Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ есть новые публикации за сегодня \\ 18.08.17

"Режиссура урока" в 9 классе

Дата публикации: 21 февраля 2017
Автор: Валентина Сумина
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Педагогическая техника, № 6, 2013, C. 17-18
Номер публикации: №1487674913 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Валентина Сумина, (c)

найти другие работы автора

ВАЛЕНТИНА СУМИНА, учитель информатики, г. Королёв, Московская обл.

 

Можно ли на уроке обойтись без насилия, без того, что называется "стоять над душой"? Игровые методы дают возможность учить легко и радостно.

 

ОБ УДИВИТЕЛЬНОМ ЭФФЕКТЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Я работаю в школе одиннадцатый год. В зависимости от особенностей классов и изучаемых тем я пробовала разные формы обучения, но коллективные - меньше всего, потому что видела: всё равно дети на уроках не слушают ответов друг друга. Я объясняла это для себя тем, что коллектив складывается, когда есть общее дело, учёба же процесс индивидуальный.

 

Я, конечно, понимала, что для учеников общение очень важно. Я видела, как талантливые дети, с которыми дома занимались родители, со временем теряли интерес к традиционной учебе, но с видимым удовольствием занимались в группах. Но, экономя минуты урока, я сама раздавала всем задания и выслушивала одна устные ответы учеников. Мысль же о том, что на своём единственном в неделю уроке я могу способствовать формированию коллектива, даже не приходила мне в голову.

 

Случайно узнав о социо-игровой режиссуре урока, я попробовала в девятых классах изменить характер общения учитель - ученик. Положительный эффект я получила на первом же уроке. Вне зависимости от успеваемости сменные "ведущие-консультанты", вникая в проблемы малых групп, явно шире и глубже поняли учебный материал. Когда консультантом был слабый ученик, отличники терпеливо

 
стр. 17

 

объясняли, что у них за проблема, ликвидируя пробелы в знаниях ведущего. Атмосфера в классе потеплела, она явно стала иной.

 

К играм на уроках я всегда относилась скептически, считая это неэффективной тратой времени. Как-то я даже наметила провести на следующий год в День смеха игровой урок по литературе (и весело поработаю, и опыт появится, и администрация будет довольна). Но это, думала я, в следующем году, пока же будет время для того, чтобы как следует теоретически подготовиться. Но на очередном педсовете, посвящённом формам и методам обучения, я увидела, что и остальные учителя, видимо, экономя время, с детьми не играют. Тогда я, недолго думая, тут же решила использовать игровые приёмы на своих уроках: обзорном, контрольно-корректирующем и зачётном.

 

И вот что я поняла на этих уроках. Все ученики не доиграли в детстве. Дети любят тех, кто с ними играет! Даже в старших классах.

 

Ученики, конечно же, долго не могли поверить, что на уроке им разрешено играть по-настоящему, и начинали с осторожностью и даже с опаской.

 

Большинству учеников понравились мои режиссёрские опыты.

 

Они радовались, что урок прошёл иначе, чем раньше. Хотя были и такие, кто начинал уговаривать меня вести урок по-старому.

 

Игровые приёмы помогли ученикам глубоко нырнуть в учебную тему, выявить свои пробелы в знаниях, установить связи между пройденным материалом. Очень легко было оценивать знания, так как все ученики очень внимательно слушали друг друга и моя оценка совпадала с мнением класса. Учёба вдруг сделалась жизнью. И мне, и ученикам было нескучно.

 

И хотя я понимаю, что смогла всего лишь прикоснуться к режиссуре урока, я смело советую: попробуйте, вам понравится!

 

И ещё. В силу характера мне всегда было сложно других заставлять и подавлять. И хотя я стремилась вдохновлять и пробуждать азарт, но не могла обойтись без насилия, без того, что называется "стоять над душой", оправдывая это необходимостью добиваться глубоких и прочных знаний у учащихся. Уже смирившись было с этим как с неприятной, но неизбежной составляющей профессии учителя, я вдруг обнаружила, что социо-игровая режиссура даёт возможность учить легко и радостно, без подавления, без насилия, не беря этот грех на учительскую душу.

Опубликовано 21 февраля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?