Рейтинг
Порталус

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Дата публикации: 10 января 2018
Автор(ы): Т. А. ГЛИНКИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1515588789


Т. А. ГЛИНКИНА, (c)

Одной из характерных особенностей развитого социалистического общества является высокая образованность трудящихся. Сегодня в нашей стране 73,2% рабочих имеют высшее и среднее (полное и неполное) образование (40 лет назад - 8%). Численность специалистов с высшим и средним образованием за это время возросла в промышленности в 34 раза, а в сельском хозяйстве - в 47 раз1 . Во всех этих достижениях огромная роль принадлежит созданной под руководством Коммунистической партии системе народного образования. В СССР последовательно осуществлено обязательное начальное, затем семилетнее и всеобщее среднее образование.

Программа нового улучшения деятельности советской школы намечена в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" и "О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ"2 . В этих документах получили развитие ленинские принципы единой, трудовой, политехнической школы и традиции всеобщего внимания и заботы о воспитании и обучении подрастающего поколения.

Одним из важнейших условий осуществления всеобщего среднего образования является прочная учебно-материальная база школы, что во многом определяет успех развития и совершенствования дела обучения и воспитания. Обширная сеть школ и других учебных заведений страны располагает ныне значительным учебным оборудованием, современными техническими средствами обучения, хорошо оснащенными учебными кабинетами, лабораториями, библиотеками, производственными мастерскими и спортивными залами. Советские школьники полностью обеспечены учебниками и всем необходимым для учебы. Созданы учебно-техническая промышленность и учебно-педагогические издательства, деятельность которых направлена на обеспечение школ и других учебных заведений учебно-наглядными пособиями, учебниками и оборудованием. Все это представляет собой прочную материальную базу для осуществления среднего всеобуча и дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Коммунистическая партия и Советское государство, руководствуясь ленинскими заветами, на всем протяжении существования Советской власти уделяли постоянное внимание созданию и укреплению


1 См. Л. И. Брежнев. О Конституции СССР. Доклады и выступления. М. 1977, стр. 50.

2 "Правда", 29.XII.1977; 3.I.1978.

стр. 16


материальной базы школ, рассматривая ее как необходимое условие успешного развития народного образования. Много было сделано в этой области в первые десятилетия Советской власти. В период Великой Отечественной войны делу народного образования был нанесен огромный ущерб. На оккупированной фашистами территории были сожжены, разрушены и разграблены 82 тыс. начальных, семилетних и средних школ3 . Серьезный урон понесла учебная база школ. Более 30 тыс. школ, в том числе 2247 средних, полностью лишились учебного оборудования. Вследствие разрушений и перевода предприятий учебно-технической промышленности на выполнение оборонных заказов выпуск учебно-наглядных пособий сократился в 3 раза, ассортимент изготовлявшейся продукции не превышал 150 названий, против 1500 предусмотренных перечнем, утвержденным Министерством просвещения4 . Уничтожение учебников во временно оккупированных районах и сокращение их выпуска в военные годы привело к тому, что в школах часто один учебник приходился на три - пять и даже семь учеников. Резко уменьшились общие книжные фонды школьных библиотек. Около 25 тыс. школ в районах, подвергавшихся фашистской оккупации, вовсе лишились своих библиотек5 . Большие трудности возникали в обеспечении учащихся: школьно-письменными принадлежностями: тетрадями, карандашами, ручками, стальными перьями.

Поднимая из руин и пепла разрушенные города и села, промышленные предприятия, колхозы и совхозы, советские люди под руководством партии в короткие сроки восстанавливали школы, интернаты, детские учреждения, создавали необходимые условия для дальнейшего развития системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Для возрождения народного образования необходимо было прежде всего восстановить его материальную базу. История восстановления ее почти не отражена в литературе. До сих пор в исследованиях по истории культурного строительства эти вопросы затрагиваются очень бегло6 . Фактически не получили они освещения и в последних работах по истории народного образования. В статье Е. Д. Горского 7 о восстановлении материальной базы культуры в послевоенные годы вопросам народного образования также отведено очень мало места. В настоящей статье предпринимается попытка на конкретно-историческом материале показать организаторскую роль Коммунистической партии и развернувшееся в первые послевоенные годы по всей стране широкое движение масс за быстрейшее восстановление и развитие системы народного образования.

Работа по восстановлению школьного фонда, как и всего народного хозяйства СССР, началась еще во время войны, по мере освобождения советских территорий от врага. Коммунистическая партия и Советское правительство наряду с возрождением промышленных объектов принимали меры к немедленному восстановлению жилья, городского хозяйства, учреждений здравоохранения, культуры и образования. Возрождение школ являлось важным условием нормализации жизни советских людей, ему придавалось большое политическое и народнохозяйственное значение. Еще до окончания войны была восстановлена


3 См. "Сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков". М. 1945, стр. 18.

4 "Народное образование", 1946, N 7, стр. 18; "Учительская газета", 9.VIII.1947.

5 "Народное образование", 1946, NN 8 - 9, стр. 6.

6 См., например, "КПСС во главе культурной революции в СССР". М. 1972; Г. С. Сабирзянов. По законам дружбы и братства. Взаимопомощь народов СССР в культурном строительстве в годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства (1941 - 1950). Казань. 1974, и др.

7 Е. Д. Горский. Роль рабочего класса в восстановлении и укреплении материальной базы культуры в годы четвертой пятилетки. (1946 - 1950) (на материалах РСФСР). "Народные массы и строительство советской культуры". М. 1969.

стр. 17


значительная часть школьных зданий8 , возобновился выпуск школьной продукции на предприятиях учебно-технической и других отраслей промышленности. Но, естественно, наибольший размах эта работа приняла в годы первой послевоенной пятилетки.

В Законе о четвертом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР вопросам народного образования было уделено особое место. Предстояло завершить переход ко всеобщему семилетнему обучению по всей стране, который был намечен XVIII съездом ВКП(б) и прерван войной. Ввиду разрушения школьной сети, оборудования и фонда учебной литературы необходимо было прежде всего заняться восстановлением и дальнейшим упрочением учебно-материальной базы народного образования. К концу пятилетки должно было резко возрасти число начальных, семилетних и средних школ и количество учащихся в них9 . План предусматривал также обеспечение потребности школ и других учебных заведений в учебниках, школьно-письменных принадлежностях, учебно-наглядных пособиях и лабораторном оборудовании, повышение тиражей детской художественной и научно-популярной литературы. Значительно увеличивались ассигнования на нужды народного образования. Расходы на просвещение в государственном союзном бюджете и бюджете союзных республик в денежном исчислении уже в 1946 г. превысили довоенный уровень10 . В среднем за пятилетие они составили почти 14% расходов государственного бюджета11 . Важные меры по восстановлению и развитию материальной базы народного образования предусматривались принятыми в первые послевоенные годы постановлениями Центрального Комитета партии и Советского правительства о расширении сети школ и подготовке к учебному году, о снабжении школ учебниками, о производстве учебно-наглядных пособий12 .

В соответствии с пятилетним планом по всей стране и в первую очередь в районах, подвергавшихся оккупации, развернулось большое промышленное, жилищное и культурное строительство. Необходимо было не только достигнуть довоенного уровня развития всех отраслей хозяйства и культуры в пострадавших от войны районах, но и добиться дальнейшего их подъема по всей стране. В широких масштабах шло школьное строительство. Во многих строительных организациях и трестах, участвовавших в нем, под руководством партийных и профсоюзных организаций развернулось движение за своевременный и досрочный ввод в действие школ, за высокое качество работ на объектах народного образования.

Ярким примером самоотверженного труда на восстановлении учреждений народного образования является деятельность строителей Сталинграда. В ходе борьбы за своевременный ввод в эксплуатацию


8 Всего за это время в СССР по плану государственного строительства было построено и введено в действие 8412 школ на 1177 тыс. ученических мест. На территориях, освобожденных от оккупации, еще в ходе войны было восстановлено более 70 тыс. школ ("Народное образование, наука и культура в СССР". Статистический сборник. М. 1977, стр. 431; Л. В. Володарский. Возрождение районов СССР, пострадавших от немецкой оккупации. М. 1956, стр. 39).

9 "Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг.". М. 1946, стр. 48.

10 "Культурное строительство СССР". Статистический сборник. М. 1956, стр. 74.

11 "Народное образование в СССР". М. 1957, стр. 761.

12 См. постановления: Совета Министров СССР - "Об увеличении производства учебно-наглядных пособий". "Народное образование", 1946, N 1 - 2, стр. 32; ЦК ВКП(б) - "О снабжении школ учебниками". "Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании. Сборник документов за 1917- 1947 гг.". Вып. 1. М. -Л. 1947, стр. 226 - 228; ЦК ВКП(б) - "О подготовке школ к новому 1948/49 учебному году". "Культура и жизнь", 21.VII, 11.VIII.1948; Совета Министров СССР - "Об издании школьных учебников на 1949/50 учебный год". "Культура в жизнь", 11.V.1949.

стр. 18


школьных зданий по инициативе передовых рабочих треста "Жилстрой" с 20 июля 1946 г. была объявлена 20-дневная стахановская вахта. Между бригадами развернулось соревнование за быстрое и доброкачественное школьное строительство13 . Многие рабочие значительно перевыполняли производственные нормы. Благодаря высокой производительности труда сталинградских строителей скоростными методами были возведены и сданы к 1 сентября 1946 г. с отличным и хорошим качеством восемь школ14 . С подлинным энтузиазмом работали строители города-героя и в последующие годы. Большой вклад в восстановление и строительство школ внесли строительные организации Ростова-на-Дону, Костромы, Свердловска, Краснодара, Горького, Куйбышева и многих других городов страны15 .

Однако в то трудное время невозможно было охватить государственным строительством все городские и сельские школы. Строительные организации были перегружены выполнением других заданий, испытывали недостаток стройматериалов, рабочей силы, механизмов, транспорта. В этих условиях огромную роль в строительстве школ сыграла общественность. Забота о школе, о создании наилучших условий для обучения и воспитания подрастающего поколения стала поистине всенародным делом. Коллективы промышленных предприятий, колхозов, совхозов, учреждений помогали строительным организациям, выделяли рабочих, организовывали субботники на школьных стройках. Получило дальнейшее развитие патриотическое движение по оказанию помощи школе, зародившееся перед войной и особенно развернувшееся в военные годы.

Массовое участие трудящихся в восстановительных и ремонтных работах на школьных объектах нашло свое выражение в получившем широкое распространение методе народной стройки. Благодаря этому методу были восстановлены и построены тысячи школ. В РСФСР по инициативе и на средства общественности, по данным 52 областей, краев и автономных республик, в годы четвертой пятилетки было построено и введено в действие 5820 школ на 493 тыс. ученических мест16 . Большой размах приняло школьное строительство силами общественности и в других союзных республиках. В Белоруссии методом народной стройки лишь в 1949 г. было возведено свыше 1 тыс., а на Украине - более 700 новых школьных зданий17 .

В различных областях, краях и республиках страны возникали в эти годы патриотические почины, направленные на оказание помощи школе, на восстановление и укрепление ее учебной и материальной базы. Наибольшую известность и широкую поддержку получило патриотическое движение по участию общественности в восстановлении и благоустройстве школ, возникшее еще в годы войны в Житомирской области УССР18 . Примеру житомирцев следовали десятки коллективов промышленных предприятий, совхозов, общественные организации многих городов и областей Украины, Белоруссии и других республик. Широко известен и благородный почин общественных организаций и производственных коллективов Горьковской и Новосибирской областей, обратившихся к трудящимся страны с призывом успешно подготовить школы к 1948/49 учебному году. Их призыв нашел горячий отклик


18 Е. Д. Горский. Указ. соч., стр. 119.

14 ЦГАОР СССР, ф. 5451, оп. 25, д. 2363, л. 120.

15 Там же, д. 2192, л. 10; "Народное образование", 1949, N 6. стр. 16, 17.

16 "Культурное строительство РСФСР". Статистический сборник. М. 1958, стр. 311.

17 П. В. Саевич. Народное образование в БССР. Минск. 1950, стр. 28; ЦГАОР УССР, ф. 166, оп. 15, д. 570, л. 53.

18 ЦГАОР УССР, ф. 166, оп. 15, д. 251, л. 35; см. также М. М. Грищенко. Народна допомога школі. Київ, 1948, стор. 51; "Народное образование в СССР", стр. 558.

стр. 19


по всей стране. В движение помощи школе включились трудящиеся Ленинградской, Московской, Брянской, Воронежской, Омской, Псковской, Свердловской и других областей, Мордовской, Марийской и других автономных республик Российской Федерации. Их поддержали трудящиеся Казахской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской, Грузинской, Туркменской, Белорусской и других союзных республик19 .

Одной из наиболее распространенных и эффективных форм помощи народному образованию является шефство над школами трудовых коллективов промышленных предприятий, учреждений, колхозов и совхозов. Они восстанавливали и ремонтировали школьные здания, заботились о благоустройстве и оборудовании подшефных школ, обеспечивали их необходимой мебелью, инвентарем и наглядными пособиями. Ярким проявлением всенародной помощи предприятий в укреплении материальной базы школ является шефская работа в Москве. Школам оказывали помощь более 700 организаций столицы. Свыше 350 заводов и фабрик столицы стали постоянными шефами школ. В годы войны школа N 426 была занята для размещения воинских частей, а позднее - под общежитие рабочих трамвайного парка. Здание требовало серьезного ремонта. Один из заводов полностью восстановил школьное помещение, котельную, водопровод, канализацию. При подготовке школы к 1949/50 учебному году рабочие заменили кровлю, отремонтировали электропроводку, провели капитальный ремонт отопительной системы и оборудования котельной, изготовили необходимый спортинвентарь, помогли в оборудовании физкультурного зала и спортивной площадки20 . Значительную помощь оказывали подшефным школам коллективы заводов "Борец", имени Э. Тельмана, "Водоприбор", имени Парижской коммуны, мясокомбината, Краснохолмского комбината, мелькомбината имени А. М. Горького, трамвайного депо имени Н. Баумана и многих других предприятий. Благодаря деятельности шефов школьная сеть в Москве была восстановлена уже к 1949 году. Большинство школ было капитально отремонтировано, благоустроено, обеспечено инвентарем, мебелью и учебным оборудованием 21 .

Разносторонней была шефская помощь школам со стороны рабочих коллективов Ленинграда22 . Замечательную инициативу проявили рабочие заводов имени С. М. Кирова и "Большевик", которые еще до окончания войны не только выполнили работу по восстановлению школьных зданий, но и позаботились о создании условий для отдыха и воспитания школьников, оборудовали для них комнаты продленного дня. Эта инициатива была подхвачена коллективами многих предприятий. В первый же послевоенный год с помощью рабочих инструментального завода, завода "Стальконструкция" и других предприятий в Ленинграде были созданы десятки таких комнат, где школьники могли проводить свободное время и готовить уроки23 . Значительную шефскую помощь оказывали школам заводы, фабрики и хозяйственные организации Воронежа, Киева, Одессы, Свердловска, Вологодской, Днепропетровской, Горьковской и других областей и городов24 .

Широкое развитие получило в годы четвертой пятилетки социалистическое соревнование советских органов, комсомольских и профсоюзных организаций, шефствующих предприятий и колхозов за наилучшую подготовку школ к учебному году. По примеру трудовых коллективов и


19 "Учительская газета", 29.VII.1948; Е. Д. Горский. Указ. соч., стр. 124; "Культура и жизнь", 21.VII; 21.31.VIII.1948.

20 Госархив Московской области (ГАМО), ф. 2159, оп. 8, д. 30, л. 2.

21 Там же, оп. 8, д. 30, лл. 2, 3, 9 - 12.

22 См. Е. Д. Горский. Указ. соч., стр. 125, 126.

23 "Народное образование", 1946. N 10.

24 С. В. Винокуров. Народное образование в Воронежской области. Воронеж. 1954, стр. 38; "Учительская газета", 13.V; 22.VI; 15.VII; 5, 26.VIII; 2.ХII.1948; Государственный архив Днепропетровской области, ф. 3101, оп. 1, д. 23, лл. 14, 15.

стр. 20


общественных организаций Винницкой, Харьковской, Новосибирской и Горьковской областей труженики городов и сел брали высокие социалистические обязательства по созданию лучших условий для развития народного образования25 .

В результате огромной работы, проведенной под руководством Коммунистической партии и Советского правительства, при активном участии всех трудящихся была осуществлена широкая программа школьного строительства. Всего в СССР в годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено 18538 общеобразовательных школ на 2470 тыс. ученических мест, в том числе 4345 школ - государственными кооперативными предприятиями и организациями и 14193 - общественностью и колхозами. Строительство велось по усовершенствованным типовым проектам. Количество массовых общеобразовательных школ значительно возросло. К началу 1950/51 учебного года в стране насчитывалось 201623 начальных, семилетних и средних школы26 , то есть на 8628 больше, чем было предусмотрено пятилетним планом. Задания пятилетнего плана в области восстановления и развития школьной сети были успешно выполнены, она значительно расширилась по сравнению с довоенным периодом. Особенно выросла за первое послевоенное пятилетие сеть семилетних и средних школ. Их количество увеличилось на 2004527 . Созданная сеть школ позволила обеспечить обучение всех детей школьного возраста и начать переход ко всеобщему семилетнему образованию.

Характерной чертой промышленного развития СССР в годы четвертой пятилетки было широкое внедрение в производство новой и новейшей техники. Крупные успехи были достигнуты в то время советской наукой. Технический прогресс и научные открытия предъявляли новые требования к подготовке кадров, к обучению молодого поколения. Необходимо было совершенствовать содержание, формы и методы учебной работы общеобразовательной школы. На передний план выдвигалась задача развития и укрепления ее учебно- технической базы, обеспечения современным учебным оборудованием, лабораторными приборами, наглядными пособиями и учебниками, создания учебных кабинетов, применения в учебном процессе технических средств обучения. Все это нашло отражение в пятилетнем плане развития народного хозяйства на 1946 - 1950 годы. Для выполнения поставленной задачи необходимо было значительно увеличить производство учебно-наглядных пособий и приборов, организовать их массовый выпуск в соответствии с достигнутым уровнем науки и техники. Ведущее место в решении этой задачи принадлежало предприятиям учебно-технической промышленности РСФСР, в основном специализировавшимся на изготовлении объемных наглядных пособий. Кроме того, к производству учебных пособий и приборов были привлечены предприятия химической, авиационной, картографической, средств связи, электро- и станкостроительной промышленности, Министерства здравоохранения и других ведомств, которые изготовляли 168 наименований учебного и лабораторного оборудования на сумму около 16 млн. руб. в год28 . Широко развернулось производство учебных пособий на местах. В некоторых краях и областях налаживалось изготовление различной школьной продукции из местных материалов. Постепенно восстанавливалась и развивалась учебно-техническая промышленность и в других союзных республиках. На восстанавливающихся предприятиях треста учебно-


25 ЦГАОР УССР, ф. 166, оп. 15, д. 570, л. 53; д. 251, л. 35; "Учительская газета", 29.VII; 3.IX.1948.

26 "Культурное строительство СССР", стр. 72.

27 Там же, стр. 80.

28 ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 71, д. 8805, лл. 25, 30. Здесь и в дальнейшем показатели выпуска валовой продукции приводятся в неизменных ценах 1926/27 года.

стр. 21


канцелярских принадлежностей УССР к концу пятилетки изготавливалось уже 87 наименований учебных пособий общим тиражом 192 тыс. на сумму свыше 60 млн. руб. в год29 .

Решающим условием увеличения выпуска пособий являлись творческая инициатива и самоотверженный труд рабочих, успешно выполнявших плановые задания. По-ударному трудились многие коллективы учебно-технической промышленности. Выполнению производственной программы, улучшению качества продукции способствовало широко развернувшееся в отрасли социалистическое соревнование, во главе которого стояли коллективы ленинградских заводов "Физэлектроприбор", "Электродело", "Диафото", загорского завода "Школьное приборостроение", московских фабрик "Природа и школа" и "Химические реактивы", где благодаря хорошей организации и высокой производительности труда постоянно перевыполнялись производственные задания и выпускалась сверхплановая продукция30 .

На многих предприятиях, несмотря на нехватку кадров, выпуск продукции для школ осуществлялся с опережением запланированных темпов. На предприятиях Главучтехпрома - главного поставщика учебных пособий и оборудования- запланированный уровень 1950 г. был достигнут уже в 1948 году. Таким образом, пятилетний план по учебно-технической промышленности РСФСР был выполнен за четыре года. Объем годового выпуска учебной продукции по этой отрасли увеличился по сравнению с 1940 г. на 71,1 млн. руб., или на 207,2%. В 1950 г. выпуск ее составил уже сумму в 201,5 млн. руб., или 303,9% довоенного уровня. Всего за годы пятилетки на предприятиях Главучтехпрома Минпроса РСФСР было выпущено продукции на 701,9 млн. руб., что на 41,1% превысило наметки пятилетнего плана31 . Высокими показателями характеризовалась и деятельность в этой области предприятий других отраслей как союзной, так и местной промышленности. В 1950 г. предприятия Министерства промышленности средств связи СССР выполнили план производства учебных пособий и приборов на 230%, Министерства здравоохранения - на 164,3%, электропромышленности - на 148,3%, вооружения - на 145,1 %32 .

Успешная деятельность десятков предприятий различных отраслей народного хозяйства, выпускавших продукцию для школ, привела к тому, что учебно- материальная база народного образования пополнилась современными пособиями и приборами. Уже в первый год пятилетки школы страны только в централизованном порядке получили их более чем на 31 млн. руб., что превысило довоенный уровень33 .

Партия и правительство придавали большое значение производству новых, более совершенных видов учебных пособий и оборудования, внедрению в учебный процесс современных технических средств обучения. На большинстве предприятий проводилась с этой целью сложная перестройка производства, сопровождавшаяся пополнением станочного парка, освоением нового оборудования, применением новых материалов и связанной с этим переподготовкой кадров. Особенно трудно протекали указанные процессы на предприятиях учебно-технической промышленности, которые располагали менее технически оснащенной материально-производственной базой и, как правило, имели немногочисленный штат работников.

Большая работа по усовершенствованию производства и освоению новых видов продукции привела к значительному расширению ассорти-


29 ЦГАОР УССР, ф. 4856, оп. 4, д. 242. л. 157.

30 ЦГА РСФСР, ф. 2306, оп. 71, д. 8745, лл. 42, 45, 49, 52, 57, 59; д. 8755, лл. 53, 76, 83.

31 Там же, д. 8755, лл. 5, 6; д. 8765, л. 7.

32 Там же, д. 8820, лл. 16, 17.

33 Там же, д. 8805, л. 34.

стр. 22


мента наглядных пособий. Лишь в системе Главучтехпрома к концу пятилетки изготавливалось 509 видов учебных пособий и приборов по сравнению с 264 в 1940 году. Среди новых приборов были школьные телескопы, термостаты, проекторы и другие, ранее не изготовлявшиеся в стране для учебных целей34 .

Успешно осваивалось производство новых пособий и приборов, важных для улучшения учебного процесса на предприятиях других ведомств. Начиная с 1946 г. заводы Министерства вооружения начали выпуск нескольких видов микроскопов, спектроскопов, биноклей и других сложных приборов для учебных заведений. От Министерства промышленности средств связи для учебных целей начали поступать телефонные аппараты, выпрямители тока и т. д. Предприятия электропромышленности выпускали для школ амперметры, вольтметры и другие физические приборы35 . В результате принятых мер и успешной деятельности ряда предприятий номенклатура основных учебно-наглядных пособий и приборов, выпускаемых промышленностью страны, увеличилась до 1087 наименований36 .

К концу первой послевоенной пятилетки производство школьных пособий и приборов превысило довоенный уровень как по общему объему выпускаемой продукции, так и по ассортименту. Все это позволило перейти на планирование производства и централизованное распределение учебных пособий и школьного оборудования с учетом потребностей не только школьной сети на территориях, подвергавшихся временной оккупации, но и школ всей страны.

В последние годы первого послевоенного пятилетия большое внимание уделялось вопросам электрификации, радиофикации, кинофикации школ, оснащению их современной техникой и приборами, созданию кабинетов физики, химии, биологии, математики и других учебных дисциплин. Большую помощь школам в этом деле оказывали шефы. Они помогали в приобретении и установке оборудования и приборов, в создании учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и спортивных комплексов. При огромной помощи шефствующих промышленных предприятий, совхозов и колхозов только на Украине к началу 1949/50 учебного года было электрифицировано 3798 школ и 6636 - радиофицировано, в школах республики было оборудовано 5412 учебных кабинетов, большое количество мастерских и физкультурных площадок37 . Это в значительной мере способствовало совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Пятилетним планом предусматривалось достичь довоенных норм обеспеченности каждого учащегося школьно-письменными принадлежностями. В связи с этим намечался значительный рост производства всех видов этой продукции38 . Постепенно налаживалось их производство. Изготовлением их по решению правительства занимались предприятия различных отраслей хозяйства. В основном же выпуск этой продукции осуществлялся трестом школьно-письменных принадлежностей Министерства местной промышленности РСФСР, в состав которого входили такие крупные специализированные предприятия, как московские карандашные фабрики имени Красина и имени Сакко и Ванцетти, ленинградская фабрика беловых товаров "Светоч", ярославский завод металлических изделий "Союз", Московский завод художественных красок и туши и другие39 . Такие же специализированные предприятия имелись и в некоторых других республиках. На Украине, например,


34 Там же, д. 8775, л. 5; д. 3737, лл. 21 - 23.

35 Там же, д. 8805, лл. 23, 30. зе Там же, д. 8737, л. 27.

37 ЦГАОР УССР, ф. 166, оп. 15, д. 570, лл. 57, 58.

38 "Учительская газета", 6.III.1946; "Народное образование", 1946, N 7, стр. 21.

39 ЦГА РСФСР, ф. 44, оп. 1, д. 2125, л. 20.

стр. 23


начали выпускать продукцию восстановленные Славянская карандашная фабрика, Одесская картонажная фабрика, харьковская фабрика "Авторучка" и ряд беловых фабрик на некоторых бумажных комбинатах40 . Различные виды письменных принадлежностей изготавливались также некоторыми предприятиями полиграфической, учебно-технической, легкой и местной промышленности.

Производственные коллективы этих предприятий под руководством партийных и профсоюзных организаций развернули соревнование за увеличение выпуска школьно-письменных принадлежностей. Преодолевая трудности, они добивались высокой производительности труда. На предприятиях треста школьно-письменных принадлежностей нормы выработки в 1946 г. выполнялись рабочими в среднем на 160,8%. Из года в год росло число стахановцев, передовиков производства. Социалистическое соревнование, борьба за повышение производительности труда и перевыполнение норм обеспечили досрочное выполнение пятилетки. Выпуск школьно-письменных принадлежностей в 1950 г. на 45% превысил довоенный уровень41 . Это способствовало тому, что к концу пятилетки была восстановлена свободная продажа таких школьных принадлежностей, как карандаши, перья, ручки, линейки42 .

Несмотря на серьезные трудности, обусловленные большим ущербом, нанесенным войной целлюлозно-бумажной и полиграфической промышленности, из года в год увеличивалось производство тетрадей. В 1950 г. их поставки в торгующие организации превышали плановые. В результате снабжение школ ученическими тетрадями значительно улучшилось, обеспеченность учащихся достигла 44 тетрадей в среднем на каждого ученика в год43 , что создавало нормальные условия для организации учебного процесса.

Одной из важных задач в области народного образования в годы четвертой пятилетки являлось обеспечение школ учебниками и детской литературой. Решение ее сталкивалось с немалыми трудностями, так как во время войны были разрушены многие полиграфические предприятия в западных и юго- западных областях и республиках. Ощущалась нехватка бумаги, картона, переплетных тканей, химикатов, красок, шрифтов и других полиграфических материалов. За время войны произошло резкое сокращение выпуска книжной продукции. Если в 1940 г. в СССР было издано 44 136 названий книг тиражом 447 млн. экз., то в 1945 г. - лишь 18 120 названий тиражом 294 миллиона44 . В еще большей степени сократилось издание учебной литературы. Тираж школьных учебников в конце войны составлял 18 млн. экз. по сравнению со 125,5 млн. в предвоенные годы45 .

Партия и правительство приняли необходимые меры к обеспечению школьников учебниками. В короткие сроки были восстановлены и возобновили выпуск школьных учебников такие крупные издательства и полиграфические предприятия, как "Печатный двор" в Ленинграде, издательство учебно- педагогической литературы УССР "Радянська школа", Государственное книжное издательство БССР и другие46 . Несмотря на узость полиграфической базы, недостаточное количество в типографиях машин и оборудования, нерегулярное снабжение бума-


40 ЦГАОР УССР, ф. 166, оп. 15, д. 392, л. 178; ф, 5095, оп. 1, д. 9, л. 3.

41 См. Е. Д. Горский. Указ. соч., стр. 135. 136.

42 ЦГА РСФСР, ф. 2306. оп. 71. д. 8820. л. 18. 43 Там же, лл. 18 - 20.

44 А. И. Назаров. Очерки истории советского книгоиздательства. М. 1952, стр. 226, 259.

45 "Народное образование", 1946, N 11 - 12, стр. 68;. "Печать СССР за сорок лет, 1917 - 1957". Статистические материалы. М. 1957, стр. 80.

46 ГАОР и СС Ленинградской обл., ф. 1766, оп. 21, д. 49. лг 13; Партархив Института истории партии при ЦК КП Украины, ф. 1, оп. 1 - 32, д. 88, л. 2; "Труд" 22.XI.1944.

стр. 24


гой и другими материалами, уже в первый послевоенный год в стране было издано свыше 50 млн. школьных учебников. Правда, это еще не обеспечивало потребностей школы. Один учебник приходился в начальной школе на двоих учеников, в средней - на трех-четырех47 . Однако для первого послевоенного года это был значительный успех. С каждым годом выпуск учебников возрастал. Сравнительно быстрому восстановлению и пополнению фонда школьных учебников во многом способствовала успешная деятельность советских печатников, которые перевыполняли планы выпуска учебной литературы. Благодаря этому на большей части территории страны уже в 1948 г. была достигнута почти полная обеспеченность всех учащихся начальных, семилетних и средних школ комплектом учебников48 . Важнейшее значение имело постановление Совета Министров СССР "Об издании учебников на 1949/50 учебный год", которым перед полиграфической промышленностью была поставлена задача отпечатать 174 млн. учебников, что в 1,5 раза превышало программу предыдущего года49 . Советские полиграфисты, развернув социалистическое соревнование за досрочное выполнение правительственного задания, отпечатали весь тираж на месяц раньше намеченного срока, то есть к началу учебного года50 .

В завершающем году пятилетки тираж учебников для общеобразовательной школы составил более 189 млн. экз., что почти на 64 млн. превысило выпуск 1940 года. Всего же за годы четвертой пятилетки было издано 8 931 название учебной литературы общим тиражом 720 млн. экземпляров51 . Издание такого количества учебников позволяло обеспечить всех учащихся школ Советского Союза полным комплектом учебников как на русском языке, так и на языке каждой республики.

Большая работа была проведена за этот период по переработке и созданию новых учебников в соответствии с новыми программами и последними достижениями в области науки и техники. К этому важному делу были привлечены многие педагоги, известные ученые и деятели народного образования. Плодом их труда стали учебники, улучшенные по содержанию, стилю, языку и доступности материала. Был значительно обновлен комплект учебников для начальной школы52 . Проведенный Министерством просвещения РСФСР конкурс на составление лучших учебников дал школе новые учебники по русскому языку, географии, истории, литературе, химии и другим предметам, и впоследствии устаревшие пособия были заменены. Кроме того, были выпущены совершенно новые учебники для средней школы. Переработке и улучшению подверглись существующие учебники. В результате были созданы стабильные учебники по всем школьным предметам, что было непременным и решающим условием повышения качества преподавания53 .

Широкий размах получило издание детской литературы. К концу пятилетки тираж книг для детей почти вдвое превысил довоенный уровень и составил в 1950 г. около 73 млн. экз. по сравнению с 35 млн. в 1940 году54 . Это положительно отразилось на обеспечении школ и школьников научно- популярной и художественной литературой. За


47 "Народное образование", 1946, N 11 - 12, стр. 68.

48 ЦГА РСФСР, ф. 514, оп. 1, д. 116, л. 1.

49 "Культура и жизнь", 11.V.1949.

50 ЦГАОР СССР, ф. 5451, д. 280, л. 11.

51 "Печать СССР в 1975 году". Статистический сборник. М. 1976, стр. 242; "Печать СССР в годы пятилеток". Статистические материалы. М. 1971, стр. 48.

52 ЦГА РСФСР, ф. 514, оп. 1, д. 89, л. 5.

53 "Народное образование", 1947, N 1, стр. 63; "Культура и жизнь", 11.VII.1948; ЦГА РСФСР, ф. 514, оп. 1, д. 140, л. 5.

54 "Печать СССР в 1975 году", стр. 43.

стр. 25


счет литературы, изданной в годы пятилетки, значительно пополнились школьные библиотеки, больше книг стало поступать в розничную продажу, что создавало реальные возможности для использования в учебно-воспитательной работе внеклассного чтения. Количественному увеличению выпуска детских книг сопутствовало повышение их идейно-воспитательной и литературно- художественной ценности. Особенно вырос тираж книг серии "Школьная библиотека". Были выпущены произведения советской литературы, получившие широкое признание и сыгравшие огромную роль в коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

Таким образом, за первое послевоенное пятилетие под руководством Коммунистической партии была проведена огромная работа по восстановлению и развитию материальной базы советской школы. И хотя далеко не все задачи упрочения учебно-технической базы школьного образования были тогда решены, достигнутые успехи позволили полностью восстановить и значительно расширить по сравнению с довоенным периодом сеть массовых общеобразовательных школ, особенно средних и семилетних; успешно решить задачу обеспечения школьников стабильными учебниками, детской литературой и письменными принадлежностями; улучшить снабжение школ необходимыми пособиями и учебным оборудованием.

Героические усилия советского народа в первые послевоенные годы обеспечили не только быстрое восстановление, но и дальнейшее развитие школьной сети и упрочение ее материально-технической базы, что дало возможность, начиная с 1949/50 учебного года возобновить прерванный войной переход к осуществлению обязательного семилетнего образования.

В труднейших условиях первых послевоенных лет, когда надо было восстанавливать буквально все - жилища, домны, заводы и шахты, электростанции и больницы, советский народ нашел средства для того, чтобы в короткие сроки восстановить школы и создать в них все условия для нормального обучения и воспитания детей. В этом проявилась огромная созидательная сила социалистического строя, его жизненность и непобедимость.

 

Опубликовано на Порталусе 10 января 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама