Рейтинг
Порталус

Под звуком "му". Кто научит ребенка правильно говорить

Дата публикации: 25 января 2016
Автор(ы): Наталья БАРАНОВСКАЯ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Известия, 2002-09-13
Номер публикации: №1453710475


Наталья БАРАНОВСКАЯ, (c)


Отправив ребенка в школу, родители частенько в первые же дни учебного года сталкиваются с проблемой: у первоклассника каша во рту. Мама-то с папой свое чадо и без слов понимали, а сверстники и педагоги отказываются. Косноязычный первоклассник теряется у доски, не успевает по русскому языку и устным предметам, страдает от насмешек и чувствует себя изгоем. А родители спешно и безуспешно ищут логопеда, который бы срочно исправил "фефекты фикции".

- Нарушением высших психических функций, в том числе речи, страдает до 12% населения, - говорит профессор Виктор Шкловский, главный логопед РФ, научный руководитель Центра патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы. - Более чем у 30% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести. 20-25% дошкольников, 10-15% учащихся 7-13 лет страдают нарушением высших психических функций, в том числе речи. Дети с выраженными нарушениями не могут успешно учиться, усваивать школьную программу, в связи с чем половина стойко неуспевающих в начальных классах детей переводится в категорию умственно отсталых.

- Чем раньше логопед начнет работать с ребенком, тем больше шансов, что к школьному возрасту проблемы с речью удастся решить, - считает Сергей Пикулин, логопед-психолог детской консультативной неврологической поликлиники при Морозовской больнице. - Мы начинаем работать с детьми первых месяцев жизни. Если невролог определит задержку психомоторного развития, лучше сразу показать ребенка специалисту по предречевому и раннему речевому развитию. У детей в возрасте до 8 месяцев определяют уровень доречевого развития по двигательным, слуховым и зрительным реакциям, у детей постарше - по гулению и лепету. Логопед не только занимается с ребенком, но и дает родителям рекомендации, дидактический материал. Детей с полутора лет медико-педагогическая комиссия при необходимости направляет в специализированные детские учреждения, а с четырех лет - в логопедический детский сад.

Чтобы устроить ребенка в такой садик, нужно взять направление районного логопеда, психоневролога, отоларинголога и, если ребенок уже посещает другой детский сад, характеристику. Потом в зависимости от диагноза ребенка направят в тот или иной логопедический сад или логопедическую группу в обычном детсаду. В специализированных образовательных учреждениях с детьми занимаются бесплатно. Если ребенок "несадовский", с ним занимается логопед в районной поликлинике.

Сегодня на рынке "логопедических услуг" очень много частным образом практикующих логопедов. И многие родители предпочитают пользоваться услугами частников: логопеды значатся в базе данных большинства агентств по подбору персонала, приезжают к пациенту на дом и стоят недорого - в пределах $10 в час. Хотя, по мнению Виктора Шкловского, уровень профессионализма многих из них вызывает сомнение, а неквалифицированный логопед может навредить пациенту. И тем не менее услуги частников востребованы.

- Сейчас пристроить ребенка в специализированный сад не так просто, - говорит Татьяна Юркевич, заведующая московским логопедическим садом. - Группы во многих садах переполнены. У нас, например, при норме 8-10 человек в группах по 12 детей. Логопед занимается с детьми ежедневно, в группах и индивидуально, дает домашние задания, но мало кто из родителей их выполняет. В школе обычно у наших выпускников хромает русский язык и чтение, хотя подготовка к школе идет по программе первого класса. Здесь во многом тоже виноваты родители: не выполняют рекомендации логопеда. Перед выпуском логопед в зависимости от состояния ребенка рекомендует определить его или в речевую школу, или в коррекционный класс, или в общеобразовательную школу. Но родители, как правило, хотят видеть дитя учеником престижной спецшколы или гимназии. Понятно, что программу такого учебного заведения ребенок не "тянет".

В общеобразовательных школах ставка логопеда не предусмотрена, несмотря на то что до 15% детей нуждаются в логопедической помощи. Зато почти в каждом негосударственном образовательном учреждении - будь то детский садик, школа или лицей - такие специалисты есть. Тем, кто не может платить за воспитание и образование ребенка с нарушениями речи $400-600 в месяц, остается искать помощи в специализированных государственных учебных заведениях.

- Если дефекты речи не удалось устранить в логопедическом детском саду и в общеобразовательной школе ребенку учиться трудно, можно определить его в государственное образовательное учреждение (ГОУ) "начальная школа-сад компенсирующего вида", а потом перевести в массовую школу, - говорит Людмила Шатунова, главный специалист управления дошкольного и общего среднего образования Москомобразования. - Ребенка со сложным диагнозом, например с дизартрией, обычно направляют в специализированную речевую школу. Если же ребенок страдает общим недоразвитием речи на фоне педагогической запущенности, он может учиться в коррекционном классе общеобразовательной школы.

Опубликовано на Порталусе 25 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама