Рейтинг
Порталус

"Государственные дети". ДОМ НАШЕЙ РАДОСТИ

Дата публикации: 28 января 2016
Автор(ы): А. ВАХОНИН
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Советская Россия, 2002-06-14
Номер публикации: №1453986028


А. ВАХОНИН, (c)


Давно работаю в школе и понимаю, что образование стало заложником перестройки. В школе, несомненно, назрели масштабные проблемы. Не решать их - значит окончательно разорить нашу основу, потерять высокоинтеллектуальную элиту страны - учителей, с именами которых восходили и восходят слава и величие советской и теперь российской школы. В самом деле, нельзя же предать поколение молодых, гибнущих в денежной, наркотической, алкогольной, сексуальной и информационной грязи, в социальной и духовной нищете. Но разве в планах предлагаемой модернизации образования где-то проскользнуло хотя бы упоминание об этих проблемах?!

В России в совсем недавние времена шла тихая, спокойная, но очень сосредоточенная, отвечающая интересам детей и школы модернизация образования. Достаточно напомнить о вкладе в развитие школы В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова, П. Я. Гальперина, Ю. А. Бабанского, В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой. Имена многих-многих известных, но мною не названных учителей двигали школу в новое время. А школы Калужской области с 1991 года имеют свои далеко продвинутые проекты развития образования в области. Много хорошего есть в образовательной политике и в нашей Воронежской области.

Но что подвигло новых чиновников XXI века втянуть страну в бессмысленную сверхзатратную "модернизацию", не имеющую базовой обоснованности, а самое главное - общественной поддержки со стороны учительства и родителей? Ценой здоровья детей, снижения интеллекта будем платить реформаторам, которым все равно, что и как реформировать, лишь бы реформировать. Мы и без того все в реформах. Родители задыхаются от затрат на учебники и учебные пособия. Дети уже сегодня не хотят и не могут по состоянию здоровья сидеть в школах по 7 - 8 часов в день. Говорить о модернизации, направленной будто бы на развитие и улучшение системы образования, по меньшей мере бесчестно и бесперспективно.

Программы школьного образования уже дошли до таких перегрузок, что никакая двенадцатилетка не вместит в себя излишние объемы. Учебники постоянно меняются и становятся все хуже. Откровенный цинизм, небрежение историей Отечества и очернение событий, великих имен, подтасовка фактов, унижение достоинства целых поколений - вот что вдавливается в школьные программы и учебники. Зачем, понять очень просто. Школа прежде всего формирует из молодого поколения личность, взращивает корневую систему будущего России, будущей славы Отечества или его позора.

Если хочешь перелицевать Россию - начинай со школы. Значит, впереди - позор, бесчестие... По сегодняшнему идеологическому накату на образование видно, что двенадцатилетнее обучение и все новшества будут введены, несмотря ни на что и ни на какие серьезные возражения.

Своих-то детей чиновники наверняка учат за границей. Но как быть семидесяти процентам обездоленных, которые беззащитны, которые крестьянские, которые с трудом вытягивают одиннадцатилетку, живут в деревне, учатся в малокомплектной школе, где один учитель ведет 2 - 3 предмета? Добавить им еще 12-й год такой "учебы"? А сколько их, умных, достойных, способных, никогда не поднимутся выше средней школы! Единый экзамен, компьютерная экзаменовка - это путь к уничтожению стимула всего образования, это непроходимый барьер для сельских школьников, это всем очевидная коммерциализация и криминализация образования. В чем созидательная роль модернизации? Люди любой ценой хотят учить детей, и почва для учебы за любую цену создается сегодня на государственной основе.

Школа, в которой я работаю, - особая. В ней живут и учатся дети-сироты, "государственные дети". Мы работаем по системе "Развитие детей по их биологической вертикали". Здесь нет ничего заумного, здесь все просто и понятно: вертикаль - это жизнь ребенка год за годом его восхождения. Человек - живой биологический объект, основой которого является генетическая структура. Потому и воспринимаем мы каждого ребенка как уникально-индивидуальную личность, таким, какой он есть.

При этой системе наша школа изначально имеет право называться школой развития. Именно развитие на основе всесторонней педагогической поддержки на всем жизненном пространстве ребенка и практическая подготовка к самостоятельной жизни. Наш закон - полное отрицание верховенства взрослых над учеником. Беда и радость - пополам.

Весь образовательный процесс строится на основе лучших российских педагогических технологий, среди которых шесть наших авторских разработок, личностно направленных на ученика, таких, как сетевое планирование и тематический учет знаний, разноуровневое обучение, развитие детской памяти, программы "Осторожно, "трудный" ребенок", "Мы - русские", саморазвитие в образовательном процессе в системе классной и внеурочной работы.

Имеем целенаправленную базу для общего, физического, духовно-нравственного развития детей с лучшей в области медицинской поддержкой ребенка на всех этапах его развития.

Нам очень трудно противостоять детским недугам, когда они постоянно подпитываются окружающей нас средой, средствами массовой информации, откуда идет массированная пропаганда крови, убийств, секса, грабежей и поп- культуры. Бывает трудно заставить ученика сознательно тянуться к знаниям, к здоровому образу жизни. Но мы видим, что наш труд не проходит в стороне от жизни ребенка. Наших детей после выпуска берут на учебу, на работу по специальностям, полученным в школе или в других заведениях. Почти все юноши проходят службу в армии, и, как правило, в "горячих точках", наши воспитанники создают нормальные, дружные семьи.

И, наконец, мы с детьми участвуем во многих мероприятиях, акциях, первенствах района, области, России и мира. Результаты вполне ощутимы: у нас есть призеры районной Олимпиады по иностранному языку и математике 2002 года, районной "Утренней звезды" - танцевальный ансамбль "Росинка", 8 дипломантов - победителей конкурса рисунков на летней Олимпиаде в Сиднее, у нас есть серебряные призеры международных соревнований по боксу, мы завоевали золотые медали последнего первенства России по футболу, у нас золотые медали последнего первенства России (2002 год, г. Калуга) по баскетболу, серебряные и бронзовые призеры России нынешнего года по легкой атлетике.

Мы живем нормальной жизнью и сосредоточенно работаем над своим развитием - и взрослые, и дети. И мы давно тихо и без потрясений модернизируем образование в пользу детей. В нашем районе у нас много друзей и помощников. В любых условиях наша школа будет жить и работать для детей. Гарантия тому - наш умный, честный, преданный детям коллектив учителей и сотрудников служб обеспечения. Это ведь тоже реальный пример служения школы детям, Отечеству и будущему.

Дорогим ученым и высшим чиновникам образования хочу сказать особо: "Не торопитесь грузить школьные корабли скороспелыми идеями, реформами и стандартами. Помните, что на этих кораблях - дети. Не топите их.

А. ВАХОНИН, директор школы-интерната для детей-сирот, заслуженный учитель РФ

Калач, Воронежская область

Опубликовано на Порталусе 28 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама