Главная → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → Игровой урок в старших классах
Дата публикации: 14 февраля 2017
Автор(ы): Ольга Травина →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ →
Источник: (c) Педагогическая техника, № 6, 2011, C. 15-18 →
Номер публикации: №1487024248
Ольга Травина, (c)
Тема "Объём цилиндра. объём конуса"
Ольга Травина, Оболенская средняя общеобразовательная школа, Серпуховской район, Московская обл.
Не каждый учитель в 9 и 11 классах решится "потратить драгоценное время" на игровой интерактивный урок, вместо того чтобы натаскивать учеников на тесты к ГИА и ЕГЭ. Браво, Ольга Травина! Ваши ученики, безусловно, лучше других будут готовы ко всяким неожиданностям, которые могут им встретиться на государственных экзаменах.
В этом году мне очень непросто выдумывать режиссуру урока. Наверное, из-за того что уроки у меня проходят только в девятых и одиннадцатых классах. Дети взрослые, так что составлять для них задания - чтобы и интересными были, и в меру трудными - совсем непросто. Ну вот думала, думала... И надумала.
Приготовила два набора слов:
а) цилиндр, круг, основание, образующая, прямой, радиус, высота, ось, осевое сечение;
б) конус, круг, основание, вершина, образующая, прямой, высота, ось, осевое сечение.
На карточках по одному слову напечатала и всё перемешала.
Как мы объединялись в команды
Когда прозвенел звонок, предложила каждому ученику взять по одной карточке.
Когда карточки были разобраны, предложила объединиться в две команды (с одинаковым количеством учеников).
У них возник вопрос: "Как объединяться?" Вариантов было много. Я стою в сторонке и наблюдаю (вообще-то на несколько команд разными способами мы на уроках уже несколько раз делились, а тут я решила промолчать: пусть-ка сами решат).
Сначала предложили объединяться по словам: команда парных и команда одинарных.
Но численность получается слишком разной!
Тогда попробовали составить два предложения...
Кто-то предложил встать в круг и по очереди произнести свои слова. Согласились.
Дирижировал чтением слов один из учеников. Выслушав слова всех карточек, мои старшеклассники в конце концов решили, что надо объединяться по тематическому принципу. Одна команда - "Цилиндр и его элементы", другая - "Конус и его элементы".
Получилось!
Итак, в классе две команды: 8 человек и 9 человек (одна карточка осталась лишней - в тот день в классе было 17 человек).
Эстафета с дополнительными вопросами
ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Обладателю карточки со словом "цилиндр" в одной команде и "конус" в другой нужно на доске крупно изобразить чертёж своего геометрического тела. И вспомнить его определение.
Остальным в течение двух минут подготовиться дать определение или объяснить значение того слова, которое указано на его карточке.
Кто-то стал листать учебник. Кто-то просто вспоминал. А кто-то начал зубрить (материал этот был пройден ещё в первом полугодии).
Когда две минуты истекли, мы затеяли эстафету с проверочным опросом, эстафетной палочкой будет указка. Каждому члену команды нужно будет по очереди дать определение своему элементу и показать его на чертеже, который изобразил на доске ученик из их команды.
Все вышли к доске. Начинать по жребию выпало команде "Цилиндр и его элементы".
Каждый старшеклассник брал указку, рассказывал, показывал. Вторая команда, тут же стоя, внимательно слушала - они судьи. Я вмешивалась в ответы, задавала каверзные дополнительные вопросы (это, конечно, неправильно, но сами ребята в первый раз этого сделать, как мне тогда показалось, не смогли).
Когда дошла очередь до "Конуса и его элементов", выяснилось, что чертёж сделан некорректно.
"Всем миром" поправили.
Да ещё и досконально неточности объяснили. А чертёж был с нарушением правил изображения пространственных фигур.
Рассказали почему, показали как.
Теперь уже дополнительные и каверзные вопросы задавали сами ребята из команды "Цилиндр". А я помалкивала. И конечно, радовалась.
И я вместе с ними села в круг
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. Вернуться в свою команду. Найти в учебнике формулы для вычисления объёмов цилиндра и конуса. Выучить формулировки двух теорем. Время - 2 минуты.
Через две минуты делаю разминку. Приступаем к "Японской машинке", в этом классе я её еще не делала (в N 4, 2010 см. Букатов В., Ершова А. Умная клавиатура. Театральное упражнение "Пишущая (японская) машинка". - Прим. ред.).
Все сели в круг (и я вместе с ними). Стали учиться работать: хлопать, щёлкать пальцами, удерживать ритм...
Получилось не сразу и на очень медленной скорости. Потом (для тренировки) я предложила передавать своё имя на счёт "четыре". Трудно, но смогли...
После этого в замедленном темпе мы попытались хором произнести формулировки теорем, скандируя текст по два слова и, не нарушая заданный темпоритм, совершая хлопки по коленям и щелчки пальцами в нужной последовательности.
Некоторым ученикам выполнить это упражнение оказалось не по силам. Зато все вдоволь нахихикались, выясняя, что язык и руки не всегда "в дружбе находятся".
Всё и так понятно
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Прошу всех встать и объединиться в пары. Тут уже смекнули быстро (по возможности, двум словам друг с другом сочетаться; хотя предлагались и другие варианты).
Каждая парочки вытянула себе из "ларца" по карточке с задачей "Объём цилиндра и конуса" и сели решать (на любое место, но не туда, где обычно сидит один и другой).
Всего было заготовлено четыре варианта заданий, а пар - восемь (одна девочка работала индивидуально; я о том специально побеспокоилась, т.к. она уж очень быстро решает). Вот и получилось, что одна и та же задача решались двумя парами. Но никто из учеников об этом не знал.
И как только какая-то пара справлялась со своим вариантом, я сразу отправляла её искать своих "двойняшек".
Все пары уж так радовались "двойняшкам". И до конца всё доделывали уже в складчину.
В тех задачах я использовала понятия, которые к теме относились, но на уроках мы их ещё не рассматривали. Например: полная поверхность цилиндра и конуса. Ученикам это пришлось искать в учебнике.
Когда нашли, оказалось, что почти всё "и так понятно".
А вот мне самой вот что непонятно: можно ли считать такую "режиссуру" обращения к неизученному материалу углублением! И вообще, было ли на этом уроке углубление в материал? Кто поможет мне в этом как следует разобраться?
/По материалам сайта openlesson.ru/
Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2017 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK