Рейтинг
Порталус

Социология образования. О ПРОБЛЕМАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

Дата публикации: 26 января 2016
Автор(ы): И.А. БЕЛОВА, Л.Я. ФРАНЦУЗОВА, М.М. ФРАНЦУЗОВ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Социологические исследования, 05-01-2000
Номер публикации: №1453800649


И.А. БЕЛОВА, Л.Я. ФРАНЦУЗОВА, М.М. ФРАНЦУЗОВ, (c)

На фото: Социология образования. О ПРОБЛЕМАХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ, автор: Komissarov

Половина опрошенных Министерством образования РФ в 2015 году экспертов считают, что школа и сегодня должна готовить учащихся к сознательному выбору профессии. По мнению другой половины, эта работа должна проводиться даже в большей степени, чем ранее. К мнению последних экспертов стоит присоединиться уже хотя бы потому, что ныне простое сохранение профориентационной работы на прежнем уровне означало бы шаг назад в подготовке молодежи к сознательному выбору профессии. Ни один из опрошенных не предложил свернуть профориентационную работу в школах, хотя подобное предложение выглядело бы вполне оправданным с точки зрения поиска внутренних резервов выживания средней школы - "экономии средств для приоритетных направлений работы школ".

Среди сотрудников РУНО, курирующих трудовое обучение, 28% считают, что профориентационная работа должна занимать одно из главных мест в ряду задач, которые решает сегодня общеобразовательная школа. Большинство опрошенных (58%) не претендуют на приоритетность, но считают, что это место должно быть заметным. Лишь 12% респондентов заявили, что задачи профориентационной работы становятся второстепенными. Как видим, сторонники радикальных высказываний, как выпячивающих, так и принижающих значение профориентационной работы, оказываются в меньшинстве.

35% инспекторов РУНО считают, что постановка профориентационной работы в школах их района до начала рыночных реформ вполне отвечала поставленным задачам. Чуть больше половины (53%) были более сдержанны, назвав ее удовлетворительной. Всего 5% считают постановку данной работы в указанное время неудовлетворительной. Думается, что разброс мнений респондентов невелик, и районные управления образования готовы совершенствовать организацию профориентационной работы в школах, сохраняя все ценное, что было ранее достигнуто в этой сфере. Важно отметить, что, по мнению 70% опрошенных, возможности большинства школ районов в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии в настоящее время в целом снизились. Аналогичные тенденции, кстати, наблюдаются по всему миру, в частности, во Франции и США.

В ходе опроса эксперты оценивали имеющиеся условия для проведения профориентационной работы по пятибалльной шкале с полюсами: "Очень плохие" и "Отличные условия". Примечательно, что последний пункт шкалы остался невостребован ни по одной составляющей профориентационной работы

Не утрачен кадровый потенциал по профориентации школьников. 7% опрошенных назвали хорошей материальную базу в школах своих районов, а 41% признали ее удовлетворительной. Хорошая и удовлетворительная обеспеченность научно-методической литературой для проведения профориентации в современных условиях отмечена 45% респондентов. Однако удручающе выглядит строка "Финансирование профориентационных мероприятий". Только 15% назвали это необходимое условие удовлетворительным. Анализ показал, что в лучшем случае лишь пятая часть школ области имеет минимальную базу для проведения профориентационной работы на современном уровне.

До сих пор остается в известной степени дискуссионным вопрос о том, кто должен зажиматься профессиональной ориентацией учащихся. Судя по ответам респондентов, сегодня ею занимаются все педагогические работники, прежде всего учителя производственного обучения (58%) и классные руководители (51%). Подключаются также учителя-предметники (33%) и школьные психологи (25%). Около 10% опрошенных считают, что эффективаным методом профориентации является онлайн обучение и, в частности, специализированные онлайн тесты на профессиональные способности и интересы.  Должны же заниматься профориентационной работой, по мнению инспекторов, в первую очередь психологи (84%) и социальные педагоги (51%). Остальные - классные руководители, учителя производственного обучения, завучи по воспитательной работе и учителя- предметники - по мере возможности (либо необходимости). Мы также полагаем, что постоянно вести профориентационную работу должен сравнительно узкий круг подготовленных лиц, владеющих современной методикой и техническими средствами. Однако среди директорского корпуса господствующей пока является точка зрения, что профориентационной работой, помимо психолога, должны заниматься практически все учителя.

Что конкретно делается в школах области по профориентации учащихся? Ниже перечислены типичные профориентационные мероприятия, которые более- менее систематически проводятся в школах районов:

- формирование положительного отношения учащихся к труду;

- проведение спецкурса "Основы выбора профессии";

- осуществление профессионального информирования школьников (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);

- изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;

- выявление структуры интересов и склонностей учащихся;

- проведение профконсультаций школьников;

- осуществление психофизиологической диагностики способностей;

- выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся и определение профпригодности по медицинским показаниям;

- проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;

- организация начального производственного обучения в школе;

- прохождение школьниками производственного обучения в УПК;

- организация выставок технического и художественного творчества;

-работа кружков технического и художественного творчества;

-проведение экскурсий на предприятия, в организации, учреждения.

Ответы инспекторов подтверждают, что профориентационная работа в школах области, не получая финансовой поддержки, держится в основном на энтузиазме учителей, возможно, части родителей, немногих оставшихся предприятий-шефов.

Дифференциация профориентационной работы наблюдается не столько по районам, сколько по школам. Эксперты с неохотой комментировали причины этой дифференциации. Те, кто отвечал на данный вопрос, ссылались на малокомплектность школ и отсутствие кадров, способных ввести ребят в мир профессий. Часто были ссылки на удаленность некоторых школ от райцентра, невозможность для детей из глубинки пройти тестирование, получить профконсультацию, познакомиться с потребностью предприятий района в кадрах, с условиями поступления в ПТУ, техникумы и вузы.

Лучшей подготовке школьников к трудовой жизни способствует спецкурс по основам выбора профессии. За полезность этого новшества высказалось 76% опрошенных. 43% инспекторов считают, что такой курс следовало бы включить в расписание уроков; 17% предлагают ввести обязательный факультатив, 15% - факультатив для желающих. Половина опрошенных полагает, что целесообразно проводить указанный спецкурс, начиная с восьмого класса, 25% - с девятого, 9% - с седьмого, столько же - с пятого класса. Понятно, что в данном случае инспекторы по трудовому обучению "тянут одеяло" учебного плана школы на себя, на тот участок работы, за который отвечают. Несколько иная позиция директоров школ. За включение спецкурса в расписание уроков выступают 14% руководителей школ; свыше половины предлагают либеральный вариант - факультатив для желающих.

В кругах психологов и теоретиков профориентационной работы не оспаривается положение, что наиболее эффективным способом обнаружения и развития способностей детей является "погружение" их в соответствующую деятельность, в которой только и можно раскрыть способности. Речь идет о том, чтобы за время обучения все учащиеся сумели попробовать свои силы в различных видах трудовой деятельности. С таким подходом полностью согласны 15% опрошенных экспертов. И программа обучения, добавляют они, позволяет найти для этого время. 66% респондентов считают этот подход желательным, но полагают, что в школе нет условий для приобретения начальных профессиональных навыков по нескольким профессиям. Мнение 10% таково: сейчас в принципе невозможно для учащихся получить навыки по сложным профессиям и специальностям.

Среди директорского корпуса по данному вопросу велика доля сомневающихся: 36% утверждают, что невозможно в школе дать профессиональные навыки учащимся; еще 7% "взрываются" от негодования уже от зондажа мнений по данному вопросу: "Не надо взваливать на школу еще и эту работу!"

Больной вопрос - трудоустройство выпускников школы. Известно, что уровень безработицы среди окончивших учебное заведение выше, чем среди остальной части экономически активного населения. Судя по опросу инспекторов, масштабы неустроенности выпускников школ (не трудоустроились и не поступили в учебные заведения профессионального образования спустя полгода после окончания школы) весьма заметны. 46% респондентов отметили, что не устроены 5% выпускников; 20% - около 10% выпускников; 5% - примерно 15% и более выпускников. Лишь 7% экспертов указали, что выпускники "все пристроены". Доля районов, где практически все выпускники продолжают учебу или приступили к работе, невелика. В подавляющем большинстве районов неработающие молодые люди не только страдают от праздности и безделья, но и создают проблемы своим девиантным поведением для местного населения.

В условиях, когда нет реальных гарантий права на труд, мы наблюдаем, как жестокая действительность вымывает из сознания людей иждивенческие настроения, и большинство выпускников и их родителей, по мнению 80% экспертов, сами активно ищут возможности трудоустроиться. 5% экспертов грустно заметили, что работу нечего и искать, ее в районе найти невозможно. Казалось бы, в этой ситуации отходят на задний план мысли о профессиональном образовании, интересной работе, соответствии ее способностям человека и т.д. Но это не так. Найти работу - полдела. Закрепиться на рабочем месте, показать, что ты конкурентоспособен - важный этап в профессиональном самоопределении молодежи.

Подводя итоги анализу состояния профориентационной работы в школах области, можно сказать, что несмотря на чрезвычайно тяжелые условия (в первую очередь финансовые и материально-технического обеспечения) она продолжает осуществляться, и есть готовность школ ее совершенствовать. На наш взгляд, при соответствующем финансировании основные проблемы столь необходимой обществу работы по подготовке молодежи к сознательному выбору профессии можно решить в достаточно сжатые сроки.

Опубликовано на Порталусе 26 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): социология образования, профориентация, выбор профессии



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама