Рейтинг
Порталус

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ, РОЛЬ УЧЕБНИКА В ШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Дата публикации: 26 августа 2015
Автор(ы): С. БЕЗБАХ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1440593608


С. БЕЗБАХ, (c)

В 2014-2015 учебном году школы нашей родины получили ценнейшее пособие - "Краткий курс истории России" под редакцией проф. А. В. Шестакова. Появление его дало возможность ввести преподавание истории России и в 5 - 7-м классах.

Краткость и сжатость нового учебника потребовали от учителей старших классов дополнительной работы. Необходимо было, оставаясь на базе учебника, развернуть и насытить конкретным материалом каждый его параграф. С начала года выявилось, что ученики явно недооценивают учебник, считая, что в нем имеется лишь малая доля услышанных в классе сведений.

Все это поставило перед каждым учителем серьезнейший методический вопрос: как построить преподавание, чтобы ученики использовали полностью учебник?

Удачное разрешение проблемы работы с учебником имеет большое значение для успешности усвоения курса. Оно может идти различными путями. Один из них, применяемый автором этих строк в трех школах: NN 11, 8, 17 Выборгского района Санкт-Петербурга, - изложен ниже.

Каковы принципиальные установки при разрешении поставленной задачи?

1. Учебник дает главные события и обобщения к тому материалу, который сообщает учитель в классе.

2. Учебник - основное и единственное пособие при приготовлении уроков дома и повторении пройденного в конце года.

3. Одной из основных целей курса истории является воспитание в молодежи советского патриотизма, сознательной любви к своей социалистической родине и одновременно воспитание ненависти к врагам народа. Подбор дополнительного конкретного материала должен производиться именно под этим углом зрения.

4. Изложение конкретного материала по теме данного урока должно быть так построено, чтобы он у учащихся легко укладывался в памяти.

5. Подбираемый конкретный материал должен быть достаточно образен, ярок и вызывать интерес к прошлому нашей родины. Поэтому нельзя перенасыщать рассказ отдельными однородными фактами. Каждый из них должен содействовать лучшему усвоению учащимися основных выводов и обобщений учебника. Путем воздействия на сознание ребят надо помогать им выковывать определенные взгляды и понятия.

6. Разверстка на части расширенного и углубленного материала, даваемого на уроке, должна быть подготовлена так, чтобы каждая часть нашла свое отражение в виде соответствующего отрывка в параграфе учебника.

7. Учитель должен научить учеников работать с учебником, находить в нем необходимые выводы, использовать каждую фразу, каждый рисунок и каждую карту для лучшего усвоения курса.

Притер работы с учебником в классе

Исходя из перечисленных установок, попробуем разобрать содержание одного урока, рассчитанного на учащихся 5 - 7-го классов средней школы, и дополним его примерами из других уроков.

Планировка урока

Возьмем § 13 - "Москва и первые московские князья".

Раздел первый этого параграфа носит название "Москва" и заключает описание возникновения и развития Москвы в первые два века ее существования. Именно к этому разделу относится рисунок на стр. 28 учебника "Москва в XII веке".

Следующий раздел описывает усиление московского князя Ивана Калиты и первую попытку сбросить татарское иго при внуке Калиты - Дмитрия Донском.

Третий раздел посвящен краткой характеристике соседних государств, Литвы и Польши, - врагов Московского княжества. В нем кратко обрисовано литовско-польское государство, его усиление после объединения, положение в нем крестьян, начало нападений на Московское княжество.

Следовательно, в этом параграфе даны основные моменты развития возникающего в Северо-восточной Европе русского национального государства и его западных соседей. Описанное содержание параграфа определяет план построения урока учителем.

I. Начальная Москва: а) возникновение Москвы, б) разорение города во время нашествия Батыя, в) причины развития Московского княжества после татарского разгрома.

II. Собирание Москвой русских княжеств: а) Иван Калита и его преемники, б) первая попытка освободиться от татарского ига.

III. Западные соседи Московского государства: а) образование Литовского государства, б) объединение Литвы с Польшей, в) положение русских крестьян под властью польских панов, г) Литва и Польша - враги Московского государства.

В плане 9 пунктов. Из 45 минут урока 10 - 15 минут уйдет на опрос по предыдущему параграфу, и на изложение нового материала и закрепление его остается 30 - 35 минут, т. е. в среднем 3 - 4 минуты на каждый пункт. Время это чрезвычайно ограниченное, не позволяющее дать сколько-нибудь развернутую картину событий и полную характеристику начальной стадии будущего грандиозного государства и его западного могущественного соседа.

Этот материал ляжет в основу всего дальнейшего курса, и только достаточно подробное его изложение обеспечит успешность усвоения последующего материала. Поэтому необходимо разбить материал на 2 части и каждой отвести самостоятельный урок. Это займет лишний час, но зато сэкономит время. Ссылаясь на подробно изученную историю первоначальной Москвы, учитель сможет в дальнейшем сжато сообщать новые данные. Это тем более удобно, что параграфы учебника постепенно развертывают перед учащимися в течение года курс истории.

На первом уроке можно будет изложить первые 2 раздела плана темы, на втором - третий раздел. Опрос по первой части на втором уроке займет минут 20, чтобы учитель убедился в прочности усвоения учениками основного материала предыдущего урока.

Подготовка материала урока

Приступая к подготовке самого материала урока, прежде всего необходимо подобрать пособия, содержащие конкретные сведения по теме.

Ввиду ограниченности места разберем подробно работу лишь над первым разделом - "Начальная Москва", - так как остальная часть параграфа должна быть обработана аналогично.

Экскурсия 6-я "Первоначальная Москва"; 11. "По Москве" - Сборник под ред. Гейнике и др. Изд. 1917 года, стр. 10. "Исторический очерк". Некоторые из перечисленных источников частично повторяют друг друга, иные дают дополняющие сведения. На их основании можно построить содержание рассказа учителя в классе. При использовании их учитель должен критически отнестись к каждому факту, сообщаемому ими, и в особенности к обобщениям авторов. Критериями оценки и подхода учителя являются обобщения и выводы учебника под редакцией проф. Шестакова, высказывания товарищей Сталина, Жданова и Кирова и Постановление Жюри конкурса на учебник истории.

Оформление содержания урока

Методы выбора и компоновки материала описаны подробно в упомянутой выше статье, поэтому перейдем прямо к оформлению содержания первого раздела нашей темы1 .

Первый раздел плана: "Местоположение и первые известия о Москве".

Учитель должен во время урока дать ученикам конкретное представление о местности Москвы, ее характерных особенностях в первый период существования, показать жизнь ее населения и подвести ребят к существенным обобщениям, даваемым учебником. Для этого ему придется использовать не только рисунок в книжке, но и самому дать схематический чертеж на доске, который ученики воспроизведут впоследствии, в процессе приготовления дома урока, в своих тетрадях. Попутно надо будет использовать и контурную историческую карту. Все это заранее подготовляется учителем дома, при составлении текста урока и штудировании первоисточников и различных пособий.

Схематический план составляется на основе планов Москвы, имеющихся в различных изданиях, рисунка в учебнике и описаний перечисленных выше источников. Он должен дать лишь общее представление о Москве XII века и не претендует на большую точность (см. стр. 79).

Начиная урок, учитель сосредоточивает внимание учащихся на западном углу Ростово-Суздальской земли, там, где протекает небольшая река Москва. Показав на физической карте Европы Оку и впадающую в нее Москву, учитель переходит к доске и дальнейший рассказ ведет, одновременно рисуя на доске "План Москвы XII века":

"Примерно в середине течения Москвы-реки, там, где она особенно сильно извивается и резко поворачивает на юго-восток, в нее впадает маленькая речка Неглинка, длиной всего 4 - 5 километров. Угол, образуемый Москвой и Неглинкой, представляет собой высокую кручу, господствующую над течением обеих рек и видную издалека".

При этом на доске изображается течение рек Москвы и Неглинки и угол стрелки покрывается черточками, обозначающими возвышенность на географических картах. Ученики, слушая рассказ учителя, перерисовывают чертеж с доски в свои блокноты. Блокноты здесь играют роль промежуточного звена, помогающего закрепить материал. Дома, готовя урок, каждый ученик должен перерисовать чертеж в тетрадь, подкрасить цветными карандашами, сделать об'яснительные надписи. Попутно ученик восстановит в памяти услышанные в классе об'яснения и тем самым закрепит свои знания. Также можно заслушать доклады учеников по рассматриваемому вопросу. Лучшие докладчики могут быть отмечены высокими оценками. Тем более что проверить доклады на плагиат можно прямо во время урока с помощью ноутбука на http://antiplagius.ru/antiplagiat-referat.html 

"В далеком прошлом, - продолжает рассказывать учитель, - когда весь Ростово-Суздальский край был покрыт дремучими лесами (на доске появляются условные обозначения леса) и только близ рек находились открытые заболоченные прогалины, на этой круче поселились люди.

В Суздальской земле жили славяне, вятичи. Эта круча приглянулась им как неприступное место. Хорошо защищенное самой природой, к тому же стоящее на оживленном торговом пути. В те времена по Москве-реке ездили и Новгородцы и смоленцы, плывя на Оку и Волгу. По берегам реки уже в XI веке находилось много мерянских и славянских поселков.

1 Как выше отмечалось, изложению на уроке нового материала предшествует опрос по ранее пройденному. Нужно использовать его для связи новой темы с уже известной ученикам историей Владимиро-Суздальского княжества и последствиями татарского завоевания. Это облегчит понимание преемственности Московского княжества и роста его значения в новых условиях.


Вятичи устроили на круче свой поселок.

В наши дни эти места представляют центральную, очень оживленную часть мирового города Москвы, покрытую прекрасными зданиями, с одетыми в асфальт и бетон улицами, по которым непрерывно движутся многочисленные пешеходы, троллейбусы, автобусы, автомобили. На круче возвышается Кремль, в нем находится сердце нашей родины - правительство страны социализма, - живет вождь трудящихся всего мира товарищ Сталин. По другую сторону речки Неглинки, на соседнем холме, строится Дворец Советов (показываются на чертеже на доске соответственные пункты)".

Экскурс из далекого прошлого в современность очень важен. Он мобилизует внимание ребят, ассоциирует исторические данные с их представлениями о настоящем, облегчает усвоение и закрепление рассказа.

Сделав экскурс в современность, учитель продолжает:

"Совсем иначе выглядели эти места в те далекие времена. Вместо домов и улиц стоял вековой дубовый бор. Под обрывистым, поросшим соснами берегом текла широкая и полноводная Москва, а в нее с веселым журчаньем вливалась узкая, но тоже полноводная и быстрая Неглинка1 .

К началу XII века это выгодное место захватили владимирские князья. Летопись впервые упоминает о поселке Москва в 1147 году, говоря, что сюда приезжал Юрий Долгорукий".

Если учитель использует в классе хронологическую ленту, устроенную по образцу, предложенному тов. Гиттис2 , то на ней в этот момент прикрепляется в разделе "XII век" дата "1147 год". Если лента не применяется, то ученики в учебниках подчеркивают дату красным карандашом и записывают ее в хронологические таблицы в тетрадях: "1147 - первое упоминание о Москве".

"По краю кручи был выстроен тын - ограда из остроконечных бревен, поставленных рядом друг с другом плотной стеной (на доске появляется линия ограды). По углам стояли невысокие четырехугольные бревенчатые башенки. В их верхних этажах постоянно сидели сторожа, наблюдавшие за окрестностями и рекой: не подбирается ли враг, не плывут ли купеческие ладьи с товарами. Тын с сухопутной стороны шел по высокому валу, а снаружи город огибал ров с вбитыми в дно острыми кольями. А дальше расстилались ширь полей, непроходимые топи болот, глушь дремучих лесов".

Использование учебника в процессе урока

Тут начинается новый этап работы класса. Ученики раскрывают учебник на стр. 28, кладут его перед собой и находят на рисунке "Москва в XII веке" то, что нанесли вслед за учителем на свои планы. Они разглядывают тын, башенки, находят оконца дозорных и т. п.

"Вход в город был один, через ворота в башенке над Неглинкой, носившие название "Боровицких", так как они были обращены к бору за речкой.

В те времена через Москву-реку можно было перебраться только на лодке, а через Неглинку был перекинут утлый, узенький мостик, который легко можно было разобрать в случае нападения врага, и тогда подступ к городу становился еще затрудненнее (мостик наносится на чертеж и находится на рисунке).

Перейдя мостик, поднимались на кручу по узенькой, доступной только для пешехода и верхового дорожке и подходили к воротам. Их тяжелые дубовые створки были постоянно на запоре и охранялись стражей, внимательно осматривавшей всякого пришельца, прежде чем впустить его внутрь".

1 Теперь она заключена в трубу и течет под землей в Александровском саду, у западной стены Кремля.

2 См. Исторический журнал" N 6 за 1937 год, стр. 95, и N 9," стр. 87.

Прием "путешествия" очень занимателен для ребят даже старших классов. Он заставляет усиленно работать воображение, оставляя в памяти яркий образ. Поэтому используем его.

"Нашим глазам представится древнейшая Москва, совсем не похожая на современную. Это просто большая усадьба, двор которой простирается в глубину всего на 150 метров.

Налево от ворот возвышается самое большое здание в городе, на наш взгляд, странного вида. Оно бревенчатое, с теремами и вышками, высотой с двухэтажный дом, причем окна устроены только во втором этаже. Крутая тесовая с гребнем, украшенным, как и окна, нарядной резьбой, кровля, высокое крытое крыльцо на резных столбах с тремя площадками-"встречами" - для почетных гостей, рундук - площадка во втором этаже, тоже под крышей, на точеных затейливых столбиках - выделяют это здание среди остальных строений. Это хоромы князя или его управителя, боярина.

Дальше вдоль тына расположились служебные постройки: несколько срубов под насупившейся соломенной крышей - избы для княжеских холопов, за ними амбары, баня, кладовые, погреба, кухни. Чтобы предохранить запасы от сырости, амбары поставлены на пни, сохранившиеся от вырубленного здесь леса, крепко вросшие в землю цепкими корнями. За постройками раскинулся огород. В центре города возвышается маленькая деревянная церковь Иоанна Предтечи. Летопись говорит, что поставлена она была первыми славянскими поселенцами из могучих сосновых бревен, срубленных тут же, на месте.

Церковь была в те времена непременной принадлежностью каждого поселка. В городах, около боярских и помещичьих усадеб, всегда вырастало здание с крестом, где попы славили бога и учили народ подчиняться власти богатых. Как мы уже раньше узнали, попы были постоянными слугами князей. С помощью церкви население держалось "в страхе божьем" и подчинении. Поэтому и в Москве, как только появились здесь князья, была построена первая церковь на бору, "в том бору и рублена".

Такое отступление, лишний раз подчеркивающее роль церкви в порабощении трудящихся масс, должно быть непременной составной частью урока - этим достигается антирелигиозное воспитание учеников.

Во все время рассказа контуры построек наносятся учителем на план на доске, самые здания ученики одновременно находят на рисунке. Теперь они открывают стр. 27 и читают первый абзац:

"Москва. На холме, где теперь стоит Кремль, в начале XII века был поселок Москва. Впервые в старинных документах Москва упоминается в 1147 году. В 1156 году Москва была обнесена деревянной стеной".

К этому учитель дополняет, что тогдашняя территория Москвы была в 17 раз меньше Кремля и в 5 тысяч раз меньше современной Москвы.

Теперь при чтении дома каждый, даже слабый ученик сможет хорошо представить себе за тремя короткими фразами абзаца конкретную Москву XII века - зародыш мирового города наших дней.

"Через Москву, - продолжается рассказ учителя, - проходили пути в Киевскую землю, поддерживались связи с юго-западными княжествами. Это и явилось причиной, почему Батый, взяв в декабре 1237 года Рязань и разгромив ее область, пошел не прямо на Владимир и Суздаль, а сперва на Москву. Разорив ее дотла, разогнав и уничтожив ее небольшое население, разграбив имущество, татары, по своему обыкновению, сожгли все постройки и укрепления городка и повернули к Владимиру".

На физической карте показывается путь полчищ Батыя. Одновременно ребята раскрывают учебник и на карте "Русские княжества и Золотая орда в XIII - XIV веках" (стр. 26 - 27) еще раз прослеживают путь татар по Северо-восточной Руси, изученный ими на предыдущем уроке.

После этого читается следующий абзац учебника:

"Татаро-монголы хана Батыя сожгли Москву и деревянные стены ее укреплений. Жители частью погибли, частью разбежались по окрестным лесам. Но постепенно население вновь собралось к Москве и занялось обработкой земли".

Работа с картой

Теперь на вопрос учителя: "Почему же Москва снова заселилась?" - ученики тотчас правильно ответят: "Потому что место было очень удобное и выгодное". Этот ответ будет исходным моментом для дальнейшего рассказа учители:

"Центральное местоположение Москвы и явилось причиной ее возвышения, но случилось это не скоро. Почти в течение всего XIII века московский удел считался бедным и обычно доставался самым младшим сыновьям великого князя. Они являлись в Москву лишь на короткое время, стремясь поскорее перебраться в более богатые города. Но в XIV веке положение переменилось. Великий князь Владимирский Александр Ярославич Невский незадолго до своей смерти, в 1261 году, посадил здесь своего младшего сына, Даниила, княжившего до 1303 года и явившегося родоначальником московских князей.

Даниил не мог рассчитывать когда-либо получить великое княжение. Поэтому он все заботы направил на расширение своего удела, умело используя чрезвычайно выгодное расположение Москвы. Через нее проходил ряд путей, ведших из Южной Руси в Северную и из Новгородской земли в рязанские владения. Здесь пролегал старинный торговый путь из Киева в Ростов (Десна - волок - верхняя Ока - река Москва до Неглинки и далее сухим путем) и из Киева во Владимир (тем же путем до реки Яузы на Москве-реке, вверх по Яузе, затем волоком до Клязьмы и дальше водным путем). Через Москву попадали в Суздальскую землю и Среднее Поволжье из Литвы, сквозь Смоленское княжество. Москва же была центром "гурожской" торговли - с генуэзской колонией Сурожем (теперь Судак) на Южном берегу Крыма".

Во время рассказа все эти пути показываются учителем на стенной карте, и таким образом у ребят получается наглядное и конкретное представление о выгодности расположения Москвы, закрепляющееся на всю жизнь. При этом рассказе о торговых путях через Москву хорошо показать диапозитив-карту, где цветными линиями указаны эти пути. Пучок разноцветных линий лучше закрепится в памяти учеников чем путешествие указки по географической карте.

"Как же московский князь использовал эту выгодность расположения Москвы? В первую очередь он стал взимать со всех проезжающих через его владения "мыто", т. е. пошлину. На Москве-реке были поставлены мытные дворы (на чертеже появляются два квадратика по течению Москвы-реки, обозначающие мытные дворы), где сторожили купцов, плывущих по реке с товарами, и взимали с каждой ладьи по два "алтына". Брали мыто и на сухопутных дорогах, по "деньге" с воза " человека. Немалый доход имел московский князь от этих поборов, и уже Даниил стал быстро богатеть и возвысился среди окрестных мелких князей.

В те времена главный доход давали земледельцы, жившие во владениях князя, а через Москву как раз шел поток переселенцев с юга, из Приднепровья. Даниил всячески старался привлечь их и посадить на свою землю, давая им льготы и помощь при устройстве на новом месте. Поселенцы образовали села вокруг Москвы и все гуще заселяли его владения, от чего доходы князя быстро росли.

Бытовые иллюстрации

Чтобы расширить и закрепить представление ребят о жизни тех дней, дальше дается краткое описание быта древней Москвы.

Комплекс рисунка в книге, чертежа в тетради и рассказа учителя достаточен для получения учениками представления об обстановке жизни XII века, коренным образом отличавшейся от нашей.

"Похожие на большую избу хоромы князя, - продолжает учитель, - строились двухэтажными потому, что жилые комнаты ("горницы") помещались во втором этаже, в "клети", а в первом - в "подклети" - находились кладовые, чуланы и подвалы, где хранились утварь, "рухлядь" (меха и ткани) и "кузнь" (золотые и серебряные изделия). Горницы помещались наверху для того, чтобы зимой не заносило окна снегом, а весной не заливала их вода от талого снега.

Окна в те времена были маленькие. В парадных комнатах в них была вставлена слюда, а в жилых - натягивалась тонкая промасленная кожа, едва-едва пропускавшая свет.

Снаружи в хоромы попадали по лестнице, через рундук в сени и далее в обширную "столовую", или "крестовую", палату, где устраивались пиры".

В углу доски рисуется примерный план хором, пополняемый по мере развертывания рассказа (см. стр. 81).

"В палате стоял большой дубовый стол на точеных ножках, окруженный скамьями и деревянными резными креслами. В углу помещалась огромная божница со множеством икон (отсюда и происходит второе название палаты). Стены были увешаны головами лосей, убитых князем на охоте, оружием соседнего побежденного князя и наиболее богато украшенными луками, стрелами, копьями и дротиками из вооружения хозяина дома. Украшения показывали гостям его богатство и удаль.

Из сеней двери вели во внутренние горницы дома (опочивальня князя и княгини, комнаты княжон и молодых князей), где сосредоточивалась вся жизнь дома зимой, так как столовая палата не отапливалась. Здесь обстановка была еще проще. Огромные русские печи зимой жарко натапливались, от чего в маленьких горницах становилось душно.

Скучна и однообразна, на наш взгляд, была жизнь обитателей хором, особенно в зимнее время. Долгими вечерами женщины пряли и ткали при свете дымной лучины, слушая сказки старой мамки. Летом княгиня и княжны занимались огородом, ходили по ягоды и грибы, заготовляли впрок на зиму разную снедь.

Князь с сыновьями ездил на охоту, которая в те времена была не только удовольствием, но и давала обильную мясную пищу, или собирал дань с жителей окрестных поселков.

Поселки располагались кругом Москвы и были хорошо видны с башенок ее тына. На северо-запад и северо-восток лежали княжеские села Сущево, Кудрино и Кулишки; на запад, за петлей русла реки Москвы, - сельцо Дорогомилово; южнее - Воробьев о (на Ленинских горах); на юг, в Замоскворечье, - сельцо "под бором"; на восток, за большим лугом и за Яузой, - сельца Рогож и Симонове. Теперь на местах этих поселений находятся густо заселенные городские кварталы, а раньше бор и дуга отделяли их от первоначальной Москвы.

Низенькие курные избушки без полов, окон и труб, крытые соломой, всегда дымные и грязные; тяжелый труд в поле, обрабатываемом деревянной сохой, через силу влекомой тощей лошаденкой; постоянная угроза обиды со стороны княжеских слуг; вечное недоедание, непосильные поборы и повинности - таковы характерные черты убогой и жалкой жизни крестьян этих поселений".

На доске и в блокнотах в процессе рассказа появляются условные обозначения и названия поселков.

Теперь можно прочитать последний абзац первого раздела § 15, подытоживающий и дополняющий рассказ учителя:

"К XIV веку Москва стала столицей небольшого княжества. Москва находилась в центре русских княжеств, что помогало московским князьям об'единить вокруг нее другие княжества. Москва была окружена лесами, что облегчало ей борьбу с врагами и особенно с татарами. Расположенная на удобных речных путях, Москва давала возможность князьям собирать большие пошлины со всех товаров, которые перевозились по реке Москве".

Схема дальнейшей работы по теме

Закончив первый раздел плана и проверив усвоение изложенного материала контрольными вопросами, учитель переходит ко второму разделу - "Собирание Москвою русских княжеств" - и рассказывает о деятельности Ивана Калиты и его преемников. Изложение развертывается на основе замечательной характеристики Калиты, данной К. Марксом.

Рассказывая о собирании московскими князьями земель, о постепенном возвышении Москвы, учитель иллюстрирует свои слова диапозитивами и картами, читает отрывки из "Грамоты духовной" Калиты и т. п.

Очень полезно при этом использовать контурную карту, на которой на предыдущих уроках нанесены границы и города Ростово-Суздальской земли (см. карту)1 .

Москва наносится на соответственном месте карты черным кружком с надписью красным карандашом печатными буквами. Когда рассказывается о торговом водном пути, пролегавшем по Москве-реке, ученики, по указаниям учителя, наносят этот путь синим пунктиром параллельно течению, обозначают красными черточками волоки и таким образом получают наглядное представление о выгодности местоположения Москвы, надолго закрепляющееся в памяти.

Рассказывая о Мамаевом побоище, учитель указывает, как нанести цветными карандашами пути русской рати и татар к Куликову полю, места, где остановились литовские силы и рязанские полки.

1 Можно для этой цели применить географическую контурную карту Московской, Ивановской и Ярославской областей, продающуюся во всех магазинах.

Затем опять используется прием схематического чертежа плана сражения на доске и в блокнотах, постепенно, по мере развития рассказа о ходе битвы, пополняющегося деталями. Этот прием обеспечивает прочное закрепление материала в памяти учеников, придает разнообразие уроку.

Ученики с удовольствием будут рисовать дома в тетрадях эти схемы-чертежи и попутно восстановят в памяти услышанное в классе.

Опрос пройденного

Итак, урок закончен. Следующий урок начинается с опроса. Вызванный ученик рисует на доске план Москвы и рассказывает о ее возникновении и устройстве в XII веке; второй ученик рассказывает о причинах возвышения Москвы; третий ученик описывает деятельность Ивана Калиты и об'ясняет на диапозитиве с картины (Васнецова "Постройка московских стен", как расширялась Москва по мере роста значения московских князей; четвертый ученик рисует план Куликова поля, и т. д.

Роль контурный карты

Спрос окончен. Продиктовав задание на дом к следующему разу, учитель начинает рассказ о Литве и Польше. Следует при этом также использовать контурную карту. На карте Европы или Европейской части России сперва наносятся границы Литвы. Затем стрелками показываются направления, откуда немцы-рыцари теснили литовские племена. Когда рассказывается о покорении Литвой юго-западных русских княжеств, ученики наносят границы нового государства и наглядно убеждаются в том, что оно на девять десятых состояло из населения бывшего Киевского государства.

Варианты использования учебника

Выше был приведен прием использования в классе текста учебника. Он не должен быть однообразным в течение всего учебного года. Важно лишь приучить ребят работать с учебником.

Можно предложить такую последовательность работы с учебником в 5-м классе. Вначале ученики или учитель читают в классе отрывок за отрывком и учитель проводит в перерывах краткие раз'яснительные беседы. Далее эти беседы перерастают в дополнительные к тексту рассказы. Таким путем создается в мозгу ученика ассоциативная связь: сперва краткие сведения учебника, затем дополнения к нему учителя. Дома, готовя урок, ученик читает учебник, вспоминает слышанное от учителя в классе, перерисовывает из блокнота в тетрадь схему или чертеж, изучает контурные карты.

В дальнейшем можно использовать текст учебника подобно тому, как это было описано для § 13. Затем не нужно читать весь текст в классе, а огласить лишь важнейшие обобщения.

Во втором полугодии можно совсем отказаться от чтения учебника в классе. Ученики уже научатся работать с ним дома и внимательно слушать в классе. Тогда можно ввести в обиход двойное задание на дом, например: приготовить § 35 - "Декабристы" - и прочесть § 36 - "В царстве жандармов и чиновников"1 . В этом случае ученик, ознакомившись дома с материалом, который он завтра услышит в классе, установит ту же ассоциативную связь, о которой говорилось выше. Обычно большинство учеников проделывает это по собственному почину, и такое задание они охотно выполняют.

В процессе рассказа учитель умело поставленными вопросами мобилизует у учеников эти первичные знания и тут же дополняет и расширяет их.

Когда к следующему уроку ученик готовит тот же параграф, многое ему уже знакомо и весь материал усваивается значительно легче.

Требование знания курса

Вначале говорилось, что нужно заставить учеников учить урок на основе учебника. Выходя к доске, каждый обязан пересказывать сперва то, что написано в учебнике, а затем уже расширять тем, что было дополнительно рассказано в классе. Только тогда можно считать знания ученика удовлетворительными.

Чтобы приучить ребят работать таким образом, сам учитель первый должен подать пример. Для этого надо в своем рассказе жестко придерживаться построения рассказа учебника. Очень полезно, составляя дома текст рассказа, вкрапливать в него соответственные фразы учебника. Так например рассказывается при прохождении § 22-"Борьба Украины с польским владычеством и присоединение ее к России" - о положении крестьян в Польше. Учитель говорит:

"После присоединения к Польше западнорусских областей польские короли роздали земли с украинскими крестьянами панам и шляхте. Те обращались с ними очень жестоко. За малейшие проступки они казнили крепостных. При некоторых польских домах постоянно стояли виселицы. Поляки силой заставляли украинский народ принимать их веру, презирали их и всячески угнетали. Крестьяне обязаны были работать на панов бесплатно и кроме того нести многие поборы и повинности".

Подчеркнутое - текст учебника. Услышав уже знакомые фразы и факты, ученик гораздо легче поймет весь рассказ учителя и запомнит дополнительные факты.

Приведенные выше приемы работы с учебником, применяемые автором, на практике вполне оправдали себя. Конечно, они не исчерпывают всех возможностей и намечают лишь одно из разрешений поставленной задачи. Можно варьировать приемы, изменять, дополнять их.

Долг каждого преданного своему делу учителя - всеми силами добиваться знания истории своей родины у вверенных ему учеников и умело использовать подлинно марксистский учебник истории.

Опубликовано на Порталусе 26 августа 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): учебники по истории России



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама