Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ есть новые публикации за сегодня \\ 01.05.17

Non vitae, sed scholae discimus

Дата публикации: 06 марта 2017
Автор: П. А. Клочко
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 6, Декабрь 2012, C. 70
Номер публикации: №1488791358 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


П. А. Клочко, (c)

найти другие работы автора

Non vitae, sed scholae discimus*

 

Современные гимназии в России появились на базе средней советской школы. Чем отличается гимназия от обычной школы? Какие отличия гимназического обучения от других типов школ существовали ранее?

 

Первоначально в древнегреческих городах-государствах термин "гимназия" употреблялся для обозначения "места для гимнастических дел".

 

Примерно в конце V веке до н.э. гимназии становятся образовательными учреждениями: в них вели свои беседы философы и учёные. Каждый греческий город имел одну или даже несколько гимназий. Самыми известными из них были Дромос в Спарте, Кранейон в Коринфе и афинские гимназии (Академия, Ликейон, Киносарг), где преподавали Платон и Аристотель.

 

История гимназии как европейского учебного заведения среднего образования начинается с XVI века.

 

Непосредственными предшественниками гимназий стали школы при монастырях и светские школы при университетах. С эпохой Возрождения появляется ряд новых образовательных, так называемых латинских школ.

 

Первая латинская школа возникла в Лондоне в 1510 году; в Германии подобное заведение впервые основано Ф. Меланхтоном в 1526 году в Нюрнберге. Одну из самых известных гимназий открыл в 1538 году немецкий педагог И. Штурм в Страсбурге. Сейчас она известна как Страсбургский университет.

 

Программа гимназий включала изучение классических древних языков (греческий и латынь), лекции стародавних дел (историю) и риторику.

 

Меланхтон и Штурм требовали от новой школы "приучения юношеского духа к соразмерности, стройности, гармонии и логике мысли". Закон Божий и латинский язык были в них главными предметами; из математики и греческого языка проходились основы, и метод обучения этим предметам по-прежнему оставался формальным.

 

Основная роль гимназии - подготовка к университетскому образованию.

 

Старейшей гимназией в Российской империи была основанная в Петербурге в 1726 году немцем Г. Байером Академическая школа. Но развития гимназия не получила, и в 1737 году в ней обучалось всего 18 учеников. Следующие по времени открылись гимназии в Москве (1755) и Казани (1758).

 

В начале XIX века в Российской империи было образовано министерство народного просвещения, утверждены учебные округа и открыты гимназии по всей империи на основе "Устава для гимназий" от 8 декабря 1828 года. Однако уже через 20 лет гимназическое образование во многом утратило свою академичность, изучение латыни и греческого было заменено на штудирование церковнославянского.

 

Гимназии как заведение среднего образования были отменены на территории России в 1920-х годах. Появились ли они в XXI веке?

 

Подготовлено П. А. Клочко, исполнительным директором ООО "Дистанционные технологии и обучение"

 

 

* Не для жизни, а для школы мы учимся.

Опубликовано 06 марта 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?