Рейтинг
Порталус

Учитель химии. НЕ ЗАЧЕРКНУ НИ ДНЯ В СВОЕЙ СУДЬБЕ

Дата публикации: 02 ноября 2015
Автор(ы): Анна КАШИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1446443135


Анна КАШИНА, (c)

алканы...Все началось давно, когда я, маленькая, сидела на уроке химии, который вела моя бабушка. Виной всему была простуда, из-за которой меня не пустили в детский сад. И вот, замирая от удивления и восхищения, я сижу и думаю: когда я буду такой же, как она, буду так же творить чудеса, и у меня так же будут лучиться глаза. Решение принято: обязательно буду учительницей.

Спустя год мне подарили набор "Юный химик". Помню, все было интересно: и как получить карамель из сахара, и наблюдать, как идут цветные реакции в растворах, и, конечно, устраивать маленькие домашние фейерверки... С тех пор химия стала неотъемлемой частью моей жизни.

Школьные знания часто очень условно и относительно делят на те, что явно понадобятся в будущем (грамматика, математика), и те, о которых выпускники позабудут раз и навсегда. К этой последней категории многие относят и химию. Тем не менее уроки химии в нашем классе были самыми яркими и интересными, на них царила торжественная атмосфера труда. Каждый урок приоткрывал мне часть тайны, и желание познать эту тайну стало моей целью.

...Вспоминаю себя, молоденькую, самоуверенную, только что после университета переступившую порог школы. Университет дал хорошее знание предмета, широкий диапазон интересов. Но как преподавать, знала только теоретически. Поэтому, оказавшись наедине с детьми, первое время чувствовала себя, как в океане без компаса. Училась методом проб и ошибок, вспоминая слова Полонского: "Есть тонкие, невидимые связи меж запахом и контуром цветка". Для меня единство формы и содержания многое определяет в жизни, считаю: заимствовать можно идею. Наполнить ее конкретным содержанием каждый должен сам. Набравшись опыта, уже четыре года в школе, поняла, что важно правильно видеть цель: не снабдить ребенка какой-то суммой знаний, а научить его наблюдать, осмысливать, прогнозировать. Тогда и дети счастливы, и учителю интересно.

В химии главным стимулом учения с увлечением считаю удивление. Чем раньше удивишь, заинтересуешь, поманишь неизведанной тайной, тем острее впечатления, тем более стойким оказывается интерес. "Добро пожаловать в комнату чудес", - говорю своим "малышам"-восьмиклассникам. Первые уроки химии всегда ответственны. Передо мной стоит задача - открыть ребятам удивительный мир этой науки, показать, что хорошее знание химии оказывается полезным не только в отдаленном абстрактном будущем.

Взор химика пытлив, ему порядок мил,

Среди своих реторт, мензурок и приборов,

Стремится он постичь капризы тайных сил.

Читаю в глазах своих ребятишек восторг и любопытство, каждый из них хочет стать моим помощником. И даже когда предупреждаю, что мне нужны храбрецы, которые не боятся крови, таких находится немало. Удивление состоялось. Я не сомневаюсь, что теперь они будут с нетерпением ждать уроков химии, потому что получили допуск в таинственный храм подлинной науки. Несмотря на таинственность, отныне они здесь хозяева.

Но с этой поры на меня начинают сыпаться вопросы:

- А почему мыло мылится?

- Почему гвозди ржавеют?

- Почему вода замерзает?

- Почему?.. Почему?.. Почему?..

Ответы на эти "почему" мы ищем вместе с ребятами. И вскоре они с удивлением сами рассказывают мне, что чистая вода никогда не замерзнет, а свойства затвердевать при 0оС придают ей примеси. Они делают все новые и новые открытия, нередко удивляя меня своими выводами. На простой вопрос: "Что вы знаете о поваренной соли?" я услышала множество интересных ответов:

- Есть водные растворы соли, которые называются физиологическими. Я болел и потерял много воды, а в кровь мне ввели физиологический раствор, и все обошлось.

- А я знаю, что иногда на привалах солдатам, которые совершают длительные марши, дают пить подсоленную воду.

- У многих народов соль служит символом постоянства и нерушимой дружбы.

И мы все с интересом узнаем, почему именно поваренную соль используют при консервировании пищевых продуктов и когда нужно солить гороховый суп - перед варкой или после.

Конечно, не все всегда бывает гладко, но каждый раз, готовясь к уроку, я учусь сама. Задумываюсь: а часто ли заглядываю в глаза ученика? В них можно прочесть многое. Эти "бесенята" знают о нас все. Оценят наряд и прическу, составят такой словесный портрет, что бедному Шерлоку Холмсу в голову не придет. Я переступаю порог класса, меня тут же "раскусили". Но маленькие человечки щедрее нас на доброту и сердечность, они простят все за страстное желание научить. Простят все, кроме некомпетентности в работе, грубости, хамства и лени.

Поэтому профессия учителя для человека, нашедшего свое призвание в ней, берет его в плен раз и навсегда. В таком счастливом плену оказалась и я. Этот плен не снаружи, он захватывает и пронизывает все твое существо. По какому бы поводу ни собиралась компания учителей: на день рождения или просто поболтать, все сводится к разговору о школе и учениках. Да и как же иначе? Ведь это наша жизнь. Как волны, один за другим накатывают вопросы: часто ли мы улыбаемся, входя в класс? Не раздражаемся ли по пустякам? Умеем ли владеть собой? Как достигается педагогическое мастерство? Божьим даром, компетентностью в работе, искусством общения? А может быть, перефразируя А.П. Чехова, в педагоге "все должно быть"...

Найти ответы на эти вопросы сложно, но каждый раз, видя интерес в глазах ученика, вспоминаю себя маленькой девочкой на уроке бабушки и не перестаю удивляться: вот она, оказывается, какая кудесница - химия!

...И снова звенит звонок. И снова мы приоткрываем завесу тайны, и снова десятки "почему". Но кроме теории, важно научить ребенка практическим навыкам и умениям, "поставить руки". Все равно как при обучении игре на музыкальном инструменте. Когда сам ученик чувствует, что нота звучит неправильно. Удивительно, но ребята на уроке не устают, порою не слышат звонка, не торопятся на перемену, получая наслаждение от эксперимента, если он удается.

У Ани не получается опыт, у нее дрожат руки, когда она нагревает пробирку, - боится, что лопнет. Подхожу, успокаиваю, и вместе проводим опыт до конца и получаем результат.

Считаю, что так называемых "необучаемых детей" нет, уверена, что каждый ребенок велик в своих возможностях, и вместе с ним стараемся на практике доказать это. Основополагающим для учителя всегда является принцип шести "У": уверенности, успешности, убедительности, уважительности, уравновешенности и улыбчивости. Так нелегко быть учителем...

Честно говоря, в школу иногда идешь с напряжением. Впрочем, как только рядом появляются дети, про это забываешь. Но самое интересное в том, что из школы после работы уходить не хочется! Может, потому что оставила здесь уже все свои силы, а может, есть в школьной жизни какой-то "микроб", который все равно продержит тебя на работе до вечера, даже если уйти можно было сразу же после обеда...

Понимаю ли я детей? Хочется сказать: да, конечно, да! Но сколько проблем, тупиков, отчаяния и даже слез. Сколько прочитано и продумано... Как провести границу между добротой и строгостью, раскрепощенностью и распущенностью, как завоевать любовь и добиться уважения? Вечные вопросы, на которые нет ответа ни в одном учебнике. А может, хорошо, что нет. Поиск был бы скучен и бесполезен, если бы на все можно было найти готовые ответы.

...Урок химии в десятом классе. Новая тема, а несколько человек ушли смотреть соревнования по волейболу. Что это - равнодушие к предмету или просто ребячье озорство? На следующем уроке просто рассказываю, как важно знать органическую химию хотя бы потому, что в состав многих лекарственных препаратов входят органические вещества, и отсутствие этих знаний иногда может привести к плачевному исходу. Ни упреков, ни конфликтов, но почему-то именно эти "прогульщики" с тех пор самые первые "химики" в классе.

Известна истина: авторитарность учителя, стремление выстроить всех по струнке никогда не порождали массовую любовь к предмету. Не утверждаю, что можно взрастить "массовый" талант, но... на фоне всеобщей заинтересованности учением является возможность "прорасти" большему числу талантов.

Успех учителя во многом зависит от того, в какой степени он сумеет на самой начальной стадии изучения предмета раскрепостить мысль ребят, сделать так, чтобы все чаще изумленно они восклицали: "Вот это да!.."

Без творчества в школе делать нечего Неинтересно и тебе, и детям. Учитель - это прежде всего личность в постоянном движении и развитии. А время? Где взять его? Быть хорошим учителем все-таки очень трудно.

...Вечер трудового дня. "Свободное время". В промежутке между приготовлением супа и консультациями дочке, как лучше изобразить елочку, листаю книжку. Естественно, не детектив. Сугубо специальную, к завтрашнему уроку. Муж ворчит: "Ты же все это знаешь! Не первый год преподаешь!" Я дипломатично киваю в ответ.

Не могу же я ему признаться, что если я даже и хорошо помню, сейчас мне нужно нечто другое, я уж втянулась и не могу не готовиться к урокам. Я киваю и тихо шепчу себе:

Не зачеркну ни дня в моей судьбе.

И доли не желаю лучшей...

Опубликовано на Порталусе 02 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): химия



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама