Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ есть новые публикации за сегодня \\ 24.07.17

ПЕРВЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ В РОССИИ

Дата публикации: 03 декабря 2016
Автор: И. Т. ДРОНОВ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 1970, C. 198-202
Номер публикации: №1480758598 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


И. Т. ДРОНОВ, (c)

найти другие работы автора

Воскресные школы появились в России более ста лет тому назад. Возникновение их справедливо связывают с деятельностью русских революционных демократов, придававших огромное значение пробуждению революционной активности народа. Один из путей достижения этого они усматривали в соответствующем воспитании и образовании народных масс. Конечной целью подобной деятельности являлась подготовка в народе борцов против самодержавия и крепостничества. Вопрос о просвещении трудящихся революционные демократы связывали с борьбой за их права: "Если бы никто не сомневался, что мужики - люди, не могло бы быть никакого сомнения в том, что они имеют право быть грамотными, как все, имеют право наравне с другими учиться каким угодно наукам"1 . Журнал "Современник", редактируемый Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым, активно пропагандировал на своих страницах идеи народного образования.

 

Еще накануне революционной ситуации 1859 - 1861 гг. Н. Г. Чернышевский стал вести подобную пропаганду. Усилия А. И. Герцена и Н. П. Огарева, также ведших пропаганду в пользу народного просвещения, были направлены к той же цели. "Чернышевский и Герцен, - отмечает акад. М. В. Нечкина, - при всех их значительных расхождениях сознавали себя друзьями, "своими", принадлежащими к одному - революционному - лагерю, борющимися за "общее дело"2 . Наряду с нелегальной революционной деятельностью Н. Г. Чернышевский умело использовал легальные возмож-

 

 

1 "Современник". Т. 87, N 5, 1861, стр. 58.

 

2 М. В. Нечкина. Н. Г. Чернышевский и А. И. Герцен в годы революционной ситуации (1859 - 1861 гг.). "Известия" АН СССР. Отделение языка и литературы. Т. XIII, вып. 1, 1954, стр. 49.

 
стр. 198

 

ности. Так, являясь в 1858 г. главным редактором военно-теоретического и литературного журнала "Военный сборник", он старался через этот журнал воздействовать на умы лучшей части русской армии и вовлечь ее в практическую революционную деятельность3 . "Военный сборник" уделял много внимания вопросам образования и воспитания солдат, последовательно проводил мысль о том, что "самое главное и знаменательное военное нововведение есть принятие мер к всеобщему обучению войска грамоте". Н. Г. Чернышевский ратовал за распространение грамотности среди народных масс, считая, что "грамотность не есть принадлежность каких бы то ни было отдельных сословий, а общее достояние целого человечества". Первым условием к образованию солдат, выдвигалось "обучение их читать и писать". При этом предполагалось "не механическое усвоение чтения и письма, а, по преимуществу, пробуждение сознательного мышления и нравственное развитие". Программа преподавания в армейских школах, предложенная Н. Г. Чернышевским, намечала, кроме грамоты, арифметики и истории, давать солдатам "первоначальное понятие о природе вообще: о земном шаре, на котором мы живем, о планетах, видимых нами ежедневно, о явлениях природы, которым мы подвергаемся"4 . Деятельность Н. Г. Чернышевского и его единомышленников в этом направлении в какой-то мере подготовила общественное мнение к открытию воскресных школ. А в конце 1850-х "годов были предприняты и первые практические шаги.

 

Какие же обстоятельства содействовали появлению воскресных школ в России? Этому в первую очередь благоприятствовала революционная ситуация 1859 - 1861 гг., вызвавшая мощный подъем общественного движения. Революционные кружки Петербурга, Москвы, Казани, Киева, Харькова, Варшавы и других городов заметно активизировали свою деятельность. В их числе было и Харьковско-Киевское тайное общество, организованное студентами Харьковского университета Я. Н. Бекманом и М. Д. Муравским. Исключенные из Харьковского университета за участие в студенческих волнениях, Бекман, Муравский и другие члены общества переехали в Киев, где вновь создали кружок, в который вошли П. С. Ефименко, П. В. Завадский, В. В. Ивков, М. В. Левченко, В. О. Португалов, Л. М. Зеленский. Его члены пришли к убеждению, что прежде, чем поднимать народные массы на борьбу с царизмом, следует заняться их просвещением и хотя бы научить их грамоте. Члены Харьковско-Киевского общества летом 1859 г. приступили к осуществлению этой идеи. Мысль об организации воскресных школ была горячо поддержана профессором Киевского университета П. В. Павловым.

 

П. В. Павлов, страстный поборник народного образования, в своих проектах "Об учреждении воскресных и праздничных школ" и "О разных нововведениях в видах распространения просвещения" наметил план осуществления замысла. При его активном содействии Бекман и Муравский получили разрешение открыть в Киеве воскресную школу5 . Попечитель Киевского учебного округа Н. И. Пирогов без согласования с генерал-губернатором одобрил ходатайство об открытии воскресной школы, чем вызвал недовольство министра просвещения6 . Первая воскресная школа в Киеве, на Подоле, была открыта 11 октября 1859 года. Школа начала свои занятия в помещении Киевского уездного училища. Учителями ее были члены Харьковско-Киевского общества, преподаватели киевских средних учебных заведений, распорядителем - студент Киевского университета Ф. Я. Вороной7 . Принимал участие в преподавании и Н. И. Пирогов. 25 октября была открыта Новостроенская воскресная школа. Наблюдение за обеими киевскими школами было поручено Павлову. Третья воскресная школа была организована в Харькове, студентами Харьковского университета. Эта школа функционировала в университетском помещении. "Средства для школы изыскивали путем самообложения преподавателей. В пользу воскресных школ проводились литературные чтения, спектакли, вечера, подписка в городе"8 . В течение

 

 

3 Р. А. Таубин. К вопросу о роли Н. Г. Чернышевского в создании "революционной партии" в конце 50-х - начале 60-х годов. XIX в. "Исторические записки". Т. 39, 1952, стр. 61.

 

4 "Военный сборник". СПБ. 1858. Т. I. N 1 - 2. стр. 122, 127; т. II, N 3 - 4, стр. 190; т. IV, N 7 - 8, стр. 5, 10.

 

5 Р. А. Таубин. Революционная пропаганда в воскресных школах 1860 - 1862 гг. "Вопросы истории", 1956, N 8, стр. 80 - 81.

 

6 ЦГИА СССР, ф. 733, оп. 6, д. 53, л. 31.

 

7 "Русская старина". Т. 75, N 9, 1892. стр. 730.

 

8 Р. А. Таубин. Революционная пропаганда в воскресных школах 1860 - 1862 гг., стр. 82.

 
стр. 199

 

года воскресные школы возникли также в Петербурге, Москве, Чернигове, Минске, Одессе и других городах.

 

Члены Харьковско-Киевского общества решили создать далее "Общество распространения народной грамотности", в обязанность которого входило бы руководство всеми воскресными школами России. Возглавил его П. В. Павлов. В общество, согласно правилам, принимались лица, имеющие "соответствующий образ мыслей". Они должны были представить рекомендации двух членов общества, лично участвовавших в работе той или иной воскресной школы или внесших денежные пожертвования. Среди методов преподавания особое предпочтение отдавалось убеждению; к учению не принуждали. Ко всем учащимся предлагалось обращаться на "Вы". После занятий учителя должны были собираться на совещания для обмена опытом. Эти правила были обязательны для всех членов общества9 .

 

В конце 1859 г. П. В. Павлов был вызван в Петербург, где ему предложили возглавить кафедру истории в училище правоведения. В связи с переездом П. В. Павлова в Петербург туда же был перенесен и центр "Общества распространения народной грамотности". Члены Харьковско-Киевского общества принимали затем активное участие в организации воскресных школ и в других городах, куда они были сосланы после разгрома их организации. Они сохраняли связи с ее членами, оставшимися в Харькове и Киеве, вели переписку со студентами Московского, Петербургского и Казанского университетов, поддерживали контакты с П. В. Павловым. При их участии были открыты воскресные школы в Казани, Оренбурге, Уфе, Курске, Бирске и других городах.

 

Организаторами воскресных школ в Казани были бывший член Харьковско-Киевского общества В. О. Португалов и профессор А. П. Щапов, находившийся под влиянием идей Н. Г. Чернышевского10 . Пермским кружком руководил близкий к ним по взглядам А. И. Иконников11 ; он же был учредителем Пермской воскресной школы. Участие в организации воскресных школ на Украине принимал Т. Г. Шевченко. Он был знаком с некоторыми членами Харьковско-Киевского общества, поддерживал с ними переписку. Специально для украинских воскресных школ он составил "Букварь южнорусский"; высылал деньги, "Букварь", сборник своих стихов "Кобзарь" в распоряжение воскресных школ Киева, Харькова, Полтавы и Чернигова12 . В конце 1859 г. воскресные школы появились в Москве13 . Преподавателями их являлись преимущественно члены различных революционных кружков, студенты, а также офицеры, чиновники, учителя, представители духовенства и даже титулованной аристократии. Революционно настроенные элементы московского студенчества вели в воскресных школах революционную пропаганду, в частности читали своим слушателям известную прокламацию "Молодая Россия".

 

Вскоре после приезда в Петербург П. В. Павлова воскресные школы стали появляться и здесь. В числе первых были открыты школы при 1-й гимназии, Андреевском и Введенском уездных училищах. Сергеевском и Сампсониевском приходских училищах и гвардейском экипаже14 . Особой известностью пользовалась школа, открытая в октябре 1860 г. на Шлиссельбургском тракте, в которой было 800 учащихся и 70 преподавателей. Работу петербургских воскресных школ направлял Совет уполномоченных. В августе 1860 г. руководителем его был избран П. В. Павлов. Совет оказывал помощь в открытии школ, занимался организацией сбора средств на их содержание, распределением этих средств по школам. Совет уполномоченных выпустил букварь; намечалось издание хрестоматии; он обсуждал методы преподавания, составлял списки литературы для внеклассного чтения. Сам Павлов, кроме того, преподавал в воскресной школе, размещавшейся в здании казарм гвардейского экипажа.

 

Воскресные школы выполняли не только культурно-просветительную роль, но и являлись легальным средством установления связей революционных демократов с народными массами. Среди учащихся первых воскресных школ были рабочие, ремеслен-

 

 

9 А. И. Линков. Воскресные школы и русское революционное движение в 1860-х годах. "Исторический архив", 1956, N 6, стр. 178.

 

10 Е. Чернышев. Революционный демократ-историк А. П. Щапов (1830 - 1876 гг.). "Вопросы истории", 1951, N 8, стр. 47.

 

11 ЦГАОР СССР, ф. 109, 1 эксп., д. 263, ч. I, л. 43.

 

12 Л. Хинкулов. Тарас Шевченко. М. 1960, стр. 374, 375, 377.

 

13 "Памяти Н. С. Тихонравова". М. 1894, стр. 22.

 

14 ЦГАОР СССР, ф. 109, 1 эксп., д. 230, ч. 1. л. 35.

 
стр. 200

 

ники, солдаты, крестьяне. Занятия они посещали добровольно, наказания к учащимся не применялись, обучение было бесплатным. Как правило, школой руководил педагогический совет, избиравший из своего состава распорядителя. Все вопросы на педсоветах решались большинством голосов. На них разрабатывались учебные планы и программы, утверждались правила внутреннего распорядка школы. В воскресные школы был открыт доступ любым посетителям. Нередко они вносили много ценных предложений по усовершенствованию учебного процесса и внутреннего распорядка школы. Таким образом, воскресные школы выгодно отличались от казенных начальных училищ. Высокую оценку этим школам дал "Современник": "Воскресные школы - учреждение совершенно новое в ряду наших учебных заведений, здесь много основ, чуждых нашим педагогическим методам; здесь много приемов, непонятных жрецам школьной дисциплины, и березовых розг"15 .

 

Занятия в школах велись по воскресным и праздничным дням. Учебный год продолжался 30 - 35 дней. Для поступления в школу не требовалось никаких документов. Прием не прекращался в течение всего учебного года. В зависимости от уровня знаний учащиеся делились по примеру киевских школ на три класса: низший (неграмотные), средний (малограмотные) и высший (грамотные). Каждый класс, в свою очередь, делился на группы или кружки, состоявшие из двух - четырех человек с одинаковым уровнем подготовки16 .

 

В воскресных школах обучали чтению, письму, арифметике, закону божьему. Здесь уделялось много времени пояснительным беседам, связанным с чтением. В форме бесед давались научные понятия, например, о форме Земли, происхождении планет, комет, движении воздуха, краткие описания образа жизни различных народов, сведения из физической географии и естественных наук, статистические данные. В процессе обучения обращалось внимание не только на сумму знаний, но и на развитие у учащихся наблюдательности, интереса к самообразованию. С этой целью практиковались образовательные экскурсии, посещение различных мануфактур, музеев, исторических мест.

 

Во многих воскресных школах вводились затем новые предметы. Так, в ряде петербургских школ практиковалось объяснительное чтение: в Гальванической - давались разъяснения о природе, по этнографии и политэкономии, в школе при 3-й гимназии - по естественным наукам, в Саперной школе - объяснительное чтение "в самом обширном смысле слова". В школах Сампсониевской и при 3-й гимназии преподавали историю и географию, в Шлиссельбургской - иностранные языки, в школе при Казанском университете - французский и немецкий языки, историю и географию. В некоторых школах обучали гимнастике, пению и рисованию17 . "Успехи учеников воскресных школ, - отмечал Н. И. Пирогов, - как я сам не раз убеждался, были, при прилежном способе учения, изумительны. Грамота усваивалась почти вдвое и даже втрое скорее, чем в приходских и других училищах, посещаемых ежедневно"18 . Это объяснялось тем, что процесс обучения в первых воскресных школах был основан на взаимном желании: преподавателей - дать знания народу, а учащихся - к знаниям, к свету.

 

В начале 60-х годов в России удалось объединить различные политические кружки в централизованную тайную революционную организацию, получившую название "Земля и воля", одним из вдохновителей которой, вплоть до его ареста, оставался Н. Г. Чернышевский19 . Эта организация развернула значительную нелегальную деятельность, выпустила ряд прокламаций, обращенных к народу, войску, "образованным классам" и призывавших к борьбе с самодержавием. Подпольная деятельность землевольцев сочеталась с легальной. Они открыли книжный магазин на Невском проспекте, библиотеку с читальней при нем, читальню в Гатчине, шахматный клуб и т. п. Землевольцы работали также в воскресных школах, чтобы вести там антиправительственную пропаганду20 . Петербургский центр "Земли и воли" направлял в воскресные школы своих представителей. Например, распорядителем Сампсониевской школы ра-

 

 

15 "Современник". Т. 89, N 9, 1861 стр. 10.

 

16 Л. Струнина. Первые воскресные школы в Киеве. Киев. 1898, стр. 9, 13.

 

17 ЦГИА СССР, ф. 1282, оп. 1, д. 73, Лл. 201 - 201 об., 229 - 229 об., 386 об. -387; д. 70, л. 144 об.

 

18 Н. И. Пирогов. Избранные педагогические сочинения. М. 1952, стр. 467.

 

19 Р. А. Таубин. К вопросу о роли Н. Г. Чернышевского в создании "революционной партии" в конце 50-х - начале 60-х годов XIX в., стр. 85.

 

20 А. И. Линков. Указ. соч., стр. 177.

 
стр. 201

 

ботал С. С. Рымаренко, в казармах гвардейского экипажа - А. П. Мосолов, Шлиссельбургской - Н. Г. Помяловский, Воздвиженской - А. А. Слепцов21 .

 

В период зарождения воскресных школ царское правительство дало согласие на их учреждение и даже создавало видимость содействия им, хотя в самом факте просвещения простого народа усматривало потенциальную опасность для существующего строя. В 1862 г. из 316 открывшихся в стране школ в Петербурге было 28, Москве - 21, Киеве - 9, Одессе - 6, Казани - 5, Полтаве - 5, Сибири - 1522 . Первые воскресные школы располагали ничтожными средствами. Ощущался недостаток преподавателей. Учебников для взрослых почти не было. Воскресные школы не имели единого руководящего центра.

 

III отделение неослабно следило за преподавателями и учащимися этих школ. 18 декабря 1860 г. шеф жандармов В. А. Долгоруков в докладной записке царю предлагал взять воскресные школы под контроль правительства, ограничить программу преподавания, рекомендовал привлечь к надзору за школами представителей высшего сословия. Согласно последовавшему затем циркуляру министра просвещения Ковалевского, направленному попечителям учебных округов в конце 1860 г., воскресные школы "должны служить только пособием приходским училищам". Обучение ограничивалось "законом божиим, чтением и письмом на русском языке, первыми начатками арифметики, рисованием и линейным черчением"23 . Контроль и наблюдение за учебным процессом возлагались на штатных смотрителей уездных училищ и директоров гимназий. Несколько позднее правительство стало назначать в воскресные школы священников, обязав их преподавать закон божий и наблюдать в целом за педагогическим процессом, за учителями и учащимися. Усиление гонения на эти школы совпадает с ослаблением революционного движения. Первая революционная ситуация в России, как известно, не привела к революции. Началось контрнаступление самодержавия по всем линиям, в том числе и на воскресные школы. Один из их организаторов, П. В. Павлов, после публичной лекции в марте 1862 г. на тему "Тысячелетие России", в которой он осудил крепостнический строй и половинчатость реформы 1861 г., был сослан. К. Маркс и Ф. Энгельс писали об этом: "Высылают профессоров, как, например, Павлова; закрывают публичные курсы, организованные, исключенными из университета студентами"24 .

 

III отделение представило министру внутренних дел сведения о том, что в двух петербургских воскресных школах, Сампсониевской и Введенской, "преподается учение, направленное к потрясению религиозных верований, к распространению социалистических понятий о праве собственности и к возмущению против правительства"25 . Вскоре обе школы были закрыты. Следствие по делу этих школ показало, что Сампсониевская и Введенская школы не являлись исключением, что и в некоторых других воскресных школах тоже распространялись передовые идеи. Кроме членов революционных, кружков, в работе школ принимала участие, и либеральная интеллигенция. Воскресные школы испытывали идейное влияние как, со стороны революционной демократии, так до некоторой степени и либерально-монархической буржуазии. Они "стали ареной ожесточенной борьбы, которая была одним из проявлений ...обострения классовой борьбы в условиях революционной ситуации"26 .

 

10 июня 1862 г. по "высочайшему повелению" воскресные школы были закрыты. В "повелении" содержалось косвенное признание того, что царское правительство не сумело подчинить своему контролю воскресные школы. Оно расправилось с этими школами, с носителями прогрессивных идей, с наиболее сознательными учащимися и лишило взрослое трудящееся население низших сословий единственного в то время источника приобретения общеобразовательных знаний. В последующие годы идея просвещения простого народа снова пробила, себе дорогу, а воссозданные в то время воскресные школы стали очагами сначала народнической, а затем и социал-демократической пропаганды.

 

 

21 ЦГИА СССР, ф. 1282, оп. 1, д. 72, лл. 175, 309 об., 318.

 

22 Ширинский-Шахматов. Воскресные школы в России. СПБ. 1863, стр. 6.

 

23 "Сборник распоряжений по министерству народного просвещения". Т. 3. СПБ. 1867, стр. 423.

 

24 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 18, стр. 433.

 

25 Я. Л. Пичкуренко. Роль воскресных школ и вечерних курсов в освободительном движении России (1859 - 1903 гг.). М. 1953. Кандидатская диссертация, стр. 134.

 

26 Г. И. Ионова. Воскресные школы в годы первой революционной ситуации (1859 - 1861). "Исторические записки". Т. 57. 1956, стр. 179.

Опубликовано 03 декабря 2016 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): воскресные школы



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?