Рейтинг
Порталус

История в школе. ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Дата публикации: 26 августа 2015
Автор(ы): А. ШАЛАЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Исторический журнал, № 6, Июнь 1938, C. 116-120
Номер публикации: №1440594934


А. ШАЛАЕВ, (c)

1

 

Постановление ЦК и Совнаркома "О преподавании гражданской истории" (1934 год) мобилизовало наше основное внимание на методику урока, на организацию классной и внеклассной работы. Оба эти вида работы по истории неразрывно связаны между собой и включаются в единый педагогический процесс.

 

Чем интереснее и разнообразнее развертывается внеклассная работа, тем с большим интересом учащиеся относятся к уроку; и чем интереснее проходит урок, тем с большим интересом ребята относятся к внеклассной работе.

 

Какие же основные формы и виды внеклассной работы имеют место в практике школы? За последние 2 - 3 года наметилось много разнообразных типов внеклассной работы, причем они охватывают учащихся начиная с 5-го и по 10-й класс включительно. Так, в прошлом, 1936 - 1937 году был проделан интересный опыт с учениками 5-го класса при изучении курса древней истории. Преподавательница решила организовать исторический кружок не сразу в начале занятий. Она начала с того, что после урока показывала детям дополнительно исторические книги с иллюстрациями, исторические альбомы, картины и т. д. Показ этого иллюстративного материала преподавательница сопровождала дополнительными, углубляющими урок беседами, и постепенно на этих беседах образовалось ядро учащихся, из которых

 

 

Доклад, прочитанный в Центральном научно-исследовательском институте средней школы Наркомпроса РСФСР.

 
стр. 116

 

затем составился актив. В течение учебного года этот актив оформился в исторический кружок (он продолжает работу и в настоящем, 1937 - 1938 году). Ребята занимались углублением отдельных вопросов и оформляли альбом по тематике курса.

 

В нескольких школах в Иванове и районе был организован просмотр кинофильмов и пьес исторического характера. Обыкновенно педагоги выполняют роль путеводителей по кино: они приводят учащихся в кино, показывают картину и уводят их, не обсуждая затем с учениками просмотренных фильмов.

 

Третий вид работы - чтение и разбор исторической художественной литературы. Была сделана попытка составить рекомендательный список художественной исторической литературы, но до сих пор мы с этой задачей не справились. Теперь "Указатель художественной литературы к разделам учебника", составленный Ф. Олениным, напечатан в N4 "Исторического журнала" за 1938 год. Материалы эти одобрены Наркомпросом. Еще больше преподаватели ждут не списка, а самой художественной исторической литературы. Но даже то, что имеется, недостаточно хорошо используется отдельными педагогами.

 

Четвертым видом внеклассной работы является организация разного рода исторических уголков-выставок. Педагоги совместно с активом учащихся подбирают наглядный иллюстративный материал по изучаемому курсу, сопровождают его текстовым материалом и оформляют ввиде выставок. Кабинета у нас нет, поэтому приходится занимать под уголки-выставки коридоры или зал. В некоторых школах организуют исторические комнаты по отдельным разделам, по типу исторического школьного музея.

 

Одна из интереснейших и увлекательных форм внеклассной работы - проведение исторических экскурсий. Экскурсии у нас проводятся двух видов: экскурсии в музеи и экскурсии к историческим памятникам: во Владимир, Суздаль и другие исторические места, которые находятся на территории нашей Ивановской области.

 

В отдельных школах были попытки устройства исторических вечеров, утренников, но за это дело берутся отдельные энтузиасты. Исторические вечера обыкновенно организуются совместно с преподавателем литературы. У нас состоялся один историко-литературный вечер, посвященный руководителям крестьянских движений. Докладчиками были ученики. Тезисы утверждались руководителем. После доклада были художественные выступления: чтение, декламация, музыкальное сопровождение, песни. К этому вечеру была устроена выставка иллюстративно-текстового материала.

 

В некоторых школах есть уже более совершенная форма внеклассной работы - исторические кружки. Исторических кружков в городе Иванове насчитывается всего только 3 на 50 школ.

 

Вот коротко тот перечень видов внеклассной работы, которые проводятся в городе и в районе.

 

2

 

Необходимо более глубоко продумать вопросы организации и методики кружка.

 

Деятельность исторического кружка включает в себя разнообразные формы и методы внеклассной работы.

 

Первый вопрос - организационный: как, строить план работы исторических кружков? Надо ли план работы исторических кружков строить исключительно на основе тематики, изучаемой по учебной программе? Или можно выходить за рамки учебной программы? Я лично считаю, что необходимо в историческом кружке, как правило, углублять, расширять и изучать те темы, которые преподаватель проходит с учащимися в классе по учебной программе, с учетом подготовленности членов кружка. Возможны, конечно, отступления, например один кружок учащихся 8 - 9-го классов в Москве изучал тематику 5 - 6-го классов, в свое вре-

 
стр. 117

 

мя недостаточно хорошо изученную. Целый ряд преподавателей утверждает, что отдельные учащиеся не удовлетворяются тематикой, которую они изучают в классе, и хотят знать и другие темы, выходящие за рамки учебной программы. Как исключение возможна в старших классах организация кружков, содержанием работы которых являются вопросы, либо опущенные либо слабо отраженные в учебной программе, но вызывающие живой интерес учащихся (например вопросы жизни и деятельности исторических личностей, вопросы истории военной техники, истории искусства).

 

Кружок должен составляться прежде всего по принципу добровольности. Но по какому принципу подбирать членов кружка? Правильно было бы об'единять в исторический кружок учеников параллельных классов, так как у них одинаковая историческая подготовка, одна учебная программа и т. д. Но на отдельные мероприятия кружка можно приглашать учащихся и из других классов.

 

Строить работу кружка следует, конечно, в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Нельзя в 5-м классе строить работу кружка на докладах и рефератах. Здесь необходимо ввести иные формы и методы работы, а доклады и рефераты можно начать с 7 - 8-го классов.

 

В младших классах нужно проводить работу так, чтобы она захватывала, увлекала ребенка (работа с картиной, с наглядным, иллюстративным материалом, оформление альбомов по исторической тематике, чтение художественно-исторической литературы, исторические утренники).

 

Очень полезна работа с диапозитивами. В некоторых исторических кружках у нас сам преподаватель проводил беседу, иллюстрируя ее диапозитивами, а в старших классах был проделан интересный опыт, когда учащиеся самостоятельно делали доклады, сопровождая их диапозитивами. Можно также рекомендовать проводить в кружке коллективное чтение и обсуждение исторической литературы и документов. У нас в старших классах (9 - 10-м) была проведена одной преподавательницей теоретическая конференция членов кружка по отдельным произведениям классиков марксизма-ленинизма в порядке углубления и расширения материала, который давался в классе. Преподавательница консультировала учащихся по содержанию произведений и по методике его изучения. Обычно же преподаватель истории говорит учащимся: "О 1905 годе вы можете прочитать у Ленина в таком-то томе, на таких-то страницах", не вооружая учащихся навыками самостоятельной работы с книгой. Эта теоретическая конференция вызвала у ребят большой интерес, и они тщательно готовились к ней. В другой школе была проведена конференция читателей художественно-исторической литературы, на которой члены кружка обсуждали прочитанные исторические романы.

 

Очень интересно проходят в старших классах доклады и рефераты учащихся. Обыкновенно тематику и сроки намечает сам преподаватель, он рекомендует литературу докладчику и другим кружковцам, консультирует их, помогает им в оформлении. Особенно надо обратить внимание на консультацию по методике работы (как готовиться к докладу, как изучать материал, как делать выписки, как выступать с рефератом). Текст доклада или тезисы утверждаются руководителем, иногда юный докладчик устраивает перед ним репетицию чтения доклада.

 

Кроме докладов и рефератов, проводимых силами самих учащихся, следует организовать лекции научных работников для учащихся старших классов. В прошлом году был проделан небольшой опыт в этом направлении в Иванове: десятиклассникам трех школ был сделан доклад научного работника по вопросу об исторической науке. Эта лекция показала, что учащиеся проявляют огромный интерес к постановке докладов по вопросам истории, и очень жаль, что эта форма внеклассной работы у нас мало принята.

 

Большое место в деятельности ру-

 
стр. 118

 

ководителя исторического кружка занимает работа по историческому краеведению.

 

Интересный опыт проделал энтузиаст-археолог из Областного краеведческого музея в Иванове тов. Дубинин. Он собирал учащихся (причем преподаватели даже не знали об этом) и организовал их в историко-археологический кружок. В кружок вошло 25 учащихся от 5 до 8-го классов. Начинание это было поддержано редакцией областной газеты для пионеров и школьников "Всегда готов". При этой газете был создан клуб юных разведчиков природы. В клубе наметился актив. Редакция совместно с музеем решила организовать учеников, интересующихся археологией и историей.

 

В результате создался историко-археологический кружок. Члены кружка решили ознакомиться с археологическими об'ектами, имеющимися в области. Около города Иванова есть курганы XII - XIII веков, к которым отправилась археологическая экскурсия. Предварительно здесь был сделан обмер, а затем произведены раскопки. Под руководством археолога дети делали записи, зарисовки, фотографирование. Затем ребята собрались у костра, горячо обсуждая все виденное. Обратно поехали в автомобиле, нагруженные добытым материалом. В музее материал обрабатывался. Ребята очень заинтересовались этой работой, и после этого был создан исторический кружок при самом музее. Члены исторического кружка занимались приобретением теоретических знаний по вопросам археологии, краеведения, проводили практические занятия, разбирали материал, участвовали в его оформлении. На это лето намечен очень интересный план, а именно археологическая экскурсия па городище при Петровской платформе Ярославской железной дороги (около 50 километров от города Иванова), на городище VII - IX веков в Гаврилово-Посадском районе, экскурсия на курган XI - XII веков около города Шуи, на раскопки Кремля во Владимире и в Суздале. Предполагается также экскурсия в Вязники, где есть стоянка первобытного человека, а также экскурсия в единственную сохранившуюся в Ивановской области курную избу. Она находится в 17 километрах от Суздаля.

 

Ребята с большим удовольствием совершают такого рода экскурсии-поездки, но, к сожалению, эта работа идет помимо учителей истории. Почему? Это прежде всего об'ясняется тем, что сами преподаватели истории с вопросами археологии незнакомы и не знают исторического краеведения. Больше того, студенты истфаков в этих вопросах также неграмотны, ибо в планах истфаков эти предметы отсутствуют.

 

Наконец, нужно отметить такую форму работы, как встречи с участниками историко-революционных событий. Например, когда в историческом кружке изучались отдельные темы по вопросам гражданской войны, кроме докладчиков-учеников, выступали приглашенные ивановцы-чапаевцы. Это произвело большое впечатление на учащихся, так как они увидели живых чапаевцев - людей, которые делали историю, освобождали нашу родину под руководством партии Ленина-Сталина от контрреволюционеров и интервентов.

 

Один преподаватель совместно с учащимися составил картограмму историко-памятных мест в городе и в пригородном районе. Была составлена карта подпольных сходок и маевок, которая являлась интересном наглядным пособием для занятий по истории рабочего революционного движения.

 

В целях активизации и оживления работы руководителем исторического кружка был организован просмотр исторических кинофильмов и пьес. Интересная работа также была проведена в театре "Юных зрителей". Там работает педагог-историк, который организует просмотр детьми исторических постановок, изучает впечатления юных зрителей, а потом организует обсуждение просмотренных пьес. Этот педагог установил, что ребятам нравится, к чему они относятся отрицательно. Подобная рабо-

 
стр. 119

 

та была проведена и с историческими кинофильмами "Броненосец Потемкин" и др.

 

Во многих школах силами исторического кружка создаются наглядные пособия для использования на уроках истории. То, что для школы создаются наглядные пособия, столь необходимые для преподавания истории, неплохо, но плохо то, что члены исторического кружка загружаются работой по изготовлению пособий кустарного типа и в результате разбегаются из кружка. Поэтому нельзя этим видом работы злоупотреблять. В помощь учителю силами исторического кружка можно создать ценные пособия (карты, таблицы, портреты и т. д.), но все это надо делать в плане выполнения заданий самого кружка, тогда учащиеся будут работать с увлечением. Некоторые члены кружка занимались изготовлением иллюстративных пособий путем фотокопирования. В одной школе силами исторического кружка был налажен выпуск исторического журнала, выход которого был приурочен к памятным историческим дням, к датам революционных праздников (в журнале были статьи, посвященные Парижской коммуне, 1905 году и т. д.). Эта форма внеклассной работы заслуживает большого внимания. Ребята с удовольствием помещают в своем историческом журнале статьи, высказывания о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах и пьесах исторического характера, некоторые учащиеся помещали материал даже в стихотворной форме, давали рисунки на исторические темы. Иногда вместо исторического журнала выпускается бюллетень - плакат с большим количеством иллюстративного материала.

 

Таковы формы и методы внеклассной работы в городе Иванове и в районах Ивановской области.

 

 

Опубликовано на Порталусе 26 августа 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама