Главная → ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ → Non vitae, sed scholae discimus
Дата публикации: 06 марта 2017
Автор(ы): П. А. Клочко →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ →
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 6, Декабрь 2012, C. 70 →
Номер публикации: №1488791358
П. А. Клочко, (c)
Non vitae, sed scholae discimus*
Современные гимназии в России появились на базе средней советской школы. Чем отличается гимназия от обычной школы? Какие отличия гимназического обучения от других типов школ существовали ранее?
Первоначально в древнегреческих городах-государствах термин "гимназия" употреблялся для обозначения "места для гимнастических дел".
Примерно в конце V веке до н.э. гимназии становятся образовательными учреждениями: в них вели свои беседы философы и учёные. Каждый греческий город имел одну или даже несколько гимназий. Самыми известными из них были Дромос в Спарте, Кранейон в Коринфе и афинские гимназии (Академия, Ликейон, Киносарг), где преподавали Платон и Аристотель.
История гимназии как европейского учебного заведения среднего образования начинается с XVI века.
Непосредственными предшественниками гимназий стали школы при монастырях и светские школы при университетах. С эпохой Возрождения появляется ряд новых образовательных, так называемых латинских школ.
Первая латинская школа возникла в Лондоне в 1510 году; в Германии подобное заведение впервые основано Ф. Меланхтоном в 1526 году в Нюрнберге. Одну из самых известных гимназий открыл в 1538 году немецкий педагог И. Штурм в Страсбурге. Сейчас она известна как Страсбургский университет.
Программа гимназий включала изучение классических древних языков (греческий и латынь), лекции стародавних дел (историю) и риторику.
Меланхтон и Штурм требовали от новой школы "приучения юношеского духа к соразмерности, стройности, гармонии и логике мысли". Закон Божий и латинский язык были в них главными предметами; из математики и греческого языка проходились основы, и метод обучения этим предметам по-прежнему оставался формальным.
Основная роль гимназии - подготовка к университетскому образованию.
Старейшей гимназией в Российской империи была основанная в Петербурге в 1726 году немцем Г. Байером Академическая школа. Но развития гимназия не получила, и в 1737 году в ней обучалось всего 18 учеников. Следующие по времени открылись гимназии в Москве (1755) и Казани (1758).
В начале XIX века в Российской империи было образовано министерство народного просвещения, утверждены учебные округа и открыты гимназии по всей империи на основе "Устава для гимназий" от 8 декабря 1828 года. Однако уже через 20 лет гимназическое образование во многом утратило свою академичность, изучение латыни и греческого было заменено на штудирование церковнославянского.
Гимназии как заведение среднего образования были отменены на территории России в 1920-х годах. Появились ли они в XXI веке?
Подготовлено П. А. Клочко, исполнительным директором ООО "Дистанционные технологии и обучение"
* Не для жизни, а для школы мы учимся.
Опубликовано на Порталусе 06 марта 2017 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK