Рейтинг
Порталус

СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ МОСКВЫ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 1940-1941 УЧЕБНОГО ГОДА

Дата публикации: 24 октября 2015
Автор(ы): Е. Хазанова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Исторический журнал, № 5, Май 1941, C. 82-86
Номер публикации: №1445720185


Е. Хазанова, (c)

Е. Хазанова, методист Мосгороно

 

В Москве была проведена проверка преподавания истории в 76 школах; посещено было 476 уроков у 217 преподавателей истории. В проверке помогали методисты-общественники. Обследование проводилось путем посещения уроков истории, беседы с каждым преподавателем, просмотра наглядных пособий, классных журналов, ученических записей в тетрадях по истории.

 

При этом уделялось большое внимание вопросу о том, как осуществляется помощь и контроль за преподаванием истории со стороны руководства школы (директора школы и заведующего учебной частью), со стороны райОНО и райпедкабинета.

 
стр. 82

 

Краткий анализ состояний преподавания истории в школах Москвы показывает, что школы правильно развернули преподавание истории в соответствии с программными указаниями НКП, но при прохождении программ в первой четверти наблюдалось отставшие на, 6 - 10 часов и даже больше. Более нормально проходилась программа в 5-х классах.

 

Качественное состояние преподавания истории в средней школе можно охарактеризовать следующим образом: школы имеют ряд несомненных достижений в преподавании истории.

 

Все преподаватели истории соблюдают историко-хронологическую последовательность в изложении учебно-программного курса; наблюдались только единичные случаи отступления от такого изложения.

 

Несколько лучше, чем в прошлые годы, преподаватели истории освещают роль исторических деятелей, уделяя внимание их личной характеристике, показывая их как представителей определенных классов.

 

Все больше и больше внедряется работа с картой на уроках истории. Все шире применяются наглядные пособия. На уроках истории встречаются часто не только картины и гравюры, но также самодельные пособия (школы N 113 Советского района, NN 235 и 238 Дзержинского района, NN 494 и 504 Пролетарского района, NN 422 и 473 Таганского района, NN 551 и 557 Москворецкого района, NN 175 и 635 Свердловского района, N 517 Красногвардейского района и др.).

 

В ряде школ передовые преподаватели истории дают прекрасные образцы преподавания. Серьезное, научное освещение исторических событий и явлений сопровождается правильным марксистским анализом, способствующим укреплению у учащихся материалистического мировоззрения.

 

Такие преподаватели, не только умело излагают материал, но и прививают учащимся навыки самостоятельной работы над учебно-программным; материалом.

 

В школе N 175 Свердловского района преподаватель H. А. Куликов в 5 - 7-х классах очень интересно проводит занятия. Живой, содержательный рассказ преподавателя, умело подобранный иллюстративный материал (преподаватель проявляет много инициативы для изготовления наглядных пособий, пополняющих имеющееся в школе оборудование) делают уроки Николая Афанасьевича Куликова интересными и увлекательными для учащихся.

 

Последние жадно схватывают живое слово преподавателя, усердно работают над материалом учебника и в результате прекрасно справляются со всеми заданиями. Ученики Н. А. Куликова давали осмысленные и ясные ответы даже по наиболее трудным разделам программы 7-х классов, как например: "Начало реформации в Германии", "Реформация и католическая реакция в Европе" и т. п.

 

В той же школе хорошо поставлено преподавание истории в 8 - 10-х классах (преподаватель - П. К. Холмогорцев). Большое внимание уделяется развитию у учащихся уменья углубленно и серьезно работать над учебным; материалом: над учебником, над отдельными статьями Ленина и Сталина, а также над художественной исторической литературой.

 

Наряду с четким и доступным пониманию учащихся рассказом - объяснением преподаватель практикует рефераты, письменные работы учащихся, экскурсии. Все это, вместе взятое, обеспечивает прочные знания учащихся.

 

В школе N 635 того же Свердловского района преподаватели истории А. К. Абрамсон и Г. В. Гасилов добились хороших знаний учащихся благодаря упорной и настойчивой работе по привитию учащимся навыков к самостоятельной работе.

 

Такого рода работа проводится и на уроках и в связи с домашними заданиями.

 

В 10-х классах в процессе изучения темы "Начало кризиса Временного правительства" и апрельских тезисов В. И. Ленина преподаватель дал учащимся следующее задание: раскрыть сущность лозунга "Вся власть советам!", рассказать о его первоначальной постановке, о том, почему он был снят и почему впоследствии был вновь выдвинут.

 

Надо сказать, что предложение самостоятельно продумать задание вызвало большое оживление среди учащихся. Учащиеся показали, что сумели разобраться в вопросе, и дали правильные ответы.

 

В качестве домашнего задания преподаватель предложил выписать по апрельским тезисам В. И. Ленина, вопросы хозяйственные, политические и военные.

 

При таком преподавании рамки обычных уроков расширяются и изучаемый материал выходит далеко за пределы программного; кружковая работа и исторические вечера являются дополнительными источниками удовлетворения возрастающего интереса учащихся к исторической науке.

 

Примеры удачной, правильной постановки преподавания истории в школах Москвы можно было бы увеличить.

 

Однако отдельные улучшения в преподавании не могут скрыть того, что в целом преподавание истории и в первой половине текущего учебного года поставлено все еще не удовлетворительно.

 
стр. 83

 

Основным недостатком в преподавании истории является недостаточное внимание к разбору исторических явлений и их обобщению, а нередко и полное отсутствие этой важнейшей воспитательной работы.

 

Простое описание фактов, без разбора и анализа, не дает учащимся правильного понимания исторической эпохи, выхолащивает политическую сущность изучаемого исторического материала. Приведем отдельные примеры, подтверждающие это.

 

В 6-м классе "В" средней школы N 551 Москворецкого района да уроке истории по теме "Древнейшая религия римлян" преподавательница довольно живо и полно рассказала о верованиях римлян, что произвело сильное впечатление на учащихся, но в рассказе отсутствовал анализ изложенных фактов, и потому не была вымелена классовая сущность религии, и урок, следовательно, не достиг своей воспитательной цели.

 

В 8-м классе "А" средней школы N 234 Дзержинского района в беседе с учащимися по теме "Крещение Руси" преподаватель извратил историю, представив принятие христианства как явление отрицательное.

 

Невнимание к анализу и разбору фактов нередко приводит к модернизации и тем самым к нарушению историзма в освещении событий.

 

Особенно часто встречается в практике нечеткость и неясность в освещении экономического и политического строя на разных ступенях развития человеческого общества. Нередко еще даются либо голые схемы либо одно описание.

 

В школе N 499 Пролетарского района, в 8-м классе, при объяснении темы "Феодальная борьба в первой половине XV века в России" преподавательница сказала: "Со смертью Шемяки прекратилась междоусобная борьба" (получилось, что в междоусобной борьбе виноват один Шемяка) В 9-м классе та же преподавательница, объясняя тему "Империализм, как высшая стадия капитализма", неправильно осветила вопрос о концентрация производства. Нарисовав на доске круг, а внутри круга маленькие кружочки, она при этом пояснила: "Вот этот крут поглощает все эти маленькие кружочки" (что вызвало реплику учащихся "Молекулы!"). Такая механическая постановка вопроса не помогла учащимся разобраться в сущности концентрации производства, не вскрыла конкретно процесса поглощения крупными предприятиями мелких.

 

Наблюдаются существенные недостатки методико-педагогического порядка: планированию учебно-программного материала и планированию каждого урока не отводится должное внимание. Четвертные планы представляют собою простой перечень тем с указанием количества часов, отводимых для каждой темы. Что же касается планов каждого урока, то в значительном большинстве случаев они состоят из нескольких пунктов, составных звеньев для рассказа преподавателя. Встречается немало случаев, когда преподаватель даже вовсе не пишет плана, ограничиваясь краткой записью своего рассказа - объяснения.

 

Нечеткость в планировании нередко на практике приводит к неполноценному уроку. Вместо последовательного и умелого сочетания всех элементов урока воедино, в одну стройную систему, обеспечивающую учащимся понимание нового учебного материала, преподаватель излагает материал несистематически, недостаточно увязывает новые данные с ранее пройденным материалом. Особенно слабо продумывается преподавателем методика проверки знаний учащихся.

 

Устный опрос учащихся является и до последнего времени почти единственным способом проверки их знаний.

 

К тому же надо сказать, что постановка вопросов не продумана и мало способствует выявлению знаний учащихся.

 

Часто вопросы преподавателя нечетко, а подчас и неправильно сформулированы, как например: "Какую играл роль: большую или маленькую?", "Они были против марксизма и против чего?", "В ихней программе говорилось или нет о диктатуре пролетариата?" и т. п. Такая формулировка вопросов не способствует серьезной работе учащихся над материалом, а с другой стороны, не позволяет учащимся ввиду неясности вопросов выявлять свои знания.

 

Вопросы преподавателей в большинстве случаев не требуют творческой работы мысли со стороны учащихся. Они трафаретны и неинтересны.

 

В 9-м классе школы IN" 559 Москворецкого района после ответа ученика о неравномерном развитии экономики капиталистических стран, причем ученик правильно развивал свои мысли и приводил ряд примеров, преподаватель ставит так называемый наводящий вопрос: "Шла что?.."

 

Такие вопросы свидетельствуют только о недостаточной работе над собой самих преподавателей.

 

Непродуманная постановка вопросов сопровождается часто тем, что педагог сам же отвечает на свои вопросы. Преподаватель говорит вместе с учеником, перебивает его, мешает ему отвечать.

 

Иногда преподаватели допускают бессмысленные, неграмотные обороты. В рассказе по теме "Держава Чингисхана" в

 
стр. 84

 

8-м классе средней школы N 559 Москворецкого района преподавательница оказала: "Темучин вел завоевательную политику и около себя и на земле других". В 9-м классе средней школы N 234 Дзержинского района преподаватель объяснил: "Рабочее движение тормозилось в результате земель на Западе" (речь шла о США).

 

Мало опрашиваются учащиеся: за четверть в 5 - 7-х классах учащиеся редко имеют больше двух оценок по текущему учету; немало случаев, когда оценка выводится по разовому опросу.

 

Не продумана в достаточной мере и самая система проверки знаний. Устный опрос является почти единственным способом проверки знаний учащихся в средней школе.

 

Надо сказать, что в ряде школ, в которых преподавание истории ведут наиболее квалифицированные педагоги, знания учащихся хорошие. Так, в школе N 113 Советского района, в 9-м классе "А", ученица Лапшенкова на предложение преподавателя сравнить политический строй Германии и Англии конца XIX века очень удачно рассказала об этом. В этом же классе учащиеся дали хорошие ответы на вопросы преподавателя об уроках революции 1905 - 1907 годов, о ее международном значении. Кроме содержательного и подробного рассказа учащиеся двух 10-х классов той же школы четко ответили на такие вопросы, как причины русско-японской войны, почему избирательный закон 3 июня 1907 года называется государственным переворотом, и т. п.

 

Неудовлетворительные ответы учащихся у недостаточно опытных педагогов объясняются часто тем, что за годы занятий по истории без учебников ученики привыкли дословно записывать рассказ учителя. Привычка эта мешает им теперь, когда необходимость записывать отпала, внимательно вслушиваться в рассказ учителя.

 

К сожалению, в некоторых школах даже теперь, при наличи учебника, ведется запись рассказа учителя под диктовку Ери этом проверка записей в ученических тетрадях преподавателями истории не практикуется, и в результате в тетрадях нередко остаются извращения.

 

Недопустимо медленно развертывается внеклассная работа по истории несмотря на большой интерес к ней со стороны учащихся. Приказ горОНО о внеклассной работе явно не осуществляется. Можно назвать крайне ограниченное число школ, в которых (и то лишь в последнее время) приступили к организационному оформлению кружковой работы. Сами преподаватели истории слишком медленно раскачиваются, а руководство школы не проявляет настойчивости.

 

Недостаточно привлекаются богатства наших музеев при прохождении программного курса. Даже в 10-х классах по курсу истории СССР XX века, по которому имеется ценнейший материал в Музее Ленина, в Музее революции СССР, преподаватели истории почти не проводят экскурсий.

 

Причины недостатков в преподавании истории объясняются недостаточной квалификацией преподавателей истории.

 

Кадры их разнородны: большинство преподавателей истории в школах Москвы имеет законченное высшее образование, часть учится, и только немногие преподаватели, не имея законченного высшего образования, не продолжают в настоящее время учиться.

 

Но и среди имеющих высшее образование наблюдается неоднородность состава. Так, одна часть преподавателей получила высшее образование в то время, когда в вузах не преподавались систематические курсы истории древнего мира, средних веков, новой истории и истории СССP; другая часть изучала историю в духе вредной концепции "школы" С. Н. Покровского. Естественно, что эта часть преподавателей должна в первую очередь пополнить пробелы в своем историческом образовании.

 

Преподаватель истории должен глубоко и всесторонне знать свой предмет и уметь увязать каждый данный раздел со всем историческим процессом в целом (так изложение истории СССР нужно давать не отрывая его от курса всеобщей истории).

 

Нужно также отметить, что многие преподаватели истории не имеют достаточного идейно- теоретического багажа. Большую часть выявленных недостатков в преподавании истории следует отнести на счет невысокого уровня марксистско-ленинского образования части кадров преподавателей истории.

 

Преподаватели истории часто изучают "Краткий курс истории ВКП(б)" не систематически и неглубоко; над первоисточниками марксизма-ленинизма работают несерьезно, от случая к случаю, по мере того, как при прохождении учебно-программного материала приходится обращаться за справками к произведениям классиков марксизма-ленинизма.

 

Поэтому основная задача преподавателей истории - поднять свой идейно-теоретический уровень и углубить свои специальные знания.

 

Наряду с индивидуальной работой преподавателей истории по повышению квалификации огромное значение приобретают коллективные форме работы - объедине-

 
стр. 85

 

ние преподавателей истории школы, района для обсуждения методических вопросов, а главное, для обмена положительным опытом.

 

С конца первого полугодия, когда почти во всех классах учащиеся получили новые учебники по истории, преподаватели стали перестраивать преподавание.

 

Издание учебников создало огромные возможности для решительного улучшения всей системы преподавания история.

 

Естественно, что ответственность преподавателей значительно возросла. Неотложная задача - умело перестроить работу, сделать упор на правильную методику работы с учебником, следуя примеру передовых преподавателей. И действительно, наличие учебников по истории уже начало сказываться в частичном улучшении знаний учащихся, особенно в 5 - 6-х классах. В этих классах учебники по истории древнего мира были получены учащимися в конце сентября и, следовательно, учащиеся пользовались учебниками по истории почти все первое полугодие. Кроме того необходимо отметить, что учащиеся 5 - 6-х классов лучше снабжены учебниками- по истории древнего мира приходится один учебник на 2 - 3 учащихся, по истории же средних веков и истории СССР приходится от 2 до 6 учебников на класс, то есть на 40 - 44 учащихся. Несомненно, что такое количество учебников совершенно недостаточно У каждого ученика должен быть свой учебник.

 

Однако главный недостаток заключается в том, что преподаватели слишком мало места и внимания уделяют работе с учебником. Они не дают необходимых практических советов учащимся о том, как пользоваться учебником при приготовлении домашних заданий. Нередко приходится сталкиваться с неправильными приемами работы с учебником; вместо систематической работы ведется объяснительное чтение текста учебника с последующим пересказом учащимися прочитанного.

 

Но уже и теперь можно привести примеры умелой работы лучших преподавателей с учебниками. Такие преподаватели сами вдумчиво читают и перечитывают каждый раздел и каждую тему учебника и приучают учащихся к серьезной работе.

 

Лучшие преподаватели строят свой рассказ в соответствии с учебником и на основе его, обращая особое внимание на выводы-обобщения. Одновременно с этим поясняются трудные и незнакомые понятия, термины, отдельные обороти и выражения. Преподаватели приучают учащихся составлять планы изучаемого материала сначала в классе, а затем самостоятельно. Это способствует более осознанному усвоению курса и большей стройности и последовательности изложения. Учащимся прививаются также навыки по работе с иллюстрациями и картами учебника, их приучают вести тетради по истории с систематическими записями плана, зарисовками, самостоятельно вычерченными картами, диаграммами, картограммами, схемами и тому подобными материалами.

 

В результате такой работы знания учащихся систематически укрепляются.

Опубликовано на Порталусе 24 октября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама