Рейтинг
Порталус

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Дата публикации: 28 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1296214859


Обычно новое удачное произведение прозаика или поэта наша критика встречает словами: "Его с нетерпением ждал читатель". Но вот о новой хорошей книге критика у нас почему-то не принято так говорить. А именно к тем книгам, которых ждет читатель, принадлежит сборник статей Г. Березкина "Спутница времени". Автор рассматривает творчество тех, кто стоял у колыбели белорусской советской поэзии, - Я. Купалы, М. Чарота, П. Глебки, безвременно ушедшего от нас В. Тавлая; поэтов военного поколения - А. Велюгина, К. Киреенко, А. Белевича; рассказывает о самобытном таланте З. Остапенко, М. Лужанина, о последней поэме А. Русецкого и об одном из самых ярких представителей молодой поэзии Г. Бородулине. Причем это не просто одиннадцать исследований об одиннадцати поэтах - мы узнали о радостях и болезнях всей белорусской поэзии. Автор с первых строк книги как бы включается в полемику по принципиальным, широко обсуждающимся ныне вопросам развития советской поэзии. "Если бы у нас, - начинает ее Г. Березкин, - была написана обстоятельная, подлинно научная история советской поэзии с учетом всего лучшего, что внесли в нее поэты братских республик, многие положения, до сих пор являвшиеся почти бесспорными, были бы решительно и основательно пересмотрены. Так, в частности, требует пересмотра общеизвестный тезис о том, будто начальный период в развитии советской поэзии прошел исключительно под знаком абстрактно "планетарного" восславления действительности и что только с приходом в литературу поэтов, связанных с группой "Октябрь" (Безыменский, Жаров и др.), начинается новый - реалистический - этап в развитии нашей поэзии" (стр. 3). Ссылаясь на творческий опыт таких мастеров поэзии, как П. Тычина, В. Сосюра, Г. Табидзе, Е. Чаренц, Я. Купала, критик доказательно утверждает, что уже в раннем революционном творчестве этих поэтов ярко -------------------------------------------------------------------------------- Г. Березкин, Спутница времени. Статьи о поэзии, Госиздат БССР, Минск, 1961, 281 стр. (на белорусском языке). стр. 205 -------------------------------------------------------------------------------- проявились некоторые существенные особенности творческого метода нашей литературы - социалистического реализма. Речь идет прежде всего об их умении раскрывать идею революция, как идею национальную и народную, как идею возрождения народов, ранее угнетенных и бесправных. Именно с этих позиций и подошел Г. Березкин к анализу поэмы "Безымянное" Янки Купалы. В творчестве Я. Купалы, как известно, проблема судеб родного народа всегда была основной. И когда белорусский народ впервые за свою многострадальную историю получил свободу и независимость, Я. Купала отозвался на это событие произведением подлинно новаторским - поэмой "Безымянное". Она была написана в 1924 году, вскоре после образования Союза Советских Социалистических Республик. Если буржуазные националисты изображали пролетарскую революцию как чуждую коренным интересам белорусского народа, то Купала весь огонь своего сердца отдает прославлению народной социалистической революции. "Весь пафос, - пишет Г. Березкин, - все внутреннее богатство этой насквозь лирической вещи обусловлены именно государственной заботой поэта, богатством и широтой его общенародных интересов" (стр. 4). Критик прав, когда говорит, что лирическое овладение революционной темой было подготовлено самим характером нашей революции, ее подлинно демократическим содержанием. Всесторонне рассмотрено в книге творчество основоположника белорусской пролетарской поэзии М. Чарота. Г. Березкин прочитал его произведения свежо и современно. Он показал не только историческую роль поэзии М. Чарота, отразившей новую эпоху, ее грандиозные масштабы, но и посмотрел на эту поэзию с высот сегодняшнего дня. Почему многие стихи и поэмы М. Чарота не "живут" сегодня? Конкретный идейно-художественный анализ произведений приводит критика к ответу на этот вопрос: "Нашему восприятию творчества М. Чарота бесконечно мешает... остывшая трафаретность ее стилистики, однообразность ходов, отрыв ее языка от своего содержательного, смыслового назначения..." (стр. 27). И тему и образы в поэзии определяет прежде всего народный взгляд на жизнь, народное мировосприятие. Многие "планетарные" произведения М. Чарота не выдержали испытания временем, потому что в них утрачена художественная связь между правдой переживания и правдой жизненной реальности. Тонкое восприятие поэзии, глубоко современный взгляд на нее отличают новую книгу Г. Березкина. В эпоху строительства коммунизма, когда все должно быть подчинено воспитанию человека будущего, говорит он, "наблюдательный пункт" поэта должен быть вынесен далеко вперед. Автор убедительно спорит с теми, кто считает, что эмоциональный мир человека консервативен и не может угнаться за движением современной мысли вообще и научной мысли в частности. Критик утверждает, что дальнейшие успехи поэзии "будут связаны не с последовательным сужением эмоциональной сферы, а, наоборот, с настойчивым ее расширением "изнутри", с ее дальнейшим обогащением". В сборнике рассмотрено около тридцати поэм белорусских авторов. Говоря о былых успехах белорусской поэмы, Г. Березкин задается вопросом: почему в настоящее время в этом жанре мы ничем не можем по- стр. 206 -------------------------------------------------------------------------------- хвастать? Видимо, здесь играет роль и то, что поэмы пишутся без соблюдения элементарных законов жанра. Порою это хроника, рассказ в стихах, лирический цикл или даже репортаж, нет единства пафоса и сюжета. Всесторонне проанализировал Г. Березкин творческий путь поэтов одного поколения - А. Белевича, А. Велюгина и К. Киреенко. Высоко оценивая талант А. Белевича, его умение создавать живые, пластичные картины природы, отмечая его психологизм, непосредственность и естественность интонации, Г. Березкин в то же время отчетливо видит и слабые стороны поэта. Творчеству А. Белевича последних лет, замечает он, "ощутимо недостает интереса к тому новому, что рождает социалистическая действительность в характере человека, недостает умения придать этому новому полноценное художественное бытие и, наконец, умения сделать непосредственное наблюдение, живописную подробность частью общей картины, в которой можно было бы увидеть основные закономерности времени". Отсутствие чувства времени и исторически конкретного взгляда на действительность особенно характерно проявилось в поэме А. Белевича "Корни дуба" (1959). Это поэма о белорусском крестьянине, который в пореформенную эпоху отдал все, чтобы приобрести собственную полоску земли и начать жить на ней, не зная горя и нищеты. Но произведение это, утверждает критик, ни одной своей стороной не повернуто к сегодняшнему дню. В поэме идеализируется крестьянский быт. Подчас А. Белевич путает понятия - оторваться от земли и оторваться от народа. "А между тем, - говорит Г. Березкин, - это философия ограниченная, идеал ее - узкий. Такие понятия, как "земля" и "деревня", взятые в каком-то неизменном и вечном значении, без понимания того, какие изменения пережили эти понятия в социалистическом обществе, сильно отдают запоздалым народничеством" (стр. 188). Будем надеяться, что этот совет пойдет на пользу А. Белевичу, да и не только ему. В ряде статей критик рассматривает стихотворения, написанные на международную тему, - о разных странах, о друзьях и врагах. Я. Мавр, П. Бровка, П. Панченко, М. Танк, М. Лужанин, П. Пестрак и другие белорусские писатели создали произведения о жизни и борьбе народов почти всех континентов, произведения, вошедшие в золотой фонд белорусской литературы. Г. Березкин с полным основанием утверждает, что нашим поэтам свойственна способность чутко передавать особенности жизни и психологии самых разных народов. Критик высоко оценивает цикл стихов М. Лужанина "На землях чехословацких" именно потому, что мысль поэта "вбирает" в себя огромное множество самых разнообразных явлений, от очень тонкого, почти неуловимого душевного движения, мягкой пейзажной зарисовки до сочных, "густонаписанных" жанровых сцен, за которыми встает народ со своей психологией, со своим бытом. Много внимания уделено в книге мастерству, культуре поэтического творчества. Критику удается проникнуть в лабораторию поэта и раскрыть ее перед читателем. Г. Березкин умеет "прослушивать" как отдельную строку поэта, так и всю его вещь в целом. Обстоятельно рассказывает он о слуховых, зрительных и графических рифмах Г. Бородулина, его умении лепить образ, "развернуть" событие, расцветить пейзажную картину. стр. 207 -------------------------------------------------------------------------------- Г. Березкин ссылается на высказывания и опыт Г. Гейне и И. Бехера, А. Твардовского и А. Прокофьева, В. Луговского и Н. Асеева, М. Рыльского и П. Тычины. Это делает выводы критика особо убедительными. Хочется также отметить доброжелательность тона книги, ее страстность и увлекательность, образность ее языка и стиля. стр. 208

Опубликовано на Порталусе 28 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама