Рейтинг
Порталус

© О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ VIII КЛАССА НАД УЧЕБНИКОМ НОВОЙ ИСТОРИИ

Дата публикации: 28 октября 2015
Автор(ы): А. Строганов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Исторический журнал, № 2, Февраль 1941, C. 120-123
Номер публикации: №1446022562


А. Строганов, (c)

С появлением учебников по истории можно, наконец, осуществлять правило "ни одного урока без самостоятельной работы ученика". А самостоятельная работа учащихся, как известно, является важнейшим условием глубокого и прочного изучения предмета.

Учебник первого периода новой истории дает очень богатый материал для самостоятельной работы учащегося. Виды домашних заданий по учебнику могут быть очень разнообразны. Укажем на некоторые из них.

Устные домашние задания. Простейшая форма - приготовить устный рассказ по данной теме. При этом отнюдь нельзя ограничиться только заданием "прочесть" или "выучить" данную часть курса. Нужно с самого начала занятий выделить время для того, чтобы показать ученикам, как им надо работать дома с учебником.

Можно предложить следующую методику работы с учебником: а) прочесть весь заданный материал; б) закрыв книгу, попытаться перечислить главные вопросы, о которых идет речь (построить план прочитанного); в) перечесть текст по одному вопросу; г) вспомнить добавления, данные учителем на уроке, и пересказать весь абзац с добавлениями; д) далее, поступать так же с другими частями текста и, наконец, попытаться пересказать все: первый раз, - прибегая в затруднительных случаях к учебнику, и второй раз - "начисто", не открывая книги.

Более сложной формой является домашнее задание с привлечением добавочной литературы сверх учебника: научной и художественной. Например к материалу главы XII необходимо привлечь текст "Манифеста коммунистической партии" для расширения и углубления анализа движущих сил истории и характеристики капиталистического общества (к гл. XVI - роман Сергеева-Ценского "Севастопольская страда" - отдельные отрывки; к гл. XV - биографию Гарибальди; к гл. XVIII - "Восстание Джона Брауна" и т. д.).

При этом необходимо строго соблюдать следующее правило: отбирать всегда минимум добавочного текста (особенно, если речь идет об источниках) и указывать ученикам совершенно точно, вплоть до количества строк, весь об'ем дополнительного материала, а также раз'яснять, как им пользоваться и как связывать его с материалом учебника.

При устных заданиях по повторению следует указывать ученикам те места учебника, где изложен ранее изученный материал по данному вопросу, для того, чтобы связать его с новым материалом.

Например при работе над главой XI - по вопросу о развитии капитализма в сельском хозяйстве Германского союза в 1815 - 1848 годах (стр. 113) - следует дать ученикам задание - прочесть на стр. 85 учебника следующие абзацы: 4-й сверху, начинающийся словами "В 1807 г. министром Штейном...", 4-й снизу - "В 1811 г. в Пруссии...", 1-й снизу - "Но прусские помещики..."

Таким образом, новые сведения связываются с ранее пройденным материалом. К этому же материалу (стр. 85 и 113) придется обратиться снова при рассмотрении крестьянской реформы 1850 года в Пруссии (гл. XXI, стр. 199).

В более широком виде такое задание можно давать для того, чтобы ученики проследили по учебнику развитие какого-либо события или учреждения. Так например можно выбрать по отдельным страницам учебника материал на тему "Изменения государственного строя и конституции Франции с 1789 г. до установления II империи включительно".

Письменные домашние задания. В связи с выходом учебника ученическая тетрадь, бывшая до сих пор в большинстве случаев единственным пособием в домашней работе учеников, меняет свое содержание. Теперь нет нужды производить записи рассказа учителя. Теперь тетради должны служить для работы и на уроке и дома. Целесообразно иметь две тетради: одну для работы в классе, другую для работы дома. В классной тетради отмечается тема урока и записывается содержание дополнительного материала по уроку; сюда также вносится подробная запись данного учителем задания. Классная тетрадь является дополнением к учебнику при самостоятельной домашней работе ученика.

стр. 120 Простейший вид письменного домашнего задания - ответы на вопросы, предложенные учителем.

Например по главе XV "Революция в Италии" ученик записывает в классную тетрадь такие вопросы:

1. Что являлось основным содержанием революции в Италии?

2. Охарактеризуйте политические режимы государств в Италии.

3. Составьте календарь революционных событий в Италии 1848 года.

4. В чем были причины поражения революции 1848 года в Италии?

Выполняя эти задания, ученик пользуется учебником и классной тетрадью.

Далее, нужно рекомендовать самостоятельное конспектирование учебника. Эту работу следует вести неуклонно. Нужно приучать учеников всегда при чтении научной книги вести одновременно ее конспектирование. Полезно этот вид домашнего задания сделать постоянным. Разумеется, нужно на уроке несколько раз практически показать ученикам, как конспектировать, как записывать главное. Очень полезно познакомить учащихся с образцами того, как работал над книгой В. И. Ленин.

Цитирование дополнительной литературы. Для дополнения текста учебника полезно привлекать первоисточники, если они могут оказаться в распоряжении учащегося. Давая такое задание, нужно указать, какое издание книги, какие страницы и строчки имеются в виду. Надо приучать учеников при выписке цитаты всегда точно записывать все эти данные.

Поэтому задание этого рода, должно выглядеть примерно так: "Продолжить цитату учебника на стр. 125, строки 2 - 7, о классовой борьбе, по двухтомнику избранных сочинений, изд. 1941 г., т. I, стр. 139, строки 7 - 22, кончая словом "...пролетариат".

Разнообразить такое задание можно следующим образом: предложить учащимся отыскать цитату, отвечающую на заданный вопрос. Например найти в том же двухтомнике Маркса (1940 г., т. I, стр. 143) цитату, характеризующую роль буржуазии в развитии производительных сил.

Еще прием: дана цитата - учащимся предлагается вспомнить из ранее пройденного материала примеры, иллюстрирующие высказанную автором мысль. Например в связи с цитатой из "Манифеста коммунистической партии" (Карл Маркс - "Избранные произведения в двух томах". 1937. Т. I, стр. 153, с последней строки до строки 9-й, на стр. 154 вспомнить примеры из пройденного курса этого и прошлого годов, иллюстрирующие разрушения имущественных отношений, уже не соответствующих развившимся производительным силам.

Разумеется, такие задания можно давать лишь после тщательно продуманной, подробной раз'яснительной работы в классе.

Составление хронологических таблиц. Составленная дома хронологическая таблица, то есть выписанные отдельно хронологические даты, помогает запоминанию и служит для повторения хронологии.

Однако большую ценность представляет такая работа, при которой учащиеся приучатся систематизировать хронологический материал.

Простейший вид работы этого рода представляется нам в следующем виде: составляя хронологическую таблицу по глава ХII - "К. Маркс и Фр. Энгельс", - можно дать ученикам задание разнести даты отдельно по биографии Маркса и отдельно по биографии Энгельса, а их совместную работу тоже выделить.

Справляясь со списком в конце книги, учащийся должен подчеркнуть или выделить каким-нибудь иным способом обязательные даты.

Более сложным и еще более полезным

 

стр. 121 способом систематизации является составление синхронистических таблиц, которые об'единяют события, одновременно развивавшиеся, но пройденные в курсе отдельно.

Располагать материал в таких таблицах можно различно. Легче так называемый "вертикальный метод", рекомендованный "Методическим пособием по новой истории" (Вып. 1-й, стр. 184. Учпедгиз. 1939). Труднее, но гораздо нагляднее синхронистическая таблица, составленная по "горизонтальному" способу. (Пример такой работы показан в таблице на предыдущей странице.)

Графическое оформление материала. Простейшим способом графического оформления является изготовление диаграмм различного вида.

Так например линейной диаграммой можно воспользоваться при работе над темой главы XVIII - "Гражданская война в Северной Америке". Цифры роста хлопчатобумажной промышленности (стр. 173 учебника) примут следующий вид:

 

Диаграммами-столбиками можно воспользоваться на этом же уроке, чтобы показать соотношение между рабочими в сельском хозяйстве и в промышленности.

 

Или:

 

Для показа процентных отношений можно рекомендовать круговые диаграммы.

Примером такой диаграммы может служить следующая, составленная по цифрам главы XXII (стр. 208 учебника) - "Вторая империя во Франции":

 

Для иллюстрации взаимоотношений между отдельными органами государственного аппарата полезно пользоваться, например, такими простейшими схемами (стр. 209 по учебнику):

 

Работа с картографическим материалом учебника. Простейшая форма работы - перерисовка и раскраска карты или схемы из учебника. Эта работа чрезвычайно полезна, так как она надежно закрепляет пространственные представления в сознании учащихся. Однако в этой работе следует предостеречь от некоторых, к сожалению, часто встречающихся ошибок.

Прежде всего следует категорически воспретить перерисовку карт "от руки", "наглаз". Нужно требовать точности в копировке карт. Поэтому, как правило, нужно ввести следующую последовательность в работе: сначала карта копируется тонко очиненным карандашом на прозрачную бумагу (кальку или промасленную бумагу) я лишь затем с полученной "матрицы" через копировальную бумагу переносится в тетрадь. Затем контуры обводятся тушью, карта раскрашивается, и, наконец, тщательно наносятся необходимые названия.

Следующая ступень - работа с картами различных масштабов. При задании Перекопировать по указанному выше способу карту США до гражданской войны (стр. 177 учебника) следует предложить учени-

стр. 122 кам сохранить "матрицу". Затем, на следующем уроке, разобрав во время рассказа о гражданской войне в США три схемы, изображенные на стр. 180 - 181, учащиеся, воспользовавшись сохранившейся "матрицей" и скопировав по ней увеличенные по сравнению со схемами контуры США, сделают все три схемы гражданской воины.

На таких перерисованных картах можно отмечать очередность событий. Так например, дав задание скопировать карту Италии до революции 1848 - 1849 годов, можно предложить учащимся показать цветной линией очередность революционных движений на территории полуострова.

Подавление революции в 1849 году можно изобразить на карте стрелками.

 

Разумеется, в краткой статье можно рассказать только о некоторых видах домашних заданий, чрезвычайно многообразных. Каждому учителю нужно упорно и тщательно работать над вопросом использования учебника в практике самостоятельной работы учащихся, проявляя при этом максимум инициативы и изобретательности.

Однако в этой работе следует остерегаться целого ряда ошибок, для предотвращения которых мы позволяем себе дать несколько советов:

1. Прежде чем давать домашнее задание, следует сделать его предварительно самому. Это даст возможность учесть все трудности, которые могут возникнуть при выполнении этого задания, и своевременно устранить их.

2. Нужно об'яснять возможно подробнее домашние задания, не забывая о самых мелких практических указаниях.

3. Нельзя оставлять ни одного, даже самого незначительного, задания без проверки, иначе вся работа будет безрезультатна.

4. При проверке нужно обязательно оценивать произведенную учеником работу, так как поощрения и взыскания укрепляют сознательное и серьезное отношение к выполняемой работе.

5. Подготовка каждого урока должна сопровождаться самостоятельной работой учащихся.

Опубликовано на Порталусе 28 октября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): самостоятельная работа школьников



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама