аталог
ѕорталус
 рупнейша€ база публикаций

ѕ≈ƒј√ќ√» ј Ў ќЋ№Ќјя есть новые публикации за сегодн€ \\ 19.06.18

¬ќ——“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈ ћј“≈–»јЋ№Ќќ… Ѕј«џ ќЅў≈ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќ… Ў ќЋџ ¬ ѕ≈–¬џ≈ ѕќ—Ћ≈¬ќ≈ЌЌџ≈ √ќƒџ

ƒата публикации: 10 €нвар€ 2018
јвтор: “. ј. √Ћ»Ќ »Ќј
ѕубликатор: јлександр ѕавлович Ўиманский
–убрика: ѕ≈ƒј√ќ√» ј Ў ќЋ№Ќјя
Ќомер публикации: є1515588789 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


“. ј. √Ћ»Ќ »Ќј, (c)

найти другие работы автора

ќдной из характерных особенностей развитого социалистического общества €вл€етс€ высока€ образованность труд€щихс€. —егодн€ в нашей стране 73,2% рабочих имеют высшее и среднее (полное и неполное) образование (40 лет назад - 8%). „исленность специалистов с высшим и средним образованием за это врем€ возросла в промышленности в 34 раза, а в сельском хоз€йстве - в 47 раз1 . ¬о всех этих достижени€х огромна€ роль принадлежит созданной под руководством  оммунистической партии системе народного образовани€. ¬ ———– последовательно осуществлено об€зательное начальное, затем семилетнее и всеобщее среднее образование.

ѕрограмма нового улучшени€ де€тельности советской школы намечена в постановлени€х ÷   ѕ—— и —овета ћинистров ———– "ќ дальнейшем совершенствовании обучени€, воспитани€ учащихс€ общеобразовательных школ и подготовки их к труду" и "ќ переходе на бесплатное пользование учебниками учащимис€ общеобразовательных школ"2 . ¬ этих документах получили развитие ленинские принципы единой, трудовой, политехнической школы и традиции всеобщего внимани€ и заботы о воспитании и обучении подрастающего поколени€.

ќдним из важнейших условий осуществлени€ всеобщего среднего образовани€ €вл€етс€ прочна€ учебно-материальна€ база школы, что во многом определ€ет успех развити€ и совершенствовани€ дела обучени€ и воспитани€. ќбширна€ сеть школ и других учебных заведений страны располагает ныне значительным учебным оборудованием, современными техническими средствами обучени€, хорошо оснащенными учебными кабинетами, лаборатори€ми, библиотеками, производственными мастерскими и спортивными залами. —оветские школьники полностью обеспечены учебниками и всем необходимым дл€ учебы. —озданы учебно-техническа€ промышленность и учебно-педагогические издательства, де€тельность которых направлена на обеспечение школ и других учебных заведений учебно-нагл€дными пособи€ми, учебниками и оборудованием. ¬се это представл€ет собой прочную материальную базу дл€ осуществлени€ среднего всеобуча и дальнейшего совершенствовани€ учебно-воспитательного процесса.

 оммунистическа€ парти€ и —оветское государство, руководству€сь ленинскими заветами, на всем прот€жении существовани€ —оветской власти удел€ли посто€нное внимание созданию и укреплению


1 —м. Ћ. ». Ѕрежнев. ќ  онституции ———–. ƒоклады и выступлени€. ћ. 1977, стр. 50.

2 "ѕравда", 29.XII.1977; 3.I.1978.

стр. 16


материальной базы школ, рассматрива€ ее как необходимое условие успешного развити€ народного образовани€. ћного было сделано в этой области в первые дес€тилети€ —оветской власти. ¬ период ¬еликой ќтечественной войны делу народного образовани€ был нанесен огромный ущерб. Ќа оккупированной фашистами территории были сожжены, разрушены и разграблены 82 тыс. начальных, семилетних и средних школ3 . —ерьезный урон понесла учебна€ база школ. Ѕолее 30 тыс. школ, в том числе 2247 средних, полностью лишились учебного оборудовани€. ¬следствие разрушений и перевода предпри€тий учебно-технической промышленности на выполнение оборонных заказов выпуск учебно-нагл€дных пособий сократилс€ в 3 раза, ассортимент изготовл€вшейс€ продукции не превышал 150 названий, против 1500 предусмотренных перечнем, утвержденным ћинистерством просвещени€4 . ”ничтожение учебников во временно оккупированных районах и сокращение их выпуска в военные годы привело к тому, что в школах часто один учебник приходилс€ на три - п€ть и даже семь учеников. –езко уменьшились общие книжные фонды школьных библиотек. ќколо 25 тыс. школ в районах, подвергавшихс€ фашистской оккупации, вовсе лишились своих библиотек5 . Ѕольшие трудности возникали в обеспечении учащихс€: школьно-письменными принадлежност€ми: тетрад€ми, карандашами, ручками, стальными перь€ми.

ѕоднима€ из руин и пепла разрушенные города и села, промышленные предпри€ти€, колхозы и совхозы, советские люди под руководством партии в короткие сроки восстанавливали школы, интернаты, детские учреждени€, создавали необходимые услови€ дл€ дальнейшего развити€ системы обучени€ и воспитани€ подрастающего поколени€. ƒл€ возрождени€ народного образовани€ необходимо было прежде всего восстановить его материальную базу. »стори€ восстановлени€ ее почти не отражена в литературе. ƒо сих пор в исследовани€х по истории культурного строительства эти вопросы затрагиваютс€ очень бегло6 . ‘актически не получили они освещени€ и в последних работах по истории народного образовани€. ¬ статье ≈. ƒ. √орского 7 о восстановлении материальной базы культуры в послевоенные годы вопросам народного образовани€ также отведено очень мало места. ¬ насто€щей статье предпринимаетс€ попытка на конкретно-историческом материале показать организаторскую роль  оммунистической партии и развернувшеес€ в первые послевоенные годы по всей стране широкое движение масс за быстрейшее восстановление и развитие системы народного образовани€.

–абота по восстановлению школьного фонда, как и всего народного хоз€йства ———–, началась еще во врем€ войны, по мере освобождени€ советских территорий от врага.  оммунистическа€ парти€ и —оветское правительство нар€ду с возрождением промышленных объектов принимали меры к немедленному восстановлению жиль€, городского хоз€йства, учреждений здравоохранени€, культуры и образовани€. ¬озрождение школ €вл€лось важным условием нормализации жизни советских людей, ему придавалось большое политическое и народнохоз€йственное значение. ≈ще до окончани€ войны была восстановлена


3 —м. "—ообщение „резвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злоде€ний немецко-фашистских захватчиков". ћ. 1945, стр. 18.

4 "Ќародное образование", 1946, N 7, стр. 18; "”чительска€ газета", 9.VIII.1947.

5 "Ќародное образование", 1946, NN 8 - 9, стр. 6.

6 —м., например, " ѕ—— во главе культурной революции в ———–". ћ. 1972; √. —. —абирз€нов. ѕо законам дружбы и братства. ¬заимопомощь народов ———– в культурном строительстве в годы ¬еликой ќтечественной войны и послевоенного восстановлени€ народного хоз€йства (1941 - 1950).  азань. 1974, и др.

7 ≈. ƒ. √орский. –оль рабочего класса в восстановлении и укреплении материальной базы культуры в годы четвертой п€тилетки. (1946 - 1950) (на материалах –—‘—–). "Ќародные массы и строительство советской культуры". ћ. 1969.

стр. 17


значительна€ часть школьных зданий8 , возобновилс€ выпуск школьной продукции на предпри€ти€х учебно-технической и других отраслей промышленности. Ќо, естественно, наибольший размах эта работа прин€ла в годы первой послевоенной п€тилетки.

¬ «аконе о четвертом п€тилетнем плане восстановлени€ и развити€ народного хоз€йства ———– вопросам народного образовани€ было уделено особое место. ѕредсто€ло завершить переход ко всеобщему семилетнему обучению по всей стране, который был намечен XVIII съездом ¬ ѕ(б) и прерван войной. ¬виду разрушени€ школьной сети, оборудовани€ и фонда учебной литературы необходимо было прежде всего зан€тьс€ восстановлением и дальнейшим упрочением учебно-материальной базы народного образовани€.   концу п€тилетки должно было резко возрасти число начальных, семилетних и средних школ и количество учащихс€ в них9 . ѕлан предусматривал также обеспечение потребности школ и других учебных заведений в учебниках, школьно-письменных принадлежност€х, учебно-нагл€дных пособи€х и лабораторном оборудовании, повышение тиражей детской художественной и научно-попул€рной литературы. «начительно увеличивались ассигновани€ на нужды народного образовани€. –асходы на просвещение в государственном союзном бюджете и бюджете союзных республик в денежном исчислении уже в 1946 г. превысили довоенный уровень10 . ¬ среднем за п€тилетие они составили почти 14% расходов государственного бюджета11 . ¬ажные меры по восстановлению и развитию материальной базы народного образовани€ предусматривались прин€тыми в первые послевоенные годы постановлени€ми ÷ентрального  омитета партии и —оветского правительства о расширении сети школ и подготовке к учебному году, о снабжении школ учебниками, о производстве учебно-нагл€дных пособий12 .

¬ соответствии с п€тилетним планом по всей стране и в первую очередь в районах, подвергавшихс€ оккупации, развернулось большое промышленное, жилищное и культурное строительство. Ќеобходимо было не только достигнуть довоенного уровн€ развити€ всех отраслей хоз€йства и культуры в пострадавших от войны районах, но и добитьс€ дальнейшего их подъема по всей стране. ¬ широких масштабах шло школьное строительство. ¬о многих строительных организаци€х и трестах, участвовавших в нем, под руководством партийных и профсоюзных организаций развернулось движение за своевременный и досрочный ввод в действие школ, за высокое качество работ на объектах народного образовани€.

ярким примером самоотверженного труда на восстановлении учреждений народного образовани€ €вл€етс€ де€тельность строителей —талинграда. ¬ ходе борьбы за своевременный ввод в эксплуатацию


8 ¬сего за это врем€ в ———– по плану государственного строительства было построено и введено в действие 8412 школ на 1177 тыс. ученических мест. Ќа территори€х, освобожденных от оккупации, еще в ходе войны было восстановлено более 70 тыс. школ ("Ќародное образование, наука и культура в ———–". —татистический сборник. ћ. 1977, стр. 431; Ћ. ¬. ¬олодарский. ¬озрождение районов ———–, пострадавших от немецкой оккупации. ћ. 1956, стр. 39).

9 "«акон о п€тилетнем плане восстановлени€ и развити€ народного хоз€йства ———– на 1946 - 1950 гг.". ћ. 1946, стр. 48.

10 " ультурное строительство ———–". —татистический сборник. ћ. 1956, стр. 74.

11 "Ќародное образование в ———–". ћ. 1957, стр. 761.

12 —м. постановлени€: —овета ћинистров ———– - "ќб увеличении производства учебно-нагл€дных пособий". "Ќародное образование", 1946, N 1 - 2, стр. 32; ÷  ¬ ѕ(б) - "ќ снабжении школ учебниками". "ƒирективы ¬ ѕ(б) и постановлени€ —оветского правительства о народном образовании. —борник документов за 1917- 1947 гг.". ¬ып. 1. ћ. -Ћ. 1947, стр. 226 - 228; ÷  ¬ ѕ(б) - "ќ подготовке школ к новому 1948/49 учебному году". " ультура и жизнь", 21.VII, 11.VIII.1948; —овета ћинистров ———– - "ќб издании школьных учебников на 1949/50 учебный год". " ультура в жизнь", 11.V.1949.

стр. 18


школьных зданий по инициативе передовых рабочих треста "∆илстрой" с 20 июл€ 1946 г. была объ€влена 20-дневна€ стахановска€ вахта. ћежду бригадами развернулось соревнование за быстрое и доброкачественное школьное строительство13 . ћногие рабочие значительно перевыполн€ли производственные нормы. Ѕлагодар€ высокой производительности труда сталинградских строителей скоростными методами были возведены и сданы к 1 сент€бр€ 1946 г. с отличным и хорошим качеством восемь школ14 . — подлинным энтузиазмом работали строители города-геро€ и в последующие годы. Ѕольшой вклад в восстановление и строительство школ внесли строительные организации –остова-на-ƒону,  остромы, —вердловска,  раснодара, √орького,  уйбышева и многих других городов страны15 .

ќднако в то трудное врем€ невозможно было охватить государственным строительством все городские и сельские школы. —троительные организации были перегружены выполнением других заданий, испытывали недостаток стройматериалов, рабочей силы, механизмов, транспорта. ¬ этих услови€х огромную роль в строительстве школ сыграла общественность. «абота о школе, о создании наилучших условий дл€ обучени€ и воспитани€ подрастающего поколени€ стала поистине всенародным делом.  оллективы промышленных предпри€тий, колхозов, совхозов, учреждений помогали строительным организаци€м, выдел€ли рабочих, организовывали субботники на школьных стройках. ѕолучило дальнейшее развитие патриотическое движение по оказанию помощи школе, зародившеес€ перед войной и особенно развернувшеес€ в военные годы.

ћассовое участие труд€щихс€ в восстановительных и ремонтных работах на школьных объектах нашло свое выражение в получившем широкое распространение методе народной стройки. Ѕлагодар€ этому методу были восстановлены и построены тыс€чи школ. ¬ –—‘—– по инициативе и на средства общественности, по данным 52 областей, краев и автономных республик, в годы четвертой п€тилетки было построено и введено в действие 5820 школ на 493 тыс. ученических мест16 . Ѕольшой размах прин€ло школьное строительство силами общественности и в других союзных республиках. ¬ Ѕелоруссии методом народной стройки лишь в 1949 г. было возведено свыше 1 тыс., а на ”краине - более 700 новых школьных зданий17 .

¬ различных област€х, кра€х и республиках страны возникали в эти годы патриотические почины, направленные на оказание помощи школе, на восстановление и укрепление ее учебной и материальной базы. Ќаибольшую известность и широкую поддержку получило патриотическое движение по участию общественности в восстановлении и благоустройстве школ, возникшее еще в годы войны в ∆итомирской области ”——–18 . ѕримеру житомирцев следовали дес€тки коллективов промышленных предпри€тий, совхозов, общественные организации многих городов и областей ”краины, Ѕелоруссии и других республик. Ўироко известен и благородный почин общественных организаций и производственных коллективов √орьковской и Ќовосибирской областей, обратившихс€ к труд€щимс€ страны с призывом успешно подготовить школы к 1948/49 учебному году. »х призыв нашел гор€чий отклик


18 ≈. ƒ. √орский. ”каз. соч., стр. 119.

14 ÷√јќ– ———–, ф. 5451, оп. 25, д. 2363, л. 120.

15 “ам же, д. 2192, л. 10; "Ќародное образование", 1949, N 6. стр. 16, 17.

16 " ультурное строительство –—‘—–". —татистический сборник. ћ. 1958, стр. 311.

17 ѕ. ¬. —аевич. Ќародное образование в Ѕ——–. ћинск. 1950, стр. 28; ÷√јќ– ”——–, ф. 166, оп. 15, д. 570, л. 53.

18 ÷√јќ– ”——–, ф. 166, оп. 15, д. 251, л. 35; см. также ћ. ћ. √рищенко. Ќародна допомога школ≥.  ињв, 1948, стор. 51; "Ќародное образование в ———–", стр. 558.

стр. 19


по всей стране. ¬ движение помощи школе включились труд€щиес€ Ћенинградской, ћосковской, Ѕр€нской, ¬оронежской, ќмской, ѕсковской, —вердловской и других областей, ћордовской, ћарийской и других автономных республик –оссийской ‘едерации. »х поддержали труд€щиес€  азахской, јзербайджанской, “аджикской,  иргизской, √рузинской, “уркменской, Ѕелорусской и других союзных республик19 .

ќдной из наиболее распространенных и эффективных форм помощи народному образованию €вл€етс€ шефство над школами трудовых коллективов промышленных предпри€тий, учреждений, колхозов и совхозов. ќни восстанавливали и ремонтировали школьные здани€, заботились о благоустройстве и оборудовании подшефных школ, обеспечивали их необходимой мебелью, инвентарем и нагл€дными пособи€ми. ярким про€влением всенародной помощи предпри€тий в укреплении материальной базы школ €вл€етс€ шефска€ работа в ћоскве. Ўколам оказывали помощь более 700 организаций столицы. —выше 350 заводов и фабрик столицы стали посто€нными шефами школ. ¬ годы войны школа N 426 была зан€та дл€ размещени€ воинских частей, а позднее - под общежитие рабочих трамвайного парка. «дание требовало серьезного ремонта. ќдин из заводов полностью восстановил школьное помещение, котельную, водопровод, канализацию. ѕри подготовке школы к 1949/50 учебному году рабочие заменили кровлю, отремонтировали электропроводку, провели капитальный ремонт отопительной системы и оборудовани€ котельной, изготовили необходимый спортинвентарь, помогли в оборудовании физкультурного зала и спортивной площадки20 . «начительную помощь оказывали подшефным школам коллективы заводов "Ѕорец", имени Ё. “ельмана, "¬одоприбор", имени ѕарижской коммуны, м€сокомбината,  раснохолмского комбината, мелькомбината имени ј. ћ. √орького, трамвайного депо имени Ќ. Ѕаумана и многих других предпри€тий. Ѕлагодар€ де€тельности шефов школьна€ сеть в ћоскве была восстановлена уже к 1949 году. Ѕольшинство школ было капитально отремонтировано, благоустроено, обеспечено инвентарем, мебелью и учебным оборудованием 21 .

–азносторонней была шефска€ помощь школам со стороны рабочих коллективов Ћенинграда22 . «амечательную инициативу про€вили рабочие заводов имени —. ћ.  ирова и "Ѕольшевик", которые еще до окончани€ войны не только выполнили работу по восстановлению школьных зданий, но и позаботились о создании условий дл€ отдыха и воспитани€ школьников, оборудовали дл€ них комнаты продленного дн€. Ёта инициатива была подхвачена коллективами многих предпри€тий. ¬ первый же послевоенный год с помощью рабочих инструментального завода, завода "—тальконструкци€" и других предпри€тий в Ћенинграде были созданы дес€тки таких комнат, где школьники могли проводить свободное врем€ и готовить уроки23 . «начительную шефскую помощь оказывали школам заводы, фабрики и хоз€йственные организации ¬оронежа,  иева, ќдессы, —вердловска, ¬ологодской, ƒнепропетровской, √орьковской и других областей и городов24 .

Ўирокое развитие получило в годы четвертой п€тилетки социалистическое соревнование советских органов, комсомольских и профсоюзных организаций, шефствующих предпри€тий и колхозов за наилучшую подготовку школ к учебному году. ѕо примеру трудовых коллективов и


19 "”чительска€ газета", 29.VII.1948; ≈. ƒ. √орский. ”каз. соч., стр. 124; " ультура и жизнь", 21.VII; 21.31.VIII.1948.

20 √осархив ћосковской области (√јћќ), ф. 2159, оп. 8, д. 30, л. 2.

21 “ам же, оп. 8, д. 30, лл. 2, 3, 9 - 12.

22 —м. ≈. ƒ. √орский. ”каз. соч., стр. 125, 126.

23 "Ќародное образование", 1946. N 10.

24 —. ¬. ¬инокуров. Ќародное образование в ¬оронежской области. ¬оронеж. 1954, стр. 38; "”чительска€ газета", 13.V; 22.VI; 15.VII; 5, 26.VIII; 2.’II.1948; √осударственный архив ƒнепропетровской области, ф. 3101, оп. 1, д. 23, лл. 14, 15.

стр. 20


общественных организаций ¬инницкой, ’арьковской, Ќовосибирской и √орьковской областей труженики городов и сел брали высокие социалистические об€зательства по созданию лучших условий дл€ развити€ народного образовани€25 .

¬ результате огромной работы, проведенной под руководством  оммунистической партии и —оветского правительства, при активном участии всех труд€щихс€ была осуществлена широка€ программа школьного строительства. ¬сего в ———– в годы четвертой п€тилетки было восстановлено и построено 18538 общеобразовательных школ на 2470 тыс. ученических мест, в том числе 4345 школ - государственными кооперативными предпри€ти€ми и организаци€ми и 14193 - общественностью и колхозами. —троительство велось по усовершенствованным типовым проектам.  оличество массовых общеобразовательных школ значительно возросло.   началу 1950/51 учебного года в стране насчитывалось 201623 начальных, семилетних и средних школы26 , то есть на 8628 больше, чем было предусмотрено п€тилетним планом. «адани€ п€тилетнего плана в области восстановлени€ и развити€ школьной сети были успешно выполнены, она значительно расширилась по сравнению с довоенным периодом. ќсобенно выросла за первое послевоенное п€тилетие сеть семилетних и средних школ. »х количество увеличилось на 2004527 . —озданна€ сеть школ позволила обеспечить обучение всех детей школьного возраста и начать переход ко всеобщему семилетнему образованию.

’арактерной чертой промышленного развити€ ———– в годы четвертой п€тилетки было широкое внедрение в производство новой и новейшей техники.  рупные успехи были достигнуты в то врем€ советской наукой. “ехнический прогресс и научные открыти€ предъ€вл€ли новые требовани€ к подготовке кадров, к обучению молодого поколени€. Ќеобходимо было совершенствовать содержание, формы и методы учебной работы общеобразовательной школы. Ќа передний план выдвигалась задача развити€ и укреплени€ ее учебно- технической базы, обеспечени€ современным учебным оборудованием, лабораторными приборами, нагл€дными пособи€ми и учебниками, создани€ учебных кабинетов, применени€ в учебном процессе технических средств обучени€. ¬се это нашло отражение в п€тилетнем плане развити€ народного хоз€йства на 1946 - 1950 годы. ƒл€ выполнени€ поставленной задачи необходимо было значительно увеличить производство учебно-нагл€дных пособий и приборов, организовать их массовый выпуск в соответствии с достигнутым уровнем науки и техники. ¬едущее место в решении этой задачи принадлежало предпри€ти€м учебно-технической промышленности –—‘—–, в основном специализировавшимс€ на изготовлении объемных нагл€дных пособий.  роме того, к производству учебных пособий и приборов были привлечены предпри€ти€ химической, авиационной, картографической, средств св€зи, электро- и станкостроительной промышленности, ћинистерства здравоохранени€ и других ведомств, которые изготовл€ли 168 наименований учебного и лабораторного оборудовани€ на сумму около 16 млн. руб. в год28 . Ўироко развернулось производство учебных пособий на местах. ¬ некоторых кра€х и област€х налаживалось изготовление различной школьной продукции из местных материалов. ѕостепенно восстанавливалась и развивалась учебно-техническа€ промышленность и в других союзных республиках. Ќа восстанавливающихс€ предпри€ти€х треста учебно-


25 ÷√јќ– ”——–, ф. 166, оп. 15, д. 570, л. 53; д. 251, л. 35; "”чительска€ газета", 29.VII; 3.IX.1948.

26 " ультурное строительство ———–", стр. 72.

27 “ам же, стр. 80.

28 ÷√ј –—‘—–, ф. 2306, оп. 71, д. 8805, лл. 25, 30. «десь и в дальнейшем показатели выпуска валовой продукции привод€тс€ в неизменных ценах 1926/27 года.

стр. 21


канцел€рских принадлежностей ”——– к концу п€тилетки изготавливалось уже 87 наименований учебных пособий общим тиражом 192 тыс. на сумму свыше 60 млн. руб. в год29 .

–ешающим условием увеличени€ выпуска пособий €вл€лись творческа€ инициатива и самоотверженный труд рабочих, успешно выполн€вших плановые задани€. ѕо-ударному трудились многие коллективы учебно-технической промышленности. ¬ыполнению производственной программы, улучшению качества продукции способствовало широко развернувшеес€ в отрасли социалистическое соревнование, во главе которого сто€ли коллективы ленинградских заводов "‘изэлектроприбор", "Ёлектродело", "ƒиафото", загорского завода "Ўкольное приборостроение", московских фабрик "ѕрирода и школа" и "’имические реактивы", где благодар€ хорошей организации и высокой производительности труда посто€нно перевыполн€лись производственные задани€ и выпускалась сверхпланова€ продукци€30 .

Ќа многих предпри€ти€х, несмотр€ на нехватку кадров, выпуск продукции дл€ школ осуществл€лс€ с опережением запланированных темпов. Ќа предпри€ти€х √лавучтехпрома - главного поставщика учебных пособий и оборудовани€- запланированный уровень 1950 г. был достигнут уже в 1948 году. “аким образом, п€тилетний план по учебно-технической промышленности –—‘—– был выполнен за четыре года. ќбъем годового выпуска учебной продукции по этой отрасли увеличилс€ по сравнению с 1940 г. на 71,1 млн. руб., или на 207,2%. ¬ 1950 г. выпуск ее составил уже сумму в 201,5 млн. руб., или 303,9% довоенного уровн€. ¬сего за годы п€тилетки на предпри€ти€х √лавучтехпрома ћинпроса –—‘—– было выпущено продукции на 701,9 млн. руб., что на 41,1% превысило наметки п€тилетнего плана31 . ¬ысокими показател€ми характеризовалась и де€тельность в этой области предпри€тий других отраслей как союзной, так и местной промышленности. ¬ 1950 г. предпри€ти€ ћинистерства промышленности средств св€зи ———– выполнили план производства учебных пособий и приборов на 230%, ћинистерства здравоохранени€ - на 164,3%, электропромышленности - на 148,3%, вооружени€ - на 145,1 %32 .

”спешна€ де€тельность дес€тков предпри€тий различных отраслей народного хоз€йства, выпускавших продукцию дл€ школ, привела к тому, что учебно- материальна€ база народного образовани€ пополнилась современными пособи€ми и приборами. ”же в первый год п€тилетки школы страны только в централизованном пор€дке получили их более чем на 31 млн. руб., что превысило довоенный уровень33 .

ѕарти€ и правительство придавали большое значение производству новых, более совершенных видов учебных пособий и оборудовани€, внедрению в учебный процесс современных технических средств обучени€. Ќа большинстве предпри€тий проводилась с этой целью сложна€ перестройка производства, сопровождавша€с€ пополнением станочного парка, освоением нового оборудовани€, применением новых материалов и св€занной с этим переподготовкой кадров. ќсобенно трудно протекали указанные процессы на предпри€ти€х учебно-технической промышленности, которые располагали менее технически оснащенной материально-производственной базой и, как правило, имели немногочисленный штат работников.

Ѕольша€ работа по усовершенствованию производства и освоению новых видов продукции привела к значительному расширению ассорти-


29 ÷√јќ– ”——–, ф. 4856, оп. 4, д. 242. л. 157.

30 ÷√ј –—‘—–, ф. 2306, оп. 71, д. 8745, лл. 42, 45, 49, 52, 57, 59; д. 8755, лл. 53, 76, 83.

31 “ам же, д. 8755, лл. 5, 6; д. 8765, л. 7.

32 “ам же, д. 8820, лл. 16, 17.

33 “ам же, д. 8805, л. 34.

стр. 22


мента нагл€дных пособий. Ћишь в системе √лавучтехпрома к концу п€тилетки изготавливалось 509 видов учебных пособий и приборов по сравнению с 264 в 1940 году. —реди новых приборов были школьные телескопы, термостаты, проекторы и другие, ранее не изготовл€вшиес€ в стране дл€ учебных целей34 .

”спешно осваивалось производство новых пособий и приборов, важных дл€ улучшени€ учебного процесса на предпри€ти€х других ведомств. Ќачина€ с 1946 г. заводы ћинистерства вооружени€ начали выпуск нескольких видов микроскопов, спектроскопов, биноклей и других сложных приборов дл€ учебных заведений. ќт ћинистерства промышленности средств св€зи дл€ учебных целей начали поступать телефонные аппараты, выпр€мители тока и т. д. ѕредпри€ти€ электропромышленности выпускали дл€ школ амперметры, вольтметры и другие физические приборы35 . ¬ результате прин€тых мер и успешной де€тельности р€да предпри€тий номенклатура основных учебно-нагл€дных пособий и приборов, выпускаемых промышленностью страны, увеличилась до 1087 наименований36 .

  концу первой послевоенной п€тилетки производство школьных пособий и приборов превысило довоенный уровень как по общему объему выпускаемой продукции, так и по ассортименту. ¬се это позволило перейти на планирование производства и централизованное распределение учебных пособий и школьного оборудовани€ с учетом потребностей не только школьной сети на территори€х, подвергавшихс€ временной оккупации, но и школ всей страны.

¬ последние годы первого послевоенного п€тилети€ большое внимание удел€лось вопросам электрификации, радиофикации, кинофикации школ, оснащению их современной техникой и приборами, созданию кабинетов физики, химии, биологии, математики и других учебных дисциплин. Ѕольшую помощь школам в этом деле оказывали шефы. ќни помогали в приобретении и установке оборудовани€ и приборов, в создании учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и спортивных комплексов. ѕри огромной помощи шефствующих промышленных предпри€тий, совхозов и колхозов только на ”краине к началу 1949/50 учебного года было электрифицировано 3798 школ и 6636 - радиофицировано, в школах республики было оборудовано 5412 учебных кабинетов, большое количество мастерских и физкультурных площадок37 . Ёто в значительной мере способствовало совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

ѕ€тилетним планом предусматривалось достичь довоенных норм обеспеченности каждого учащегос€ школьно-письменными принадлежност€ми. ¬ св€зи с этим намечалс€ значительный рост производства всех видов этой продукции38 . ѕостепенно налаживалось их производство. »зготовлением их по решению правительства занимались предпри€ти€ различных отраслей хоз€йства. ¬ основном же выпуск этой продукции осуществл€лс€ трестом школьно-письменных принадлежностей ћинистерства местной промышленности –—‘—–, в состав которого входили такие крупные специализированные предпри€ти€, как московские карандашные фабрики имени  расина и имени —акко и ¬анцетти, ленинградска€ фабрика беловых товаров "—веточ", €рославский завод металлических изделий "—оюз", ћосковский завод художественных красок и туши и другие39 . “акие же специализированные предпри€ти€ имелись и в некоторых других республиках. Ќа ”краине, например,


34 “ам же, д. 8775, л. 5; д. 3737, лл. 21 - 23.

35 “ам же, д. 8805, лл. 23, 30. зе “ам же, д. 8737, л. 27.

37 ÷√јќ– ”——–, ф. 166, оп. 15, д. 570, лл. 57, 58.

38 "”чительска€ газета", 6.III.1946; "Ќародное образование", 1946, N 7, стр. 21.

39 ÷√ј –—‘—–, ф. 44, оп. 1, д. 2125, л. 20.

стр. 23


начали выпускать продукцию восстановленные —лав€нска€ карандашна€ фабрика, ќдесска€ картонажна€ фабрика, харьковска€ фабрика "јвторучка" и р€д беловых фабрик на некоторых бумажных комбинатах40 . –азличные виды письменных принадлежностей изготавливались также некоторыми предпри€ти€ми полиграфической, учебно-технической, легкой и местной промышленности.

ѕроизводственные коллективы этих предпри€тий под руководством партийных и профсоюзных организаций развернули соревнование за увеличение выпуска школьно-письменных принадлежностей. ѕреодолева€ трудности, они добивались высокой производительности труда. Ќа предпри€ти€х треста школьно-письменных принадлежностей нормы выработки в 1946 г. выполн€лись рабочими в среднем на 160,8%. »з года в год росло число стахановцев, передовиков производства. —оциалистическое соревнование, борьба за повышение производительности труда и перевыполнение норм обеспечили досрочное выполнение п€тилетки. ¬ыпуск школьно-письменных принадлежностей в 1950 г. на 45% превысил довоенный уровень41 . Ёто способствовало тому, что к концу п€тилетки была восстановлена свободна€ продажа таких школьных принадлежностей, как карандаши, перь€, ручки, линейки42 .

Ќесмотр€ на серьезные трудности, обусловленные большим ущербом, нанесенным войной целлюлозно-бумажной и полиграфической промышленности, из года в год увеличивалось производство тетрадей. ¬ 1950 г. их поставки в торгующие организации превышали плановые. ¬ результате снабжение школ ученическими тетрад€ми значительно улучшилось, обеспеченность учащихс€ достигла 44 тетрадей в среднем на каждого ученика в год43 , что создавало нормальные услови€ дл€ организации учебного процесса.

ќдной из важных задач в области народного образовани€ в годы четвертой п€тилетки €вл€лось обеспечение школ учебниками и детской литературой. –ешение ее сталкивалось с немалыми трудност€ми, так как во врем€ войны были разрушены многие полиграфические предпри€ти€ в западных и юго- западных област€х и республиках. ќщущалась нехватка бумаги, картона, переплетных тканей, химикатов, красок, шрифтов и других полиграфических материалов. «а врем€ войны произошло резкое сокращение выпуска книжной продукции. ≈сли в 1940 г. в ———– было издано 44 136 названий книг тиражом 447 млн. экз., то в 1945 г. - лишь 18 120 названий тиражом 294 миллиона44 . ¬ еще большей степени сократилось издание учебной литературы. “ираж школьных учебников в конце войны составл€л 18 млн. экз. по сравнению со 125,5 млн. в предвоенные годы45 .

ѕарти€ и правительство прин€ли необходимые меры к обеспечению школьников учебниками. ¬ короткие сроки были восстановлены и возобновили выпуск школьных учебников такие крупные издательства и полиграфические предпри€ти€, как "ѕечатный двор" в Ћенинграде, издательство учебно- педагогической литературы ”——– "–ад€нська школа", √осударственное книжное издательство Ѕ——– и другие46 . Ќесмотр€ на узость полиграфической базы, недостаточное количество в типографи€х машин и оборудовани€, нерегул€рное снабжение бума-


40 ÷√јќ– ”——–, ф. 166, оп. 15, д. 392, л. 178; ф, 5095, оп. 1, д. 9, л. 3.

41 —м. ≈. ƒ. √орский. ”каз. соч., стр. 135. 136.

42 ÷√ј –—‘—–, ф. 2306. оп. 71. д. 8820. л. 18. 43 “ам же, лл. 18 - 20.

44 ј. ». Ќазаров. ќчерки истории советского книгоиздательства. ћ. 1952, стр. 226, 259.

45 "Ќародное образование", 1946, N 11 - 12, стр. 68;. "ѕечать ———– за сорок лет, 1917 - 1957". —татистические материалы. ћ. 1957, стр. 80.

46 √јќ– и —— Ћенинградской обл., ф. 1766, оп. 21, д. 49. лг 13; ѕартархив »нститута истории партии при ÷   ѕ ”краины, ф. 1, оп. 1 - 32, д. 88, л. 2; "“руд" 22.XI.1944.

стр. 24


гой и другими материалами, уже в первый послевоенный год в стране было издано свыше 50 млн. школьных учебников. ѕравда, это еще не обеспечивало потребностей школы. ќдин учебник приходилс€ в начальной школе на двоих учеников, в средней - на трех-четырех47 . ќднако дл€ первого послевоенного года это был значительный успех. — каждым годом выпуск учебников возрастал. —равнительно быстрому восстановлению и пополнению фонда школьных учебников во многом способствовала успешна€ де€тельность советских печатников, которые перевыполн€ли планы выпуска учебной литературы. Ѕлагодар€ этому на большей части территории страны уже в 1948 г. была достигнута почти полна€ обеспеченность всех учащихс€ начальных, семилетних и средних школ комплектом учебников48 . ¬ажнейшее значение имело постановление —овета ћинистров ———– "ќб издании учебников на 1949/50 учебный год", которым перед полиграфической промышленностью была поставлена задача отпечатать 174 млн. учебников, что в 1,5 раза превышало программу предыдущего года49 . —оветские полиграфисты, развернув социалистическое соревнование за досрочное выполнение правительственного задани€, отпечатали весь тираж на мес€ц раньше намеченного срока, то есть к началу учебного года50 .

¬ завершающем году п€тилетки тираж учебников дл€ общеобразовательной школы составил более 189 млн. экз., что почти на 64 млн. превысило выпуск 1940 года. ¬сего же за годы четвертой п€тилетки было издано 8 931 название учебной литературы общим тиражом 720 млн. экземпл€ров51 . »здание такого количества учебников позвол€ло обеспечить всех учащихс€ школ —оветского —оюза полным комплектом учебников как на русском €зыке, так и на €зыке каждой республики.

Ѕольша€ работа была проведена за этот период по переработке и созданию новых учебников в соответствии с новыми программами и последними достижени€ми в области науки и техники.   этому важному делу были привлечены многие педагоги, известные ученые и де€тели народного образовани€. ѕлодом их труда стали учебники, улучшенные по содержанию, стилю, €зыку и доступности материала. Ѕыл значительно обновлен комплект учебников дл€ начальной школы52 . ѕроведенный ћинистерством просвещени€ –—‘—– конкурс на составление лучших учебников дал школе новые учебники по русскому €зыку, географии, истории, литературе, химии и другим предметам, и впоследствии устаревшие пособи€ были заменены.  роме того, были выпущены совершенно новые учебники дл€ средней школы. ѕереработке и улучшению подверглись существующие учебники. ¬ результате были созданы стабильные учебники по всем школьным предметам, что было непременным и решающим условием повышени€ качества преподавани€53 .

Ўирокий размах получило издание детской литературы.   концу п€тилетки тираж книг дл€ детей почти вдвое превысил довоенный уровень и составил в 1950 г. около 73 млн. экз. по сравнению с 35 млн. в 1940 году54 . Ёто положительно отразилось на обеспечении школ и школьников научно- попул€рной и художественной литературой. «а


47 "Ќародное образование", 1946, N 11 - 12, стр. 68.

48 ÷√ј –—‘—–, ф. 514, оп. 1, д. 116, л. 1.

49 " ультура и жизнь", 11.V.1949.

50 ÷√јќ– ———–, ф. 5451, д. 280, л. 11.

51 "ѕечать ———– в 1975 году". —татистический сборник. ћ. 1976, стр. 242; "ѕечать ———– в годы п€тилеток". —татистические материалы. ћ. 1971, стр. 48.

52 ÷√ј –—‘—–, ф. 514, оп. 1, д. 89, л. 5.

53 "Ќародное образование", 1947, N 1, стр. 63; " ультура и жизнь", 11.VII.1948; ÷√ј –—‘—–, ф. 514, оп. 1, д. 140, л. 5.

54 "ѕечать ———– в 1975 году", стр. 43.

стр. 25


счет литературы, изданной в годы п€тилетки, значительно пополнились школьные библиотеки, больше книг стало поступать в розничную продажу, что создавало реальные возможности дл€ использовани€ в учебно-воспитательной работе внеклассного чтени€.  оличественному увеличению выпуска детских книг сопутствовало повышение их идейно-воспитательной и литературно- художественной ценности. ќсобенно вырос тираж книг серии "Ўкольна€ библиотека". Ѕыли выпущены произведени€ советской литературы, получившие широкое признание и сыгравшие огромную роль в коммунистическом воспитании подрастающего поколени€.

“аким образом, за первое послевоенное п€тилетие под руководством  оммунистической партии была проведена огромна€ работа по восстановлению и развитию материальной базы советской школы. » хот€ далеко не все задачи упрочени€ учебно-технической базы школьного образовани€ были тогда решены, достигнутые успехи позволили полностью восстановить и значительно расширить по сравнению с довоенным периодом сеть массовых общеобразовательных школ, особенно средних и семилетних; успешно решить задачу обеспечени€ школьников стабильными учебниками, детской литературой и письменными принадлежност€ми; улучшить снабжение школ необходимыми пособи€ми и учебным оборудованием.

√ероические усили€ советского народа в первые послевоенные годы обеспечили не только быстрое восстановление, но и дальнейшее развитие школьной сети и упрочение ее материально-технической базы, что дало возможность, начина€ с 1949/50 учебного года возобновить прерванный войной переход к осуществлению об€зательного семилетнего образовани€.

¬ труднейших услови€х первых послевоенных лет, когда надо было восстанавливать буквально все - жилища, домны, заводы и шахты, электростанции и больницы, советский народ нашел средства дл€ того, чтобы в короткие сроки восстановить школы и создать в них все услови€ дл€ нормального обучени€ и воспитани€ детей. ¬ этом про€вилась огромна€ созидательна€ сила социалистического стро€, его жизненность и непобедимость.

 

ќпубликовано 10 €нвар€ 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.
¬аше мнение?