Рейтинг
Порталус

"Выкуп фантов"

Дата публикации: 21 февраля 2017
Автор(ы): Людмила Скирневская
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Педагогическая техника, № 5, 2013, C. 15-17
Номер публикации: №1487674615


Людмила Скирневская, (c)

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИЁМ, ВЫЗЫВАЮЩИЙ НЕИЗМЕННЫЙ ИНТЕРЕС У УЧЕНИКОВ ЛЮБОГО ВОЗРАСТА

 

ЛЮДМИЛА СКИРНЕВСКАЯ, учитель русского языка и литературы, Оболенская средняя школа, Московская обл.

 

Когда ученики не хотят расходиться после звонка на перемену - это всегда бальзам на сердце учителя.

 

Чем же можно настолько заинтересовать класс, чтобы он не слышал звонка? Оказалось, старинной игрой в фанты!

 

6 класс. Тема: "Порядковые числительные"

 

Я попросила всех учеников выйти к доске и записать цифрами три реальных в их собственной биографии числа: двузначное, трёхзначное и четырёхзначное (это могли быть и номера квартир, и годы рождения родственников и т. д.). Кто написал, садился на своё место.

 

Звучит задание: по эстафете выйти к доске и произнести одно из чисел сначала как количественное числительное в родительном падеже, потом как порядковое, употребив его с существительным.

 

Все, кто в это время сидят на своих местах, - судьи, которые определяют правильность выполнения дружным хлопком. Если хлопок прозвучал, то тогда произнесённое числительное стирается с доски и отвечавший ученик садится на свое место. Если же хлопка не последовало, то ученик кладёт на учительский стол фант (договорились, что фантом будет вещь, находящаяся у ученика в момент его выхода к доске).

 

Попросила всех встать, и сказала: кому понятно, что делать, - садитесь, а кому непонятно, - спрашивайте у тех, кто сидит. Все быстренько сели, и мы начали круговую эстафету.

 

Когда прошло где-то два с половиной круга (на это ушло минут 10), на столе лежало всего шесть фантов (это потому, что числа старались выбирать полегче - в основном, двузначные - редко кто для озвучивания у доски выбирал число четырёхзначное).

 
стр. 15

 

И вот я предлагаю выбрать от каждого ряда по одному человеку из тех, кто ни разу не ошибся, но самого высокого по росту. Трое ребят встали лицом к классу, так что стол, на котором лежали фанты, оказался позади них. А я, взяв в руки тот или иной предмет, спрашивала, что сделать этому фанту. Кто из троих придумывал задание, тот и проверял его выполнение (при непосредственном участии близсидящих учеников).

 

Все фанты были успешно отыграны: бегали по классу, прыгали, приседали, считали до 100, гладили по голове соседа, произносили скороговорки (варианты см. в разделе "Приёмы взаимодействия", статья "Игровые приёмы обучения: деловые игры" - прим. ред.). А оставшиеся 15 числительных я попросила записать в тетради и дома потренироваться в проговаривании числительных.

 

Видя оживлённый интерес шестиклассников к отыгрыванию фантов, я решила попробовать подобную режиссуру и с десятиклассниками.

 

10 класс. Тема: "Правописание НЕ с разными частями речи"

 

Я написала на доске 60 слов с "не". Там были и существительные, и прилагательные, и наречия. Среди них прятались и глаголы с причастиями и деепричастиями, и числительные с местоимениями.

 

Выходящим по эстафете ученикам необходимо было выбрать слово, определить часть речи и объяснить написание этого слова с "не".

 

Условия к фантам были те же, что и в 6 классе. В ход пошли галстуки, свитера, сторублёвки, часы, кольца, ключи и даже мобильники. Каждый фант вызывал массу эмоций. И в то же время я наблюдала, как сосредоточенно, напряжённо вглядываются учащиеся в написанные на доске слова. Некоторые явно что-то проговаривали про себя. А четверо даже пересели с последних парт на первые...

 

В отличие от шестиклассников, на столе оказалось гора фантов! И из 16 человек было всего двое, кто ни разу не ошибся, им-то и было поручено выдумывать задания для выкупов.

 

Ребята были столь увлечены, что весь урок мы только отрицательной частицей не и занимались. Так что с 60-ю словами на доске мы к концу урока только-только справились. И фантов успели разыграть всего лишь 15. Зато как разыгрывали! И объяснялись в любви на коленях. И отжимались от пола. Поливали цветы. Отмывали доску. Прыгали на одной ноге...

 

После звонка на перемену ученики были готовы остаться в классе, чтобы по-честному отыграть свои оставшиеся фанты. Но после этого урока (он был четвёртым) была объявлена линейка и остаться в классе не было возможности. Что делать? На столе фантов

 
стр. 16

 

ещё не меньше, чем отыгранных! А и вещи-то дорогие. И я не нашла ничего другого, как разрешить разобрать вещи...

 

Но зато, когда десятиклассники пришли ко мне по расписанию на шестой урок, то первое, что я услышала: "Мы будем ещё так заниматься?"

 

А на дом я им предложила составить свой аналогичный словарный список из 60 слов, предварительно вспомнив все необходимые правила. А в следующую пятницу обязательно отведу минут десять на сбор фантов у ошибающихся учеников с последующим их выкупом.

 

* * *

 

Реплика В. Букатова

 

Такая смелая режиссура и вдруг - что за архаика?! - "я сама написала на доске 60 слов". Ученики будут вам признательны, если эту роль вы начнёте уступать им самим. Например:

 

- Все встали и посмотрели на потолок... Потом обвели взглядом помещение и выбрали предмет... Записали на листочке соответствующее существительное... Теперь выберите какой-нибудь признак и запишите соответствующее прилагательное... Теперь найдите вокруг себя какое-нибудь действие и запишите его глаголом... Справа от себя поищите другое действие и обозначьте его деепричастием...

 

И так далее. Потом каждый ряд по эстафете переносит свои записи на доску, но уже с отрицательными частицами НЕ, чтобы ученики объясняли правильное или ошибочное написание того или иного выбранного (не своего!) слова или словосочетания, получая от судей заслуженные хлопки или откупая свою ошибку фантом.

 

(По материалам сайта www.openlesson.ru)

Опубликовано на Порталусе 21 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама