------------------------------------------------------- 1 К сожалению, в нашей современной литературе встречаются отступления от этих замечательных традиций советской литературы, попытки подойти к войне "по-новому", с позиций, так сказать, "неприкрашенной правды". О некоторых подобных произведениях уже писалось в нашей печати. Недавно в журнале "Огонек" (1957, N 41) было напечатано стихотворение Юрия Яковлева "Белые кони". Оно выражает совершенно определенную идею. В детстве война казалась поэту полной героизма и романтики: Скачут белые кони По улочке зыбкой. Взглядом женщины их Провожают с тоской. А бойцы на скаку Умирают с улыбкой, И живые завидуют Смерти такой. Но когда поэт познакомился с войной поближе, Оказалась война Некрасивой и грязной, Вшивой, мокрой, холодной, Сожженной до пней. И на этой войне Я не видел ни разу Ни в конце, ни в начале Тех белых коней. И это все. Но неужели Юрий Яковлев увидел на войне только грязь и не увидел мужества и героизма, благородных и бессмертных подвигов во имя защиты Родины и освобождения народов от фашистского рабства, всего того, ради чего шли на смерть советские люди, что прекрасно и заслуживает преклонения. Поэт явно подошел к теме с абстрактной, пацифистской точки зрения, чуждой традициям советской литературы, и забыл о справедливом, освободительном характере войн, которые вел советский народ. стр. 66 -------------------------------------------------------------------------------- глубина советского патриотизма, воспитанного Коммунистической партией. По мере утверждения нового мира у советского человека все сильнее становилась гордость за свою страну и народ, которые показывали всему человечеству пример борьбы за коммунистическое будущее. Еще в 20-е годы В. Маяковский воспел в поэме "Хорошо!" революцию и любовь к Родине, к социалистическому отечеству. И дальше, в 30-е годы, в литературе все отчетливее протягивалась нить, соединявшая социалистическое настоящее с богатой историей нашего народа, с его революционными и культурными традициями. В годы войны давние патриотические и освободительные традиции нашего народа неразрывно слились в сознании советских людей с недавними, еще хорошо памятными героическими подвигами периода гражданской войны. Этот сплав исторических и революционных традиций, это животворное чувство советского патриотизма пронизывает и публицистику А. Толстого и Л. Леонова, и пьесу К. Симонова "Русские люди", и поэму А. Твардовского "Василий Теркин", и поэму А. Прокофьева "Россия", и все лучшие произведения периода войны. В патриотическом пафосе произведений советских писателей органически слились в единое целое и любовь к "земле оттич и дедич", к славному прошлому русского народа, и любовь к советскому строю, к завоеваниям Октября, к Ленину и Коммунистической партии, к дружной семье народов Советского Союза. Любовь к Родине вместила в себя и нашу белую березу, и родной язык, и широкую русскую песню, и Россию, преображенную Октябрем, и многонациональное социалистическое советское государство: Да простор вековечный, огромный, Да гармоник размах шире плеч, Да вагранки, да краны, да домны, Да певучая русская речь! (А. Прокофьев, "Россия") Но советский патриотизм и в годы войны был неотделим от интернационализма. В произведениях советских писателей была раскрыта и воспета всемирно-историческая миссия Советской Армии, несущей освобождение народам Европы и самому немецкому народу от фашистского порабощения. Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле... - писал А. Твардовский, и его слова напоминали о том святом и правом бое пролетариев всех стран против мирового капитализма, который был воспет еще в "Варшавянке", который привел к победе в России в Октябре 1917 года и продолжается на земле до наших дней. Широко и разносторонне раскрывали советские писатели многообразие животворного советского патриотизма. В пьесе Л. Леонова стр. 67 -------------------------------------------------------------------------------- "Нашествие" нравственно оздоровляющая сила советского патриотизма даже человека с такой запутанной судьбой, как Федор Таланов, превращает в героя. В "Русских людях" К. Симонова источником несокрушимых душевных сил героев выступает самоотверженная любовь к советской отчизне. Лучший роман времен войны - "Молодая гвардия" А. Фадеева с большой художественной силой изображает молодое поколение советского народа, беззаветно выступившее на защиту чести, свободы и независимости любимой социалистической Родины. В поэме Н, Тихонова "Киров с нами" героическая оборона Ленинграда раскрывается как продолжение славных традиций Коммунистической партии и ее лучших сынов, всегда проявлявших несгибаемое мужество в борьбе с врагами. В поэме А. Прокофьева "Россия" героизм советских воинов дан в неразрывной связи с социально-патриотическими традициями русского народа. Горячая любовь к Родине неразрывно соединялась у советских людей с ненавистью к врагу, посягнувшему на само существование нашего государства, на жизнь народа. Призыв к ненависти не был отступлением от гуманизма. Спасти жизнь народа и страны можно было только в ожесточенной, кровопролитной борьбе с врагом, борьбе без колебаний, сомнений и сожалений. Только силой духа, организованности и техники можно было победить орды фашистов с их человеконенавистнической идеологией. И всякое оправдание врага было бы в этих условиях не проявлением гуманизма, а изменой гуманности. Вот почему наши художники слова стремились воспитать ненависть к фашистским варварам. Достаточно вспомнить статьи А. Толстого "Я призываю к ненависти" и И. Эренбурга "Оправдание ненависти", рассказ М. Шолохова "Наука ненависти" и сборник стихов А. Суркова "Я пою ненависть". Ненависть, которую воспевали советские поэты и к которой призывали советские публицисты, была священной. Она относилась не к народам, а к тем, кто толкал на войну, к захватчикам, к фашистам. За ней стояло стремление не к порабощению народов, а к их освобождению. Эта ненависть не разрушала душу, не уничтожала у бойца жизнелюбия и оптимизма, она была чувством, удесятеряющим силы фронтовика. Призывая к борьбе с захватчиками, советская литература оставалась верна своим гуманистическим принципам. За человека! - возглашала советская литература, раскрывая смысл справедливой войны советского народа с фашизмом. В поэме П. Антокольского "Сын" нарисован поединок двух сыновей: сына, воспитанного социалистическим строем, и сына, вскормленного фашизмом. Человек против палача - в этом истинная человечность. "Избавить мир, планету от чумы - вот гуманизм! И гуманисты - мы", - писала В. Инбер в "Пулковском меридиане". Гуманистический пафос советской литературы проявляется и в том, что она стремилась подчеркнуть в советских людях воодушевленность высокими идеалами, самопожертвование, сердечную заботу стр. 68 -------------------------------------------------------------------------------- о людях, попавших в беду, чувства дружбы, верности и любви (песни и стихи М. Исаковского, "Бьется в тесной печурке огонь" А. Суркова, "Жди меня" К. Симонова и другие). В правде и справедливости заключалась сила советской литературы военных лет. Ее пафос был глубоко нравственным, ее идеи - правыми, как правым было дело советского народа, поднявшегося на защиту своей Родины. Именно поэтому слово художника имело такой убедительный характер, звучало как лозунг и призыв. Именно поэтому в эти годы такое большое значение приобрела публицистика. И взывал ли публицист к патриотическим чувствам народа, или изо дня в день вел в своих статьях "рукопашный бой" с фашистскими захватчиками - его слова были преисполнены чувства справедливости и моральной силы. * * * Литература военных лет не только выражала большие идеи и чувства, но и была настоящим, большим искусством. Это отметил уже в 1942 году А. Толстой в своем докладе о литературе: "Мы присутствуем при удивительном явлении. Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, должен огрублять, опрощать литературу, укладывать ее в узкую щель окопа. Но воюющий народ, находя в себе все больше и больше нравственных сил в кровавой и беспощадной борьбе, где только победа или смерть, - все настоятельнее требует от своей литературы больших слов. И советская литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа. Она находит слова правды, высокохудожественные формы и ту божественную меру, которая свойственна народному искусству. Пусть это только начало. Но это начало великого"1. В годы войны зримым стал путь, который прошло наше искусство за четверть века после Октябрьской революции. Это был путь от плакатных однолинейных обобщений, от изображения нерасчлененной массы и подчас условного героя к умению видеть не массу, а коллектив, состоящий из ярко выраженных индивидуальностей, к изображению живого, конкретного героя. Глубоко символично название повести Б. Горбатова "Непокоренные" - оно как бы объединяет всех героев, выделяя главную, решающую черту их характера. И в то же время все они индивидуализированы, у каждого из них свой путь и свое место в общей активной борьбе. Мы хорошо запомнили не только семью Тараса Яценко, начиная с гордого старика Тараса и кончая его внуками Ленькой и Маринкой, отказавшимися учиться в фашистской школе, но и десятки эпизодических персонажей повести: и артиста, готового умереть с голоду, но -------------------------------------------------------------------------------- 1 А. Толстой, Четверть века советской литературы, "Советский писатель", М. 1943, стр. 29. стр. 69 -------------------------------------------------------------------------------- отказавшегося продать свой талант оккупантам, и старого врача Арона Давидовича, спокойно и гордо идущего с докторским чемоданчиком на расстрел, и старика крестьянина, который долгие годы отказывался вступить в колхоз, а сейчас согласился на унизительную роль немецкого старосты для того, чтобы защищать тайно существующий и при фашистах колхоз. Все они, как и многие другие персонажи, - живые, яркие личности, нарисованные хотя и лаконично, но необычайно выразительно. Б. Горбатов не упрощает жизни: в условиях фашистской неволи некоторым людям нелегко было найти свое место в борьбе. Наряду с мужественными и беззаветными героями, сразу вступившими на путь сопротивления захватчикам, мы видим и трудные судьбы и поиски самого Тараса, его сына Андрея, поэтически-восторженного Павлика. Они и другие герои находят свое место в активной борьбе с захватчиками после нелегких размышлений и переживаний. И в этом их решении большую роль играют и увиденные ими картины народного горя и прочувствованное ими повседневное мужество народа. Образ героя, находящего смысл своей жизни в единении с народом, показал и Л. Леонов в своей пьесе "Нашествие". Необычен и сложен путь Федора Таланова, но именно эта необычность подчеркивает силу народного гнева, возбужденного вражеским нашествием, и единение всех советских людей в борьбе. А углубленный психологизм в обрисовке главного героя делает образ его чрезвычайно выразительным. Единство человека и народа очень глубоко раскрыто в такой своеобразной поэме, как "Василий Теркин" А. Твардовского. Теркин безусловно народный герой, он плоть от плоти родного народа и соединяет в себе лучшие черты миллионов рядовых солдат. И в то же время это живой, конкретный человек, со своей биографией и характером. Как далеко ушел Василий Теркин вперед от плакатного Ивана из "150 000000" Маяковского. Его сила не в необычности, изумляющей и обезоруживающей врага, а в простых, распространенных и в то же время чудесных человеческих качествах: стойкости, мужестве, воинском мастерстве, оптимизме и неутомимости. От фольклорных и газетных шутливо-героических персонажей Теркина при некотором внешнем сходстве отделяет глубокая серьезность раздумий и поступков, отсутствие наигранно-бодрящих мотивов, а главное - естественность психологических переживаний. Все это и делает его живым человеком, а не лубочно-условным образом. Поэма Твардовского имеет принципиальное значение потому, что в ней сочеталось высокое мастерство художника, сложный, можно сказать, философский замысел с ярко выраженной народностью, с доступностью и понятностью для самого широкого читателя. Народный, разговорный язык, необычайно богатый и красочный по составу, не звучит здесь нарочито и искусственно, а отражает самую суть произведения и его героя. стр. 70 -------------------------------------------------------------------------------- В этой связи интересно вспомнить еще одно высказывание А. Толстого из упоминавшегося уже доклада. Он сравнивал литературу первой и второй мировой войны: "Война 1914 года беспощадно продемонстрировала это падение (литературы и искусства. - Е. К.), когда какой-нибудь эстет, поэт Игорь Северянин, выстреливал в пустоту фразой: "...тогда ваш нежный, ваш единственный я поведу вас на Берлин..." Самой низкопробной халтурой, вроде: "С железом в руках, с крестом в сердце" Муйжеля и сотен других сочинителей, наполнены были страницы журналов и газет. Чтобы стать понятной воюющему народу, литература первой мировой войны спустилась со своей башни и, торопливо загримировавшись под патриота, загаерничала, засюсюкала, запричитала на все фальшивые голоса. Народ не принял и злобно оттолкнул эту шутиху - барскую барыню. Сравните ее с литературой второй мировой войны, наших дней, когда все устремление советской литературы - подняться до уровня моральной высоты и героических дел русского воюющего народа. Литература наших дней - подлинно народное и нужное всему народу высокое гуманитарное искусство. Она круто идет на подъем"1. Действительно, первая мировая война не могла вызвать к жизни сколько-либо значительной литературы. Произведения, воспевающие империалистическую войну, оказались пустоцветами и в идейном и в художественном плане. Характерно, что на этом пути неудачу терпели не только литераторы-ремесленники, но и несомненно одаренные художники, которые создавали лишь холодные, легковесные, псевдонародные стихи,, очерки и рассказы. Как не похожа на это "искусство" наша литература в годы Отечественной войны! Общий интерес и народное доверие к литературе вызвали у художников высокое чувство ответственности, возросшую требовательность к своему творчеству. А. Толстой и И. Эренбург и до войны были художниками, известными всему культурному миру, но в годы войны они приобрели такое знание народной жизни и переживаний простых людей, что их статьи стали необходимыми как пища и оружие миллионам тех читателей, которые, возможно, и не читали ни "Хождения по мукам" А. Толстого, ни "Падения Парижа" И. Эренбурга. И это движение литературы к простоте и народности вовсе не означало подделки под народность опрощения и принижения искусства. Наоборот, это вело к подлинному высокому искусству. Вело через трудные, мучительные поиски. От иных художников потребовался отказ от нарочито усложненной, затрудненной для восприятия формы, от внешней красивости и пышных равнодушных фраз; другие должны были преодолевать плакатность образов и упрощенность стиля. Примером подлинной народности и высокого художественного уровня нашей литературы военных лет может служить поэзия М. Исаковского. Вспомним известное стихотворение М. Исаковского "Рус- -------------------------------------------------------------------------------- 1 А. Толстой, Четверть века советской литературы, стр. 14. стр. 71 -------------------------------------------------------------------------------- ской женщине". Это рассказ о простой русской женщине, которая терпеливо переносит все непосильные тяготы войны и в письмах на фронт уверяет, что живет хорошо. Бойцы твои письма читали, И там, на переднем краю, Они хорошо понимали Святую неправду твою. И воин, идущий на битву И встретить готовый ее, Как клятву, шептал, как молитву, Далекое имя твое... Как всегда у Исаковского, как будто обычные, простые, а в то же время такие свежие, неожиданные слова глубоко западают в сердце. Общее для советской литературы стремление к простоте и народности соединялось с исключительным разнообразием смелых художественных решений избранной писателем темы. Сошлемся хотя бы на поэмы "Киров с нами" и "Пулковский меридиан", "Зоя" и "Сын", "Василий Теркин" и "Россия". Все эти поэмы удивительно своеобразны. Каждая из них является вершиной творчества автора и одновременно новым словом в развитии советской поэзии. Все они развивают жанр лирико-эпической поэмы, утвержденный в нашей литературе Маяковским, и показывают неисчерпаемо-широкие возможности этого жанра. Тот суровый экзамен, который наша литература выдержала в годы Отечественной войны, свидетельствует о наличии в ней больших творческих сил и богатых возможностей. Литература периода войны как бы напоминает художникам, что только в единении с народной жизнью, в правдивости и простоте, в широком всеобъемлющем взгляде на события, в историческом оптимизме - залог их новых успехов и побед. стр. 72

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама