Рейтинг
Порталус

Игровой урок в старших классах

Дата публикации: 14 февраля 2017
Автор(ы): Ольга Травина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Педагогическая техника, № 6, 2011, C. 15-18
Номер публикации: №1487024248


Ольга Травина, (c)

Тема "Объём цилиндра. объём конуса"

 

Ольга Травина, Оболенская средняя общеобразовательная школа, Серпуховской район, Московская обл.

 

Не каждый учитель в 9 и 11 классах решится "потратить драгоценное время" на игровой интерактивный урок, вместо того чтобы натаскивать учеников на тесты к ГИА и ЕГЭ. Браво, Ольга Травина! Ваши ученики, безусловно, лучше других будут готовы ко всяким неожиданностям, которые могут им встретиться на государственных экзаменах.

 

В этом году мне очень непросто выдумывать режиссуру урока. Наверное, из-за того что уроки у меня проходят только в девятых и одиннадцатых классах. Дети взрослые, так что составлять для них задания - чтобы и интересными были, и в меру трудными - совсем непросто. Ну вот думала, думала... И надумала.

 

Приготовила два набора слов:

 

а) цилиндр, круг, основание, образующая, прямой, радиус, высота, ось, осевое сечение;

 

б) конус, круг, основание, вершина, образующая, прямой, высота, ось, осевое сечение.

 

На карточках по одному слову напечатала и всё перемешала.

 

Как мы объединялись в команды

 

Когда прозвенел звонок, предложила каждому ученику взять по одной карточке.

 

Когда карточки были разобраны, предложила объединиться в две команды (с одинаковым количеством учеников).

 

У них возник вопрос: "Как объединяться?" Вариантов было много. Я стою в сторонке и наблюдаю (вообще-то на несколько команд разными способами мы на уроках уже несколько раз делились, а тут я решила промолчать: пусть-ка сами решат).

 

Сначала предложили объединяться по словам: команда парных и команда одинарных.

 
стр. 15

 

Но численность получается слишком разной!

 

Тогда попробовали составить два предложения...

 

Кто-то предложил встать в круг и по очереди произнести свои слова. Согласились.

 

Дирижировал чтением слов один из учеников. Выслушав слова всех карточек, мои старшеклассники в конце концов решили, что надо объединяться по тематическому принципу. Одна команда - "Цилиндр и его элементы", другая - "Конус и его элементы".

 

Получилось!

 

Итак, в классе две команды: 8 человек и 9 человек (одна карточка осталась лишней - в тот день в классе было 17 человек).

 

Эстафета с дополнительными вопросами

 

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Обладателю карточки со словом "цилиндр" в одной команде и "конус" в другой нужно на доске крупно изобразить чертёж своего геометрического тела. И вспомнить его определение.

 

Остальным в течение двух минут подготовиться дать определение или объяснить значение того слова, которое указано на его карточке.

 

Кто-то стал листать учебник. Кто-то просто вспоминал. А кто-то начал зубрить (материал этот был пройден ещё в первом полугодии).

 

Когда две минуты истекли, мы затеяли эстафету с проверочным опросом, эстафетной палочкой будет указка. Каждому члену команды нужно будет по очереди дать определение своему элементу и показать его на чертеже, который изобразил на доске ученик из их команды.

 

Все вышли к доске. Начинать по жребию выпало команде "Цилиндр и его элементы".

 

Каждый старшеклассник брал указку, рассказывал, показывал. Вторая команда, тут же стоя, внимательно слушала - они судьи. Я вмешивалась в ответы, задавала каверзные дополнительные вопросы (это, конечно, неправильно, но сами ребята в первый раз этого сделать, как мне тогда показалось, не смогли).

 

Когда дошла очередь до "Конуса и его элементов", выяснилось, что чертёж сделан некорректно.

 

"Всем миром" поправили.

 

 
стр. 16

 

Да ещё и досконально неточности объяснили. А чертёж был с нарушением правил изображения пространственных фигур.

 

Рассказали почему, показали как.

 

Теперь уже дополнительные и каверзные вопросы задавали сами ребята из команды "Цилиндр". А я помалкивала. И конечно, радовалась.

 

И я вместе с ними села в круг

 

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. Вернуться в свою команду. Найти в учебнике формулы для вычисления объёмов цилиндра и конуса. Выучить формулировки двух теорем. Время - 2 минуты.

 

Через две минуты делаю разминку. Приступаем к "Японской машинке", в этом классе я её еще не делала (в N 4, 2010 см. Букатов В., Ершова А. Умная клавиатура. Театральное упражнение "Пишущая (японская) машинка". - Прим. ред.).

 

Все сели в круг (и я вместе с ними). Стали учиться работать: хлопать, щёлкать пальцами, удерживать ритм...

 

Получилось не сразу и на очень медленной скорости. Потом (для тренировки) я предложила передавать своё имя на счёт "четыре". Трудно, но смогли...

 

После этого в замедленном темпе мы попытались хором произнести формулировки теорем, скандируя текст по два слова и, не нарушая заданный темпоритм, совершая хлопки по коленям и щелчки пальцами в нужной последовательности.

 

Некоторым ученикам выполнить это упражнение оказалось не по силам. Зато все вдоволь нахихикались, выясняя, что язык и руки не всегда "в дружбе находятся".

 

Всё и так понятно

 

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Прошу всех встать и объединиться в пары. Тут уже смекнули быстро (по возможности, двум словам друг с другом сочетаться; хотя предлагались и другие варианты).

 

Каждая парочки вытянула себе из "ларца" по карточке с задачей "Объём цилиндра и конуса" и сели решать (на любое место, но не туда, где обычно сидит один и другой).

 

Всего было заготовлено четыре варианта заданий, а пар - восемь (одна девочка работала индивидуально; я о том специально побеспокоилась, т.к. она уж очень быстро решает). Вот и получилось, что одна и та же задача решались двумя парами. Но никто из учеников об этом не знал.

 

И как только какая-то пара справлялась со своим вариантом, я сразу отправляла её искать своих "двойняшек".

 

Все пары уж так радовались "двойняшкам". И до конца всё доделывали уже в складчину.

 
стр. 17

 

В тех задачах я использовала понятия, которые к теме относились, но на уроках мы их ещё не рассматривали. Например: полная поверхность цилиндра и конуса. Ученикам это пришлось искать в учебнике.

 

Когда нашли, оказалось, что почти всё "и так понятно".

 

А вот мне самой вот что непонятно: можно ли считать такую "режиссуру" обращения к неизученному материалу углублением! И вообще, было ли на этом уроке углубление в материал? Кто поможет мне в этом как следует разобраться?

 

/По материалам сайта openlesson.ru/

Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама