Рейтинг
Порталус

ПЕРЕСТРОЙКА ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ

Дата публикации: 15 ноября 2015
Автор(ы): А. Б. СОКОЛОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1447538409


А. Б. СОКОЛОВ, (c)

Обычно приобщение к истории начинается в Англии уже в начальной школе, в которой обучаются дети в возрасте от 5 до 11 - 12 лет. Учителя начальных классов дают своим ученикам первоначальные сведения по истории, формируют самые общие исторические представления на основе изучения широких тем. Более подробное знакомство с историей начинается в средней школе, когда ученик достигает 12 лет.

На первой ступени средней школы преобладают эпизодические курсы по истории, выбор которых зависит от учителя. Особо распространены курсы "Промышленная революция", "История XX века" и др. В 14 лет ученик имеет право на сознательный выбор. Обязательными для изучения остаются английский язык и математика, остальными предметами ученики занимаются добровольно в соответствии со своими наклонностями. Историю выбирает примерно половина всех учащихся причем преподавание этой дисциплины очень часто связано с преподаванием географии. С 14 лет изучение истории приобретает более систематический характер. В большинстве школ учащиеся изучают курсы социальной и экономической истории Британии, главным образом XIX-

стр. 189


XX вв., мировой истории XX в., а также отдельные курсы, которые можно назвать специальными. Примерами могут служить "История медицины", "История энергетики" и т. д.

Ученики сдают экзамен по истории для получения сертификата о среднем образовании по окончании средней школы в 16 лет. Те, кто продолжает обучение в школе, что не является обязательным после получения сертификата, углубляют свою историческую подготовку путем изучения разнообразных спецкурсов. В 18 лет выпускники сдают экзамен, от успеха которого зависит возможность продолжения обучения в высших учебных заведениях. Этот экзамен обычно проводится не школьными учителями, а независимой комиссией, в которую привлекают преподавателей местного университета1 .

Количество учебных часов по истории в неделю варьируется в разных школах, но составляет чаще всего один час. Правда, некоторые вопросы, которые традиционно рассматриваются у нас на уроках истории, изучаются в Англии на уроках экономики, искусства и др.

Суть тех изменений, которые заложены в правительственной программе по истории для средних школ, заключается в том, что значение курса истории в системе школьных дисциплин резко возрастает. Национальная программа предусматривает более систематическое, чем сейчас, и обязательное обучение истории на протяжении всего времени обучения в начальной и средней школе, то есть с 5 до 16 лет. При этом под контроль берутся структура, содержание и последовательность изучения исторических дисциплин. Увеличивается время на изучение истории в школе. В программе отмечается: "Мы настоятельно рекомендуем, чтобы история была восстановлена в правах как дисциплина, занимающая центральное место в учебных планах, что должно найти отражение в увеличении времени на этот предмет в расписании"2 . Если недельное расписание предусматривает до 40 уроков, то на историю должно приходиться три - четыре.

Рабочая группа по составлению программы по истории ставила перед собой следующие задачи: добиться, чтобы все учащиеся обладали хотя бы минимальными историческими знаниями; усилить позиции истории в начальной школе; улучшить преемственность между начальной и средней школой; ввести историю как обязательный курс для изучения во многих средних школах; обеспечить необходимый минимум отечественной британской истории; снизить до минимума неудобства для школьников, сменивших школы во время учебного года; упростить подготовку к урокам и экзаменам.

Правительственный план выделяет четыре ступени в обучении истории, две из которых относятся к начальной школе, а две последующие - главным образом к средней. На первой ступени, когда дети находятся в 5 - 6-летнем возрасте, предусматривается постановка следующих вопросов; "Введение в прошлое", "Живая память о людях", "Исторические личности и события". На второй ступени (дети от 7 до 10 - 11 лет) выделены обязательные и дополнительные курсы. К числу обязательных курсов по британской истории относятся "Завоеватели и поселенцы", "Жизнь во времена Тюдоров и Стюартов", а также один из двух вариантов по истории XIX или XX в.: "Викторианская Британия" и "Жизнь в Британии после 1930 г.".

Учителям предлагается именно такая последовательность курсов. В течение учебного года изучается только один курс. Обязательными курсами по зарубежной истории на этом этапе являются "Древний Египет и Древняя Греция", "Открытия и завоевания". Наряду с указанными курсами учитель должен выбрать два дополнительных курса из следующего списка: "Корабли и мореплаватели", "Пища и фермерство", "Дома и места поклонения", "Письмо и печать", "Наземный транспорт", "Домашняя жизнь в римские и викторианские времена". Третья группа исторических дисциплин определяется школой. В нее могут войти два курса по местной истории или любые другие из приведенного выше списка.

Третья ступень в изучении истории приходится главным образом на первый этап средней школы и охватывает учащихся в возрасте от 11 до 13 - 14 лет. На этой ступени также выделяются обязательные, дополнительные и школьные курсы. К обязательным курсам по британской истории относятся: "Средневековые королевства", "Создание Объединенного королевства (1500 - 1750 гг.)" "Экспансия, торговля и промышленность с 1750 по 1900 г.". Каждый год рассматривается один из курсов. По зарубежной истории обязательным является изучение истории Римской империи.

Далее учитель обязан выбрать один курс для изучения по каждой из следующих групп. Первая группа включает темы: "Крепости и соборы", "Ирландия до начала XX в.", "Британская империя в 1877 - 1905 гг.", "Британия и великая война (1914 - 1918)". Эти темы связаны с британской историей. Школа вправе дополнить изучение цикла по отечественной истории курсом по местной истории до 1918 года. Вторая группа предполагает следующие темы: "Реформация в XVI в.", "Итальянское Возрождение", "Французская революция и Наполеон". Дополнительный школьный курс также должен отразить какую- либо проблему европейской истории. Третья группа включает вопросы по истории стран Востока: "Исламская цивилизация до начала XVI в.", "Императорский Китай (221 г. до н. э. - 1279 г.)", "Индия 1526 - 1805 гг.". Здесь также предполагается еще один курс по истории этих стран по выбору школы. Наконец, четвертая группа связана с историей Америки: "Местное население Америки", "Негритянское население Америки с XVI до начала XX в.", "Американская


1 Lang Sean. A Level History: the Case for Change. Lnd. 1990.

2 National Curriculum History. Devon Country Educational Resources Service. 1990, p. 4.

стр. 190


революция", "Американская граница". Еще один курс по истории Америки предлагается школой. В дополнение к указанным курсам школа должна обеспечить исторический курс по социальной истории Британии, причем положительно оценивается, если он будет основан на местном материале.

Четвертая ступень (дети 13 - 16 лет) - это завершающий этап средней школы. Обязательными в это время являются два курса: "Британия в XX в." и "Эпоха второй мировой войны". Как и на предшествующей ступени, дополнительные курсы должны быть выбраны из двух списков. Первый включает темы: "Европа после 1945 г.", "СССР после 1905 г.", "США после 1917 г.". Во второй список входят: "Индия и Пакистан 1930 - 1964 гг.", "Африка к югу от Сахары после 1945 г.", "Япония после 1868 г.", "Китай после 1937 г.". Курс, рекомендованный на данной ступени школой, должен отражать какую-либо проблему отечественной истории в ее развитии с 1500 г. и до наших дней.

Каковы же требования, которые предъявляются создателями программы к историческим курсам, рекомендованным школой? Эти курсы должны способствовать достижению целей, которые ставятся перед историческим образованием в целом, должны быть пропорциональными по своему объему и связанными с другими историческими дисциплинами. В центре внимания учителя и учеников должны находиться люди прошлых эпох, а не абстрактные вопросы.

Предложенная правительственной комиссией программа содержит немало рационального. Она появилась в то время, когда учителя истории английских школ ощутили потребность в переменах. Однако многие ее стороны получили негативный отклик. Во-первых, речь идет о том, что программа по истории излишне регламентирует учителя, лишает его необходимой для творческой работы свободы. Конечно, нашим учителям, привыкшим к дотошной регламентации каждого часа занятий, эти опасения могут показаться преувеличенными. В Англии они явно доминируют у большой группы учителей. Во-вторых, высказывается мнение, что учителя не готовы работать по новой программе, для этого нет и необходимых материалов. В-третьих, многие считают, что предложенная программа имеет очевидный и совершенно недопустимый перекос в сторону британской истории. Приходилось слышать мнение, что это может привести к воспитанию в ложнопатриотическом духе. Предлагается изменить соотношение между отечественной и всемирной историей в сторону более оптимального варианта. В-четвертых, речь идет о содержании исторических курсов. Недостаточное внимание в программе отведено история культуры, вне поля зрения школьников оказываются многие важные вопросы социальной и политической истории.

Историки и школьные учителя разных стран стоят сейчас перед схожими вопросами. Расширение гуманитарного сотрудничества могло бы принести немалую пользу в их решении.

А. Б. Соколов, кандидат исторических наук, Ярославль

Опубликовано на Порталусе 15 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама