Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ есть новые публикации за сегодня \\ 18.10.18


Слово "учитель" как и "армия" должно звучать гордо (мнение)

Дата публикации: 09 октября 2018
Автор: Анатолий СТАСОВСКИЙ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1539086533 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Анатолий СТАСОВСКИЙ, (c)

найти другие работы автора

На фото: Слово "учитель" как и "армия" должно звучать гордо (мнение), автор: admin
На фото: Слово "учитель" как и "армия" должно звучать гордо (мнение). Добавлено: admin, http://portalus.ru

5 октября, в День учителя, открылся всероссийский конкурс "Учитель года" - одно из детищ бывшего министра общего и профессионального образования РФ профессора Владимира Кинелева. Мы попросили его подробнее рассказать о проблемах, связанных с реформой системы образования.

- Владимир Георгиевич, сегодня в сфере образования накопилось столько проблем, что только одно их перечисление займет много времени. Тем не менее вы находите возможность собрать педагогов со всей страны на всероссийский конкурс "Учитель года". Это попытка устроить праздник хотя бы небольшому количеству учителей или нечто иное, более принципиальное?

- Праздником конкурс "Учитель года", конечно, в определенном смысле назвать можно. Но это и соревнование, и напряженная работа, и обмен опытом. Причем на виду у коллег, у взыскательных "рефери". Но мне, безусловно, хотелось бы, чтобы всероссийский конкурс считался и частью нашей новой концепции образовательной системы России.

Не секрет, что одной из острейших проблем для нас остается социальная незащищенность педагогов. Я уверен, что это понимают и представители социально ответственной элиты российского общества, которых мы надеемся привлечь под знамена Общественного совета по образованию. Это поможет создать, если хотите, культ педагога в нашей стране.

Если же говорить о преобразованиях и реформировании в целом, то хотел бы отметить, что образование - среда изначально весьма консервативная, и авантюризм в подходах к реформированию образовательной системы неприемлем. Поэтому нынешний этап реформ должен стать логическим продолжением всех предыдущих усилий по перестройке российского образования.

Ключевым моментом здесь я считаю прежде всего перемены в экономике образования. Они предполагают переход к прямому получению бюджетных средств учреждениями образования, а не централизованными бухгалтериями при органах управления образованием.

- Иными словами, вы - за определенную материальную независимость каждого учебного заведения?

- Именно. Важно закрепить самостоятельность образовательных учреждении как хозяйственных субъектов. Школы, училища, вузы должны зарегистрировать свои уставы как самостоятельные юридические лица и обрести свой круг учредителей, при этом официально оформить права хозяйственного ведения на свою недвижимость. Короче говоря, ощутить себя пусть маленькими, но вполне самостоятельными экономическими организмами.

- Но, согласитесь, для нормальной работы в таких условиях необходимо не только и, возможно, не столько бюджетное финансирование.

- На сегодняшний день действительно очень важно наладить полноценное внебюджетное финансирование образовательных учреждений. Если вам интересно, я могу назвать несколько основных направлений привлечения этих средств.

Это, к примеру, дополнительные образовательные услуги, не входящие в государственные стандарты и оказываемые на платной основе; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала по заказам государственных и частных структур; поэтапный переход к платному пользованию объектами социальной инфраструктуры учебных заведений; коммерческое обучение иностранных студентов, аспирантов и стажеров...

Сегодня рынок образования меняется стремительно. Есть Интернет, есть возможность учиться за рубежом, есть дистанционное обучение. Да и возможности самообучения повысились. Если ранее ученик если не знал верных ответов на домашнее задание, ему приходилось туго. Сегодня же есть онлайн-сборники готовых домашних заданий (см. для примера внешнюю ссылку), которые объяснят решение той или иной задачи подробнее, чем классический преподаватель.

- Сегодня практически в любой из областей экономической и социальной жизни страны чуть ли не главным лозунгом является пресловутое "все старое на слом"...

- Нельзя забывать, что, несмотря на жесткую идеологическую направленность, кое в чем советская система образования обладала неоспоримыми достоинствами. Я думаю, что в образовании, как и в медицине, в процессе реформирования необходимо соблюдать важнейший принцип "не навреди".

Но, безусловно, изменения есть и будут. Они не только в новом поколении школьников и студентов, которые не знают уже, что такое речевка, личный комплексный план или строгий выговор с занесением в личное дело. От жестко унифицированной системы образования, существовавшей в советские времена, мы переходим к многообразной системе, позволяющей семьям и учащимся самим выбирать интересующие их образовательные и профессионально-образовательные программы.

В общеобразовательной школе предстоит разумное - на 10-12 процентов - снижение учебной нагрузки, так как очевидно, что сегодняшние нагрузки неоправданны с точки зрения конечного результата и пагубно сказываются на здоровье учащихся. Мы в дальнейшем сохраним как пяти-, так и шестидневное обучение, и право выбора останется за родителями.

- Владимир Георгиевич, как в планах реформирования системы общего и профессионального образования выглядят военные проблемы, вопросы военно- патриотического воспитания?

- Начальная, средняя, а затем и высшая школа - среда, в которой закладывается и формируется отношение молодого человека к армии, к воинской службе. Поэтому при участии Министерства общего и профессионального образования сейчас разрабатываются гуманитарные программы, реализация которых должна переломить ситуацию в восприятии армии и военных дисциплин новыми поколениями.

Мы должны продемонстрировать, что армия не только долг, но и профессия, что Россия - страна с богатыми позитивными традициями воинской службы, что армия - это престижно и, наконец, как сегодня выражаются молодые, круто. Нам представляется, что важно не только провести военную реформу: важно убедить общество, что реформа изменит в лучшую сторону облик Вооруженных Сил. И особенно важно убедить в этом старших школьников и студентов.

Конечно, идеологизированная система военной подготовки, существовавшая в советские времена, восстановлена быть не может. В системе высшей школы предполагается создание военных факультетов в гражданских вузах, а также межвузовских военных кафедр военных институтов и факультетов в составе существующих и вновь образуемых университетских комплексов. Эти процессы, по нашему мнению, должны сопровождаться укрупнением и совершенствованием учебной базы военных учебных заведений - академий и училищ. И, конечно, построением новой системы патриотического воспитания в рамках программ построения новой национальной идеологии России.

- Для людей в погонах актуальной и острой продолжает оставаться проблема переподготовки тех, кто покидает военную службу...

- Переподготовка военнослужащих, обучение их гражданским профессиям может быстро и качественно проходить на базе отечественных учебных заведений в системе университетов или же таких вузов, как Институт молодежи.

Обучение военных за границей представляется в этой связи надуманной и дорогостоящей затеей. Частично уже разработаны и продолжают разрабатываться современные программы переквалификации людей в. погонах.

Ключевой вопрос сегодня в другом - как найти дополнительные источники финансирования этих программ в условиях, когда бюджеты всех уровней могут просто не выдержать бремени расходов, связанных с различными сторонами военной реформы.

Нам представляется, что, во-первых, дополнительные средства можно получить от международных институтов и фондов, поддерживающих образовательные программы, - эта работа нами ведется и уже приносит свои плоды.

Во-вторых, можно и нужно предоставить определенные льготы и стимулы коммерческим и финансовым структурам, которые будут финансировать переподготовку военных в качестве своих будущих сотрудников.

Наконец, свой вклад должна внести общенациональная и региональная система поддержки предпринимательства. Наше министерство уже сегодня готово выступить одним из организаторов всех этих процессов.

- Не уводят ли вас в сторону от всех этих серьезных и актуальных проблем различные, так сказать, околообразовательные разборки и столкновения? Вспомним ситуацию со школьными учебниками: и без того непростую, ее усложнил разгоревшийся скандал в издательстве "Дрофа". Вас ведь тоже не обошла стороной борьба за подряды на изготовление учебников?

- Все это, конечно, и отвлекает, и зачастую огорчает. Что касается "Дрофы", действительно издающей 30 процентов федерального комплекта школьных учебников, то я никогда, несмотря на прозвучавшие в прессе обвинения, непосредственно не занимался вопросами издания учебной литературы, все это прерогатива зам-министра. А до 1996 года я возглавлял Госкомвуз РФ и вообще не занимался издательскими вопросами. Тем не менее в стороне от проблемы остаться, безусловно, сложно, и меня искренне заботят вопросы обеспечения школ и вузов учебниками.

Впредь Министерство общего и профессионального образования станет лишь утверждать содержание базового комплекта учебников, а полиграфические заказы будут размещаться непосредственно в регионах.

- И последний вопрос, Владимир Георгиевич. Мы знаем, что раньше школа воспитывала в детях любовь к Родине, уважение к родителям, доброту к ближним... Что сегодня она стремится вложить в своих воспитанников?

- Думаю, образование должно быть нацелено на то, чтобы человек мог осознать себя личностью, чтобы он почувствовал свою причастность к судьбе Отечества. Мы, к сожалению, редко произносим это слово, еще реже о нем задумываемся, а ведь гражданственность очень нужна нашей молодежи...

_____________________-

Визитная карточка. Кинелев Владимир Георгиевич родился в 1945 году в городе Усть-Калманка Алтайского края. В 1968-м с отличием окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана, "задержавшись" в нем - от студента до проректора по учебной работе - больше, чем на 20 лет. Здесь же в 1984 году стал доктором технических наук, в 1987-м - профессором. В 1990 году назначен первым заместителем председателя Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы. В 1993-м - председателем Госкомвуза РФ. С августа 1996-го министр общего и профессионального образования РФ.

Опубликовано 09 октября 2018 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): учитель, школа, современная школа, роль учителя в современной школе, современный учитель



Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама