Рейтинг
Порталус

© Выпускные экзамены РАЗОРВАЛИ АЛЕШКИНО СЕРДЦЕ

Дата публикации: 20 декабря 2015
Автор(ы): Александр МИЛКУС
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Комсомольская правда, 05-30-2000
Номер публикации: №1450611182


Александр МИЛКУС, (c)

В Москве скончался семнадцатилетний паренек, которого чиновники отказались освободить от выпускной нервотрепки.

Алеше Плисову 9 июня исполнилось бы восемнадцать лет. Теперь не исполнится. Никогда. За месяц до совершеннолетия он умер. Прямо на школьном дворе. Больное сердце не выдержало тревожного ожидания выпускных экзаменов.

- Он все время переживал: "Как же я буду их сдавать?" - с трудом сдерживая слезы, рассказывает Алешина мама Наталья Александровна.

У Алеши был врожденный порок сердца. Очень тяжелая болезнь. Его не брались оперировать ни наши асы сердечной хирургии, ни американские. Когда мальчик родился, врачи сказали: "Он не жилец, вряд ли доживет до года, отказывайтесь". Папа с мамой не смогли предать сына.

Для Натальи Александровны каждый день этих семнадцати лет был маленькой победой. Алешка жил, рос, он ходил, как все, в школу, читал книжки, менялся видеокассетами, "мочил" компьютерных монстров. Ради жизни сына мама, по сути, отказалась от жизни собственной. Она ушла с работы и занималась только мальчиком. Поликлиники, больницы, справки, врачи - постоянный круговорот. Обычный пульс у Алеши - 120: сердце билось почти вдвое чаще, чем у здорового. Одышка. Ему нельзя было напрягаться, волноваться.

В школу Алеша пошел с восьми. Освобождение от физкультуры - постоянное, как инвалиду второй группы. В старших классах - свободное посещение, экзамены сдавать нельзя. Так рекомендовали врачи. Учился ни шатко ни валко: "тройки", "четверки". Да родители и не настаивали на напряженном труде над учебниками. Хотели после 9-го класса вообще забрать мальчишку из школы. Потом рассудили - чем он будет заниматься? Нет уж, пусть ходит на уроки.

Волнующей новостью классный руководитель огорошила в конце марта: по новому приказу Комитета образования Москвы Алеше придется сдавать выпускные экзамены вместе с одноклассниками. Мало того, два экзамена, которые весь класс сдал еще зимой, Плисову предстоит теперь держать самостоятельно - один на один с учителем. А это значит, что волнений будет еще больше. Мама бросилась по образовательным начальникам.

- Поехала я в отдел образования Северо-Западного округа, - вспоминает Наталья Александровна. - Там мне инструктор показала текст приказа. Но объяснила, что инвалидам экзамен может быть заменен собеседованием. Я успокоилась. А потом мне снова звонит классная и говорит: в школе с проверкой была Зоя Геннадьевна Ананьева - начальник отдела образования этого округа - и распорядилась, чтобы Леша сдавал экзамены, как положено, вместе со всеми.

Алешкина мама снова отправилась по кабинетам, вооружившись пухлой историей болезни мальчика. К Ананьевой - не пробиться. В городском Комитете образования на страже милиция - посторонних к чиновникам не пропускают. Очередь - на несколько недель.

- Три часа я простояла под дверями. Познакомилась с женщиной -преподавателем. У нее знакомый работает в этом комитете. Он заказал мне пропуск, - говорит Наталья Александровна. - Но все равно дальше приемной мне пробиться не удалось. А секретарь, с которой мне пришлось говорить, отрезала - теперь от экзаменов освобождений нет, слишком много одиннадцатиклассников увиливают, покупая у врачей липовые справки.

Было это как раз перед майскими праздниками. 10 мая Леша пошел в школу, и ему сказали, что через несколько дней нужно будет сдавать индивидуальные экзамены по географии и геометрии. 11 мая он тоже был в школе, обсуждал с ребятами билеты с вопросами. Потом пришел, пообедал и вышел на школьный стадион - больше в микрорайоне, скованном ветками железной дороги, гулять негде. Там он и умер.

Я слушал убитую горем, посеревшую маму, смотрел на портрет улыбчивого паренька с подростковой челкой, на поминальную стопку водки перед фотографией. И думал о том, что в его смерти есть наверняка и моя вина. С октября прошлого года, когда стало известно о новом приказе министра образования, запрещающем директорам школ освобождать от выпускных экзаменов по врачебной справке, я несколько раз в "Педсовете" обращался к этой теме. Аргументируя свое решение, в министерстве объясняли - принято оно после протеста Генеральной прокуратуры, озаботившейся неравноправием выпускников. Мол, почему это одни ребята сдают все по полной, а другие весь июнь на солнышке прохлаждаются. Подлила масла в огонь и руководитель Комитета образования Москвы Любовь Петровна Кезина, рассказавшая, что в одной из столичных элитных школ 40 процентов выпускников в 1999 году были освобождены от экзаменов по состоянию здоровья, а через месяц почти все благополучно сдали вступительные экзамены и стали студентами. В Москве был издан свой приказ, отменяющий справки-освобождения. Еще более суровый, чем министерский...

Вот только в пылу борьбы с "халявщиками", покупавшими справки у врачей, чиновники забыли: в школах учатся тысячи ребят- инвалидов, которым действительно противопоказаны какие бы то ни было волнения. И экзаменационные в том числе. Это сердечники, гипертоники, диабетики, те, кто страдает расстройствами нервной системы. Для них выпускной стресс действительно может стать смертельным. Я писал об этом. Но, видимо, мало. Может быть, не нашел я тех слов, которые могли бы потрясти душу чиновников.

МНЕНИЕ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ

"В Законе "Об образовании" записано, что по завершении образования любого уровня - в вузе, в техникуме, в школе - проводятся выпускные испытания. Испытания, а не экзамены. Наверняка каждый из детей-инвалидов, занимающихся в обычных общеобразовательных школах, во время учебы писал контрольные работы. Как бы они больны ни были. Почему вместо экзамена не может быть проведена еще одна контрольная работа?

Может быть, действительно обстановка выпускного экзамена вызывает дополнительное нервное напряжение. Пусть тогда он не идет со всеми на экзамен, а пишет выпускную контрольную работу. Необязательно даже детей вести в школу. Выпускное испытание можно провести и на дому. Не важно, в какой форме оно будет, но провести его обязаны. Выбор формы испытания - компетенция директора школы".

(Из стенограммы "Прямой линии" министра образования Владимира Филиппова с читателями "Комсомолки". Апрель 2000 г.)

Этим разъяснением многие проблемы были сняты. Но, увы, вряд ли можно найти еще более закостеневшую бюрократическую структуру, чем отечественная система образования. Школьные директора, как бабочки в коллекции натуралиста, постоянно на игле самых разных проверок и в большинстве своем просто боятся проявить инициативу: задолбят начальники. А для тех важно лишь соблюдение приказа. Отменены справки? Значит, так тому и быть.

Наверное, надо было мне больше писать на эту тему, будоражить начальство, защищать ребят. И вот теперь - гибель Леши Плисова.

Директор Алешиной школыйN 1184 Николай Юрьевич Кокорин сказал мне, что, по его мнению, смерть мальчика вряд ли связана с предстоящей экзаменационной нервотрепкой.

- Алексей был серьезно болен, и смерть могла наступить в любую минуту, - заметил он.

Может, и так. Только небеса знают причину трагедии. И родительские сердца. Отдавая для публикации фотографии Алеши, его родители сказали мне: "Лешу не вернуть. Но может быть, ваша статья поможет спасти других ребят".

Опубликовано на Порталусе 20 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама