Рейтинг
Порталус

НЕЧАЕВ Н. В. ШКОЛЫ ПРИ ГОРНЫХ ЗАВОДАХ УРАЛА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ. К ИСТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Дата публикации: 11 сентября 2015
Автор(ы): И. ВОЛКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Исторический журнал, № 12, Декабрь 1944, C. 83-84
Номер публикации: №1441961487


И. ВОЛКОВ, (c)

Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина. М. 1944. 120 стр. 7 р. 50 к. В приложениях даны девять архивных документов.

 

В годы царствования Петра I произошёл резкий поворот в истории развития русского государства. Российская империя стала одной из наиболее сильных в то время европейских держав. Основой её экономической политики было стремление организовать в стране такую промышленность, чтобы не было необходимости ввозить из-за границы промышленную продукцию. Особенно необходимым стало создание своей металлургической базы и промышленности, обслуживающей нужды армии (металлообрабатывающей и др.). Всё это было, по определению товарища Сталина, своеобразной попыткой Петра I "выскочить из рамок отсталости". Петру I не удалось ликвидировать отсталость России, но он достиг значительного продвижения страны вперёд.

 

Центром крепостнической металлургии в XVIII в. становится Урал. Он долго был основной кузницей и арсеналом для России. Богатые недра Урала позволили Петру I перевооружить армию и создать флот, а также обеспечить металлом получившее в то время широкий размах строительство русских крепостей и новых городов. На Урале быстрыми темпами создавались горные заводы. Развитию уральских заводов много способствовал первый начальник их, верный и талантливый последователь Петра - В. Н. Татищев. Одной из многообразных сторон деятельности Татищева является организация им первых горнозаводских школ.

 

Горнозаводские школы были созданы с целью подготовки своих, русских специалистов - техников и мастеров горнометаллургической промышленности - для новых уральских заводов. При каждом заводе была организована такая школа. В горнозаводских школах было до 700 учащихся - количество большое для того времени. В петровскую эпоху произошёл бурный рост русской культуры: были открыты многочисленные светские школы, основана Академия наук, выпущена первая газета, открыт театр, введены гражданская азбука и европейское летосчисление. В тесной связи с общим развитием русской культуры находится организация горнозаводских школ. Они подготовили среднее и высшее звенья технического персонала уральских заводов. Среди воспитанников этих школ было немало талантливых техников. Достаточно указать, что в горнозаводских школах учились великие русские изобретатели Кузьма Фролов и Иван Ползунов. Талантливый изобретатель Фролов создал крупнейшие в Европе XVIII в. гидротехнические установки для откачки воды из рудников. Гениальный теплотехник Ползунов создал в 1763 г. паровую машину, наиболее совершенную в то время. Это была первая в мире паровая машина, приспособленная для нужд металлургии.

 

Уральская горнометаллургическая промышленность в XVIII в. достигла высшего расцвета и господствовала не только в России, но отчасти и в Европе. И в этом большую роль сыграли воспитанники горнозаводских школ.

 

В истории горнозаводских школ следует также искать истоки профессионального образования в России, получившего в Советском Союзе исключительный размах. Задаче исследования истоков профессионального образования в России на основании изучения материалов об уральских горнозаводских школах первой половины XVIII в. посвящена рецензируемая работа. Эта работа является первой специальной монографией, посвященной зарождению русской профессионально-технической школы. Автор дал полную картину возникновений и развития школ при горных заводах Урала в первой половине XVIII в. на основе анализа собранных им архивных и литературных материалов.

 

В своей работе Н. Нечаев делает вывод, что уральские горнозаводские школы положили начало специальному горному и профессиональному образованию в нашей стране. Автор правильно подчёркивает, что "школы уральских заводов выпускали квалифицированных работников и обеспечивали уральские заводы подготовленным техническим персоналом" (стр. 5 - 6).

 

Н. Нечаев не только собрал материал, но и сумел проанализировать его, заполнив тем самым большой пробел в истории развития нашей страды. Автор показал роль и значение первых русских теоретиков (В. Татищев) и практиков (главный межевщик Юдин) профессионального образования.

 

Показывая преемственность горнозаводских школ и профессионально-технического образования в СССР, автор правильно отмечает огромное значение производственного обучения. В главе "Обучение школьников на производстве" он показывает, как учащиеся горнозаводских школ проходили произволе таенное обучение на шахтах и заводах.

 

Глава "Строительство школ при горных заводах Урала" - центральная по своему положению и узловая по количеству поставленных в ней проблем. Организация горнозаводских школ на Урале - одна из многочисленных сторон деятельности Татищева. Нечаев даёт Татищеву справедливую оценку, в частности объективную оценку ему как администратору. Сам Татищев высоко ценил свои практические замятия, в частности организацию школ, и называл их "знатными делами". "Естьли бы он

 
стр. 83

 

(Пётр I. - Н. В .) в чужие края меня не посылал, к делам знатным не употреблял и милостию не ободрял, то я бы не мог ничего того получить". В 1724 г. Татищев отправлен был в Швецию "для призыва мастеров, потребных к горным и минеральным целям" (стр. 23). У лютого своего врага - шведов - Россия не считала зазорным учиться. И в этом состояла сложность поручения Татищева.

 

В работе Н Нечаева освещена борьба Н. Татищева и против немецкого засилья. Бирону показалось подозрительным предложение Татищева в 1735 г. перевести немецкие названия горных чинов на русский язык. Вирой "так сие за зло принял, что не однажды говаривал, якобы Татищев главный злодей немцев".

 

В работе Нечаева не показано влияние войны на школы. Автор неоднократно касается событий, которые можно объяснить только военными соображениями, но он почему-то обходит их. Войны 40-х годов XVIII столетия потребовали огромного количества металла, а следовательно, усиленного выпуска кадров из школ.

 

Можно было бы привести ещё отдельные поставленные, но не решённые автором проблемы возникновения и развития горнозаводских школ. Но это не уменьшает ценности проделанной Н. Нечаевым работы. Исследование Н. Нечаева является значительным вкладом в историю профессионально-технической школы.

 

Проф. Н. Волков

 

 

Опубликовано на Порталусе 11 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама