Рейтинг
Порталус

В КАКИХ ШКОЛАХ БУДУТ УЧИТЬСЯ НАШИ ДЕТИ?

Дата публикации: 15 марта 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1426416271



По мнению руководителей Министерства образования РФ, школьные учреждения

должны конкурировать между собой

Алексей Верда

Подробности

ПРЕДСТОЯЩАЯ реформа образования в России уже обросла самыми нелепыми домыслами и слухами. Большая часть людей до сих пор пребывает в полном неведении о сути предстоящих преобразований, хотя, помимо огромного значения для будущего интеллектуального потенциала нации, система образования являет собой еще и мощный социальный пласт - 21 млн. учащихся и около двух миллионов учителей. Другими словами, затрагиваются интересы почти шестой части населения России.

До последнего времени в редких публикациях на данную тему в искаженном виде рассматривалось якобы имеющееся противостояние между двумя основными проектами реформ, которые широко известны в узких кругах как "кинелевская" и "асмоловская". Однако на самом деле каждая из них разрабатывалась, имея в виду совершенно разные плоскости процесса реформирования отечественного образования.

Первая концепция, проект которой создан под руководством нынешнего министра общего и профессионального образования РФ Владимира Кинелева, представляет собой своеобразную доктрину (плохую или хорошую - это другой вопрос) образования нации. В ней, по существу, излагается, чему и в каком объеме учить подрастающее поколение.

В проекте реформы, подготовленной командой под эгидой зам.министра образования Александра Асмолова, рассматривается решение совершенно других вопросов: оптимизация и рациональное экономическое структурирование всей системы просвещения с целью нахождения денег (внутри нее самой!) для преподавания того, что изложено в той же национальной образовательной доктрине - будь то "кинелевская" или какая-либо другая.

По существу, это несколько листков бумаги с экономически выверенным обоснованием предлагаемых новых методов финансирования и хозяйствования всех учебных заведений России. Не случайно в "асмоловской" команде чуть ли не половина членов - профессиональные экономисты. Однако, при всей своей немногословной неказистости, эти листочки вполне могут стать для российской системы образования тем, чем для физики в свое время стали несколько страничек Альберта Эйнштейна, испещренных формулами.

Реформаторы исходили из жесткой реальности: на просвещение в нашей стране выделяется 5% ВВП - и больше федеральный бюджет не даст! Кстати, данный показатель выглядит вполне на уровне по сравнению с развитыми странами Запада. Примерно столько же расходуют на образование, скажем, Канада, Германия и Франция. Значит, причина нехватки денег в другом - в неразумной и плохой хозяйственной обустроенности самой нашей системы.

Этот подход в принципе отличается от хода мыслей, встречаемых мною на "круглых столах" различных "аналитиков" из аналитических центров Совета Федерации и Государственной Думы, всех аналитических способностей, которых хватает лишь на констатацию факта, "как все плохо", да на требования выделять на нужды образования (в то время, когда в стране не хватает белковой пищи и люди элементарно недоедают) не 5, а 10% бюджета.

Уходящие в песок средства, как считают "кинелевцы", надо находить за счет большего контроля за их расходованием и введения нового механизма финансирования. В связи с этим реформаторы предлагают ввести несколько новшеств.

Во-первых, предоставить большинству школ статус юридических лиц, т.е. самостоятельно хозяйствующих субъектов. (Таковых сегодня не более 10%). Это даст им возможность открывать свои лицевые счета, куда непосредственно будут поступать средства из федерального и региональных бюджетов, а также деньги, заработанные самой школой, и спонсорские дотации (последним, кстати, очень важно то обстоятельство, что их "вливания" идут не в абстрактный "общий котел", а в конкретное учебное заведение, где, скажем, учатся их дети или где директором - дельный толковый человек).

Помимо этого, у руководства школ будут развязаны руки для коммерческой деятельности. Так, например, им будет позволено сдавать в аренду до 10% площадей (скажем, под склады), которые всегда найдутся в любой школе. Однако будет жестко отслеживаться рыночная стоимость сданных школой квадратных метров, чтобы "левые" ручейки не отводились в личный карман директоров. Под конец года каждый из них будет обязан представить финансовый отчет о приходах и расходах всех средств, поступивших на лицевой счет его школы.

Во-вторых, как считают реформаторы, необходимо перейти на нормативное подушевое финансирование. Это означает, что за каждым учащимся закрепляется федеральный денежный "хвост" в размере от 3,2 до 3,5 млн. руб. ежегодно (для студентов эта цифра будет выше). В него входит оплата государством учительского труда, износ оборудования, питание детей и тому подобные статьи расходов. Это чем-то напоминает систему обязательного медицинского страхования.

Переходя из одной школы в другую, учащийся автоматически переносит за собой свой "хвост". В таких условиях директор конкретного учебного заведения становится заинтересованным в его улучшении: ищет более квалифицированных педагогов, всячески обустраивает школьный быт, не экономит на учебном оборудовании, внедряет новые методики образования. Одним словом, делает все, чтобы привлечь в свою школу максимальное количество детей. Начинается здоровая конкурентная борьба, не допускающая никакой стагнации. В конечном итоге выигрывают все - качество образовательных услуг повышается.

В-третьих, предусмотрены субвенции - целевые трансферты из федерального бюджета, направленные на покрытие нормативных затрат школ в тех регионах, которые сегодня прочно сидят на дотационной игле государства. Однако данная мера будет осуществляться только в отношении тех субъектов Федерации, которые сами "тянутся" из последних сил, поддерживая свою, местную систему образования. Мерой горячности этого их желания станет цифра 21 - такой процент регионального бюджета (и не меньше!) должен "отстегиваться" руководством субъекта РФ на внутренние образовательные нужды, дабы доказать недоверчивой Москве свою искреннюю и безусловную приверженность принципу: "Ученье - свет, а неученье - тьма".

В-четвертых, реформаторы предполагают поощрять многоучредительство, означающее, что, помимо нынешнего учредителя, школа может искать и других (как государственных, так и негосударственных), которые будут заботиться о ней и субсидировать ее.

По экономическим расчетам авторов этой условно называемой "асмоловской" концепции, за счет подобных мер, а также благодаря "прозрачности" всех движений финансов в сфере образования (что позволит улучшить контроль за расходуемыми средствами), в краткосрочной перспективе удастся изыскать дополнительные средства в общем объеме около 6,5 трлн. руб. Другими словами, более трети требуемых сегодня средств.

Опубликовано на Порталусе 15 марта 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама