Рейтинг
Порталус

РИСУНКИ НА ДОСКЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Дата публикации: 17 декабря 2015
Автор(ы): Е. Бастиани
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Исторический журнал, № 1, Январь 1941, C. 99-100
Номер публикации: №1450348884


Е. Бастиани, (c)

Е. Бастиани, Гагринская средняя школа Абхазской АССР

 

Практика показала, что мел и доска приносят большую пользу на уроках истории. Когда учитель приближается с мелом в руках к доске, это уже приковывает внимание учащихся всего класса. "Что появится из-под руки учителя?" - с интересом ожидают дети.

 

И вот на доске возникают планы сражений, схемы зданий, образцы письменности древних народов.

 

Рисунки мелом ценны еще и потому, что с их помощью некоторые исторические события можно показать не в застывшем виде, а в движении, в процессе их возникновения и развития. Например по курсу истории древней, средней, новой и истории народов СССР мы изучаем величайшие сражения, имевшие огромное значение для своего времени: битву на Куликовом поле, Бородино, Саламинский бой, бой Ганнибала с римлянами под Каннами, разгром Деникина по плану товарища Сталина, разгром Юденича и т. д.

 

Рассказывая о Куликовской битве, я рисую на доске план расположения русских полков и полков Мамая, показываю, где стоял головной полк Димитрия, где находился засадный отряд Боброка и Серпуховского в лесу. Из плана учащимся становится ясно, что Димитрий выбрал Куликово поле, окаймленное рекой и лесом, не случайно: условия местности не позволили татарам использовать их главное боевое средство - конницу.

 

Затем я описываю ход боя. Бой начался; полки пришли в движение, вошли в соприкосновение с врагами, и головной полк принял на себя первый страшный удар татар (тут я соответствующим образом рисую знаки и стрелки). Дрогнул левый фланг русских, ряды их начали отодвигаться вдоль реки. Татары, преждевременно ликуя, погнались за русскими и, не видя засадного отряда, обнажили правый фланг, и тут (вздох облегчения и радости прокатывается по классу) широкой стрелой я показал, как из лесу вырвалась засада Боброка. Татары бегут в панике. Враг разбит.

 

Дальше рисовать не надо: разыгравшееся воображение учащихся дорисовывает остальное. Они ясно представляют себе быстро удирающего на коне жирного Мамая и бережно уносимого русскими воинами раненого князя Димитрия Донского, который вместе с тысячами безыменных героев защищал родину-мать.

 

Этот план учащиеся в конце урока перерисовывают к себе в тетрадь, и можно с уверенностью сказать, что они прочно запомнят это крупнейшее историческое событие.

 

Рассказывая о Бородине, я рисую знаменитые семеновские флеши, у которых полегло много французских солдат.

 

На плане можно хорошо показать умелое использование Ганнибалом условий местности под Каннами; передвижения его конницы и пращников, когда он нанес страшное поражение римлянам.

 

Трафальгарский морской бой я иллюстрировал планом, с помощью которого показал основной замысел Нельсона - рассечение франко-испанского флота атакой двух колонн английского флота с левого фланга. Из плана видно было, на какой риск шел Нельсон, ставя свой флот под продольный огонь противника; но расчет Нельсона оказался верен.

 

При изучении буржуазной революции 1789 года во Франции и описании борьбы революционной Франции против контрреволюционной коалиции феодальных стран очень важно как можно наглядней проиллюстрировать слова Ленина о том, что "революционный народ... проявил... гигантское революционное творчество, пересоздав всю систему стратегии, порвав все старые законы и обычаи войны и создав, вместо старых войск, новое, революционное, народное войско и новое ведение войны" 1 .

 

Феодальные армии применяли "линейную" тактику. На доске рисуется строй феодального войска - громоздкий и малоподвижный - и попутно об'ясняются причины его слабой маневренности, медлительности, ограниченности действия, и тут же показывается рожденный революцией новый строй - цепи стрелков с идущими позади колоннами.

 

Рисуя план товарища Сталина по разгрому Деникина, я наглядно показал стратегические

 

 

1 Ленин. Соч. Т. XXX, стр. 334.

 
стр. 99

 

преимущества этого плана: удар через промышленный рабочий Донбасс, наличие там транспорта, рассечение армии Деникина пополам и т. д.

 

Практика показала, что учащиеся значительно лучше усваивают материал, когда учитель умело сочетает рассказ с использованием исторической стенной карты и с показом хода событий по плану.

 

Иногда возникает потребность в "живой", хотя бы схематической карте, которая могла бы изменяться соответственно событиям на глазах учащихся. У нас имеются исторические карты по векам, но нет такой карты, которая наглядно показала бы всю цепь событий. Поэтому, когда это нужно, я до урока рисую на доске схематическую карту и наношу на нее лишь те названия, которые потребуются в начале урока, а потом по ходу рассказа последовательно заполняю схему новыми названиями и указаниями границ. Так я делал при изучении второй Пунической войны, крестовых походов, нидерландской революции, обороны Царицына и т. д. При этом я использовал и стенную карту. При закреплении урока учащиеся с большой охотой выходят к доске и вновь заполняют эти карты.

 

Мел и доска используются с успехом и в других случаях.

 

Известно, например, что учащиеся быстрее всего забывают имена исторических деятелей, историческую терминологию. Часто бывает так: ученик довольно связно излагает урок, а как дело доходит до названия или имени, он смущенно умолкает или называет это имя в очень искаженном виде. Поэтому каждое непонятное слово я выписываю на доске, фиксирую на нем внимание класса, показываю его правильное написание, произношение и вскрываю смысловое значение, чем одновременно воздействую на зрительный, слуховой и моторный виды памяти.

 

Очень большой интерес вызывают зарисовки схемы устройства египетской пирамиды (в разрезе). Учащиеся совершают увлекательное путешествие: находят по плану вход в пирамиду, спускаются по длинному коридору, обходят опасные колодцы и, наконец, открывают саркофаг... Такое путешествие увлекает учащихся, у них возникает масса вопросов, интенсивно работает мысль, ибо они наглядно представляют себе этот неведомый мир.

 

При прохождении, соответствующих тем даются схематические рисунки орудий труда, оружия, зарисовки кораблей (Фемистокла и персов), египетские идеограммы, образцы клинописи и т. д.

 

Государственное устройство разных стран иллюстрируется простыми и понятными схемами. Например по конституции 1795 года государственное устройство Франции изображается так:

 

Исполнительная власть

Законодательная власть

Функции

Директория из 5 директоров.

Верхняя палата

(Совет старейшин)

Утверждает законы

 

Нижняя палата

(Совет 500)

Выдвигает иобсуждает законопроекты

 

Торговые взаимоотношения можно отобразить простым графиком. Возьмем, к примеру, Ганзу. Рисуются стрелки, идущие с запада на восток и с востока и севера на запад, а на стрелках надписываются названия товаров.

 

Север - сельдь, треска,

 

Восток - хлеб, воск, мед, кожи, лес, лен и т. д.

 

Запад - вино, металлические изделия, сукно, оружие.

 

Тут же мы выясняем, что на запад шло сырье, а на восток - промышленные товары.

 

В старших классах иногда рисуются несложные диаграммы, выписываются сравнительные таблицы.

 

Рисунки на доске в сочетании с прочими наглядными пособиями и с хорошо построенным рассказом - очень ценное пособие, хотя, конечно, и не главное.

 

Необходимо, однако, помнить, что, рисуя планы сражений, схемы карт, надо избегать излишних подробностей и передавать только основное. Рисунки должны быть простыми, легкими и понятными.

 

 

Опубликовано на Порталусе 17 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама