Рейтинг
Порталус

"ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ РОДНУЮ МОСКВУ?" (ОПЫТ МАССОВОЙ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ)

Дата публикации: 05 ноября 2015
Автор(ы): А. Родин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Исторический журнал, № 3, Март 1941, C. 105-110
Номер публикации: №1446719371


А. Родин, (c)

А. Родин, Московский городской дом пионеров

1

Зимой 1939 - 1940 года в московских музеях появились в большом количестве новые посетители: это были школьники. Они приходили в одиночку или маленькими группками, сосредоточенно и внимательно рассматривали экспонаты, выписывали цитаты, копировали рисунки. Часто, не удовольствовавшись первым осмотром, они возвращались снова и снова к интересующим их экспонатам.

Значительно увеличился наплыв учащихся и в библиотеках: в Пушкинской, Тургеневской, в филиале Исторической библиотеки. Юные посетители усиленно рылись в каталогах, осаждали библиографов требованиями справок и с большой усидчивостью делали выписки из многочисленных исторических книг. Этих ребят, преимущественно учащихся 5 - 9-х классов, привела в музеи и библиотеки историческая игра "Знаешь ли ты родную Москву?" Московские школьники изучали историю Москвы. Для них были выпущены голубые книжечки с картинками и вопросами к ним. Например рисунок Красной площади в XVII веке сопровождался вопросами: кто эти люди, изображенные на площади; что они делают здесь; какой была Красная площадь в XVIII и XIX веках; какие здесь происходили исторические события? И т. п. Чтобы участники игры могли ответить на эти вопросы, го-

стр. 105


лубая книжечка отсылала их в музеи, к книгам, к картинам.

Это изучение Москвы носило название игры потому, что за каждый ответ на вопрос, за каждое выполненное задание участнику засчитывалось очко; получивший определенное количество очков премировался. Однако то, что это изучение называлось игрой, ничуть не снижало требований, пред'являемых к участникам, и член-корреспондент Академии наук СССР профессор С. В. Бахрушин, ознакомившись с результатами зимнего тура, заметил, что правильнее было бы назвать это изучение конкурсом, а не игрой. Однако термин "историческая игра" уже вошел в практику внеклассной работы в Москве.

Игра эта вызвала очень большой интерес среди учащихся. Зимой в исторической игре принимало участие 3 тысячи школьников. Это был, первый тур исторической игры.

Летом игра приняла несколько иные формы: ребята - участники игры - проводили теперь большую часть времени не в музеях и библиотеках, а в пригородах Москвы. В летние дни так хорошо соединить прогулку в живописные окрестности Москвы с изучением исторического прошлого. Многие окрестности Москвы богаты памятниками прошлого: историческое село Коломенское с его реликвиями XVI и XVII веков; Останкино и Кусково, подмосковные усадьбы крепостной эпохи; Фили и Бородино с памятниками Отечественной войны; Абрамцево, связанное с именами замечательных художников и писателей...

Десятками и сотнями ребята организованно направлялись в окрестности Москвы в поездах и на катерах, на метро и в троллейбусах, в трамваях и пешком. В руках ребят вместо голубых книжечек были "путевки-задания", разработанные центральным штабом игры для второго (летнего) тура и изданные МосгорОНО. Задания можно было выполнить, только побывав на экскурсии, прослушав лекцию, прочитав книги. По теме "Подмосковные усадьбы крепостной эпохи" требовалось, например, от участников игры: 1) осмотреть Останкинский дворец-музей, 2) побывать в Кускове, 3) прочитать ряд книг о крепостном праве и, в частности, об этих подмосковных усадьбах (была указана минимальная литература). Вопросы ставились такие: с какой целью был построен графом Шереметевым Останкинский дворец; какие фамилии крепостных архитекторов и художников, строивших и украшавших Останкинский дворец, ты узнал; как кончил свою жизнь один из строителей дворца - талантливый архитектор-крепостной Павел Аргунов; сколько всех крепостных было в XVIII веке у Шереметева; что ты узнал о классовом расслоении среди крепостных? Опиши господ, дворовых и крестьян-крепостных на празднике в Кускове. И т. п.

Одной из интереснейших летних тем было также изучение сталинского плана реконструкции Москвы. И эту тему изучали не столько в городе, сколько за городом. Надо было осмотреть новые гранитные набережные и новую застройку берегов Москвы-реки и ребята отправлялись на катере по реке; чтобы увидеть чудесные сооружения канала Москва-Волга, - также предпринималось "путешествие в окрестности города. Но и по улицам самой Москвы ребята совершали экскурсии с большим удовольствием: по обновленной улице Горького или по тесным переулкам Собачьей площадки - будущему блистательному проспекту Конституции.

Вот в центре города, в Театральном проезде, около "Метрополя", расположилась группка ребят. Одни срисовывают остатки стен Китай-города, другие описывают их. Это краснопресненские ребята готовят материал к альбому на тему об оборонительных укреплениях Москвы.

Некоторые районы устраивали довольно оригинальные экскурсии. Москворецкие ребята организовали замечательную экскурсию на стройку дома по Б. Калужской улице. Здесь главный инженер об-

стр. 106
лазил с ребятами многоэтажный строящийся дом снизу доверху, наглядно об'ясняя им, что значит скоростное строительство.

Ребята Киевского района были с большой заботливостью приняты директором завода Хладокомбината, где они не только увидели применение совершенной механизации и получили представление о современном советском промышленном предприятии, но и... вкусно покушали: завод готовит мороженое, и его дирекция наславу угостила юных историков.

В Сокольническом: районе изучению сталинского плана предшествовала лекция, а затем была устроена викторина: ребята получали на руки листок с пятью вопросами, на которые они должны были ответить, чтобы быть премированными, причем допускалось пользование книгами и справочниками, которые для этого были выставлены в читальне. Примерно вопросы были такие: что теперь находится на месте былых стен Белого города; чем отличались башни Кремля XV века от современных; какие места связаны в Москве с памятью о Степане Разине; в каких художественных произведениях описана Москва XVII века; чье имя носит самый крупный завод в Москве? И т. п.

2

Приведем типичный пример того, как ставилось изучение темы "Отечественная война 1812 года".

Во вступительной беседе руководитель рассказал о причинах войны и последовательно изложил ход военных действий. Ребята должны были (как этого требовала "путевка-задание") начертить карты расположения войск и наступления Наполеона. Черчение карты помогало осмыслить ход военных действий. Любопытно, что в последствии, при осмотре экспонатов в музее, ребята настолько внимательно рассматривали карты, что указывали на расхождение данных, приводимых экспонатами и книгами.

Во время бесед читались также отрывки художественных произведений - "Войны и мира" Л. Н. Толстого и др. Таким образом, ребята вводились в круг вопросов, которым посвящалась экскурсия. Нужно отметить, что экскурсия проходила значительно активнее и продуктивнее, если ее материал был разработан в предварительных предэкскурсионных беседах.

Музеи давали ценнейший наглядный материал для понимания Отечественной войны. Подлинные документы, портреты, вооружение, а также военные трофеи (знамена французских войск, кухня Наполеона, его сабля) помогали воссоздать обстановку войны. После предварительного знакомства с Отечественной войной устраивалась экскурсия в Кутузовскую избу в Филях. Ребята подходили к ней с некоторым волнением: им казалось, что, перешагнув порог избы, они как бы войдут в непосредственное соприкосновение с тем, что здесь происходило в 1812 году. Однако экскурсовод рассказывал им, какой вид имела тогдашняя Москва, описывал ее быт и т. п., ничего не говоря непосредственно о событиях, имевших здесь место. Впоследствии мы отказались от услуг экскурсовода и ограничивались тем, что прочитывали вслух отрывок из романа "Война и мир" Льва Толстого "Совет в Филях" и подробно рассматривали повешенные в избе портреты участников совета и картину Кившенко.

Отдаленность Бородина от Москвы и неудовлетворительные условия тамошней туристской базы дали возможность побывать в Бородине, к сожалению, лишь двум, - трем группам. Одна из групп, между прочим, ходила с путевками и заданиями в Бородино походом с военным руководителем.

Останется надолго в памяти ребят экскурсия в Петровский дворец. Осмотрев все достопримечательности дворца, ребята расположились на лужайке, недалеко от здания дворца; один из участников игры продекламировал стихотворение Пушкина "Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок..."; затем зачитали отрывки из документов - воспоминания французских офицеров и самого Наполеона о московском пожаре.

После этой экскурсии ребята с удовольствием приступили к составлению ответов на вопросы "путевки-задания". Многие давали зарисовки, планы. Учащиеся старших классов (8 - 9-х), не удовлетворяясь вопросно-ответной системой, хотели дать связное, последовательное изложение всего материала по изучаемой теме.

Просмотр кинофильма "Бородино" помог понять план наступательных действий Наполеона и оборонительно-наступательных действий русской армии.

Интересно отметить, что ребята Киевского района, где расположено Можайское шоссе, Дорогомилово, изучали Отечественную войну в связи со своим районом (разбирали происхождение названий Кутузовской слободы и переулков: Платовского, Багратионовского и др., - побывали на Поклонной горе, в Филях и т. д.).

Бауманские ребята не ограничились составлением альбомов и выпуском стенных журналов: они выступили также с коллективным докладом на тему "Отечественная война". Это был своего рода литературный монтаж: последовательно, в коротеньких

стр. 107
выступлениях, занимавших 2 - 3 минуты, они рассказывали историю нашествия Наполеона на Москву, вводя в описание стихи и даже сцены из "Войны и мира." и пьесы Соловьева. "1812 год".

3

Методическое руководство исторической игрой осуществлялось научной общественностью, так называемым центральным штабом в составе члена-корреспондента Академии наук СССР профессора А, В. Шестакова (председатель), заслуженного деятеля наук профессора Н. Г. Тарасова, профессора Н. А. Гейнике, заведующей историческим кабинетом городского Дома пионеров Н. И. Руниной, научных работников А. Ф. Родина, П. В. Сытина,О. Т. Козловой и др. Летом центральный штаб организовал для местных работников коллективные и индивидуальные консультации и выделил одного из своих членов для методических инструкций в районах, где организовывались районные штабы, возглавлявшиеся внешкольными инспекторами или директорами домов пионеров.

Организации экскурсий содействовала Городская детская туристско-экскурсионная станция. Много помогали участникам: игры музеи, которые установили бесплатное посещение для ребят при пред'явлении ими "путевок-заданий" (Исторический, бывший Новодевичий монастырь, Коломенское, Останкинский и др.). В некоторых районах архитекторы выступали с докладами на собраниях ребят, приглашали их к себе, знакомили с проектом реконструкции районов, даже совместно обсуждали эти проекты.

Педагогическое руководство исторической игрой в детских учреждениях складывалось различно: в одних районах сами ребята, получив "путевки-задания", составляли на них ответы, обращаясь за консультацией в свой районный Дом пионеров или в городской Дом пионеров (так было организовано, например, в Москворецком районе). В других районах руководители площадок или библиотечные работники, работники домов художественного воспитания организовывали ребят, обсуждая совместно с ними ответы на вопросы "путевок-заданий" (например Свердловский район, парк Потылихи, Сокольнический, Куйбышевский и другие районы).

В некоторых районах были организованы кружки, где специалист-руководитель или учитель проводил углубленную работу (например Бауманский, Киевский, Советский, Ростокинский и другие районы). Ростокинский район установил теснейший контакт с Останкинским музеем-дворцом: директор по научной части К. А. Соловьев и научные сотрудники руководили исторической игрой в порядке шефства.

Во многих случаях сами ребята не только организовывали, но и руководили исторической игрой. Член Клуба юных историков Бауманского района Петя Евдокимов, ученик 9-го класса, выдвинутый вожатым школы на лето, вовлек весь свой отряд в историческую игру и сам успешно руководил занятиями, постоянно держа связь с руководителем клуба и используя его консультации.

Ребята Ростокинского района втянули в историческую игру воспитанников Марфинского детского дома.

Бауманцы написали ребятам, живущим в лагере около Абрамцева, об исторической игре, послали "путевки-задания", и те привезли в конце лета выполненные исторические работы.

Леня Войцицкий (Москворецкий район) пишет, что он, взяв тему "Абрамцево", побывал в районных библиотеках, в Третьяковской галерее и прочитал воспоминания Поленовой, путеводитель Смирнова, работу о подмосковных усадьбах профессора Гейнике, биографии Репина, Васнецова, Серова и др. Володя Фельдман (Бауманский район), готовясь к теме "Отечественная война", прочитал 18 книг.

Читальня Музея истории и реконструкции Москвы, находящаяся в бывшем Новодевичьем монастыре, впервые увидела в своих стенах читателей-ребят.

4

В Бауманском районе в результате зимней работы весной организовался Клуб юных историков. Интересно, что, по решению ребят, членом клуба мог быть только тот, кто сделал членский взнос в форме доклада, рисунка и т. п. на историческую тему. Остальные участники числились кандидатами до той поры, пока они своей работой не приобретали права на членство.

Большой интерес вызвало у юных историков-бауманцев обсуждение итогов посещения мастерской районного архитектора. Ребята внесли ряд полезных предложений: например озеленить районную магистраль и Спартаковскую площадь, устроить пляжи по берегам реконструируемой Яузы, поместить мемориальные доски на исторические здания, сохранить некоторые названия улиц, отражающие историю (например Немецкий переулок, Лефортовская площадь, Кукуевский переулок). Свои пожелания они написали в коллективном письме председателю союза советских архитекторов академику Колли.

В ответ на это академик Колли прислал ребятам письмо: "Считаю своим долгом отметить вашу прекрасную инициативу,

стр. 108
проявленную по отношению к вопросам, связанным с реконструкцией нашей Москвы. Целый ряд ваших предложений и замечаний по реконструкции вашего района заслуживает внимания, а потому ваши пожелания переданы мною в Управление планировки Москвы, с просьбой учесть их в дальнейшей работе по планировке и благоустройству вашего района".

Районный архитектор предложил Клубу юных историков обследовать дом N 4/6 по Старо-Кирочному переулку, который, по сообщению Всесоюзной академии архитектуры, принадлежал во времена Петра I известной Анне Монс. Ребята были в строительном архиве Моссовета и установили по планам, что в XIX веке этот дом принадлежал католической церкви и вокруг него была обширная озелененная территория, теперь плотно застроенная. Осмотрев старый каменный двухэтажный дом, ребята установили, что он находится в числе обвальных домов, измерили размеры кирпича и сообщили эти данные районному архитектору.

Необыкновенное оживление среди ребят Бауманского района вызвала телеграмма следующего содержания: "Юные историки. Прошу помочь мне в расшифровке таинственного значения загадочной цифры "3/5". Ключ к разгадке посылаю почтой. Жду ваших писем. Профессор Летописцев".

Ключ к расшифровке таинственной цифры 3/5 имел вид громадного плаката, на котором было написано:

"Разложите на столе план Москвы с точным направлением по странам света (с помощью компаса). Старт на Красной площади. Отсюда отправляйся на северо-восток по улице, названной именем писателя-революционера.

Дойдя до конца улицы, выйдешь на площадь, где находились ворота деревянных стен, - назови их. От этой площади пойди вдоль реки, теперь текущей в трубе (что за река?). Как дойдешь до площади, носящей название несуществующих ворот, войди на станцию метро. Кассирша не даст тебе билета до тех пор, пока не об'яснишь, почему площадь называется так странно. Свое об'яснение запиши.

На площади, название которой связано с нашей советской молодежью, поднимешься мысленно в воздух, пролетишь над башней, на спине ее черный дракон, с хвостом, двумя лапами и высунутым языком. Что за здание, что за дракон, почему он здесь?" И так далее.

Ребята были очень заинтересованы. Алеша Брагин быстро разгадал и улицу Чернышевского, и Покровские ворота Земляного города, и реку Черногрязку и побежал на Комсомольскую площадь, чтобы увидеть "дракона", которого он никогда не замечал, но увидел здесь на Казанском вокзале не дракона, а "петуха". Не старый ли это герб Казани? Алеша направился в Пушкинскую библиотеку, перерыл все энциклопедии и нашел то, что искал. Очень много разговоров было о "профессоре Летописцеве", существование которого ребята взяли под сомнение. Они сильно подозревали, что все это "подстроил" их руководитель 1 . Споры о "профессоре Летописцеве" усилились, когда на итоговое собрание клуба явился "представитель профессора Летописцева", который будто бы по поручению профессора помог ребятам до конца расшифровать таинственное значение цифры 3/5, которая, как оказалось, означала местонахождение строящейся станции метро - Бауманская, д. 3/5.

5

Хорошей концовкой исторической игры было участие юных историков в карнавальном шествии 30 августа в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького.

Члены Клуба юных историков Бауманского района были одеты в старинные русские костюмы, блестевшие на солнце яркими цветами, серебром и золотом. Ребята несли стяги: портрет Сталина на фоне кремлевской башни и Дворца Советов; портрет Молотова с его словами: "Мы, большевики, ценим и любим славные дела истории своего народа, как и всех других народов"; портрет Баумана с надписью: "Наш район носит славное имя пламенного большевика Н. Э. Баумана"; портреты Маркса и Энгельса со словами: "Наши улицы носят их имена". Далее несли диаграммы с указанием количества участников исторической игры, поступивших ответов и т. д.

Ребята были очень довольны, когда товарищ Ярославский, принимавший парад, зааплодировал колонне юных историков.

Второй тур исторической игры закончен. В нем приняло участие свыше 12 тысяч ребят - все это посетители детских площадок при школах и домоуправлениях, детских парков, домов пионеров.

Работали и ребята, жившие на даче под Москвой, приезжавшие в город на консультации или письменно их запрашивавшие.

Можно с уверенностью сказать, что никогда в Москве так широко не ставилось изучение истории города и его окрестностей, как летом 1940 года. Если не все ребята, вовлеченные в игру, дали законченные работы (поступило в штабы около 900 письменных работ, рисунков и т. п.), то свыше 12 тысяч ребят пытались так

1 Руководителем клуба является автор статьи.

стр. 109
или иначе выполнить задания, поставленные перед ними исторической игрой.

Занятия, связанные с игрой, не только дали ребятам много конкретных исторических сведений, но и привили им вкус к изучению истории, приучили их внимательно вглядываться в окружающие их исторические памятники. Ребята начали увлекаться историческими находками. Так, двое ребят, живущих в районе Арбата, увидев среди булыжника мостовой в Спасо-Песковском переулке кусок чугуна, решили выяснить: не историческая ли это ценность? Вытащив чугунный шар, они отнесли его в Исторический музей, где определили, что это - пушечное ядро конца XVII века. Бауманские ребята, узнав об этом, обследовали чугунные тумбы в своем районе, и две из них оказались пушками XVII века, о чем они сообщили в музей.

Воспитательное значение внеклассной исторической работы несомненно.

Воспитываемая исторической игрой любовь к Москве - это патриотическая любовь к славному прошлому нашей страны, к прекрасному сегодня и еще более замечательному завтра.

Массовое изучение истории Москвы не может ограничиться вторым туром.

"Мы, активисты, - говорила Валя Мушкина от имени юных историков Московского городского дома пионеров и Бауманского дома культуры на итоговом собрании по летней исторической игре, - должны быть застрельщиками и в третьем туре. В историческую игру должны быть втянуты десятки тысяч ребят, и ваши взрослые друзья должны помочь нам так, как они помогали летом".

Третий тур исторической игры "Знаешь ли ты родную Москву и ее окрестности?" включает следующие темы:

1) Революция 1905 года в Москве; 2) История своего района (его прошлое, настоящее и будущее); 3) Лермонтовская Москва (в связи со 100-летием со дня смерти Лермонтова, в 1941 году); 4) Сталинский план реконструкции Москвы.

На основе опыта массовой внешкольной работы по истории летом 1940 года в Москве можно сделать следующие выводы: внеклассная работа, по истории может быть организована как массовая, с привлечением большого количества школьников, если предварительно разработаны темы, составлены маршруты экскурсий, планы изучения, вопросники, методические указания. Необходимо позаботиться также о том, чтобы обеспечить доступность музеев и библиотек и организовать консультации для руководителей.

Подбор исторических тем для изучения должен соответствовать времени года. Но каждая краеведческо-историческая тема будет изучаться в связи с историей всей страны и исходить из процессов исторического развития страны в целом.

Внешкольная историческая работа должна базироваться на активности и самодеятельности детей и проводиться с широким применением экскурсионного и лабораторного методов.

Форма игры (счет на очки, премирование) является одним из важнейших средств стимулирования активности и интереса детей в массовой работе.

Подобные игры, имеющие целью изучение родных мест, воспитывают наших детей в духе любви к нашей родине, в духе советского патриотизма.

 

Опубликовано на Порталусе 05 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама