В статье автор предлагает строить познавательную деятельность учащихся  в рамках их мотивационного поля. Такой подход, автор считает ближе к реальной жизни, поскольку ставит учащихся в  положение актуализации неизбежного саморазвития. Процесс развития математического мышления способствует познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету.

 

 

' > В статье автор предлагает строить познавательную деятельность учащихся  в рамках их мотивационного поля. Такой подход, автор считает ближе к реальной жизни, поскольку ставит учащихся в  положение актуализации неизбежного саморазвития. Процесс развития математического мышления способствует познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету.

 

 

' > В статье автор предлагает строить познавательную деятельность учащихся  в рамках их мотивационного поля. Такой подход, автор считает ближе к реальной жизни, поскольку ставит учащихся в  положение актуализации неизбежного саморазвития. Процесс развития математического мышления способствует познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету.

 

 

'> В статье автор предлагает строить познавательную деятельность учащихся  в рамках их мотивационного поля. Такой подход, автор считает ближе к реальной жизни, поскольку ставит учащихся в  положение актуализации неизбежного саморазвития. Процесс развития математического мышления способствует познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету.

 

 

' /> В статье автор предлагает строить познавательную деятельность учащихся  в рамках их мотивационного поля. Такой подход, автор считает ближе к реальной жизни, поскольку ставит учащихся в  положение актуализации неизбежного саморазвития. Процесс развития математического мышления способствует познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к предмету.

 

 

' />
Рейтинг
Порталус

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Дата публикации: 05 июня 2015
Автор(ы): Татьяна Мельникова
Публикатор: Мельникова Татьяна
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1433513558


Татьяна Мельникова, (c)

Татьяна Мельникова,

студентка Куйбышевского филиала

Новосибирского государственного педагогического университета

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Обучение математике, в настоящее время, выстраивается на инновационных подходах. Каждый урок математики –  есть приближение  учащегося к его глобальной цели – сформировать нравственно совершенную личность, спо­собную включаться в общественную жизнь (анализировать об­щественные явления, входить в новые социальные общности и осваивать новые виды деятельности), и развивать навыки к познавательной деятельности. Такой перспективной целью должен руководствоваться учи­тель на каждом уроке математики, реализуя конкретные задачи и добиваясь их достижения, причем достижение поставленных задач долж­но происходить не в ущерб здоровью ученика.

В этой статье предлагаю рассмотреть: как результативность любого урока математики зависит от того, насколько четко сформулировал педагог его цель для себя, как поставил ее перед учениками и как они эту цель приняли.  Полагаю, что последнее зависит от возрастных особеннос­тей, сформированности мотивов познавательной деятельности, от мастерства учителя, от его умения сделать привлекательной цель урока или отдельное учебное задание, ведь истинная цель урока – позитивные изменения, которые происходят в интеллек­туальной и личностной сферах ученика (прирост мотивации, развитие ценностных ориентации, интересов, склонностей, обретение уверенности в своих силах, развитие внимания, па­мяти, мышления и речи, волевых качеств и т.д.).

Организация урок математики с таких позиций предъявляет особые требования к стилю общения педагога с учащимся, к методике преподавания. Урок математики –  это немалое напряжение сил учащегося при развитии навыков познавательной учебной деятельности. Оно должно быть направлено на позитивную цель – развитие уче­ника, а не на преодоление стресса, страха перед учителем или отдельными видами учебной работы. Мотивационное поле в котором присутствует страх  педагогически неприемлем, поскольку ограничивает развитие позитивных побуждений деятельности, снижает точность восприятия, способность концентрировать внимание, вызыва­ет апатию. Благоприятная эмоциональная атмосфера урок математики – условие его высокой эффективности без ущерба для состояния нервно-психического здоровья учителя и ученика. Умение создать мотивационное поле для развития навыков познавательной деятельности учащихся – важная составляющая профессионального мастерства учителя. Известно, что отношение ученика к учи­телю переносится на преподаваемый им предмет. Отсюда необ­ходимость завоевать уважение, быть автори­тетным, интересным человеком. Речь идет не о заигрывании или попустительстве, а о настоящем полноценном авторитете.

У каждого учителя свои приемы создания мотивационного поля урок математики: стиль общения с учениками, приемы выражения требователь­ности и доброжелательности, приемы включения в познавательную деятельность, активизации; приемы, обеспечивающие снятие напряжения во время урока (эмоциональные паузы, физкульт­минутки, использование музыки). Организуя на уроке математики познавательную деятельность,  учитель опирается на их личностные особенности: мотивационную сферу, познавательные потребности. В процессе урока математики, пытаясь стимулировать познавательную деятельность уче­ников, учитель сравнивает учащихся друг с другом. Оказывается, что одни ученики привыкли к постоянной похвале, их всегда ставят в пример, а другие – к постоянному неуспеху. В резуль­тате формируется неадекватная самооценка: у первых – завы­шенная, у вторых – заниженная. Эксперименты показали, что сравнивать можно учащихся с равными возможностями, сильных с сильными, слабых со слабыми (интерличностное сравнение) или с самим собой, обращая внимание на изменения, которые с ним происходят (интраличностное сравнение).

Существует особый прием урока математики – организация успеха в учении. Учитель снижает уровень трудности учебного задания настоль­ко, чтобы ученик смог с ним справиться. Переживание успеха закрепляется, а затем уровень трудности повышается до нор­мативного. Повышение мотивации учебной деятельности уче­ника обеспечивается оценкой учителя. Следует различать оцен­ку и отметку. Оценка выражается различными формами (одобрительный кивок головой, улыбка, осуждающий жест, тон голоса, похвала, награда, отметка и т. д.). Таким образом, от­метка – одна из форм оценки.

Главная функция отметки во время урока математики – стимулирующая, способству­ющая формированию положительной учебной мотивации. В условиях развивающего обучения важен не только результат познавательной деятельности (знания, уме­ния, навыки) на уроке математики, но и сформированность ее структурных компо­нентов, способов достижения результатов. Для этого познава­тельная деятельность должна быть специально организована с учетом закономерностей тех психических процессов, которые лежат в ее основе.

Важно отметить ряд принципов организации урока математики  по развитию навыков познавательной деятельности учащихся:

  • активизация творческих процессов;
  • развитие умения учащегося управлять собственными желаниями реализовать себя;
  • развитие умений выстраивать познавательную деятельность своего учебного труда.

Качество урок математики во многом зависит от того, насколько выра­жены на занятии эти тенденции.

Для  развития навыков познавательной деятельности учащихся необходимо:

– уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом;

– поддерживать познавательный интерес, опираясь на его закономерно­сти;

– устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания;

– формировать  действия учащихся.

Содержательные приемы развития навыков познавательной деятельности учащихся основы­ваются на интересах учащегося (содержание излагаемого, увле­кательная форма изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств обучения). Развитие навыков познавательной деятельности учащихся поддерживается за счет пробуждаемых у учащихся эмоций и чувств: эмоциональная окраска восприни­маемого (насыщенный цвет, мелодичный звук), высшие чув­ства (восхищение, восторг, эстетическое наслаждение). Управление развитием навыков познавательной деятельности учащихся  на уроке математики основано на осознании цели, поддерживается за счет волевых усилий. Развитие произволь­ности психических функций имеет важное значение, однако длительные волевые усилия приводят к появлению отрицатель­ных эмоций, снижению мотивации учебной познавательной деятельности. Сни­жение степени волевых усилий возможно за счет появления интереса к  познавательной деятельности, осознания ее значимости, ценности для учащегося.

К внешним причинам относится неблагоприятная среда (душное помещение, наличие посторонних раздражителей). Словесные раздражители (крики, пение, шепот) резко снижа­ют  качество процесса развития навыков познавательной деятельности учащихся, поэтому лучше во время объяснения материала не отвлекать внимания учащихся замечаниями.

Именно поэтому важным при формировании навыков познавательной учебной деятельности уверенность учащегося, которая достигается на основании приемов организации понимания мате­риала. Показателями понимания являются чувство ясности и умение правильно использовать его в новых условиях. В про­цессе учебной работы чаще всего приходится иметь дело с по­ниманием высказываний. При затруднениях в понимании ис­пользуются поясняющие действия и операции. Немаловажно при развитии навыков познавательной деятельности степень развития их памяти. От уровня развития памяти зависит успешность учения школь­ников. В современной психологической литературе накоплен ценный материал, который может быть использован школьными психологами для помощи учителю.

В заключение отмечу, что развитие навыков познавательной деятельности учащихся  зависит от многих факторов:

  • от умения учителя выстраивать мотивационное поле развития каждого ученика;
  • от возрастных особенностей самого ученика;
  • от содержания урока;
  • от правильного выстраивания познавательной деятельности на уроке математики;
  • от возможности самостоятельно проявить себя на уроке.

         Умение самореализовать себя обязывает учащегося неустанно формировать навыки познавательной учебной деятельности, показывая результаты своего учебного труда. Главный помощник учащемуся в этом учитель, умеющий своевременно создать необходимую обстановку для развития навыков познавательной деятельности учащихся. Такую обстановку легче создать на уроке математики, где учащийся ведет себя непринужденно, с повышенным интересом и особым творческим усердием.

 

Опубликовано на Порталусе 05 июня 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): конструктивное обучение, математическое мышление, познавательность, мотивация, актуализация.



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама