Рейтинг
Порталус

СОВЕТСКАЯ ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА 1918 ГОДА

Дата публикации: 08 ноября 2015
Автор(ы): Ю. ОСНОС
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Исторический журнал, № 7-8, Август 1944, C. 53-62
Номер публикации: №1446931158


Ю. ОСНОС, (c)

Советский народ ведёт победоносную Отечественную войну против германского фашизма, опираясь на огромные достижения двадцатишестилетнего политического, хозяйственного и культурного развития нашей страны. Происшедшая в СССР культурная революция не только создала квалифицированные кадры, построившие сталинскую индустрию и снабдившие Красную Армию первоклассной техникой: она подготовила миллионы людей, овладевших этой техникой в сложных условиях современной войны. Культурная революция явилась, таким образом, одним из крупнейших источников нашей оборонной мощи.

 

Используя свои завоевания во всех областях культуры в борьбе с врагом, советский народ противопоставляет их фашистскому варварству и мракобесию и выступает как защитник мировой цивилизации от фашистского разрушения.

 

Германский фашизм открыто объявил одной из своих задач уничтожение человеческой цивилизации. Заведующий кафедрой "политической педагогики" Берлинского университета А. Боймлер провозглашает, что фашизм - это "замена образованных людей солдатами". Его соратник А. Тобиас пишет: "Настоящему германцу не нужны умственные способности - они чужды северянину. Это "качество евреев, славян и монголов". Г. Костер заявляет, что источник зла - "просвещение", и проклинает естествознание и современную технику, исторически связанные с просвещением1 .

 

Гитлеровцы полностью разрушили во временно оккупированных ими странах школу - основу культурного развития, - а в самой Германии превратили ее в авгиеву конюшню, заменив большую часть положительного содержания школьной науки "расовыми" фальсификациями. Фашисты превратили школу в рассадник средневекового невежества, питомник звероподобных тупиц, умеющих лишь грабить и убивать в интересах империалистических заправил гитлеровской Германии.

 

В свете изложенного особый интерес представляет история школьной реформы.

 

*

 

Великая Октябрьская социалистическая революция, установив на одной шестой части земного шара господство трудящихся, произвела окоренной перелом в истории человечества... в культуре и идеологии эксплоатируемых масс всего мира"2 . Она положила конец отсталости царской России и открыла перед страной возможности столь быстрого культурного развития, какого не знала ни одна другая страна.

 

Реальная отправная база строительства советской культуры была необычайно узкой. В царской России просвещение являлось областью, в которой феодально-крепостнические черты сохранялись в наиболее устойчивом виде. Самодержавие сознательно насаждало в стране невежество. Этому содействовала буржуазия, которая боясь нараставшей социалистической революции, поддерживала "тесный союз со старой властью" и обнаруживала такую полную "свободу" "от чего-нибудь хоть отдалённо похожего на искренние симпатии к культуре, к прогрессу"3 , как ни одна другая национальная буржуазия.

 

Характерно, что в царской России почти отсутствовали сведения о состоянии просвещения. Только в 1911 г. в России была впервые проведана однодневная школьная перепись, и её данные фактически остались единственными сколько-нибудь полными и удовлетворительными данными вплоть до Октябрьской революции.

 

По числу учащихся Россия занимала последнее место в Европе: "показатель образования" (число учащихся на 100 жителей) в России равнялся 3,8, в то время как в Сербии - 11,9, в США - 22. В царской России обучалось менее трети детей школьного возраста. Ежегодно около 8 млн. подрастающих граждан оставались неграмотными. Царское правительство расходовало на народное образование 56 коп. в год на одного жителя, в то время как в Англии расходовалось 6 р. 04 копейки.

 

В области содержания и организации школьного обучения проявляли себя те же острые противоречия, которые определяли развитие страны в целом. Положительным содержанием школьной науки в России являлась сумма знаний, выработанных человечеством в его историческом прогрессе. Эти знания были обогащены великими достижениями русской национальной культуры и передовыми идеями и воспитательными методами, провозглашёнными русской демократической педагогикой. Однако это огромное позитивное содержание было в значительной мере искажено вследствие отсталости государства я проводимой политики правящих классов.

 

Вплоть до Октябрьской социалистической революции продолжали действовать школьные "положения" 1874 и даже 1828 гг., согласно которым основной задачей органов просвещения являлось "охранение дела народного образования от посторонних пагубных влияний, поддержание и упрочение, оного в духе религии и нравственности и возложение заботы о достижении сей цели да совместные усилия министерства народного просвещения, духовенства и дворянства"4 . Из 154 тыс. преподавателей

 

 

1 См. Комаров В. "Отечественная война и наука", стр. 3. Госполитиздат. 1942.

 

2 И. Сталин "Об Октябрьской революции", стр. 129. Партиздат. 1932.

 

3 Ленин Соч. Т. XII, стр. 54.

 

4 Цит. по Е. Медынскому "История педагогики", стр. 461. М. 1929.

 
стр. 53

 

школ царской России 50 тыс. отнюдь не были педагогами, а являлись служителями культа, священниками. Школа во многом носила сословный характер. Между отдельными ступенями школы существовали перегородки, мешавшие большинству детей переходить из низшего типа школ в высшей. Официально для крестьян и рабочих была предназначена начальная школа, для детей дворян и буржуазии - гимназии, реальные училища и высшие учебные заведения. Ничтожное количество детей, которым удавалось попасть в низшую школу, получало там лишь начатки знаний. В церковно-приходских школах основное место занимало религиозное обучение.

 

Ещё более тяжёлым было положение народного образования в колониальных окраинах. Царизм сознательно подавлял культурное развитие покорённых народов, душил их национальное самосознание и насаждал невежество. Огромному большинству населявших Россию народов было запрещено обучение на родном языке. Отрывочные данные относительно "обучения инородцев" в царской России показывают, до каких пределов невежества были доведены царизмом угнетённые им нации. Из 1,5 млн. татар Казанской губернии в 1915 г. в русской школе обучались 526 человек и в религиозных мектебе и медрессе - 54 тысячи. В Западной Сибири из 1,6 млн. татар и киргизов в школе обучались 4,5 тыс. человек. В Фергане в школах училось 0,5 процента детей школьного возраста, в Самаркандской области - 0,9 процента, в Закаспийской области - 1,4 процента. Во всей Башкирии в средней школе обучалось лишь 12 башкир1 .

 

Подобное состояние просвещения в царской Россия было обусловлено экономическими и политическими особенностями её развитая. Сфера просвещения отражала вопиющие противоречия российского империализма. Культурная отсталость царской Россия содействовала превращению страны в полуколонию западного империализма, так как рост производительных сил и развитие отечественной промышленности наталкивались на непреодолимые преграды. Одновременно культурная отсталость народа являлась одним из условий поддержания (господствующими классами своей политической власти. После победы социалистической революции задача осуществления коренного культурного переворота встала таким образом перед советским государством как жизненноважная и неотложная.

 

Использование передовой техники, культурное и идеологическое перевоспитание трудящихся масс социалистическим государствам могли быть достигнуты только в результате широчайшего распространения общего образования, технических и научных знаний и достижения определённого уровня культуры.

 

Взяв власть в свои руки, трудящиеся получили широчайшие возможности для ликвидации культурной отсталости России. Политический переворот, говорил Ленин, был у лас и предшественником и необходимым условием культурного переворота.

 

Самым действенным средствам поднятая культурного уровня страны партия считала общеобразовательную школу - основное и наиболее массовое орудие просвещения. Уже через несколько недель после октябрьской победы Ленин указал, что необходимо приложить все силы, энергию и знания, чтобы возможно скорее возвести здание нашей будущей трудовой школы"2 .

 

Идейные принципы большевизма в области просвещения и школы выковывались задолго до революции в каждодневной политической борьбе рабочего класса. Развитые и обогащенные Лениным и Сталиным после победы революции, они определяли исторические мероприятия советской власти в данной области. Впротивовес капиталистической школе, воспитывающей либо грабов" либо "надсмотрщики" буржуазии, партия выдвигала необходимость создания" школы, до конца связанной с народом, с великими целями борьбы за социализм. Деятельность этой школы Ленин мыслил как неразрывную часть проводившейся советским государством работы по коммунистическому переустройству и перевоспитанию общества.

 

Ленин и Сталин, большевистская партия ещё до революции разработали не только теоретические основы социалистического, просвещения, но и конкретные мероприятия на пути к их претворению в жизнь. В связи с пересмотром программы нашей партии в 1917 г.. Ленин наметил в области народного образования следующие мероприятия: отделение школы от церкви; полную светскость школы; право населения получать образование на родном языке; создание за счёт государства национальной школы; бесплатное и обязательное общее и политехническое образование для всех детей обоего пола до 16 лет; тесную связь обучения с детским общественно-производительным трудом; снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счёт государства3 .

 

С первого же дня своего существования советское правительство и партия развернули огромную работу по разрешению задач, поставленных Лениным и Сталиным в области народного просвещения.

 

*

 

Необходимыми предпосылками строительства социалистической культуры являлись уничтожение буржуазного аппарата просвещения и создание аппарата советского.

 

"Чтобы свергнуть капитализм, - говорит товарищ Сталин, - необходимо было не только снять с власти буржуазию, не только экспроприировать капиталистов, но и разбить вовсе государственную машину

 

 

1 См. Чехов Н. "Народное образование в России". М. 1915.

 

2 См. Крупская Н. "Ленин и культура", стр. 8. М. 1934.

 

3 См. Ленин. Соч. Т. XXX, стр. 305.

 
стр. 54

 

буржуазии, её старую армию, её бюрократическое чиновничество, её полицию, и поставить на её место новую, пролетарскую государственность, новое, социалистическое государство"1 . Эта задача в области народного образования, как и в других областях, решалась в условиях жестокой классовой борьбы и бешенного сопротивления всех враждебных народу сил.

 

С первого же дня победы советской власти буржуазия, помещика и различные контрреволюционные партии приступили к организации широкого антисоветского саботажа. Всероссийский учительский союз (ВУС), находившийся под влиянием правых эсеров, возглавил саботаж в области народного просвещения. Вступив в контрреволюционный "комитет спасения родины и революции", ВУС призвал учительство к активной борьбе против советской власти. Буржуазия пыталась создать из учительства подливную контрреволюционную армию. 18 декабря 1917 г. ВУС удалось организовать учительскую стачку в Петрограде. Вслед за ней качалась стачка в Москве, первоначально охватившая около 4 тыс. педагогов. Учительские забастовки происходил также в ряде провинциальных городов. Однако замыслы буржуазии потерпели крах. Применив решительные - меры против вожаков учительского саботажа и сплотив демократическое учительство во Всероссийском союзе учителей-интернационалистов, советское правительство успешно ликвидировало важнейшие очаги стачек'.

 

Уже 9 ноября 1917 г. было упразднено министерство народного просвещения и созданы высшие советские просветительные органы - Государственная комиссия и Народный комиссариат просвещения.

 

Общее руководство народным просвещением находилось в руках Государственной комиссии, которая строилась частично по назначению, частично как выборная от местных просветительных учреждений я общественных профессиональных организаций. Председателем комиссия был народный комиссар по просвещению, одновременно возглавлявший высший исполнительный орган комиссии - Народный комиссариат просвещения. Государственная комиссия периодически созывала всероссийские съезды по просвещению, перед которыми отчитывалась в своей работе. При местных советах создавались отделы народного образования.

 

Создание руководящих органов просвещения в центре было в основном закончено к весне 1918 года2 . Затем должно было последовать практическое завоевание просветительного аппарата страды - всей сети просветительных учреждений.

 

22 ноября Государственная комиссия постановила послать комиссаров в провинцию для выяснения положения на местах3 , а уже 1 декабря 1917 г. принято постановление "считать назревшей ликвидацию учебных округов"4 . 21 декабря Наркомпрос вынес решение об окончательном упразднении губернских дирекций и инспекций народных училищ, попечителей и инспекторов учебных округов5 .

 

Чем шире распространялись советы по стране, тем более решительно настаивал Наркомпрос на передаче органов народного образования в руки советов. 1 декабря Государственная комиссия обратилась к местным советам с предложением готовиться к принятию дел от учебных округов6 . 20 декабря Государственная комиссия предписала местным советам учредить при советах культурно-просветительные секции, "к которым комиссариат будет обращаться за справками о положении дел на местах"7 . Секции должны были состоять "а представителей профсоюзов, фабзавкомов и кооперативов. Таким образом, учреждался своеобразный "рабочий контроль" в области просвещения.

 

Советская власть одновременно подготовляла следующий политический шаг: 8 января была создана комиссия для разработки вопросов о переходе дела народного образования от самоуправления к советам"8 , а 18 января комиссия приняла окончательное решение: "Признать необходимым переход дела народного образования к советам"9 . 20 февраля Наркомпрос опубликовал постановление "О проведении реорганизация дела народного образования", чем фактически осуществил передачу просветительной сети страны в руки советской власти. В постановлении указывалось, что советы "должны немедля же взять на себя контроль над делом народного образования"10 .

 

Как правило, отделы или комиссариаты по народному образованию возникали одновременно с конструированием местных органов советской власти. Так, например, в Фатеже уездный съезд советов 24 января постановил упразднить "все старые учреждения" передать власть в руки, советских органов. Одновременно постановлении предписывало уездному " волостным "революционным советам" ликвидировать, дирекции и попечительства и сосредоточить у себя всё школьное дело. Съезд постановил создать при уездном совете специ-

 

 

1 И. Сталин. Отчётный доклад на XVIII съезде партии о работе ЦК ВКП(б), стр. 54. Госполитиздат. 1939.

 

2 Здесь мы касаемся этого процесса лишь (вскользь; Более подробно он освещен нами в Журнале "Историк-марксист" N 8 за 1940 год.

 

3 Центральный архив Октябрьский революции (ЦАОР), ф. 2306, оп. 3, д. N 70, л. 3.

 

4 Там же, л. 8.

 

5 "Сборник декретов и постановлений по народному образованию". Вып. 1-й, стр. 33 - 34. 1918.

 

6 ЦАОР, ф. 2306, оп. 3, д. N 70, л. 8.

 

7 Там же, л. 20.

 

8 Там же, л. 25.

 

9 Там же, л. 30.

 

10 ЦАОР, ф. 2306, оп. 2, д. N 13, л. 23.

 
стр. 55

 

альный отдел, контролирующий дело просвещения в уезде1 .

 

В Астрахани губернский комиссариат просвещения также был образован непосредственно после перехода власти в руки советов. В конце февраля в его состав входили уже две комиссии - "большая" и "малая". По условиям связи комиссариату трудно было сразу наладить руководство местными органами народного просвещения. Это было сделано с открытием навигации. "На полное установление связи со школой и учительством было потрачено около четырёх недель, и с первой половины марта все зарегистрированные школы выполняли текущую работу по указаниям комиссариата"2 . В конце декабря 1917 г. при Воронежском губернском совете возник культурно-просветительный отдел. В феврале 1918 г. совет принял постановление организовать подобные отделы "теперь же, безотлагательно при всех уездных и волостных советах". Решение было мотивировано, "необычайно острой потребностью в знаниях, существующей среди сельских граждан всей Воронежской губернии"3 . Возникновение советских органов просвещения в отдельных районах страны задерживалось особыми условиями классовой борьбы (прежде всего на окраинах и в прифронтовой полосе). Лишь в конце марта 1918 г. были образованы комиссариаты народного образования в Ямбургском уезде4 и в Златоусте5 . Западносибирский учебный округ был ликвидирован только в начале мая. 1918 г., когда его дела были переданы Томскому губернскому отделу народного образования.

 

Попытки земств организовать сопротивление переходу органов просвещения к советам были безуспешными. Триумфальное шествие советской власти было настолько мощным, что эти органы буржуазии почти не решались вступать в открытый бой. Они ограничивались большей частью лишь негодующими резолюциями и призывали учительство не работать в советской школе. Местные советские организация сознавали свою силу и обычно оставляли без внимания эти протесты, а попытки сопротивления решительно и быстро пресекали.

 

Характерным с этой точки зрения является инцидент с боровским земством (Калужская губерния). Уездный совет был образован здесь 17 февраля 1918 г., а 27 февраля были закрыты земские учреждения и повсеместно заменены советскими органами. Земства ответили на это призывам к учителям закрыть школы. Часть учителей, находившаяся под влиянием земства, отлично зная, что у молодого совета нет денег, потребовала немедленной выплаты Им жалованья, хотя от земства учителя заработной платы не получали уже давно и молчали. В случае невыполнения этих требований учителя пригрозили прекратить занятия в школах. Боровский исполком обложил местную буржуазию контрибуцией и из полученных средств уплатил учителям жалованье. Попытка саботажа была сорвана6 .

 

Обычно молодые комиссариаты и отделы народного образования сразу энергично брались за дело. Они завершали ликвидацию старого просветительного аппарата и немедленно приступали к реформированию школы на советских началах. За два месяца своего существования рязанский комиссариат ликвидировал инспекции, дирекции, упразднил в школах преподавание религии, провёл съезд уездных " комиссаров по просвещению7 .

 

Вологодский культурно-просветительный отдел примерно за тот же срок "окончательно сформировался" и приступил к практической реорганизации народного образования. "Главная задача, - указывал отдел в своём отчёте, - заключалась в установлении на местах, в уездах и волостях работоспособных органов... Задача эта выполняется успешно, с мест идут сведения очень отрадные. Местная трудовая интеллигенция, за немногими исключениями, охотно предлагает свои знания и опыт"8 . Орловский комиссариат "сразу же взялся за расширение сети"9 .

 

Таким образом, Народный комиссариат просвещения во всех своих мероприятиях опирался на огромную работу, проделанную массами, оформляя то, что ими было достигнуто, и стимулируя и направляя их дальнейшую творческую инициативу.

 

К 31 мая 1918 г. во всех областных и губернских советах были созданы в том или ином виде советские органы народного образования10 .

 

Из 74 губернских и областных органов народного образования 67 (90 процентов) были в руках советов, из уездных - 77 процентов. 1 начале июня 1918 года на территории Советской республики насчитывалось 239 комитетов, отделов и советов народного образования11 . "Дело народного образования прочно взято в руки советских организаций"12 . К августу 1918 г., констатировали "Известия ВЦИК", в подчинении советов находились все областные и губернские просветительные организации и 99 процентов уездных.

 

Таким образом, к весне 1918 г. партия и советская власть добились в выполнения

 

 

1 См. "Известия Курского совета" от 17 февраля 1918 года.

 

2 "Известия Астраханского совета" от 28 июня 1918 года.

 

3 "Известия Воронежского совета" от 3 марта 1918 года.

 

4 См. "Известия Петроградского совета" от 4 апреля 1918 года.

 

5 См. "Известия Петроградского совета" от 18 мая 1918 года.

 

6 См. "Коммуна" (Калуга) от 5 сентября 1918 года.

 

7 См. "Известия Рязанского совета" от 16 и 18 мая 1918 года.

 

8 "Известия Вологодского совета" от 9 июня 1918 года.

 

9 "Орловские известия" от 4 сентября 1918 года.

 

10 ЦАОР, ф. 2306, оп. 2, д. N 15, л. 11.

 

11 "Пролетарская революция" N 2 за 1926 год, стр. 59.

 

12 "Известия ВЦИК" от 8 июня 1918 г.

 
стр. 56

 

задач, стоящих перед народным образованием, крупных успехов. В результате победы социалистической революции были уничтожены политические основы культурной отсталости страны; просветительный аппарат был изъят из рук помещиков и буржуазии; попытки сопротивления буржуазной интеллигенции были в основном преодолены; десятки тысяч школ стали достоянием народа.

 

*

 

Весной 1918 г. Ленин наметил свой гениальный план социалистического строительства. В качестве одного из основных условий план предусматривал повышение культурного уровня масс. Ведущие идеи плана Ленин непосредственно связывал с вопросами народного образования. "Одна из самых главных задач теперь, если не самая главная, -писал Ленин в статье "Как организовать соревнование?", - развить как можно шире этот самостоятельный почин рабочих и всех вообще трудящихся и эксплуатируемых в деле творческой организационной работы... Ни на минуту не забудут рабочие, что им нужна сила знания. Необыкновенное рвение, которое проявляют рабочие в деле образования, проявляют как раз сейчас, доказывает, что на этот счёт заблуждений в среде пролетариата нет и быть не может"1 .

 

Начав борьбу за ленинский план социалистического строительства, партия и советское правительство сделали новый шаг в развитии культурной революции - перешли к конкретному строительству новой, социалистической системы просвещения.

 

В этот период были проведены исторические законодательные мероприятия, утверждающие основные принципы социалистического просвещения, я началось реальное проведение этих принципов в жизнь.

 

С марта 1918 г. законодательная реформа школы становится в центре работы Наркомпроса. Подготовкой её были заняты почти все отделы комиссариата. Кроме того в системе Наркомпроса был создан специальный отдел - "Реформы школы".

 

Разработанное Наркомпросом по указаниям Ленина и ЦК РКП(б) советское законодательство о школе в 1918 г. претворяло в области просвещения исторические завоевания диктатуры пролетариата и конкретно утверждало принципы социалистического народного образования.

 

"Настоящая школьная реформа не представляет собой продукт индивидуального или коллективного педагогического творчества. Это подлинная школьная революция и революция, производимая не какими-либо откуда-то взявшимися новаторами, а задвинувшейся, как неизбежное следствие совершающейся социальной резолюции, её расширение и углубление"2 .

 

Среди законодательных актов о просвещении первостепенное значение имеет декрет о национальной школе.

 

После победы Октябрьской социалистической революции одной из основных задач было уничтожить до конца национальный гнёт и построить новое, многонациональное советское государство, в котором каждая нация имела бы условия для неограниченного государственного, экономического и культурного развития. Во главе Народного комиссариата по делам национальностей партия поставила выдающегося политического деятеля и лучшего теоретика по национальному вопросу - товарища Сталина 15 ноября 1917 г. советское правительство приняло "Декларацию прав народов России", подписанную Лениным и Сталиным. "Декларация" провозгласила полное равноправие всех народов России и установила основные политические принципы социалистического содружества наций. 31 октября 1918 г. было опубликовано постановление Наркомпроса "О школах национальных меньшинств", наметившее практические пути претворения в жизнь принципов "Деклараций" в области народного образования. Это постановление предоставляло право всем национальностям республики организовать обучение на своём родном языке в низшей, средней и высшей школах Школы национальных меньшинств открывались повсеместно, где имелось достаточное количестве учащихся дайной национальности.

 

Это мероприятие заложило основу развития социалистической по содержанию и национальной по форме культуры. Оно служило важнейшим средством ликвидации вековой отсталости угнетённых народов России и обеспечивало подготовку из их среды сотен тысяч квалифицированных работников социалистического строительства. Вместе с тем введение обучения на родном языке и открытие школ для всех народов страны лишали почвы русификаторские устремления русской буржуазии и националистическую проповедь местной буржуазии и феодалов.

 

5 февраля 1918 г. декретом Совнаркома была отделена церковь от государства и школа от церкви.

 

"Церковь отделяется от государства, - гласило постановление. - Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются... Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также в частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы", не допускается"3 .

 

Декрет от 5 февраля освобождал государственный строй от крупнейшего пережитка средневековья. Являясь задачей буржуазной революции, отделение церкви от государства и школу от церкви не было до конца доведено ни одной из них и было отвергнуто Временным правительством в России.

 

 

1 Ленин. Соч. Т. XXII, стр. 162.

 

2 "Известия ВЦИК" от 20 июля 1918 года.

 

3 "Собрание узаконений и распоряжении", стр. 263. 1918.

 
стр. 57

 

Декрет (устранил из шкоды десятка тысяч служителей религиозного культа. Но, вводя светское образование, декрет решал тем самым существеннейшую задачу социалистического просвещения и передовой педагогики: он ставил воспитание молодежи на почти прогрессивной материалистической науки, освобождая его от религиозной мистики и идеалистической схоластики. 31 мая 1918 г. советское правительство декретировало введшие совместного обучения во всех звеньях школы. Для быстрейшего проведения в жизнь совместного обучения декрет предписывал, чтобы при новом приёме мужские учебные заведения принимали в первую очередь женщин, а женские - мужчин1 .

 

Введение совместного обучения, предусмотренного в программе партии, было продиктовано в первую очередь необходимостью ликвидации женского неравноправия.

 

Российская буржуазия старательно охраняла остатки средневековья в положении женщины, опасаясь вовлечения её в политическую борьбу. Одним из важных средств к этому было противодействие женскому просвещению. На пути к получению женщинами образования самодержавие создало множество преград, я раздельное обучение являлось в его руках одной из них.

 

Советское правительство, ставя себе целью ликвидировать устои старой школы и стремясь к максимально быстрому и полному вовлечению женщин в социалистическое строительство, отменило раздельное обучение.

 

Декрет о совместном обучения был таким образом внутренне связан с декретом о гражданском браке от 18 декабря 1917 г., разрушавшим основы женского неравноправия.

 

Совместное обучение на первом этапе революции имело и чисто практическую цель. В условиях острого недостатка педагогов я материальной разрухи школы оно облегчало и упрощало задачу создания тысяч новых школ.

 

16 октября 1918 г. председатель ВЦИК Я. М. Свердлов подписал "Положение о единой трудовой школе РСФСР". В этом "Положении" суммировались изданные ранее декреты, узаконялись новые реформы и утверждались все принципиальные основы социалистической школы. "Положение" упраздняло многотипность школ царской Россия и их деление на начальные, высшие начальные, гимназии и т. п. Всем школам, кроме высшей, присваивалось название "единая трудовая школа". Статья "Положения", устанавливавшая единство школы, была непосредственным развитием исторического декрета Совнаркома от 10 ноября 1918 г., уничтожившего деление на сословия и упразднившего привилегии "высших" сословий - дворян и купцов - и бесправие "низших" - крестьян и мещан. В основу советской школы был положен подлинно советский демократизм, вырастающий из социалистической сознательности учащих " учащихся и соответствующий принципам советской государственности.

 

"Положение" установило, что школьный коллектив состоит из всех учащихся и работников данной школы.

 

В "Положении" наряду с этим было несколько пунктов, отражавших специфические условия начального этапа социалистической революции. Стремясь до конца очистить школу от элементов полицейской муштры и бездушного формализма, советские органы шли на временную отмену некоторых установлений, вытекающих из учебного процесса: экзаменов, взысканий и т. п.

 

Новая, социалистическая школа представляла собой 9-летнее учебное заведение, состоящее из двух ступеней: 1-я ступень - от 8 до 13 лет, 2-я - от 13 до 17 лет. Для того чтобы устранить на пути к образованию всякие помехи, созданные тяжёлым материальным положением трудящихся в старой России, "Положение" устанавливало бесплатное обучение в школе. Огромное историческое значение имела ст. 4 "Положения", узаконившая введение всеобщего обязательного обучения. "Посещение школы 1-й и 2-й ступени обязательно для всех детей школьного возраста", - гласила статья. Тем самым реализовался важнейший пункт большевистской программы в области просвещения. Однако эта статья сопровождалась примечанием: "Обязательное обучение вводится немедленно всюду, где количество школ достаточно для обслуживания всего детского населения и где условия общедоступности образования имеются налицо". Таким образом, статья 4-я имела частично декларативный характер. В обстановке, в которой находилась страна спустя лишь год после того, как произошла революция, конечно, нельзя было думать о немедленном претворении в жизнь всеобщего обучения. Но эта статья показывала народным массам, что советская власть намерена осуществить их глубочайшие надежды и чаяния. Статья связывала действительное введение всеобщего обучения с дальнейшими победами социалистического строительства и мобилизовала массы на борьбу за эти победы.

 

Советское законодательство определяло не только организацию школы, но и содержание её работы. Осуществляя указания Маркса и Энгельса о соединении обучения с производительным трудом и реализуя великую идею Ленина о служении народного просвещения экономическому переустройству общества и повышению производительности труда, советская власть устанавливала связь между обучением и практическими потребностями социалистического хозяйства и решительно упраздняла оторванность школы от жизни. "Основой школьной жизни, - гласила статья 12-я, - должен служить производительный труд. Он должен быть тесно, органически связан с обучением, освещающим светом

 

 

1 "Собрание узаконений и распоряжений", стр. 499.

 
стр. 58

 

звания всю окружающую жизнь"1 . Ряд постановлений, принятых вслед за "Положением", ещё более стимулировал подготовку кадров для советского хозяйства и поднятие производительности труда. В выпущенном Наркомпросом специальном обращении говорилось, что задача советского народа - не только сохранить капиталистическое оборудование, ко и "начать постепенно повышать его производительность". Этой цели и должна быть посвящена в первую очередь работа советских органов народного образования. Наркомпрос при этом указывал, что, как ни велика роль школы в выполнении данной задачи, осуществить её удастся лишь в том случае, если наряду с общеобразовательной школой работу в том же направлении будут вести специальные школы.

 

"Крестьяне и рабочие во многих местах требуют технической профессиональной школы для своих детей, которая обучала бы их какому-нибудь полезному ремеслу или промыслу. И нет никакого сомнения, что там, где такие школы существуют, мы обязаны их поддержать там, где их нет, - насаждать"2 .

 

Осуществляя школьную реформу, партия и советская власть органически связывала задачу воспитания сознательных работников социалистического общества с подготовкой умелых защитников отечества. 22 апреля 1918 г. был опубликован декрет ВЦИК об обязательном обучении военному искусству. Декрет подчеркивал, что власть принадлежит трудящимся только в одной Советской республике. Окружающие её капиталистические страны будут неминуемо готовить вооружённое нападение га советский народ. Исходя их этого, декрет обязывает каждого гражданина РСФСР проходить военное обучение в школах начиная с "раннего школьного возраста"3 . Характерно, что те же принципы, на которых строилось содержание декрета, были повторены 21 год спустя - в 1939 голу. Этим подтверждались изумительное единство и целеустремлённость политики партии и советской власти в области просвещения.

 

Законодательство о школе 1918 г. имело огромное историческое и практическое значение: оно заложило основы социалистической школы, создающей кадры для советского народного хозяйства и воспитывающей сознательных и готовых к защите своего отечества строителей социализма. Оно перестроило школу в соответствии с принципами советской государственности и осуществило требования передовой педагогической науки.

 

*

 

Школьное законодательство советского правительства произвело глубочайший культурный переворот и было встречено широкими народными массами с огромным энтузиазмом. Отношение народа к советской просветительной реформе, его инициатива и самодеятельность являлись важнейшим фактором в истории реформы.

 

Самодеятельность масс не только наполняла собой всю культурную жизнь того времени, определяя баланс сил в борьбе за социалистическое просвещение: она выражала сущность возникавшей социалистической культуры. Творческий подъём народа был непосредственно определён тем мощным политическим размахом, который приобрела революция с весны 1918 г., когда в неё были повлечены миллионные массы трудящихся. Уже в марте 1918 г. Ленин писал о "прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая революция"4 .

 

Через полтора месяца после октябрьского переворота Н. К. Крупская отмечала: "Всякий, живущий жизнью народа, знает, какое могучее, непреодолимое, стихийное прямо стремление к знанию охватило массы. На каждом заводе, в каждом профессиональном союзе, кооперативе, клубе, полку, готе создаются культурно-просветительные ячейки, основываются библиотеки, организуются лекции"5 .

 

"Деревня просит книг, картин, лекторов, инструкторов просветительных организаций, она хочет иметь настоящий, не любительский театр, библиотеку, просветительные клубы, народные дома"6 .

 

Но массы не только требовали удовлетворении своих стремлений: они сами приступили к строительству социалистической культуры и школы.

 

Для понимания обстановки школьного строительства весной и летом 1918 г. чрезвычайно много дают многочисленные решения, резолюции, приговоры, принимавшиеся местными советами, рабочими и крестьянскими собраниями и организациями. Они представляют как бы мощный встречный поток директивам и законодательным актам государства, полностью соответствуя их идейному содержанию.

 

Бунинский волостной совет Орловской губернии требовал "самых решительных мер" в области народного образования, "которое является главным могучим орудием в борьбе трудящихся масс со своими классовыми врагами, для завершения намеченных задач русским трудовым крестьянством и рабочими Советской Федеративной Республики"7 . Ещё дальше идёт постановление жителей села Краснова, Вологодской губернии: "Все дети должны ежедневно ходить в школу. Если будут являться препятствия со стороны родителей, без уважительной на то причины, то тако-

 

 

1 "Сборник декретов и постановлений по Народному образованию". Вып. 1-й, стр. 107 - 112.

 

2 Там же. Вып. 2-й, стр. 206 - 210.

 

3 "Известия ВЦИК" от 28 апреля 1918 года.

 

4 Ленин. Соч. Т. XXII, стр. 376.

 

5 "Известия ВЦИК" от 28 января 1913 года.

 

6 "Народное просвещение" N 8 за 1918 г., стр. 62.

 

7 "Орловские известия" от 6 августа 1918 года.

 
стр. 59

 

вые родители будут подвергаться штрафу за каждый пропущенный день в размере 1 рубля"1 .

 

Сущность новых форм строительства культуры ярко вскрывается не только подобным соответствием мероприятий государства и народной инициативы, но и практическим предвосхищением местами государственного законодательства. Отчёт Наркомпроса, составленный до издания "Положения", указывал: "Везде замечается стремление к открытию целой сети новых учебных заведений... Самостоятельно принимаются строгие меры к безотлагательному проведению всеобщего обязательного обучения и преобразованию всех существующих типов школ в духе общедоступной единой трудовой"2 . Костромской совет принял "Положение" о реформе средней школы за семь месяцев до издания "Положения" ВЦИК, творчески предвосхитив основные идеи последнего. "Положение" Костромского совета вводило широкое самоуправление учащихся, устанавливало преемственность между начальной и средней школами, предвосхищало статью 12-ю "Положения ВЦИК, уравнивая программы женских и мужских учебных заведений3 . Эти факты можно понять только как глубокую историческую закономерность в развитии просвещения, как "неизбежное следствие совершающейся социальной революции". Этим же объясняется и материальное участие всего населении в школьном строительстве 1918 года. В огромном количестве мест население добровольно облагало себя сборами на нужды школы. В Макарьевском уезде, Нижегородской губернии, население осенью 1918 г. установило налог "в размере 5 р. 52 к." с души на школу. "Крестьянам особенно нравится название школы "трудовой"4 , - отмечал автор сообщения. В Орловском уезде было введено обложение в размере 6 р. 40 копеек5 . В Дегаевской области, Мценского уезда, на добровольно собранные средства было открыто 5 новых школ, причём "некоторые приспособлены в крестьянских хатах"6 . Во многих случаях добровольная помощь населения составляла единственную материальную возможность проведения школьной реформы.

 

Постановления крестьянских собраний я волостных советов сопровождались яркими выступлениями, показывающими, какой глубокий переворот произвела в сознании масс социалистическая революция. "Мы не должны забывать, - гласила резолюция Подгорного волостного исполкома (Тамбовской губернии), - что мы не тайга и владычествовать над нами зверям теперь недопустимо. Раскрылись глаза у народа, и теперь их не закрыть". Исполком предписывал каждому обществу волости немедленно организовать культурно-просветительную комиссию "для развития населения, сбора средств и разъяснения общему собранию населения всех резолюций, исходящих от советов"7 .

 

Местные органы советской власти к большевистской партии были важнейшими образовательными центрами новой культуры. Как правило, новые школы, библиотеки, клубы возникали в провинции вслед за коммунистическими ячейками и комитетами бедноты.

 

В Симбирской губернии комитеты бедноты давали для школ помещения, дрова, доставляли материал для постройки новых зданий8 . В Лукояновском уезде при каждом комбеде была открыта библиотека-читальня9 . В Большевусской волости, Северодвинской губернии, "клуб коммунистов организовал библиотеку и читальню"10 .

 

В сочетании планомерной и целеустремлённой политики партии с широчайшей инициативой масс выразилась руководящая роль пролетариата по отношению к трудящимся слоям города и деревни. Государственная практика в области народного образования в 1917 - 1918 гг. составляла "основу народной самодеятельности, определяя её направление и используя её как одно из наиболее мощных средств своего осуществления.

 

Материальная база культурного строительства в этот период была крайне скудной. Победивший пролетариат получил в этой области тяжёлое наследство. С мест сообщали о катастрофическом материальном положении школы. "Все школы до основания разрушены"11 , - сообщали из Руженской волости, Орловской губернии. В Рязанской губернии в некоторых школах из-за отсутствия скамеек дети сидели на полу12 .

 

Советское правительство принимало срочные меры по борьбе со школьной разрухой. 6 июля 1918 г. был опубликован ленинский декрет, предписывавший в недельный срок освободить все здания, принадлежавшие культурно-просветительным учреждениям и занятые посторонними учреждениями13 .

 

Расходы на народное образование с первых же дней советской власти составляли

 

 

1 "Известия Вологодского совета" от 6 июня 1918 года.

 

2 "Известия ВЦИК" от 8 июня 1918 года.

 

3 См. "Советская правда" (Кострома) от 29 и 30 марта 1918 года.

 

4 См. "Народное просвещение" N 23 - 24 за 1918 г., стр. 14.

 

5 "Орловские известия" от 16 октября 1918 года.

 

6 "Орловские известия" от 8 октября 1918 года.

 

7 "Известия Тамбовского совета" от 13 апреля 1918 года.

 

8 См. "Народное просвещение" N 23 - 24 за 1918 г., стр. 14.

 

9 См. там же, стр. 90.

 

10 "Вестник культуры и свободы" N 1 за 1918 год.

 

11 "Орловские известия" от 16 октября 1918 года.

 

12 См. "Известия ВЦИК" от 12 апреля 1918 года.

 

13 "Сборник декретов и постановлений по народному образованию". Вып. 1-й, стр. 193.

 
стр. 60

 

одну из крупнейших статей государственного бюджета. В обстановке разрухи и гражданской войны советское правительство отпускало на народное образование огромные средства. По смете министерства народного просвещения на 1917 г. на народное образование было ассигновано 205 млн. рублей. А только в первом полугодии 1918 г. смета Наркомпроса составила 445 млн., т. е. в два с лишним раза больше. Смета на второе полугодие 1918 г. составила 2436 млн., т. е. превысила дореволюционную почта в 12 раз. Центральное место в советской смете отводилось общеобразовательной школе, на расходы которой было выделено около 1,5 млрд. руб., т. е. 62 процента сметы1 .

 

С весны 1918 г, по всей республике начались коренная перестройка школьного дела в соответствии с решениями партии и правительства и строительство сети новых школ. В ряде губерний уже к осени 1918 г. удалось добиться -значительных успехов в выполнении наиболее важной и трудной задачи культурной революции - введения всеобщего обучения В Астрахани краевой съезд советов 23 нюня постановил "признать необходимым немедленное проведение в жизнь всеобщего обязательного обучения и дать комиссариату для окончательного завершения этого дела в Астраханском крае три года". Одновременно декретировалось "немедленное открытие в каждом уезде хотя бы по одной школе сельскохозяйственного типа и по одной ремесленной". 1 октября в астраханских школах начался учебный год. Количество учащихся настолько возросло, что в половине школ была введена вторая смена. В школах была осуществлены совместное обучение, принцип единства школы и преемственности программ2 .

 

Орловский губернский съезд по народному образованию уже в августе 1918 г. поставил вопрос об "оснований школы в каждой деревне". Съезд установил, что "окончание низшей и высшей начальной школ обязательно для тех, кто уже учится в них", а с нового учебного года "обучение во всей губернии обязательно для всех детей, достигших восьмилетнего возраста". С того же времени вводились бесплатное обучение в первых пяти классах, преемственность программ, совместное обучение3 . В Костроме городской исполком в начале сентября 1918 г. принял постановление: "В текущем учебном году ни в одной школе города не должно быть "и одного отказа в приёме". С нового учебного года в первой ступени вводились бесплатное обучение, преемственность программ и совместное обучение. Срок обучения в начальной школе повышался до четырёх лет. В городе было открыто 46 новых школ 1-й ступени. При недостатке мест в первую очередь принимались дети рабочих, крестьян и лиц, участвовавших и революционной борьбе4 .

 

Примером необычайного подъёма в развитии культуры этого периода может служить Минск. Осенью 1917 г. в Минске занятия проводились в 11 школах с 1 тысячью учащихся. Весной 1918 г., после нескольких месяцев существования советской власти, в Минске работало уже 40 школ с 7 тысячами учащихся. К этому времени преподавание в школах велось на родном языке, вводился трудовой метод. Немецкие оккупанты, захватив Советскую Белоруссию, прежде всего объявили поход против советской школы. В Минске почта все школы были закрыты и заняты под солдатские постои или превращены в склады. С восстановлением советской власти к весне 1919 г. в городе снова работало 80 школ с 16 тыс. учащихся5 .

 

Исключительно большое значение в борьбе за культурную революцию в 1918 г. имело преподавание в школах общественно-политических дисциплин. Это мероприятие не только претворяло в жизнь ленинский принцип сочетания воспитания и обучения молодёжи в коммунистическом духе, но оно имело непосредственно политическое значение. В условиях мобилизации всех физических и духовных сил народа на борьбу против врагов молодой Советской республики оно превращала школу в крупнейший очаг советской пропаганды.

 

В большинстве местностей изучение основ советской государственности было введено вслед за осуществлением важнейших принципов реформы. В Северной области уже 18 июля было издано предписание руководителям школ с качала учебного года "озаботиться о развитии политического самосознания молодёжи" и ввести изучение советской Конституции6 . В Нижегородской губернии в 1-й ступени было введено изучение Конституции, во, 2-й ступени - преподавание основ политэкономии, истории социализма и революционных движений7 .Курский комиссариат просвещения ввёл изучение основ советской государственности ещё в марте 1918 года8 .

 

 

1 См. "Народное образование" N 19 за 1918 г., стр. 9. Падение рубля нейтрализовалось тем фактом, что ассигнования советского правительства распространялись "и территория, значительно уменьшенные по сравнению с территорией бывшей царской России.

 

2 См. "Известия Астраханского совета" от 24 и 28 июля, 2 августа и 26 сентября 1918 года.

 

3 См. "Орловские известия" от 4 и 24 сентября 1918 года.

 

4 См. "Советская газета" (Кострома) от 19 мая, 20 сентября и 18 октября 1918 года.

 

5 См. "Звезда" (Минск) от 14 мая 1919 года.

 

6 См. "Вестник народного просвещения союза коммун Северной области" N 1 за 1918 г., стр. 17.

 

7 См. "Народное просвещение" N 23 - 24 за 1918 г., стр. 15.

 

8 См. "Известия Курского совета" от 26 марта 1918 года.

 
стр. 61

 

В социалистическую перестройку учебной жизни школы входило также осуществление принципа соединения обучения с общественно-производительным трудом. Однако попытки введения трудового метода наталкивались не только на узость материальной базы, но и на сопротивление чуждых партии элементов. Руководство Наркомпроса, со своей стороны, недостаточно понимало роль шкалы в развитии советского народного хозяйства и не смогло до конца правильно и чётко разрешить вопрос трудовом начале.

 

Ленин не раз был вынужден вмешиваться в политику Наркомпроса, выпрямляй его линию, упрекая руководителей комиссариата в непонимании задач социалистического строительства и советского просвещения, в потворстве различному экспериментаторству и левацким извращениям.

 

Под видом заботы о скорейшей подготовке кадров для народного хозяйства "леваки" делали попытки уничтожить школу, игнорировали ленинское указание о том, что, отрицая старую школу, советский народ берёт из неё асе то, что необходимо для борьбы за социализм. "Леваки" предлагали вводить в шкода "самообслуживание", рассматривать её как "самодовлеющий хозяйственный организм", насаждать вместо обучения буржуазное ремеслемичество1 .

 

Разоблачая лжереволюционный характер левацких предложений, на заседании коллегии Наркомпроса Н. К. Крупская говорила, что так понятое "узкоспециальное образование полезно не для общего развития государственной промышленности, а для известного слоя промышленников"2 .

 

Партия с первого же дня победы боролась за нового человека - духовно свободного, широко и глубоко мыслящего, вооружённого и точным знанием своего дела в общенародной борьбе за социализм и богатством созданной человечеством культуры.

 

Общий итог строительства единой трудовой школы в 1918 г. выразился в перестройке дела народного просвещения и созданий огромного количества новых школ.

 

По официальным данным Центрального статистического управления, число начальных Школ за 1918 г. выросло с 46197 до 49789, что составило увеличение на 7,5 процента. В каждом из 220 уездов РСФСР был" отрыто в среднем по 26 новых школ. Количество средних школ увеличилось на 20 Процентов. Результаты эти покажутся ещё более разительными, если вспомнить, что наиболее высокие темпы школьного строительства в царской России составляли 3,8 процента за три года - 1911 - 1914. К концу гражданской войны уже была достигнута общедоступность обучения.

 

Строительство социалистической по содержанию и национальной по форме культуры народов окраин начало осуществляться в широких масштабах лишь после окончания гражданской войны в этих районах. Но даже в краткие месяцы первоначального господства здесь советской власти были приняты меры но организации просвещения трудящихся народов СССР.

 

К июлю 1918 г. в Казанской губернии было открыто 35 высших начальных школ "для всех народностей, населяющих эту губернию, с преподаванием на родном языке"3 . 31 июля коллегия Наркомпроса постановила выдать аванс в размере 100 тыс. руб. на организацию культурно-просветительной работы среди чувашей4 . В конце декабря 1918 г. коллегия на экстренном заседании постановила ассигновать 8600 тыс. руб. "на нужды образования в Терской области в распоряжении чрезвычайного комиссара тов. Серго Орджоникидзе"5 , уезжавшего во Владикавказ.

 

Великие принципы социалистического содружества народов, провозглашенные в "Декларации прав народа России", играли громадную роль, помогая политическому и духовному раскрепощению трудящихся районов и содействуя их сплочению вокруг советской власти в победе над внешними и внутренними врагами.

 

Школьная реформа 1918 г. и первые итоги её осуществления меди огромное значение для всего исторического развития СССР. Миллионы советских людей, вышедших из советской школы, отдали на протяжении последующих десятилетий все свои силы " знания строительству социалистического общества, его экономики, культуры, науки, вооружённой защите своей великой родины от кровавых фашистских полчищ.

 

 

1 См. Материалы и дискуссии в Наркомпросе о трудовом начале. ЦАОР, ф. 2306, N 3, Д. N 65, л. 48 и дальше.

 

2 ЦАОР; ф. 2306, оп. 3. д. N 70, л. 17.

 

3 "Известия ВЦИК" от 16 июня 1918 года.

 

4 ЦАОР, ф. 2306, оп. 106, д. N 41/1, л. 85.

 

5 Там же, оп. 108, д. N 41/11. л. 310.

 

 

Опубликовано на Порталусе 08 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама