Рейтинг
Порталус

ИСКУССТВО КЛАССНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Дата публикации: 26 августа 2015
Автор(ы): В. МУРЗАЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1440591570


В. МУРЗАЕВ, (c)

На фото: ИСКУССТВО КЛАССНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ, автор: admin

Надо признать, что преподаватели истории недостаточно подготовлены педвузами для того, чтобы широко применять в школе иллюстративные методы. Правда, не хватает наглядных пособий. Но часто жалобы на эти нехватки являются только ширмой, скрывающей графическую безграмотность.

Многие преподаватели истории еще не умеют даже как следует пользоваться исторической картой или сделать нужный рисунок на классной доске. Повесить карту на доску и водить по ней указкой - это ведь еще далеко не все. Надо уметь создавать карту на глазах учащихся.

Как-то на собрании преподавателей-историков я задал такой вопрос: "Кто из присутствующих хорошо помнит очертания Средиземного моря?" И все сорок педагогов - а среди них были и опытные, с большим стажем, и талантливые - в один голос откровенно ответили отрицательно. В их подготовке есть существенные пробелы. И это тем более печально, что крепко запомнить карту не так уж трудно: для этого нужно только разумно организовать знакомство с нею. Строить карту, творчески работать с нею возможно только в том случае, когда карта создана самим учителем.

К сожалению, не умеет наш педагог-историк пользоваться рисунком. В педучилище или в педвузе никто не научил его ценить это интересное, захватывающее средство. Однажды, беседуя с учителями о педагогическом рисовании в преподавании истории, ввиде примера я проиллюстрировал историю восстания Пугачева на классной доске. Сделал я это крайне просто: цветные кружки изображали города, а полоски красной бумаги - путь восстания Пугачева. Слушатели одобрили "динамику", наглядность, красочность и вместе с тем легкость приема. Но разве таким приемом трудно пользоваться?

Даже в передовых, ведущих педагогических вузах будущий педагог не получает в этом отношении достаточной подготовки к своей будущей преподавательской работе: он не овладевает искусством пользоваться классной доской. В одном из таких вузов я спросил учащихся: знают ли они, что такое педагогическое рисование, смогут ли они набросать разрез и план пирамиды, вылепить из пластилина капитель египетской колонны? На эти вопросы все ответили: "Нет".

В специальном отчете о школах Московской области, в разделе об иллюстративных методах преподавания, ничего не говорится о меле, о цветной бумажной полоске, о рисунке учащихся в особой "исторической тетрадке". Я уже не говорю о лепке, о картонаже, о папье-маше и т. п. В этом деле мы до обидного отстали. 

Надо всегда помнить простую истину: доска в классе стоит не для того, чтобы играть роль своеобразной вешалки: классная доска полезна только тогда, когда по-своему говорит, убеждает, действует.

Разумеется, здесь, как и везде в методике, надо сначала более или менее точно условиться о терминах. Что такое педагогическое рисование? На специфике этого термина мы решительно настаиваем. Это - не техническое рисование вроде, например, черчения. Это еще менее - "художественное" рисование.

Цель и задачи педагогического рисования очень узкие: это - все виды графики от руки, призванные обслуживать тот или иной предмет преподавания. И не только одной графики, а и всех вообще форм легкого ручного труда, где речь идет о форме, контуре, цвете.

Педагогическое рисование - уменье рисовать на классной доске учебные иллюстрации. Здесь своеобразная техника, связанная с особенностями изобразительных средств: мел, цветные мелки, аппликационные "заготовки".

Приемы педагогического рисования варьируются в зависимости от характера учебного предмета. Рисунки математика и биолога на доске отличны от рисования на уроках географа и историка. Мало того, каждая научная конкретная тема требует новых приемов графической разработки. Речь, следовательно, идет о специальном предмете, занимающем в педагогическом "вооружении" учителя свое собственное и притом солидное место.

В чем состоит педагогическое рисование в классном преподавании истории? Какую пользу учащемуся может принести рисунок учителя-историка на доске? Можно ли обойтись в современном преподавании истории без помощи этого выразительного средства? Как можно научиться этому делу? На все такие вопросы многие ищут конкретного ответа.

Попробуйте, например, об'яснить учащемуся только словами, что такое туника (беру примеры из практики преподавания истории). Или попытайтесь указать исключительно словесно отличие ионического от дорического ордера, описать устно план римского дома, об'яснить одними словами план битвы при Каннах. Без рисунка в книге или на доске сделать это чрезвычайно трудно. Все такие попытки не разрешают полностью задачи, потребуются повторные об'яснения. Обойтись без рисунка на доске преподавателю истории трудно.

Вот пример из жизни одной московской школы. "Учащийся спрашивает меня, - рассказывал преподаватель-историк, - какая еще разница между ионической и дорической колоннами (разница капителей уже была выяснена ранее)? Сложный вопрос, но уйти от него нельзя: такие ли еще вопросы задают наши пытливые ребята в школе! Я, не тратя лишних слов, дал разрез колонны, об'яснил, что такое "канелюры", и на рисунке проделал следующее".

Нетрудно видеть на этом примере, что без рисунка в преподавании истории обойтись трудно. Иногда противники педагогического рисования играют на подмене понятий. "Согласны, - говорят они, - ведь и мы за рисунок, но... какой рисунок? Мы же приносим в класс чертежи и рисунки в книгах..."

Внутреннее противоречие в подобном соображении ясно. Живой рисунок педагога на доске подменивается в данном случае "мертвым" рисунком. Поясним это положение.

"Когда я показываю учащимся таблицу, - говорит один преподаватель, - я лишен возможности изолировать в ней те или другие детали, чтобы последовательно вводить их в свое изложение: все они даны сразу, и воспринимает их учащийся тоже разом, как единое целое. А это мне мешает..." Он прав: это действительно не дает возможности пользоваться только печатной таблицей или картиной.

Возьмем конкретный пример, найденный мною на сайте "Молодой учёный" - http://www.iapys.com/. Необходимо показать учащемуся "колесницу триумфатора". В нашем распоряжении рисунок, изображающий "торжественный въезд Сципиона в Рим". Вести по данной картине беседу на указанную тему было бы затруднительно: в картине есть передний план, задний план и средний план. В среднем плане, в центре, мы имеем искомую колесницу. Колесница заслоняется группой людей, а ее необходимо не только выделить, но еще и дополнить недостающими, или, точнее, невидимыми, на картине деталями. Это можно хорошо сделать только с помощью рисунка педагога на классной доске, где нет ничего лишнего, мешающего максимальному восприятию и изучению данного об'екта. Если после рисунка на доске показать "в'езд Сципиона", это, в данном случае, будет и правильнее и гораздо полезнее.

Педагогический рисунок именно потому нельзя подменить готовыми картинами, что, возникая на доске, он развертывается на глазах учащихся, и, как бы скромен он ни был, - это творческий акт. Вот почему рисунок учителя необычайно убедителен, своеобразно красноречив и, при умелом словесном об'яснении учителя, может доставить учащемуся, кроме всего прочего, даже некоторое художественное удовлетворение. Можно ли в достаточной мере не оценить все эти обстоятельства?

Вот пример. Педагогическое рисование на уроке о взятии Казани царем Иваном Грозным. Учитель широкими штрихами набрасывает абрис реки с высокими городскими стенами на одном берегу и плоской равниной - на другом.

Ни на минуту не прерывая своего рассказа, педагог ударами мягкого мела разбрасывает на равнине белые треугольники палаток и множество точек между ними. Это - войско царя Ивана. Быстро наводятся мосты, налаживаются паромы, и вот уже осадные части у самых стен казанского кремля. Пусть это лишь штрихи, лишь одни намеки. Остальное дополняет воображение.

На стенах тысячи татарских стрелков. Все атаки русских отбиваются с уроном: летят стрелы, камни, льются горячая смола и кипяток.

Но... пора ли показать, что делается там, за стенами?.. Если "открыть" в стене заранее подготовленный рисунок того, что делается у татар за стенами, и затем закрыть его, что легко делается кнопками и куском черной бумаги (см. подпись "покрышка"), получится очень эффектная картина.

Наконец, царь Иван решает сделать подкоп под Казань. Днем и ночью роют подземный ход и вкатывают туда бочки с порохом.

И в назначенный день зажигается фитиль... Вот, вот... огонь приближается к бочкам, и стены крепости летят в воздух!

Влажной тряпкой педагог быстро - раз-раз! - проводит удары кверху - и полная картина взрыва вырисовывается на классной доске при минимальнейших затратах средств и времени.

Работа мысли и воображения учащегося при этом столь велика, что бесхитростная, но крайне динамическая картина взрыва "доходит". Искусство педагога в том и заключается, чтобы немногими штрихами создать нужное представление.

Подобных примеров можно привести много, и все они убеждают нас в том, что рисунок учителя на доске по его эмоциональности трудно заменить пособием-картиной.

Если к этому прибавить, что пособий у нас вообще мало, а материал преподавания на каждом уроке взывает к иллюстрированию его, - станет понятно, какую ценность имеет педагогическое рисование на уроках истории.

А какой интерес это вызывает у учащихся, как зажигается их личное творчество! 

Перейдем к исторической карте, к вопросу, затронутому в начале нашей статьи. Историческая карта - учебное средство, которым каждый историк должен владеть.

Наши преподаватели, за очень небольшими исключениями, не умеют пользоваться в классе картой. Существует термин "немая карта". Термина "говорящая карта" нет: ее заменяет карта с надписями. И это правильно: карта с названиями еще не говорит. Говорящую историческую карту может создать лишь только тот, кто знает приемы педагогического рисования и апликации (что также входит в курс педагогического рисования). Карта заговорит и захватит учащегося своей постоянно изменяющейся жизнью только тогда, когда она будет дана не в статистике, не в раз навсегда закрепленных геоабрисах, а в движении, в развитии.

Вот маленький пример. Вы набрасываете мелком на доске общий контур Европы и прикрываете его листом белой бумаги (с некоторыми вырезами внизу). Это ледяной покров - доисторическая броня Европы. Передвигая белый лист выше, вы иллюстрируете отступление ледяного панцыря все дальше и дальше к Крайнему северу. На освобожденных равнинах начинают зеленеть побеги жизни человечества.

Если кто станет утверждать, что с тем же успехом можно проделать это с любой печатной картой, то не следует ли усомниться в его знании психологии рисунков и законов демонстрирования их в классе. Да и нет такой готовой печатной карты, в которой не было бы "забегания вперед" в сравнении с простой классной доской, "на которой ничего не написано" и на которой вы постепенно показываете и оленя, и человека с чумом, мощные озера, и бурные потоки вместо заранее данной покойной голубой ленты рек, нашедших себе после долгих волнений тихое пристанище в будто застывшем русле. Когда же вы даете на черной доске бледным белым контуром, робко выглядывающим из-под огромного листа - льдов, представление первобытности, стихийности, то можно ли назвать такую карту немой? Нет! Рисунок действительно "говорит".

Другой пример - рост Спарты (в частности территориальный). Вы приносите в класс так называемые заготовки, т. е. заранее вырезанные из цветной бумаги провинции Пелопоннеса: вот Арголида - кусок зеленой бумаги (соответственно и в данном масштабе вырезанный); вот Аркадия - розовая, вот Мессения - коричневая и т. д. На черном фоне доски вы соединяете последовательно эти провинции друг с другом, закрепляя их кнопками. Внизу остается пустой кусок черной доски - это и есть начальная Спарта.

Карта вырастает на глазах учащихся. Но она продолжает расти и дальше. Для роста собственно Спарты как государства у вас есть в запасе 2 - 3 цветных куска все больших и больших размеров, которыми вы последовательно прикрываете вначале "маленькую Спарту". Спарта расширяется за счет соседей, она как бы поглощает их... И вот уже 2/3 греческих земель в крепких руках спартанцев. Тут же, с правой стороны, вы рисуете хронологическую диаграмму роста. Везде вы делаете надписи, стрелки, пунктиры, пояснения.

Немая карта не может дать процесса всех исторических "напластований", а на классной доске мы эти "пласты" даем очень легко и естественно - опять-таки в росте, в их историко-хронологической последовательности. Стоит только последовательно рисовать различными цветными мелками: сначала, например, синим, который еле-еле проступает на черном фоне; затем, коричневым, дальше, розовым (этот светлее), еще дальше, желтым и, наконец, жирным контуром белого мела. И тут же цифры и названия - каждый раз соответственно согласованным по цвету мелом... "Пласты" налицо, и картина целого запоминается.

Как радостно при этом творчество самого педагога, если он любит свой предмет! Сколько изобретательности вкладывает он в методику преподавания! Из его разнообразного и богатейшего арсенала всяческих приемов мы можем выбрать любое оружие: план, разрез, диаграмму, эскиз, график, фрагменты, набросок композиции и т. п.

Мы должны всякий раз лишь продумать, какой из приемов применить в данном случае, какой из них целесообразнее. При этом и наши технические средства исполнения на классной доске также чрезвычайно разнообразны. На этой незатейливой классной доске, так несправедливо забытой, мы можем рисовать контуром, светотенью, красками, цветной бумагой, можем давать скульптуру из газетной бумаги, устраивать на ней панорамы и т. д. Рисуют мелом, кистью, тряпкой и т. д. Перед глазами учеников на черной доске вырисовываются рыцари, илоты, замки, галеры, ассирийские быки, пирамиды, базилики.

Все это вполне можно сделать в отведенное для преподавания время. Правильно поставленный педагогический рисунок, наоборот, экономит учебное время. Экономит потому, что улучшает качество педагогического процесса, повышает восприимчивость учащегося, во главу угла преподавания ставит наглядность, живость, красочность и динамичность.

Конечно, из всего сказанного не следует сделать такой неправильный вывод, что из обихода преподавания должны быть выброшены картина, диаграмма, карта, вывешиваемые на доске. Нет, рисунок педагога только их дополняет.

Овладеем же искусством классной доски. Научимся рисовать на доске основные геометрические формы: квадрат, треугольник, круг. Научимся, далее, получать из этих форм ряд всевозможных рисунков, т. е. дома, оружие, части одежды, деревья, человека, животных и т. д.

Приобретем нужные навыки, чтобы создавать эскизы карт, трансформировать их и не только рисовать, но и лепить (рельефная карта). Всего этого нетрудно добиться в сравнительно короткое время каждому преподавателю истории. Каждому историку надо пройти небольшой курс педагогического рисования применительно к преподаванию истории.

На первое время организация краткосрочных семинаров по педагогическому рисованию при методических об'единениях преподавателей истории (метод-кабинеты, например) могла бы сильно продвинуть вперед это полезное дело. Широкая пропаганда искусства классной доски с показательными уроками истории по методу иллюстративного преподавания уроков могла бы также сыграть большую роль. Но самое важное и существенное, конечно, - введение во все педвузы для будущих педагогов-историков обязательного курса рисования, лепки и ручного труда, а на этой базе и особого курса педагогического рисования на классной доске. Без этого методика преподавания истории будет продолжать отставать.

Опубликовано на Порталусе 26 августа 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): школьная доска



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама