Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ есть новые публикации за сегодня \\ 22.06.17

Подготовка спектакля как воспитательный ресурс

Дата публикации: 17 февраля 2017
Автор: Александра Ершова
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Педагогическая техника, № 6, 2012, C. 50-53
Номер публикации: №1487333715 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Александра Ершова, (c)

найти другие работы автора

Проверенный способ наладить взаимоотношения не только с учениками, но и с родителями

 

Александра Ершова, кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования

 

Почти все педагоги сходятся в одном: без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удаётся. Только как же их вовлечь в работу, этих родителей, которые и на собрания почти не ходят, и на школьные мероприятии не выбираются? И в чём причина такой родительской пассивности? То ли они поглощены заработками, то ли стали равнодушны к проблемам детей? А, может, классные руководители не умеют родителей заинтересовать?..

 

Игро-, теле- и киномания, чтение фэнтэзи, интернет-зависимость - список подростковых "маний" можно продолжать. В негативной зависимости всегда можно заметить отсутствие интереса к реальной окружающей жизни. И всё-таки эта потеря интереса - вторична. Первоисточник - столкновение подростка с равнодушием, прежде всего, к себе самому, а затем и к окружающему миру со стороны взрослых.

 

Если интересы взрослых ограничиваются телеэкраном, если быт семьи упрощён потреблением современных "консервов", если работающие родители не находят времени на общение с ребёнком, то вот ему и остаётся, при некоторой личностной предрасположенности, отвлекать себя от такой жизни доступными ему способами.

 

Парадокс

 

Всем родителям свойственно желание радовать ребёнка, пока он маленький. Хорошо бы ещё пробудить в нём ответное стремление радовать маму и папу и взаимно стараться не огорчать друг друга. Если бы бережное отношение взрослых и детей друг к другу удалось сохранить надолго, думаю, семьи стали бы счастливее.

 
стр. 50

 

Я также уверена, что бережное отношение ломают взрослые. Своим равнодушием к трудностям ребёнка. А затем уже дети - ответным равнодушием к трудностям взрослых.

 

Каждого ребёнка приходится приучать к чистоплотности, вежливости, доброте, трудолюбию. И если взрослый только требует, но не помогает, не сочувствует неудачам, промахам, ошибкам, то для ребёнка этот взрослый постепенно становится чужим. Ребёнок про себя решает: "Его желания - не мои желания. Я хочу одного, а он другого".

 

Получается парадокс. Взрослый вроде бы проявляет неравнодушие (правда, несколько злобно): "Не выполнил - расплачивайся!" Но этим он укрепляет в ребёнке именно равнодушие, безразличие к своему поведению - и недоверие ко взрослому.

 

Намного лучше, когда подлинное огорчение поведением ребёнка приводит взрослого - родителя или педагога - к поиску тонких средств воздействия.

 

Реальное общение

 

Вернёмся к подростку, выпавшему из реальной жизни в какую-нибудь пагубную зависимость. Спасение можно искать только в приобщении его к здоровому увлечённому коллективу сверстников: театральному, туристическому, музыкально-вокальному, школьно-газетному и т.д. Если бы "зависимый" нашёл друзей, с которыми ему стало бы приятно двигаться к общей цели, реальное общение вытеснило бы все дурные привязанности.

 

Я убеждена, что такая возможность преодоления вредных зависимостей подростков есть у каждого классного руководителя. Он многое может сделать для своих подопечных. Только не стоит ждать, когда родители или учителя придут к нему жаловаться. Надо бы сразу понимать, что подросткам трудно. Трудно учиться у плохих учителей (если таковые есть в школе). Трудно жить с равнодушными и недобрыми родителями. Ну, не всем, может быть, но нескольким детям из класса - всегда.

 

И вот для этих-то обделённых и запущенных можно объединить общие усилия в создании атмосферы доброго терпения, весёлой отзывчивости и интересных дел.

 

В позиции поиска

 

В одной из известных мне школ каждый класс к новогоднему празднику ставит свой спектакль. И в этой работе все участники не только хорошо знакомятся, но и получают возможность позитивно влиять друг на друга.

 

У такой школьной традиции есть несколько важных воспитательных свойств. Традиция побуждает любую учительницу и учителя становиться организатором и ре-

 
стр. 51

 

жиссёром среди других таких же классных руководителей. И тогда получается, что классный руководитель сам поставлен в позицию поиска и неуверенности. Это сближает его с детьми.

 

А во-вторых, в процессе подготовки к новогоднему выступлению классный руководитель может влиять и на взаимодействие в классе, и на отдельных детей, помогая им развить их лучшие задатки, которыми порой пренебрегают в семье.

 

Совместная работа над сценарием

 

Особую ценность имеет совместная работа над сценарием будущего выступления класса или общий выбор драматургического материала. Даже само по себе знание художественных текстов, не говоря уж о поисках способов их произнесения, невольно расширяют у учеников диапазон понимания культуры, повышают норму удовлетворения познавательной потребности. Да и заняты они вместе со своим классным руководителем процессом художественного творчества, направленного на размышление о сущности жизни.

 

Только бы взрослый не навязывал банальные вопросы и банальные ответы! Традиция требует от классного руководителя проявить всю глубину своего отношения к миру и искусству. А подростки и старшеклассники прекрасно корректируют взрослого - не хотят делать того, что считают неинтересным. Вот и приходится классному руководителю считаться с их интересами и самому погружаться в поиск образного решения проблем, актуальных для школьников.

 

Педагогическая изобретательность

 

Но в сфере духовно-познавательных потребностей подростки не так требовательны и изощрены, как в сфере своих социальных потребностей, в настаивании на своих правах или в ощущениях своих обязанностей по отношению к окружающим людям - и к сверстникам, и к учителю. Вот на каком поле разыгрываются основные баталии. "Я это играть не буду, меня засмеют! Я не буду участвовать, потому что моему другу дали плохую роль! Я хочу играть только эту роль, других не буду! Я не останусь репетировать, так как они ничего не выучили!" - и так до бесконечности.

 

Тут для классного руководителя, если он разберётся в подростковых претензиях и найдёт в себе силы проявить педагогическую изобретательность, открывается великолепный материал для воспитательных воздействий. То всех напугать позором: вы, мол, единственные в школе, кто не выступит. То построить сценку таким образом, чтобы враждебно друг к другу относящиеся подростки оценили героизм каждого. То дать возмож-

 
стр. 52

 

ность покрасоваться перед всеми не первой красавице класса, а самой скромной девочке.

 

Вовлечь родителей

 

А какое в процессе репетиций открывается широкое поле для классного руководителя, чтобы "навести мосты" в детско-родительских отношениях! Одних родителей можно порадовать не столько отличной успеваемостью их чада, сколько его человеческими качествами. Другим равнодушным родителям открыть талант их ребёнка.

 

И хорошо бы вовлечь родителей в общую работу. Кто-то из них на правах советчика и консультанта может поучаствовать в изготовлении костюмов, другие - декораций. Только, разумеется, речь идёт лишь о совместных усилиях и обмене идеями, а не о том, чтобы родители что-либо делали вместо детей.

 

Кому-то из родителей можно предложить побыть зрителями на репетициях, чтобы проверить по их реакции точность и убедительность сценарных находок. Совместная подготовка спектакля позволит почувствовать себя "единой командой" не только учителю и детям, но и заинтересованным родителям.

 

Если хотя бы несколько человек из числа родителей содействуют рождению спектакля, то постепенно, под влиянием детских рассказов, в эту орбиту могут втянуться и другие. Во всяком случае, попробовать всегда стоит...

 

Воспитательные моменты

 

Важно обратить внимание и на отношение учеников к победам других классов или к победе своего - над остальными. Тут вообще появляется возможность формировать здравое отношение к соревновательности в целом.

 

Наконец, легко представить себе, какие трудности приходится преодолевать подростку, чтобы придти на репетицию в чистом белье и носках, так как там надо будет примерять костюмы. Это повод дать понять ученикам относительность богатства и бедности, так как чистоплотная скромность страхует от жизненных невзгод крепче, чем родительские деньги. В процессе подготовки школьного спектакля каждый может оценить чью-то чистоту и скромность. Равно как и наглость, которая всегда омрачает коллективную работу.

 

Вот так приходится искать новые пути классному руководителю, чтобы не упустить случай эффективно воспитывать свой классный коллектив.

 

Мне представляется, что родительская любовь, такая яркая к младенцу, нередко тускнеет, когда ребёнок вступает в подростковый возраст. Но этот эффект может быть чуть-чуть скомпенсирован вниманием и подлинным интересом классного руководителя к каждому из своих учеников.

Опубликовано 17 февраля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?